СВО, мобилизация и санкции породили целое явление — байеры-перекупщики. В профессию, в частности, подались релоканты, которые стали выкупать и отправлять россиянам товары брендов, ушедших из РФ. Но как современные «фарцовщики» чувствуют себя сегодня, учитывая параллельный импорт и появление альтернативных массмаркет-брендов на месте H&M, Zara и т. д.? Действительно ли заказывать вещи через байеров дешевле, чем купить в России? О том, почему привезти кроссовки без коробки стоит $50, а с коробкой — $100 и как одной сумочкой Louis Vuitton отбить заказанную в Казахстане банковскую карту, — в материале «БИЗНЕС Online».
Изначально байер — это человек, отвечающий за закупку и поставку модных коллекций одежды, аксессуаров в бутики своего города, региона с учетом запросов и специфики аудитории, формирующий ассортимент магазина
Спрос есть на все, что не купить в России
Весной прошлого года люксовые и массмаркет-бренды дружно покинули российский рынок, усложнив привычный процесс покупки одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений и прочих товаров. Потребность в модных вещах никуда не делась, потому, как грибы после дождя, стали появляться непрофессиональные байеры или «байеры-перекупщики» (разницу терминов объясним чуть позже), которые за отдельную плату помогают купить необходимые вещи за рубежом и доставить их в Россию.
«Действительно, за последние год-полтора предложений на рынке от байеров-перекупщиков стало очень много, — отмечает президент союза байеров РФ Елена Бугранова. — Это теневая часть экономики. Они были всегда, но в основном возили дорогостоящие вещи. После того как многие марки из массмаркета ушли — особенно те, у которых есть ярые приверженцы, — H&M, Zara, Massimo Dutti и другие магазины Inditex, — стали возить их. Среди таких байеров сейчас большая конкуренция».
В пресс-службе сервиса Avito рассказали, что в I квартале 2022 года интернет-платформа выдавала всего несколько сотен объявлений по запросу «байер», на текущий момент насчитывается более 20 тыс. предложений по всей стране.
Коротко объясним, в чем разница между профессиональным байером и перекупщиком. Изначально байер — это человек, отвечающий за закупку и поставку модных коллекций одежды, аксессуаров в бутики своего города, региона с учетом запросов и специфики аудитории, формирующий ассортимент магазина. Но, как отмечают опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты, за последние годы понятие «байер» исказилось, и таковыми стали именоваться те, кто, как фарцовщики в СССР и челночники в 1990-е, «достают» товары для индивидуальных заказчиков. В тексте мы не будем углубляться в истоки профессии и терминологию и обозначим байерами тех, кто сейчас снабжает казанскую и татарстанскую публику модными новинками.
Современные «челночники» работают так: клиент находит на зарубежном сайте интересующий его товар и отправляет на него ссылку «перекупщику», который организует логистику и отправляет вещи покупателю. За это берется комиссия
Современные «челночники» работают так: клиент находит на зарубежном сайте интересующий его товар и отправляет на него ссылку «перекупщику», который организует логистику и отправляет вещи покупателю. За это берется комиссия — устойчивых расценок нет, так что этот фактор зависит от конкретного продавца (подробнее о тонкостях работы байера и стоимости его услуг расскажем далее). СВО появление «лжебайеров», считают спикеры газеты, усугубила.
«Сейчас байерство переживает новую эпоху. Оно стало социальным явлением. Многие российские граждане переехали в Европу, ближнее зарубежье и начали рассказывать в соцсетях о своих походах по магазинам вроде Zara. Подписчики стали интересоваться: «А можно через вас заказать?»
С учетом того, что распродажи в Европе всегда были выгоднее, чем в России, вынужденные мигранты открыли для себя новую профессию, начав именовать себя байерами. Для кого-то это стало способом дополнительно заработать, говорит Светлана Сафина.
С учетом того, что распродажи в Европе всегда были выгоднее, чем в России, вынужденные мигранты открыли для себя новую профессию, начав именовать себя байерами
Но по-прежнему ли востребованы услуги байеров, учитывая параллельный импорт, через который ввозятся товары многих брендов, и то, что на месте ушедших иностранных игроков открываются новые магазины одежды, в том числе российских компаний, которые расширяют ассортимент, охотно заполняя освободившиеся площади в ТЦ? Эксперты отмечают, что спрос потребителей продолжает расти, хоть и не так сильно, как год назад. Во-первых, потому что цены за границей по-прежнему ниже, чем в РФ, и заказывать их через байеров дешевле. Во-вторых, ассортимент, в том числе массмаркет-сегмента и техники, шире. Многое в Россию «не довозят». Кроме того, добавляют эксперты, люди, одержимые модой, готовы, невзирая на риски, обращаться к тем, кто привезет им «желанную, но такую недоступную» вещь.
«В казанском люкс-ретейле не представлены последние коллекции. Может быть, частями они вкраплены, но, например, последние коллекции аксессуаров очень сложно найти в наших бутиках. Думаю, в случае когда человек одержим фешен-индустрией и страстно хочет какую-то вещь, он будет прибегать к услугам байеров-закупщиков», — считает стилист, основательница мужского модельного агентства AMmodels Алена Мельник.
Первые из могикан: кто привез в Казань Dolce & Gabbana, Margiela и Alexander McQueen
Посчитать, сколько сейчас в столице Татарстана «фешен-дилеров», начавших карьеру байера после СВО и частичной мобилизации, которые повлекли за собой волну эмиграции из России, эксперты не берутся, но отмечают, что число «более-менее устаканилось, остались самые крепкие». А вот история казанских профессиональных байеров оказалась богатой. Появились они в конце 1990-х, когда стали открываться первые бутики, познакомившие публику с «тяжелым люксом». Лица индустрии той эпохи: Рамиль и Лина Курбановы — VIP Group, Жанна Геращенко — Parad Luxe (ранее — Podium Luxe), сейчас компанию возглавляет ее сын Глеб Ядринцев. В их числе также Лариса Шулова — «Парижский Дом Д' Эль» — и Эльмира Писарева, которая не так давно закрыла Fashion Group Volkof. Эти люди сами составляли ассортимент магазинов, закупая и привозя Gucci, Dolce & Gabbana, Gianfranco Ferre, Roccobarocco, формировали фешен-сегмент татарстанской столицы. Потому мы рассказываем о них как о профессиональных байерах.
В середине нулевых, отмечают наши эксперты, публика «наелась люкса» и в Казани появились байеры, которые открывали бутики «с концептуальной историей», в которых представляли альтернативные модные бренды. Это Ирина Нигматуллина-Харасова, открывшая в 2006-м концепт-стор f-people (кстати, она начинала карьеру байера еще в VIP Group в 1997 году). В ее магазине продавались изделия представителей «интеллектуальной моды»: Comme Des Garçons, Maison Margiela, Rick Owens, Alexander McQueen и бельгийца Dries Van Noten. Сейчас Харисова по-прежнему сама отбирает бренды для f-people.
Это Леонид Борисов, уже много лет возглавляющий магазин Outpac (открылся в 2009-м). Он сам отвечает за закупки. Эксперты рассказывают, что именно Outpac принес в Татарстан моду носить кроссовки с платьями. Это единственный магазин в республике, где можно встретить лимитированные коллекции и уникальные «дропы» Jordan и Yeezy. Вокруг шоурума сложилось сообщество любителей, как они сами говорят, «интеллектуальной уличной моды».
Новая волна казанских байеров представляет редкие авангардные бренды. Например, проект Кристины и Руслана Плюто Post Scriptum, который они основали в 2017 году. Ребята сами каждый сезон ездят на Парижскую неделю моды и отбирают коллекции для своего пространства. Здесь встречаются диковинные марки Moyuru (Япония), Rundholz (Германия) и Transit (Италия).
Владимир и Ксения Янчевских открыли 6 лет назад Studio Slow. В их селекции, подчеркивают спикеры, есть необычные экземпляры известных брендов, и они единственные, у кого представлен нашумевший французский бренд Coperni, запомнившийся «жидким» платьем, которое распылили на модели Белле Хадид на Парижской неделе моды в октябре прошлого года. Эксперты отметили, что это те ретейлеры, которые «очень ответственно» подходят к формированию ассортимента и ориентируются на свою целевую аудиторию и ее вкусы.
Как сейчас приходится работать казанским профбайерам? Представители индустрии признаются, что тяжело. «Усложнилось все — от оплаты (многие наши банки под санкциями) до таможенных передряг, — сетует Харасова. — Сроки доставки увеличились, груз сильно задерживается, прыгает в цене из-за нестабильного рубля, растущих доллара и евро. Раньше товар шел две недели, в последний раз я ждала пять месяцев». Согласна с ней совладелица Post Scriptum Кристина Плюто. Она также отметила, что логистика осложняется «ощутимым увеличением сроков доставки», при этом стоимость за перевозку повысилась примерно на 20% в связи с изменением курса валют.
Кстати, европейские бренды, отмечают спикеры, охотно готовы работать с российским рынком, но при этом не желают менять устаревшую схему сотрудничества. «Они многое потеряли, уйдя из нашей страны, так как весь финансовый вал имели в основном из России. Работать-то они с нами хотят, но по старым правилам и не желают переформатироваться. А так [работать] никому не выгодно», — говорит Харасова.
Несмотря на трудности, отмечает глава союза байеров Бугранова, российские профессиональные байеры без работы не остались. Многие по-прежнему занимаются закупками для бутиков, только теперь, отмечает собеседница, в поле их интересов больше входят коллекции российских брендов и дизайнеров, которые они отбирают для магазинов.
Столь патриотичный подход к работе разделяет и Харасова. Она рассказала, что пока прекратила заказывать коллекции из Европы и сотрудничает исключительно с отечественными марками. «Работать с европейцами возможно, но я не считаю это целесообразным. Все хотят деньги зарабатывать, а не просто имидж делать», — резюмировала основательница f-people. Она также добавила, что, конечно, можно искать новые пути поставок, новые формы оплаты, но «убиваться нет смысла».
«Сроки доставки увеличились, груз сильно задерживается, прыгает в цене из-за нестабильного рубля, растущих доллара и евро. Раньше товар шел две недели, в последний раз я ждала пять месяцев»
Привезти в Россию кроссовки без коробки стоит $50, с коробкой — $100
Доставка из-за границы в 2023-м не невозможна, но отягощена некоторыми правилами, рассказывают байеры-закупщики, с которыми пообщались корреспонденты нашей газеты. Главное, как «Отче наш» знать таможенные лимиты. С марта прошлого года ряд стран запретили вывозить в Россию товары для личного пользования дороже 300 евро или $300 каждый. При этом лимит на беспошлинный ввоз в РФ на данный момент составляет 1 тыс. евро для посылок и 10 тыс. евро для багажа (в октябре правила собираются пересмотреть). Поэтому казанские «дилеры» распределяют заказы так, чтобы укладываться в ограничения.
Самый малозатратный способ доставки — «курьером». Это может быть друг или родственник байера (незнакомым людям, подчеркнули спикеры, в этом деле доверять опасно), у которого есть возможность выезжать за границу и который за небольшую плату (а то и бесплатно) готов взять в свой багаж несколько посылок. При этом «самые ответственные заказы» не доверят даже родственникам. Например, часы Hublot за 2,2 млн рублей не доверят никому.
Другой вариант — транспортные компании. Если байер не может отправить клиенту закупку напрямую, в этой схеме тоже появляется посредник. Это может быть человек (опять же родственник или друг, проживающий за рубежом), который получает заказ на свой домашний адрес, а затем переотправляет перевозчику.
Кстати, некоторые логистические предприятия сами выкупают товар и отправляют клиенту «перекупщика», выступая посредниками. Это такие сервисы-байеры, которые умеют обходить санкции и доставлять груз в Россию, говорят собеседники газеты. Как они работают, не знают даже они сами. Более того, явки и пароли таких компаний держатся в секрете и распространяются только в небольших сообществах. Из тех, с кем по такой схеме можно работать сейчас, спикеры назвали LiteMF («ЛайтФМ»), «Бандеролька», ShopoTam («ШопоТам»), Pochtoy.com («Почтой.ком»), Fishisfast («Фишисфаст»).
Некоторые логистические предприятия сами выкупают товар и отправляют клиенту «перекупщика», выступая посредниками. Это такие сервисы-байеры, которые умеют обходить санкции и доставлять груз в Россию
Сложности на пути байера могут возникнуть еще до того, как посылка попадет в логистический центр. Некоторые иностранные сайты блокируют заказы, если видят, что на один российский адрес поступает слишком много заявок. Умелые закупщики преграду научились обходить. «В таких случаях мы просто вводим адрес по-другому, меняем регистр и способ оплаты», — делится хитростями байер Елена Рязанова.
Еще одно ухищрение — объединять несколько заказов в одну посылку — так дешевле. Грубо говоря, несколько товаров закупщик упаковывает в одну коробку, чтобы она выглядела как одна личная покупка клиента. Иначе на российской таможне, увидев, например, посылку с 10 сумками или пятью парами туфель, могут посчитать, что это коммерческое отправление, и тогда придется платить пошлину за растаможку.
Интересно, что перевозкой люкса промышляют и сотрудники авиакомпаний, но их услуги стоят дороже: 10% от стоимости ювелирного изделия, $50 за кроссовки без коробки, $100 — с коробкой. Дело в том, объяснили наши собеседники, что в люксе клиентам принципиально получить коробку. «Даже если товар приходит дистанционно, наш покупатель хочет получить полный сервис: пакет, чеки, красиво завязанные бантики. Да, все это составляет немалую долю наценки, но для них это важно», — комментирует Рязанова.
Ювелирные украшения в Дубае стоят дешевле, чем в Европе
Откуда чаще всего везут товар
Во-первых, Дубай. Здесь, рассказывают эксперты, покупают «что-то срочное, дорогое, люксовое». Причем ювелирные украшения в арабской стране дешевле, чем в Европе. Ну а основная европейская страна, откуда чаще всего ждут заказы казанские девушки, — Испания — родина компании Inditex. Но везти товар оттуда непросто. Байер и фотограф Лия Файзрахманова отмечает, что часто вопросы возникают на таможне.
«К одной из посылок возникли вопросы на немецкой таможне, — вспоминает историю Файзрахманова. — Пришлось даже отправлять человека в Германии с копиями чеков, подтверждающих, что каждый товар не дороже 300 евро. В итоге немцы выпустили посылку, но та перестала отслеживаться и затерялась. Клиенту я вернула деньги из собственных средств». «Ювелирку» из Европы в Казань возят единицы. Опять же в случае с отправкой транспортной компанией испанская таможня посылку попросту конфискует.
Некоторые товары можно заказать из Армении, но ассортимент скудный. «В Ереване, где я живу сейчас, есть не все бренды. Причем из-за скачков курса Zara здесь может оказаться дороже, чем в Дубае», — резюмировала Файзрахманова.
А вот с закупками из США казанские байеры работают не слишком охотно. Тут дело и в сроках доставки (около двух месяцев), и в том, что американские ретейлы могут заблокировать заказ, если видят, что геопозиция покупателя находится в России, и даже VPN не спасает. Поэтому приходится покупать собственные прокси, говорят эксперты. Самые капризные бренды — Michael Kors, Macy’s и Nike. Кроме того, ювелирные украшения оттуда к нам не доставит ни одна транспортная компания. Поэтому, если у байера нет своего закупщика в Штатах, который периодически летает в РФ, с американскими заказами работать сложно. Хотя у некоторых есть знакомые консультанты в американских аутлетах, которые делятся информацией о скидках.
Кроме Испании главные европейские источники фешен-товаров — Италия и Франция. Отсюда кроме привычных модных брендов везут американские: Sporty & Rich, Michael Kors, Off-White и т. д. Что касается работы с китайским рынком, то, отмечают байеры, в Казани засилье шоурумов, заполненных товарами из Поднебесной. Так было «до СВО, во время СВО и будет после», поэтому казанская публика не слишком заинтересована в них. Плюс, добавляют эксперты, многие давно освоили заказы на китайских маркетплейсах и не нуждаются в услугах «азиатских байеров».
По какому курсу оплачивается покупка? Покупатель переводит байеру деньги непосредственно в день оплаты, поэтому конечная сумма рассчитывается из курса, действующего в конкретном банке в этот день
Можно выйти на постоянную выручку в 300 тыс. рублей в месяц
В целом процесс оплаты товаров в зарубежных магазинах у казанских байеров отлажен. Больше всего повезло тем, кто закупается в бутиках Дубая — там работают карты китайской платежной системы UnionPay, выпущенные в России. Впрочем, надолго ли: с 21 июля из-за санкций США и Канады перестали работать карты UnionPay от Тинькофф Банка и «Солидарности», но пока еще можно расплачиваться карточками Газпромбанка.
Также байеры часто оформляют банковские карты в Казахстане — там это занимает не больше пары дней. Карту некоторых банков можно оформить даже удаленно, но услуга влетит в копеечку — 22–30 тыс. рублей — и может занять до полутора месяцев из-за перебоев с выдачей. Правда, эти расходы, признаются опрошенные нами закупщики, отбиваются «одной сумочкой Louis Vuitton».
В ряде онлайн-магазинов можно расплачиваться криптовалютой — это тоже стало излюбленным способом обходить запрет на платежи российскими картами. Имея криптовалютный кошелек, можно купить и реальную (фиатную) валюту, чтобы расплачиваться в магазинах, где «крипту» не принимают.
По какому курсу оплачивается покупка? Покупатель переводит байеру деньги непосредственно в день оплаты, поэтому конечная сумма рассчитывается из курса, действующего в конкретном банке в этот день. Иногда курс не самый выгодный, и тогда байеры прибегают к услугам «менял», у которых имеются карты и российских, и иностранных банков. Им переводят деньги на российский счет, а те отдают нужную сумму в нужной валюте уже со своей иностранной карты.
С доставкой из Штатов ситуация чуть сложнее. «При покупках в США я рассчитываю курс списания моего банка, добавляю свою наценку, страховку, налог штата, если нужно. Это один платеж. Потом отдельно оплачивается доставка, когда транспортная компания выставляет счет», — рассказала Рязанова.
Стандартная наценка байера составляет 10% от стоимости вещи — сюда включаются услуги по выкупу и доставке курьером, который провозит товар в личном багаже
Стандартная наценка байера составляет 10% от стоимости вещи — сюда включаются услуги по выкупу и доставке курьером, который провозит товар в личном багаже. Если доставку осуществляет транспортная компания, то ее оплачивают по отдельному счету перевозчика. За закупки в некоторых люксовых магазинах байеры могут попросить и 15%: например, если внутренняя политика бренда не позволяет продавать в одни руки больше пяти сумочек за месяц и нужно поделиться с менеджером бутика.
Из-за изначально низкой стоимости вещей массмаркета процент наценки за их покупку может доходить и до 30%. «Если бы я брала только 10 процентов, это было бы 500–1000 рублей дохода — как мне ими покрывать риски и издержки? — делится байер Нуруллина. — Чем меньше комиссия, тем дольше доставка, больше шансов потерять и посылку, и деньги. А можно заплатить наценку чуть больше, и все равно покупка будет выгоднее, чем в России. Плюс вы будете уверены, что получите либо товар, либо возврат денег».
В среднем опрошенные нами байеры выполняют 20–30 заказов в месяц, но спрос неравномерный и зачастую вырастает накануне праздников, отмечают собеседники. Уровень дохода байера полностью зависит от того, как он относится к этому занятию — как к дополнительному доходу или основной деятельности. Если в первом случае доход будет эпизодическим, во втором можно выйти на постоянную выручку 200–300 тыс. рублей в месяц.
Некоторые байеры зарабатывают дополнительно на tax free (такс-фри) — системе возврата суммы налога на добавленную стоимость (НДС), действующей в отношении покупок, сделанных иностранными гражданами. Возврат оформляется при выезде из страны, размер колеблется между 7 и 22%.
Заказывают трусы Calvin Klein, тапочки Victoria’s Secret и 30-килограммовый гриль из США
Чего хочет казанский покупатель? Разумеется, потребности не ограничиваются одеждой из Zara, «ювелиркой» из Дубая и европейским фешеном. Например, одна из клиенток байера Рязановой захотела 30-килограммовый гриль за $1,2 тыс. (109 тыс. рублей) из Штатов. Не без труда, но заказчица его получила. Адепты спортивных кроссовок жаждут New Balance и Nike Jordan. Для примера: в московских шоурумах «джорданы» стоят 40–50 тыс. рублей, а в европейском интернет-магазине их можно «поймать» за 120–140 евро. Вместе с доставкой и остальными затратами получается 19–20 тыс. рублей. Из H&M заказывают детские вещи, а товары испанского бренда Mango выгодно заказывать из Турции. Например, в Казани их босоножки стоят 5,7 тыс. рублей, в Стамбуле — 4,3 тыс. (две недели назад стоили 3,6 тыс. рублей), плюс ассортимент там гораздо богаче. В Португалии пальто Max Mara стоит 40 тыс. рублей, в России — 120 тыс., сумка Gucci — 40 тыс., а вот в Эмиратах — 120 тыс. рублей.
Заказывают и лекарства. В основном берут БАДы, детские жаропонижающие средства, которые не продаются в России. Собеседники издания утверждают, что аптечные средства они возят неохотно, т. к. их сложнее доставлять, к курьерам могут возникнуть вопросы на таможне, да и наценка получается больше. А вот с любимого «фитоняшами» iHerb можно спокойно заказывать витамины и полезные эликсиры, если знать транспортную компанию.
Из ювелирных брендов чаще всего выбирают Dior, Tiffany & Co и Cartier. У последнего в основном просят легендарный «гвоздь» — сережки, кольца, браслеты, колье в форме изогнутого гвоздя. «Политика бренда такова, что каждые 2–3 месяца цена поднимается, и это хорошее вложение, — объяснила популярность изделия Файзрахманова. — Если три года назад кольцо без бриллиантов стоило 70 тысяч рублей, сейчас — 130 тысяч. Плюс колебания курса сделают свое дело, и через три года его можно будет продать гораздо дороже».
Кстати, байеры стараются не афишировать российское гражданство, т. к. некоторые бренды могут отказать в продаже. «Louis Vuitton не продает русским вообще, поэтому я покупаю его в Турции и Дубае. Tiffany продает русским, только если у них есть вид на жительство других стран. Dior тоже требует предъявить подтверждающий документ», — рассказала Рязанова.
Техника, особенно iPhone и iPad Apple, — болевая точка байеров. А после истории с одной казанской блогершей, которая в начале этого года собрала заказов на 25 млн рублей, но клиенты желанных гаджетов так и не дождались, связываться с «яблоком» хотят не много. Вторая по популярности в прошлом году марка техники Dyson потеряла свои позиции, т. к. ее в Россию теперь ввозят по параллельному импорту. Правда, отмечают спикеры газеты, в Дубае ее покупать по-прежнему дешевле на 20–30%. Даже с учетом услуг байера и стоимости доставки до РФ профит получался ощутимый. Например, легендарный мультистайлер Dyson Airwrap для средних и длинных волос там стоил от 65 тыс. рублей, в России — от 89 тысяч.
Пиковый интерес к услугам байеров пришелся на предновогодние недели, вспоминают спикеры. «Я тогда привезла из Дубая два чемодана вещей — на 23 и 32 килограмма. Там были и трусы Calvin Klein, и тапочки Victoria’s Secret, фен Dyson, наушники Apple», — поделилась Файзрахманова.
Сообщества байеров в Казани нет, отмечают наши собеседницы, как и здоровой конкуренции. Нередко закупщики скрывают друг от друга сториз в соцсетях, чтобы не видеть. Более того, некоторые даже «говорят гадости и клевещут» на коллег, рассказывая, что у них наценка выше.
Как профессия байеры, конечно, не вымрут, солидарны эксперты. Богатые клиенты всегда будут нуждаться в предметах роскоши, потому те, кто прочно закрепился в рядах «люкс-дилеров», без работы не останутся
«Байеры не вымрут, но станут прислугой для богатых клиентов»
Как «лжепрофессия байерство будет развиваться», а вот функционал ее изменится, считает рассуждает стилист Сафина. «Когда закончится вся эта ситуация и бренды вернутся на отечественный рынок (уверена, что вернутся, пусть и не сразу), услуги байера станут значительно дешевле. Чтобы не терять в заработке, они, скорее всего, переквалифицируются в шоперов в прямом понимании этой профессии (человек, который знает, где что продается, сколько стоит, где какие скидки и так далее, и готов за деньги рассказать об этом или даже сходить и купить все сам)», — объясняет Сафина.
Иная точка зрения у главы союза байеров РФ Буграновой. По ее мнению, со временем интерес к байерам-закупщикам утихнет. Во-первых, потому что появляются российские бренды, постепенно повышающие к себе интерес аудитории, и альтернативные зарубежные марки, которые «охотно заходят на отечественный рынок». «Со временем потребитель это увидит и поймет, что можно покупать интересные, хорошие вещи здесь и сейчас, а не ждать и переплачивать. На ушедших 10 брендах свет клином не сошелся», — уверена спикер.
Во-вторых, потребители самостоятельно начнут осваивать новые онлайн-магазины, маркетплейсы и «будут планировать свое потребительское поведение исходя из доступных каналов продаж». Это тоже понизит градус интереса к байерам. Особенно эксперты газеты делают ставку на ресейл-платформы, ставшие «перерождением комиссионных магазинов в новой цифровой реальности», и осознанное потребление со стороны покупателей. Такие сервисы перепродают винтажные, архивные и просто люксовые аксессуары: сумки, бижутерии, ремни, платки, на некоторых продаются бренды мидл-ап-сегмента.
«С учетом тренда на стиль old money („старые деньги“) и „тихую роскошь“, через которые мода транслирует социальные и политические явления как общественный маркер, многие модники, начинающие в том числе, обращаются к ресейлу, покупая там первый люкс», — говорит Сафина. Согласна с коллегой и стилист Мельник. Она считает, что современный потребитель обратит свое внимание на ресейл и, возможно, станет отказываться от «вещизма и шопоголизма».
Как профессия байеры, конечно, не вымрут, солидарны эксперты. Богатые клиенты всегда будут нуждаться в предметах роскоши, потому те, кто прочно закрепился в рядах «люкс-дилеров», без работы не останутся. Дело в том, считают собеседники «БИЗНЕС Online», что если раньше те, у кого были возможности покупать люксовые вещи, уезжали на отдых за границу и сами покупали там необходимое, сейчас передадут эту функцию байерам. «Они станут еще одной ветвью обслуживающего персонала по большому счету. Поэтому профессия с таким искаженным понимаем останется», — повторила мысль Сафина.
Предрекают эксперты и появление новых игроков — байеров, которые будут закупать для бутиков коллекции исключительно российских брендов и дизайнеров. Сейчас таких становится все больше.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.