«Не очень понимаю, для чего это нужно компании. Видимо, для того чтобы прощупать почву — насколько интерес есть к этой модели в будущем. Очень странное решение», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» старт предзаказов на российский электромобиль «Атом». Пока нет ни характеристик, ни цены, но место в очереди на машину предлагают занять за 7 тыс. рублей. Старт производства и продаж обещают в 2025 году. Но это лишь планируемые сроки, которые могут в любой момент измениться, как и характеристики машины. Публика пока относится к проекту скорее скептически, а «Атом» отвечает, что «не заставляет» покупать авто.
Пока нет ни характеристик машины, ни цены, но место в очереди на автомобиль занять уже можно за 7 тыс. рублей
Предзакажи то, не знаю что
Предзаказ на машину с неясной ценой, туманными характеристиками и плановым стартом продаж через два года, который еще может сдвинуться. Заманчиво? Такое «уникальное» предложение накануне появилось на сайте «Атома» — проекта российского электромобиля от гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна. Предварительные заказы на будущую машину от АО «Кама» родом из Набережных Челнов открылись накануне вечером, но пока это скорее выглядит как часть пиар-кампании вокруг проекта, который нуждается в притоке частных инвестиций. Достаточно вспомнить, что в начале июня вкладываться в создание автомобиля призывал лично премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Что предлагается? За 7 тыс. рублей любой желающий в возрасте от 18 лет может получить цифровой ключ и забронировать для себя автомобиль из первой очереди серийного производства. Достаточно зарегистрироваться на сайте с помощью электронной почты и номера мобильного телефона. Потенциальным покупателям обещают, что сумма предзаказа зачтется в стоимость машины. При желании бронь можно будет переуступить «по согласованию», а один человек может забронировать не больше трех авто. При этом в любой момент платеж можно вернуть и таким образом выйти из программы предзаказа.
На странице предзаказа — красивый рисунок будущей машины и поля для ввода данных. Оформившим обещают не только место в очереди, но и участие в розыгрышах и даже разработке автомобиля «в закрытом сообществе».
«Кама» уточняет, что в любой момент может изменить и объем первой серии, и сроки старта продаж
Ключевая же информация «спрятана» в договоре оферты, который, что интересно, упомянут мелким шрифтом в лучших традициях банков, навязывающих условия по кредитам. Этот документ отвечает лишь на некоторые вопросы. К примеру, из договора следует, что первая очередь серийного производства составит 15 тыс. автомобилей, а официальный старт продаж намечен на 1 июня 2025 года. Правда, тут же АО «Кама» оговаривается: «Вся информация, относящаяся к электромобилю „Атом“, включая, но не ограничиваясь, его технические характеристики, в том числе представленная или представляемая в будущем на официальном сайте, может быть в любое время изменена производителем по своему усмотрению. Точная информация обо всех характеристиках электромобиля „Атом“, его цене, сроках продаж и прочих данных будет известна на момент окончания программы».
Проще говоря, «Кама» уточняет, что в любой момент может изменить и объем первой серии, и сроки старта продаж. Что касается цен, они станут известны к «моменту окончания программы» предзаказа. А она заканчивается, как следует из текста, с началом официальных продаж 1 июня 2025 года. Оформляя предзаказ, пользователь автоматически соглашается на такие условия. При успешной оплате цифровой ключ приходит на почту. Важное уточнение: если вы оформили предзаказ, но не воспользовались им, деньги не вернут. Также «Кама» оставляет за собой право отменить предзаказ, если заподозрит клиента в «недобросовестности».
Из договора также следует, что цена предзаказа может быть снижена для «конкретного участника» за счет скидок и акций. Один из пользователей в телеграм-канале «Атома» опубликовал скриншот, из которого следует, что предзаказ обошелся ему в 5 тыс. рублей. Сколько предзаказов оформлено к утру 1 августа, неясно. В пресс-службе «Атома» пообещали позже ответить на запрос «БИЗНЕС Online».
«Мы не заставляем покупать, а предлагаем забронировать «Атом», чтобы одним из первых стать обладателем современного технологичного электромобиля и нового впечатляющего опыта, получая при этом бонусы за поддержку и доверие»
«Как бронировать, не зная цены?! Влупите 3–4 миллиона, тут и сказочке конец…»
Между тем в комментариях к посту в телеграм-канале компания через неназванного представителя активно общается с пользователями, которые пока скорее скептически отнеслись к проекту. Буквально сразу же комментаторы вспомнили программу предзаказов на «Ё-мобиль» олигарха Михаила Прохорова. В первый день предзаказы на машину превысили годовой объем производства, но автомобиль так и не появился на свет. Впрочем, и денег за предзаказ с клиентов тогда не брали. «„Ë-мобиль“ переименовали?» — пошутил один из пользователей с ником St An.
«А фото со сборочного конвейера будут?» — поинтересовался Aleksei Vladimir. «Фото будет. Сборочный конвейер — вряд ли. Не зря же маркетологам и дизайнерам по 7 тысяч собирают», — ответил ему другой пользователь Роман. Позже уже представитель «Атома» заверил, что снимки с конвейера обязательно появятся, но «потом». А во второй половине следующего года (т. е. менее чем за год до обещанного запуска в серию) планируется показать «первые предсерийные прототипы в железе».
Отдельно в «Атоме» уточнили, что средства с предзаказов не финансируют проект. «7 тысяч рублей — это стоимость программы участия, подтверждение пользователя в серьезности намерения и выраженный интерес к проекту», — пояснил представитель компании. И действительно, вряд ли на предзаказах соберешь много средств. Возможно, такой формат — способ «Камы» оценить текущий спрос на автомобили, представить данные потенциальным инвесторам. Но и такие данные будут сомнительного качества: во-первых, предзаказ можно в любой момент отменить, а во-вторых, сумма не такая уж и серьезная (тем более с учетом промоакций). Никаких гарантий, что оформивший предзаказ клиент купит машину, нет.
На вопросы о неясной цене и гарантиях в «Атоме», по сути, отвечают следующее: «Мы не заставляем покупать, а предлагаем забронировать „Атом“, чтобы одним из первых стать обладателем современного технологичного электромобиля и нового впечатляющего опыта, получая при этом бонусы за поддержку и доверие». Представитель компании отдельно уточняет, что в компании «прекрасно» знают историю «Ё-мобиля» и внимательно изучили опыт, чтобы не допустить ошибок. «Не можем отвечать за проект „Ё-мобиля“, могли быть разные причины и обстоятельства. Зато мы отвечаем за себя, у нас есть обязательства перед акционерами, партнерами и клиентами, которые уже в нас поверили», — заверил представитель компании.
«Меня удивляют те, кто 7 [тысяч] перевел. Я, конечно, понимаю, деньги небольшие, но, как по мне, лучше игрушку ребенку купить, пользы больше», — написал в комментариях Денис. «Как бронировать, не зная цены?! Влупите 3–4 миллиона за авто, тут и сказочке конец…» — заметил Денис Филев. Вопрос, надо сказать, вполне оправдан, потому что спрос на будущую машину во многом зависит от ее стоимости, на что ранее указывали автоэксперты в беседе с «БИЗНЕС Online».
Скептиков там заметно больше, но есть и те, кто «привык верить в лучшее». «Поддерживать отечественное — так по полной программе», — написал один из пользователей Максим Горшенин.
«На самом деле практически смысла в этом (открытии предзаказов — прим. ред.) нет. Этот предзаказ могли открыть полгода назад, могли через полгода. Фактически это больше пиар-ход, чтобы поддерживать проект на слуху»
«Найдутся адепты, человек 100–200, которые закажут и будут об этом постоянно говорить»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют решение открыть предзаказ на «Атомы» и рассуждают, для чего оно понадобилось и стоит ли бронировать место в очереди.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— На самом деле практически смысла в этом (открытии предзаказов — прим. ред.) нет. Этот предзаказ могли открыть полгода назад, могли через полгода. Фактически это больше пиар-ход, чтобы поддерживать проект на слуху. Мы не знаем очной даты выхода автомобилей в продажу, потому что 2025-й — это целый год. Январь и декабрь 2025-го — разные немножко вещи. Объем производства мы тоже доподлинно не знаем. Продать в 2025 году 100 машин и продать 15 тысяч — это тоже большая разница. И, самое главное, мы не знаем цену. Если предположить, что она «вкусная» и найдется много желающих, то в предзаказе смысл есть. Если этот электромобиль будет дорогим, да еще и с непонятными на данный момент характеристиками, то большого смысла нет. Слава богу, эти деньги, 7 тысяч рублей, возвратные, можно отказаться. Уверен, найдутся адепты, человек 100–200, которые закажут и будут об этом постоянно говорить.
На количество потенциальных покупателей это не никак влияет. На них влияет цена и характеристики электромобиля, как и у любого товара. Форма продажи — это вторичная история. Она влияет на удобство покупки, возможность при повышенном спросе забронировать за собой товар, на оплату, выбор каких-то опций. Мы даже не знаем, как это будет передаваться покупателю, что для этого нужно сделать. Можно ли будет подписать все документы не выходя из дома; можно ли будет оплатить онлайн? Привезут ли электромобиль, или за ним надо будет ехать в некий дилерский центр, или за ним нужно ехать?
Люди сейчас и в связке с «Ё-мобилем», и без таковой многое воспринимают негативно. Покупателя теперь легко повернуть в любую сторону: от негатива к позитиву он перейдет за один день, если вдруг окажется, что эта машина будет стоить адекватных денег. Этот «Атом» не может стоить дешевле 2 миллионов рублей. Это исходя из того, что говорили тогда на выставке [премьер-министру РФ Михаилу] Мишустину. Я считаю, что эта машина в какой-то средней комплектации будет стоить на момент выхода 1,5 миллиона по нынешним меркам, может, чуть дешевле. И эти деньги неподъемны для большинства автомобилистов. Люди не могут даже Vesta себе купить, которая дешевле. Поэтому если мы берем всю армию автомобилистов, то, конечно, позитива будет немного. Если мы берем людей, которые в принципе заточены на покупку машины за 2–2,5 миллиона рублей, то они будут взвешивать, брать или не брать.
Стал бы я оформлять предзаказ? Думаю, что нет. Была мысль ради прикола вчера вечером сделать предзаказ. Но в этом смысле я точно такой же покупатель, как и все остальные. Я не знаю, сколько «Атом» будет стоить и что он будет из себя представлять. Да, на выставке я ее щупал, но это же прототип — не факт, что реальная машина будет с такими же характеристиками. Надо сначала с автомобилем познакомиться.
«Была мысль ради прикола вчера вечером сделать предзаказ. Но в этом смысле я точно такой же покупатель, как и все остальные. Я не знаю, сколько «Атом» будет стоить и что он будет из себя представлять»
Вячеслав Субботин — автоэксперт:
— Я поддерживаю компанию, они молодцы, что стараются сделать автомобиль. Ну правда, ничего сложного в электромобиле и нет, и он гораздо проще, чем машины с ДВС (двигателем внутреннего сгорания — прим. ред.). Пока есть инженерные кадры и есть возможность прорваться: крупные западные компании ушли, а китайцы заходят с не очень хорошей продукцией по конструкции и качеству. Так что у «Атома» вполне есть шанс завоевать свою часть рынка. Такие инициативы надо поддерживать. Получится у них — молодцы, будем аплодировать. Не получится — будем сожалеть.
Пока рынок свободный, компания сможет продавать свои автомобили. Важно, чтобы они нашли дешевую электроэнергию. Это комплексная проблема, где заряжаться: в своем или близлежащих городах. Чтобы было по цене примерно так же, как и для частных лиц — 5 рублей за киловатт в час. Если они такую цену найдут или изыщут способ вырабатывать электричество за небольшие деньги, тогда дело пойдет. Сейчас цена доходит до 20 рублей за киловатт в час — это дороже, чем бензин.
Рекламный ход ради рекламного хода никто затевать не станет. Там работают настоящие инженеры, конструкторы, которые понимают, как нужно делать автомобили. Поэтому, чтобы продавать, нужно заявлять об автомобиле. Вот они и заявляют, правильно делают. Но я предполагаю, что они все-таки будут делать это в комплексе с добычей электроэнергии по недорогой цене. Тогда машина станет хоть и сезонным товаром, но будет пользоваться спросом.
Я предварительно смотрел на характеристики. Да, вполне себе жизнеспособный автомобиль. Поэтому понятно, что «Атом» как таковой в принципе в стране «рискованного земледелия», а именно: в России, товар сезонный, что называется, и зимой он ездить не будет — только летом, в пределах города, на выезды по 50 и 100 километров.
[Вы бы оформили предзаказ?] Нет, конечно. Неважно, заказ или нет, мне сезонный товар не нужен. Мне нужен всесезонный, который можно использовать везде. Электромобиль пока такая штука ограниченная в потребительских качествах. Но кому-то она будет нужна.
Игорь Моржаретто — автомобильный эксперт:
— Я не очень понимаю, для чего это нужно компании. Видимо, для того чтобы пощупать почву — насколько интерес есть к этой модели в будущем. Иных вариантов я не вижу. Вообще, очень странное решение. Потому что объявляется предзаказ неизвестно на что. Не определены ни параметры этого автомобиля, ни класс — ничего. Я видел макет в Екатеринбурге (на выставке — прим. ред.), но макет был закрыт и никто не комментировал, что это такое, какие у него характеристики, в каком классе работает этот автомобиль, каким будет его позиционирование. То ли он народный, дешевый, то ли премиальный. Ну ничего неизвестно! Давайте сделаем предзаказ на «автомобиль». Ну хорошо…
Я, с одной стороны, очень рад, что у нас появится российский электромобиль, электрический. Но, с другой, пока еще ничего неизвестно. Если бы хоть какие-то параметры были. А так… Не вижу особого смысла [оформлять сейчас предзаказ].
Роман Гуляев — автоэксперт:
— Ну это нормально, в духе времени. Так компании делают пиар, выставляя свои автомобили в качестве какого-то элитного декора. Не факт, что такой пиар повысит количество покупателей, потому что машины так не выбирают. Но интерес привлечет. Посмотрим, когда начнутся продажи.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.