Вчера на совещании у президента РТ Рустама Миннихнова поднимался вопрос о старте программы капремонта в школах. Совещание прошло достаточно гладко, на вид никому не ставили, критику не разводили. А сегодня, аккурат в день окончания занятий в школах, тема капремонта получила неожиданное продолжение – на этот раз на деловом понедельнике в исполкоме Казани.

Докладывающий по теме и.о. председателя ЖКХ Казани Альмир Курбанов начал со статистики: «В программу капитального ремонта общеобразовательных учреждений в 2012 году вошли 44 школы на общую сумму 671 млн. рублей. В программу включались школы, введенные в эксплуатацию не позднее 1981 года, или старше 30 лет». Далее Курбанов перечислил, какие виды работ предстоит провести до 15 августа (срок окончания программы), всего их шесть: ремонт кровли, замена окон, ремонт инженерных сетей и оборудования, ремонт входных групп, а также замена кабинетных дверей и ремонт туалетных комнат. Как отметил выступающий, проектные организации подготовили сметы на выполнение всех разрешенных видов работ, которые стартовали в школах с сегодняшнего дня. На этом позитив закончился.

«В рамках выделенных средств на выполнение всех шести видов работ не представляется возможным, - неожиданно заявил Курбанов. – Дефицит средств составляет 255 млн. рублей».

Фактически это была заявка на провал программы, поскольку получается, что еще требуется более трети от выделенной госбюджетом суммы. Возник сакраментальный вопрос – где их взять? Свой выход из ситуации, по словам Курбанова, предложил оператор программы - главное инвестиционно-строительное управление РТ. ГИСУ предложило исключить из программы капитального ремонта электромонтажные работы.

«Но ведь системы электроснабжения многих школ находятся в ветхом, пожароопасном состоянии, - горячился Курбанов, и обратился к мэру – прошу вас, Ильсур Раисович, рассмотреть возможность выделения из муниципального бюджета средств на выполнение всех шести видов работ с учетом ремонта систем электроснабжения!»

На это пламенное обращение Метшин не отреагировал, вероятно, прикидывая в тот момент, на кого же возложить бремя поиска дополнительных средств. Впрочем, на кого – выяснилось уже после выступления Курбанова. Но об этом чуть позже.

«Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания техническое состояние конструктивных элементов некоторых школ, - продолжил перечислять болевые точки Курбанов. – Например, в лицее №110 Советского района по результатам обследования установлено, что состояние оснований фундамента неудовлетворительное и ограниченно работоспособное. После проведения инженерно-геологического изыскания площадки строительства и разработки ПСД необходимо выполнить работы по усилению фундамента. А техническое состояние гимназии №27 Вахитовского района, которую вы, Ильсур Раисович, посещали совместно с президентом республики, требует выполнения работ по ремонту фасада, инъектирования трещин, электромонтажных и общестроительных работ».

И ОПЫТ, ПАРАДОКСОВ ДРУГ

Судя по вышесказанному, шестью видами утвержденных работ не обойтись, и, на всякий случай, как сообщил и.о. председателя комитета, «проектными организациями ведутся работы по подготовке проектно-сметной документации на выполнение дополнительных видов работ, не разрешенных программой».

Что касается старта программы – а этот момент важен существенно, поскольку времени на раскачку нет, – то подрядные организации уже закупили строительные материалы, и в первую очередь будут проводить ремонт кровель.

Кстати, на подряды привлечены 19 компаний, зарекомендовавшие себя в программах капремонта жилфонда и «Бэлэкэч».

Вот это любопытно – помнится, далеко не все подрядчики, участвовавшие, в частности, в программе «Бэлэкэч», остались довольны исполнением контракта с властями. Как сообщил в одном из интервью «БИЗНЕС Online» генеральный директор строительной фирмы «ФаРус» Рустем Юнусов, опыт работы с госконтрактом у его компании весьма плачевный: «Честно говоря, стараемся не связываться с госзаказом. В свое время мы участвовали в программе «Бэлэкэч», но это для нас очень печально закончилось. Несмотря на то, что мы объект сдали вовремя и без нареканий, наша компания понесла серьезные убытки. Мы не настолько богаты, чтобы работать с госзаказом», - Юнусов не стал тогда углубляться в перипетии взаимоотношений с властями.

Едва Курбанов завершил выступление, заговорил доселе молчавший Метшин: «Несмотря на жесткие ограничения по финансированию, это серьезная программа, которую мы в максимально короткие сроки должны будем решить. Поскольку с 20 августа у нас начинается приемка школ. Главы районов, каждая школа на вашем личном контроле – утром, днем, вечером», - напомнил мэр главам об их непосредственных обязанностях.

А вот о недостающих средствах градоначальник заговорил как-то неопределенно.

«Четыре источника должно быть. Вот президент выделил средства на шесть видов работ, дальше мы внимательно посмотрим по нашему бюджету. Дальше – внебюджетные средства школ, - перечислял предполагаемые источники Метшин, - депутаты города, Госсовета, шефы школ, родительские комитеты – надо все эти усилия объединить».

К ЭЛЕКТРИКЕ НУЖНО ПОДХОДИТЬ ГИБКО

Объединяющим началом должны выступить главы администраций, для чего, по предложению градоначальника, будет выработана своеобразная мотивация: «Объявим внутренний конкурс между главами - кто лучше отремонтирует школы, исходные данные-то у всех одинаковые. Призы будут достойные».

Однако как будут изыскиваться недостающие 255 млн. рублей, до конца так и осталось неясным.

Впрочем, по мнению генерального директора ГИСУ Рашида Нуруллина, не все так печально. Правда, в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» он выразил неподдельное удивление, что недостающая сумма уже подсчитана, а ему, как оператору программы, об этом ничего неизвестно.

«У меня были несколько директоров, и каждый рассказывал, что приходили пожарники, грозились закрыть школу из-за плохой электрики. И директора говорят: «Давайте окна не будем менять, сделаем электрику!». Изначально она в капремонт не входила, это правда. Но две недели назад был объезд с участием президента, где мы показали болевые точки. И он сказал, что надо сделать по-нормальному. Сейчас мы должны совместно подсчитать, сколько эта работа будет стоить. Решение еще не принято, и сумма еще не названа. А та, о которой вы говорите – 255 млн. рублей, возможно, что она предварительная, и должна быть проверена.. Вот у меня ее пока нет. А решение по электрике в сторону не отодвинуто».

На вопрос, хватит ли средств на капремонт, если дополнительные суммы будут выделены, Нуруллин вспомнил проект «Бэлэкэч»: «Когда мы делали капремонт детсадов в прошлом году, то была предусмотрена цена где-то в пределах 4 тысяч рублей на квадратный метр. А практика показала: сломать, все вынести и сделать все заново на объекте стоит примерно 10 тыс. рублей квадратный метр. В любом случае панику разводить не надо. Даже если денег будет недостаточно, мы будем решать наиболее горячие вопросы. Здесь нужно подходить гибко».