Романтические полеты, закулисные секреты и жаркие дискуссии — все это уже совсем скоро на канале «Россия-Культура» смогут увидеть поклонники телепроекта «Большой балет». Съемки пятого сезона программы на телеканале «Россия-Культура» с участием артистов из ведущих театров страны и ближнего зарубежья сейчас проходят в Москве на студии «Мосфильм». Напомним, в этом году в шоу участвуют трое уроженцев Казани, в разные годы покинувшие родной город. Кстати, одного из них не взяли в театр им. Джалиля из-за роста. За их успехами в «Большом балете» наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Online».
Съемки пятого сезона программы на телеканале «Россия-Культура» с участием артистов из ведущих театров страны и ближнего зарубежья сейчас проходят в Москве на студии «Мосфильм»
«Работа на телестудии очень сложная для балетного артиста»
На время съемок проекта с участием 6 танцевальных дуэтов и четырех солистов один из павильонов «Мосфильма» превратился в полноценный балетный цех. В этом убедилась корреспондент «БИЗНЕС Online», которую телеканал «Россия-Культура» любезно пригласил на запись одной из программ проекта «Большой балет» — «Хореография ХХ–XXI веков». В коридорах то и дело звучали имена звезд мирового балета — Габриэлы Комлевой, Фаруха Рузиматова, Олега Виноградова, там же расположились столы с салатами, фруктами и другими полезными лакомствами для танцовщиков. Уютные гримерки украсили пестрые колеты и тюники, а за сценой поставили импровизированный станок, где уже за полтора часа до мотора тщательно разминались артисты.
Очевидно, что к съемкам участники и их старшие коллеги подошли серьезно. Не все из них успели пообщаться с журналистами: так, ведущая шоу, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова с 16:00 репетировала подводки и не была доступна для комментариев. Однако те, кто нашел время, были открыты к общению и раскрыли некоторые секреты участия в проекте.
Представляющая жюри Мария Александрова, которую «БИЗНЕС Online» «поймал» на лестнице, рассказала, как непросто 16 конкурсантам трудиться в непривычных условиях. «Работа на телестудии очень сложная для балетного артиста, — отметила экс-этуаль Большого театра. — Здесь нет живой театральной среды, зрителей, тихого закулисья, где танцовщик может настроиться на выступление. Все работает на то, чтобы расшатать солиста: влезть к нему в душу, заснять, как он клеит шпилечки, надевает костюмчик, завязывает пуанты… Для артиста, который имеет свойство погружаться в себя, это очень непросто».
Еще до начала выступлений было приятно услышать, что танцовщики из Татарстана, об участии которых мы уже рассказывали, Камилла Исмагилова, Никита Ксенофонтов и Дмитрий Уксусников справляются с психологической и профессиональной нагрузкой. Вспоминая о них, Александрова отметила, что «казанская земля богата творческими талантами и каждый из ребят имеет собственное лицо». Остается только пожалеть, что все эти артисты по разным причинам не прославляют сцену театра им. Джалиля и делают карьеру за пределами родного города. Исмагилова ныне — солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Ксенофонтов представляет новосибирский НОВАТ, Уксусников — Большой театр Беларуси.
Тепло, хотя не без критики, о казанцах отозвался другой член жюри — многолетний премьер Мариинки Рузиматов. «Великолепные артисты, — отметил он. — Другое дело, что любой танцовщик должен стараться подбирать репертуар под свое тело и фактуру». Эти слова ныне руководитель Большого театра Республики Узбекистан, в частности, адресовал Исмагиловой. «Камилла — блестящая исполнительница, мне интересно за ней наблюдать. Но в балете есть свои амплуа». И покритиковал за выбор одного из номеров, образ в котором был «абсолютно не ее». О каком балете идет речь — можно будет узнать из эфиров на «России-Культуре». Личным открытием на проекте Рузиматов назвал танцовщицу Мариинского театра Марию Ильюшкину и солиста ГАБТа Даниила Потапцева, однокурсника Уксусникова по академии Эйфмана.
Лица поклонников балета «в партере» заменяет строгое жюри, живые декорации — видеопроекция
Новые открытия
Несмотря на отсутствие мегазвездных участников в этом сезоне, проект еще до телеэфиров привлек внимание балетоманов. Некоторых из них за полтора часа до мотора не пустили на проходной «Мосфильма» из-за опоздания. А внутри организаторы не смогли рассадить всех желающих в уголке зала перед камерами (мест с трудом хватило примерно для 25–30 человек). Остальные стоя расположились за съемочной техникой, зато в паузах могли постоять рядом со столпами советского балета — Виноградовым и Комлевой, тихо беседующими друг с другом.
Отсутствие привычного театрального комфорта постигло не только зрителей, но и артистов. По размеру подмостки «Большого балета» уступают даже скромной театральной сцене: фактурным, прыгучим солистам на них сложно развернуться. Мешают сконцентрироваться и камеры: одна из них непрерывно перемещается, с другой прямо рядом с артистами бегает шустрый оператор. Лица поклонников балета «в партере» заменяет строгое жюри, живые декорации — видеопроекция.
Несмотря на все это, запись программы сравнима с качественным гала-концертом. Дублей почти нет (из-за освещения перезаписали лишь номер Ксенофонтова и часть миниатюры Ильюшкиной), репертуар радует пластическим разнообразием и наверняка понравится телезрителям. Те, кто был на съемках, его уже оценили, аплодируя даже поверх фонограммы оваций. Страстные объяснения в любви, пленэрные зарисовки, психологические монологи — все это балетоманы увидят на канале «Культура» в исполнении артистов Большого, Мариинского и Михайловского театров, МАМТа, Челябинского и Новосибирского балета, БТ Беларуси, а также «Балета Лауры Алонсо». Некоторые из них, как та же Ильюшкина, уже знакомы поклонникам танца, а некоторых из них, например гостей с Кубы Патрисию Диегес и Роберта Акунью, телезрителям только предстоит узнать.
Из уроженцев Татарстана первой на сцену вышла Исмагилова и вместе с партнером Субедеем Дангытом подарила собравшимся целый мини-спектакль
«Не повторяемся в образах»
Из уроженцев Татарстана первой на сцену вышла Исмагилова и вместе с партнером Субедеем Дангытом подарила собравшимся целый мини-спектакль. Солистка МАМТа предстала в образе одной из знаменитых танцовщиц ХХ века, не уступив ей в презентации: артистка «проживала» каждую деталь графичного хореотекста, а после каждого соло церемонно раскланивалась. Также телезрители смогут оценить филигранную мелкую технику Исмагиловой, ее «не по-нашему точные и быстрые ножки», о которых в прошлом году писала известный балетный критик Татьяна Кузнецова. Для этого солистка выбрала виртуозное неоклассическое па с изящными пробежками и гранд-фуэте.
«С каждой программой мы приобретаем новые знания, осваиваем новую хореографию и не повторяемся в образах, — рассказала нашему корреспонденту Исмагилова перед выступлением. — Рада, что мы с партнером рискнули и пошли именно таким путем. Сегодня у нас состоялась премьера. В этом дуэте, кроме техники, очень важна актерская игра, а времени на подготовку к проекту было немного — около месяца. Однако наш первый сезон в МАМТе прошел плодотворно. Я танцевала много современной хореографии и уже стала иначе двигаться».
Для Дангыта, представшего в роли наставника балетной примы, Исмагилова — единственная муза: Камилла и Субедей — пара не только на сцене, но и в жизни. После выступления партнер целовал жене руки, а в гримерке признался, что рядом с ней по-настоящему счастлив. «Жизнь без татарки как чай без заварки, — напомнил под общий смех он. — С Камиллой мы живем душа в душу, стараемся во всем помогать друг другу, разделять работу и семейную жизнь. Мне нравится, что Камилла прекрасно готовит. Женившись на ней, я перестал ходить в рестораны».
Дуэт Исмагиловой и Дангыта вызвал живой отклик у членов жюри. Виноградов и Александрова похвалили конкурсантов, отметив, что «эта пара не боится никаких сложностей». А Рузиматов даже охарактеризовал их выступление стихами Пушкина.
Вышедший следом Уксусников удивлял оригинальной хореографией ведущего проекта Игоря Колба: увидеть ее можно пока только в Большом театре Беларуси
«Не знал, что в Казани есть хореографическое училище»
Вышедший следом Уксусников удивлял оригинальной хореографией ведущего проекта Игоря Колба: увидеть ее можно пока только в Большом театре Беларуси. Именно ради таких эксклюзивных проектов пластичный артист в юности уехал учиться в Петербург. В академии Эйфмана он выработал не только крепкую школу, но и критическое отношение к себе: после вариации Уксусников признал, что стремится к более выворотному исполнению. Юношу успокоила член жюри Комлева, отметив, что он справился со сложными элементами «старой школы» танца. А остальные члены спорили, на кого больше похож молодой казанец — на балетного крестьянина или принца.
Перед выступлением Уксусников рассказал «БИЗНЕС Online», как покинул родной город и почему его не взяли танцевать в театр им. Джалиля. В детстве юноша даже не знал, что в Казани есть хореографическое училище, зато с удовольствием солировал в ансамбле «Мирас». «Однажды мы поехали в Петербург на конкурс, — вспоминал он. — Меня показали педагогу, который набирал детей в академию Эйфмана, и он сказал, что есть шансы на поступление. Я не сразу понял, где именно оказался, но много работал над классическим и современным танцем. После выпуска присылал свои видеозаписи в театр им. Джалиля, но мне сказали, что ищут ребят ростом от 178–180 сантиметров, а мой рост — 172,5. Я это принял и ни о чем не жалею. В Большом театре РБ мой потенциал раскрывается на 100 процентов, меня пригласили сразу на ведущего солиста. Рад, что постепенно осваиваю ведущие классические партии, чего в Казани, возможно, мне бы сделать не дали».
Современную хореографию на проекте блестяще представил Ксенофонтов, чье выступление завершило трехчасовые съемки шоу и пролило бальзам на души членов жюри
Ну а современную хореографию на проекте блестяще представил Ксенофонтов, чье выступление завершило трехчасовые съемки шоу и пролило бальзам на души членов жюри. Языком высокого модерна он и Софья Чусовкова рассказали самую романтичную трагедию любви, окрасив ее витальной энергией и драйвом. Лидером в этих константах, безусловно, был партнер, чей натренированный корпус выдерживал динамичный ритм танца, а гибкие конечности двигались как на шарнирах. Заостренным па дуэта удачно контрапунктировал хит современной европейской рок-группы.
«Наша балетная жизнь очень краткая, поэтому хочется сделать ее яркой и максимально продлить, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Оnline“ артист. — Данным проектом я как минимум наполняю ее для себя, а как максимум — смогу вывести свое творчество на новый уровень. Сегодня я исполнил отрывок из современного балета на потрясающую музыку. Этот спектакль в репертуаре театра, правда, показывается очень редко. Но все равно из программы в программу, здесь, на проекте, я стараюсь совершенствоваться, анализирую свои выступления, стараюсь учесть рекомендации уважаемого жюри. Со многими из членов жюри мы знакомы лично: с Олегом Михайловичем работали над постановкой „Ромео и Джульетты“ в НОВАТе, с Марией встречались на гала-концертах, Фарух Садуллаевич был руководителем нашей новосибирской труппы. Мне важна обратная связь от профессионалов, здесь я ее получаю, за что благодарен».
Отсмотрев все выступления дня, можно сказать, что наши земляки имеют хорошие шансы на победу (напомним, по итогам 6 программ жюри выберет победителей в номинациях «Лучший дуэт», «Лучшая балерина» и «Лучший танцовщик», а также вручит спецприз «Открытие» кому-то из молодых артистов). Пока главную конкуренцию казанцам составляют Ильюшкина и Эван Капитен (Мариинский театр), образцово исполнившие неоклассическое адажио на музыку Рахманинова. И Потапцев, блеснувший техникой в неожиданном, пленэрном образе.
Однако важнее победы то, что на проекте участники осваивают различные стили танца, в частности, формы contemporary dance, которые, например, в Казани можно увидеть сравнительно редко
«Лучшее в театре — баланс между классическим репертуаром и современным»
Однако важнее победы то, что на проекте участники осваивают различные стили танца, в частности, формы contemporary dance, которые, например, в Казани можно увидеть сравнительно редко. Более того, театр им. Джалиля только теряет проводников современной хореографии, взять хотя бы недавнее увольнение по собственному желанию Алессандро Каггеджи.
Александрова на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», насколько современная хореография нужна сегодня балетным труппам из государственных театров за МКАДом, ответила однозначно: «Мы живем в XXI веке и уже не носим кринолины, не ходим с веерами и не вылезаем из карет. Современная хореография создается для артистов и зрителей, которые живут сегодня. Да, время потом отберет удачные спектакли, но стараться осознавать искусство надо здесь и сейчас. Поэтому, конечно, репертуар нужно расширять. Уже доказано, что самое лучшее в театре — это баланс между классическим репертуаром и современным».
Необходимость присутствия модерна в государственных балетных труппах страны отметил и Рузиматов. Худрук Большого театра РУ пояснил, что хорошей современной хореографии сегодня мало, но она крайне важна. В пример эксперт привел родную для себя Мариинку, где служил с 1986 по 2007 год. «Тот же Мариинский театр долгие годы ориентировался на классический репертуар. Но в 90-е годы, когда политика стала более открытой, руководство начало приглашать и передовых зарубежных хореографов, что было очень важно для артистов».
Передовых мастеров танца почаще хочется видеть и в Казани. А пока что пожелаем нашим землякам удачи и понаблюдаем за ними в проекте, который стартует в новом телевизионном сезоне на телеканале «Россия-Культура».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.