«Берут не взяточников, а людей, которые пытаются решить мелкие бытовые вопросы и неурядицы незаконным путем», — комментируют эксперты из юридического сообщества новый законопроект, внесенный сегодня в Госдуму. Депутаты предложили наказывать сроком до 4 лет колонии за мелкие взятки и коммерческий подкуп, размер которых не превышает 10 тыс. рублей. О том, что послужило поводом для внесения данной инициативы и чем это может обернуться, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Госдуму внесли законопроект об усилении ответственности за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп. Речь идет о взятках, которые не превышают 10 тыс. рублей
«Открывает путь к многомиллиардным взяткам…»
Сегодня рано утром в Госдуму внесли законопроект об усилении ответственности за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп. Речь идет о взятках, которые не превышают 10 тыс. рублей. Важное пояснение — минимального порога у взятки нет, это могут быть и 500 рублей, главное, чтобы следственные органы оценили эту сумму в качестве незаконного вознаграждения.
Авторы законопроекта — председатель комитета по противодействию коррупции Василий Пискарев, депутаты Андрей Луговой, Рахим Азимов, Эрнест Валеев, Юрий Афонин и другие члены комитета. Законопроект планируется рассмотреть на осенней сессии Госдумы.
В случае принятия закона будет усилена уголовная ответственность за получение взятки или коммерческий подкуп. Теперь за взятку в размере менее 10 тыс. рублей преступнику будет грозить от 3 до 4 лет лишения свободы. Пока же наказание за первую взятку карается лишением свободы до 1 года, а рецидивистам — до 3 лет. И квалифицируется по специальной статье Уголовного кодекса — 291.2.
Кроме того, к совершившим такие преступления будет применяться конфискация имущества. Пока эта мера не предусмотрена, и авторы законопроекта считают, что ее введение позволит компенсировать ущерб потерпевшим. Важно отметить, что потерпевшая сторона по делам о взятках — это государство.
Еще, по задумке авторов, у преступлений появятся новые квалифицирующие признаки, такие как вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и заведомая незаконность действия (бездействия).
«Кроме огромной общественной опасности, которую несет в себе такая коррупция, создавая у нечистых на руку чиновников иллюзию вседозволенности и открывая тем самым путь к многомиллиардным взяткам, зачастую такие преступления приобретают характер криминального бизнеса», — написал сегодня в своем телеграм-канале автор законопроекта Пискарев.
Василий Пискарев: «Огромная общественная опасность, которую несет в себе такая коррупция, создавая у нечистых на руку чиновников иллюзию вседозволенности»
Мелкие взятки составляют пятую часть всех коррупционных преступлений
В пояснительной записке к тексту законопроекта указано, что он разработан для исполнения постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов, которое прошло еще в 2020 году.
«Анализ правоприменительной практики показывает, что в целом уровень мелкого взяточничества с момента введения в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 291 в течение нескольких лет незначительно снижался. В 2020 году зарегистрировано 5 274 случая взяток в размере менее 10 тыс. рублей (в 2019 году — 5 408 — 2,5%). Их доля составляла 17% от всех преступлений коррупционной направленности, что свидетельствует о сосредоточении основных усилий оперативных и следственных органов на выявлении более тяжких деяний», — сказано в тексте документа.
Однако в 2021-м этот показатель впервые вырос. За год было зарегистрировано более 7 тыс. мелких взяток. Их доля составила 20% от всех коррупционных преступлений. Мелкий коммерческий подкуп остался практически прежним (241 факт в 2021 году против 282 в 2020-м).
«По этой причине данное направление деятельности требует корректировки. Очевидно, что систематические мелкие поборы с граждан, осуществляемые должностными лицами, нередко в организованных формах, представляют гораздо бо́льшую опасность устанавливаемых разрозненных фактов дачи мелких взяток. Нередко такие преступления носят характер криминального бизнеса», — говорят авторы законопроекта.
По их словам, совокупный объем мелких взяток может быть сопоставим с особо крупным размером. О многоэпизодности говорит тот факт, что ежегодно преступлений выявляется больше, чем лиц, совершивших их. В пример авторы законопроекта приводят поборы в вузах, сфере ЖКХ и подготовки водителей.
«Притом что единичные факты мелких взяток и коммерческого подкупа не представляют большой общественной опасности, те же действия, превращенные в преступный промысел, представляют не меньшую угрозу реализации прав граждан, охраняемым законом интересам общества и государства, чем тяжкие проявления взяточничества», — сказано в пояснительной записке.
В документе говорится, что в связи с этим было принято решение устранить данный «пробел» и внести правки в законодательство. В правительстве РФ законопроект уже посмотрели, выделили пару замечаний, но в целом инициатива была поддержана. В Верховном суде РФ возражений по данному законопроекту также не возникло. Остается лишь дождаться осенней сессии.
«Ой, за 10 тысяч взяли. Вон там миллионами воруют, и ничего им не бывает»
«Так же будут брать, не повлияет ни на что»
Зато эксперты «БИЗНЕС Online» усомнились в эффективности данной инициативы. Так, по словам казанского адвоката Николая Иванова, данный законопроект «возвращает нас в советское время». «По поводу конфискации, это еще в УК РСФСР было. Необходимая мера — это повышение размера взятки. 10 тысяч, на мой взгляд, и в современных экономических реалиях это уже не взятка — мелкий подарок. Я бы порог мелкого взяточничества повысил хотя бы до 20 тысяч, чтобы это было действительно преступление. Когда среди народа обсуждают: „Ой, за 10 тысяч взяли. Вон там миллионами воруют, и ничего им не бывает“». В принципе, особого всплеска посадочных дел не случится. Так же будут брать, не повлияет ни на что», — говорит юрист.
Также Иванов отметил, что данное преступление относится к числу скрытых. Процент раскрываемости таких преступлений низок, и «бума» уголовных дел ждать не стоит.
«Просто эти небольшие суммы — как наркотик. Берут же не тех лиц, которые действительно сбывают или хотят сбыть, а потребителей. Так же и с мелкими взятками. Берут не взяточников, а людей, которые пытаются решить мелкие бытовые вопросы и неурядицы незаконным путем. Это не настоящие взяточники, как и „барыги“. Это не решит проблему взяточничества и коррупции, повышения ответственности», — добавил Иванов.
Его коллега, адвокат Владимир Гусев считает, что, когда принималось законодательство о мелком взяточничестве, целью было дифференцировать наказание по отношению к тем, кто взял миллион, и тем, кто взял 9,5 тыс. рублей. «Поэтому ужесточение наказания в этой части нивелирует саму идею принимаемого ранее закона о мелком взяточничестве», — считает он, сомневаясь в эффективности нововведений.
Единственное, к чему приведут поправки, — дел о взятках в 10 тыс. рублей станет просто больше. «Как будто это неразумно — человек оступился, получил наказание. Смалодушничал, взял эти деньги, и он должен понести наказание, но не столь суровое. Чтобы понимал, что любое действие может быть наказано. Если это усиливать, усиливать и усиливать — к чему это? Мне кажется, такая инициатива не имеет смысла по первоначальной идее введения данной статьи в Уголовный кодекс», — сказал адвокат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.