ОТКУДА СБЕР ВСЕ ЗНАЛ? 

В 2007 году в известную тогда компанию «Софт-трейд» на должность старшего бухгалтера пришла работать Наталья Шагиахметова. Она занималась в основном бумажной работой: отправляла письма в банк с целью узнать обороты компании по всем имеющимся счетам, запрашивала справки из налоговой, делала выписки из ЕГРЮЛ. Ее обязанности можно было бы счесть обыкновенной рутиной, если бы не одно «но». Все эти документы были необходимы для получения необъяснимо больших кредитов в Сбербанке.

«Если предприятие берет кредит в 300 миллионов, а его оборот составляет 200 миллионов – это неправильный баланс, и кредит брать нельзя», - объяснила в суде очевидный расклад Шагиахметова и добавила, что балансы всех «дочерних» компаний «Софт-трейда», с которыми ей приходилось работать, искусственно завышались. Напомним, что в группу «Софт-трейд» входили также компании «Автотранссервис», «Дин+», «БулгарРегионСнаб», «Аргон» и «Маштехкомплект».

Последовательность действий была следующая – начальник Шагиахметовой, подсудимый Сергей Николаев периодически просил подготавливать документы для очередной кредитной сделки. Тогда в мгновение ока из Советского отделения Сбербанка Шагиахметова получала пакет документов: помимо кредитного договора в него уже входил отчет о проверке залогового имущества, договор поручительства и таблица, в которую необходимо было вписать данные о балансе предприятия. Откуда банку уже были известны данные о залоге (данные по которому впоследствии чаще всего не подтверждались) и почему сотрудники банка часто самостоятельно заполняли таблицу по балансовым данным, Шагиахметова не задумывалась. Она просто, получив все бумаги, вызывала директоров фирм, на которых оформлялись кредиты, и просила подписать кредитный договор.

Однажды директор фирмы «Дин+» отказалась подписывать бумаги, сославшись на то, что уже не является директором.

«С ней вызвался поговорить сам Николаев, и подпись вскоре была поставлена», - рассказала Шагиахметова.

свидетельница-шагиахметова.jpg
Бывшую сотрудницу банка Наталью Шагиахметову нисколько не смущали суммы в 200 - 300 млн., которые периодически получала бизнес-империя Николаева

ХАЛАТНОСТЬ. НО НЕ ПРЕСТУПНАЯ?

По словам старшего бухгалтера «Софт-трейда», с участием которой фактически проворачивалась скандальная кредитная афера, деньги были нужны для пополнения оборотных средств и развития бизнеса. Сама являясь бывшей сотрудницей банка, Шагиахметова заявила, что ее нисколько не смущали суммы в 200 - 300 млн., которые периодически получала бизнес-империя Николаева.

«У Сергея Викторовича была безупречная репутация, он был VIP-клиентом Сбербанка, вкладывал деньги в долгосрочные проекты – складывалось ощущение надежности, - вспоминала старший бухгалтер в суде. – А кредиты брались-гасились, снова брались и вновь погашались».

После этих показаний в зале суда тучи стали сгущаться над подсудимой Лилей Мифтаховой. Она ранее работала кредитным инспектором в Советском отделении Сбербанка на ул. Петербургская – именно там Николаев завидно прокредитовался на 2,4 млрд. рублей.

Несмотря на то что бизнесмен Николаев в свое время по «неясным причинам» купил Мифтаховой квартиру, о чем сегодня во время судебного заседания припомнил судья Ридаиль Сафиуллин, сказать, какую роль она могла сыграть в реализации кредитной аферы, пока нельзя. Можно лишь догадываться, что Мифтахова, которая отвечала за проверку залогового имущества, знала о фиктивности имущества «Софт-трейда», равно как и догадывалась о взаимосвязанности компаний, входящих в группу компаний Николаева. Но о своих подозрениях кредитный инспектор никому не доложила…

Но с другой стороны, Мифтахова, которая также готовила заключения по каждому заемщику для кредитного комитета и неизменно давала положительную оценку по «Софт-трейду» (наверняка зная о вопиющих нарушениях), могла действовать по указке вышестоящего начальства.

«Сейчас на скамье подсудимых сидят три человека (владелец бизнес-империи «Софт-трейд» Николаев и двое сотрудниц Сбербанка – кредитный инспектор Мифтахова и Людмила Акаловская - зам.управляющего отделениемред.), а могло быть и больше», - глядя на Шагиахметову, покачав головой, многозначительно сказал судья.

После такого пассажа стало ясно, что процесс, за которым следит газета «БИЗНЕС Online», в дальнейшем может преподнести еще массу сюрпризов.

Рис. Анастасии Бронниковой

Справка

22 февраля 2012 года в Вахитовском районном суде Казани стартовал процесс по громкому делу о мошенничестве в особо крупном размере. На скамье подсудимых – владелец бизнес-империи «Софт-трейд» Сергей Николаев и двое сотрудниц Сбербанка – кредитный инспектор Лилия Мифтахова и Людмила Акаловская, зам.управляющего отделением. Обе сотрудницы банка работали в Советском отделении №6669 на улице Петербургская. В начале кризисного 2009 года стало известно, что это отделение понесло гигантские потери, выдав до того неизвестному широкой публике предпринимателю Николаеву - собственнику «Софт-трейда» - кредиты в общей сумме 2,6 млрд. рублей (в обвинительном заключении указана сумма в 2,4 млрд. рублей, так как часть средств все же удалось вернуть).

Бизнесмену Николаеву было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). Он был арестован и помещен в СИЗО, но через несколько месяцев его выпустили по состоянию здоровья.

Разгоревшийся скандал из-за кредитной аферы стал причиной ухода с поста руководителя Советского отделения Игоря Козлова, который приходится зятем влиятельного Геннадия Захарова, возглавлявшего на тот момент (кстати, на протяжении почти 20 лет) банк «Татарстан». В конце концов, по мнению наблюдателей, именно дело «Софт-трейда» привело к тому, что близкий к руководству республики Захаров ушел в отставку, а выращенные им преемники не смогли занять его кресло. Герман Греф назначил управляющим банком Рушана Сахбиева, ранее занимавшего пост первого заместителя председателя Западно-Сибирского банка Сбербанка России (Тюмень).

По данным стороны обвинения, бухгалтерия Николаева подавала в банк заведомо ложные данные об имуществе, которое предоставлялось в качестве залога. Для получения кредитов было создано множество «дочерних» компаний «Софт-трейда»: «Автотранссервис», «Дин+», «БулгарРегионСнаб», «Аргон» и «Маштехкомплект». Они не вели бизнес и существовали фактически номинально.

Судебное разбирательство по самым оптимистичным прогнозам продлится до конца 2012 года. Свидетелями по уголовному делу проходят более 100 человек, пострадавшей стороной признан Сбербанк.