«Когда вызвали как свидетеля, меня мучили три часа. Начали сразу давить: «Возьмите вину на себя, у вас скоро заканчивается срок давности». Я прямо опешила», — рассказывала в суде фигурантка дела о потопе на лыжной базе в Мирном Лилиана Кузьмина. Она главный эксперт управления Госэкспертизы и ценообразования в сфере строительства РТ, а еще единственный фигурант дела о халатности, возникшего по следам скандала. О том, какие детали были раскрыты в обвинительном заключении, какой ущерб насчитали в ГИСУ РТ и что происходило на судебном заседании, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Когда вызвали как свидетеля, меня мучили три часа. Начали сразу давить: «Возьмите вину на себя, у вас скоро заканчивается срок давности». Я прямо опешила», — рассказывала в суде фигурантка дела о потопе на лыжной базе в Мирном Лилиана Кузьмина
Как «потек» лыжно-биатлонный комплекс в Мирном
Спустя год после скандала в лыжно-биатлонном комплексе в Мирном, где в конце июля 2022-го смыло часть беговой трассы, перед судом предстала главный эксперт Госэкспертизы РТ Лилиана Кузьмина. Именно ее следствие посчитало виновной в скандале с федеральным окрасом. Ей предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»).
Кузьмина — единственная, кого пытаются привлечь к уголовной ответственности по следам скандала. Напомним, в августе 2022 года ГСУ МВД возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), однако с формулировкой «в отношении неустановленных лиц».
С базой в Мирном спортивный Татарстан связывал большие ожидания: она должна была стать главным лыжным объектом в республике, растить новых чемпионов, принимать турниры самого высокого уровня. Под эти цели выделили соответствующее финансирование. Если изначально под базу было заложено 300 млн рублей, то со временем ее бюджет вырос до 1,25 млрд рублей с привлечением федерального финансирования отдельным распоряжением Михаила Мишустина.
Однако на этом пути комплексу все время мешали строительные недочеты и связанные с ним скандалы. Первые проблемы с объектом возникли еще в 2020 году, когда его только начали строить. Уже тогда рабочие стали замечать, что после любого крупного дождя база выходила из строя. Но каждый раз все «подтеки» удавалось убирать в ручном режиме. Тем не менее о неполадках в Мирном было известно благодаря голосу российского биатлона Дмитрию Губерниеву. Он не упускал шанса рассказать о проблемах базы в прямом эфире «Матч ТВ» и своем телеграм-канале.
С базой в Мирном спортивный Татарстан связывал большие ожидания: она должна была стать главным лыжным объектом в республике, растить новых чемпионов, принимать турниры самого высокого уровня
Точкой невозврата стал июль 2022 года, когда в Казани и ее окрестностях выпала рекордная норма осадков. 26-го числа база превратилась в настоящий водопад: неконтролируемые потоки воды размыли грунт, снесли фонари, обрушили некоторые участки трассы. В этом случае косметического ремонта уже было недостаточно, на восстановление требовались 8-значные суммы.
После того как фото и видео разрушенной базы облетели интернет, была создана межведомственная комиссия, которую возглавила заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, также МВД по РТ инициировало проверки в ответственных за строительство органах.
Сразу же пошло восстановление базы. Запрашивать дополнительные средства у республики не стали, вместо этого в Татарстане пошли по простой и понятной дороге: кто строил, тот и будет за все отвечать. В рамках гарантийного случая очередные 150–200 млн рублей в ремонт базы вложил генподрядчик «Эталон». Все работы при этом шли по «старым чертежам», пусть и наиболее популярным было мнение, что проблемы комплекса связаны именно с проектом (его разработала компания «Мостафпроектстрой»). Якобы его составили без учета специфики рельефа и лыжно-биатлонных баз. Но разработка нового проекта — это большие деньги. А еще больше средств понадобилось бы на то, чтобы этот самый новый проект воплотить в жизнь. Так что в Мирном пошли по самому простому пути — залатать все дыры, а дальше как пойдет.
После того как фото и видео разрушенной базы облетели интернет, была создана межведомственная комиссия
Ремонт пока «держится», по крайней мере, база в этом году обошлась без ЧП. Более того, в марте комплекс торжественно открыли легендарная Елена Вяльбе, олимпийские чемпионы Александр Большунов и Наталья Непряева и другие звезды лыжного спорта. Весь год на базе тренируются спортсмены казанских школ и сборных Татарстана.
Если есть вопросы, то только в бюрократической плоскости. Например, недавно татарстанские биатлонисты жаловались, что база до сих пор не включена во всероссийский реестр спортивных объектов, т. е. она не может официально принимать какие-либо турниры. На этом фоне руководители федераций уже успели выступить с прямыми заявлениями, что в ближайшее время загружать комплекс в Мирном топ-турнирами они не планируют. «Мы вообще никогда сразу не проводим на новых комплексах соревнования. Не думайте, что завтра здесь будет чемпионат России», — сказала руководитель федерации лыжных гонок РФ Вяльбе. «Сперва мы планируем провести на базе региональные турниры», — отметил глава союза биатлонистов России Виктор Майгуров. Будто в спортивном сообществе опасаются, что на базе снова что-нибудь пойдет не так.
Следствием было установлено, цитировал прокурор, что в период с 10 августа по 17 сентября 2021 года Кузьмина, действуя «преступно, недобросовестно и небрежно», не осуществила фактическую проверку раздела проектной документации «в части устройства трапециевидных каналов водоотведения из щебня на объекте»
Версия МВД: трассу размыло из-за неверного проектного решения при строительстве ливневок
Так в чем конкретно обвиняют госэксперта? Фабулу дела огласил Булат Галимов. По его словам, заказчиком строительства лыжной трассы в Мирном выступило ГИСУ РТ, а подрядчиками — ГУП «Татлизинг» и строительная компания «Эталон». Проектно-сметные документы на проведение строительно-монтажных работ на лыжно-биатлонной базе разработало НАО «Мостаф».
Разработка и подготовка документации — это лишь часть дела. Одним из самых важных этапов при подготовке к строительству подобных объектов является получение положительного заключения по экспертизе. Как раз от управления Госэкспертизы и ценообразования по строительству и архитектуре.
Так, согласно материалам дела, 7 августа 2021 года НАО «Мостаф» обратилось в ГАУ «УГЭЦ РТ» с заявлением о проведении государственной экспертизы объекта строительства в Мирном. После этого в управлении Госэкспертизы РТ была организована группа аттестованных экспертов, которую возглавила Кузьмина.
Следствием было установлено, цитировал прокурор, что в период с 10 августа по 17 сентября 2021 года Кузьмина, действуя «преступно, недобросовестно и небрежно», не осуществила фактическую проверку раздела проектной документации «в части устройства трапециевидных каналов водоотведения из щебня на объекте».
«Кузьмина составила и подписала электронной подписью заключение, согласно которому схема планировки организации земельного участка разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с нормативными требованиями планировки и застройки сельских поселений. В заключении было указано, что организация элементов предусмотрена с учетом требований, обеспечивающих отвод ливневых и талых вод», — зачитывал прокурор.
Простыми словами — следствие считает, что трассу затопило из-за того, что ливневки работали неправильно, а проект их строительства одобрила именно Кузьмина. В результате положительного заключения ГИСУ РТ было выдано разрешение на строительство трассы, а позднее и разрешение для ввода объекта в эксплуатацию. В результате действий эксперта, считает следствие, ГИСУ РТ получило ущерб в размере 7 млн 154 тыс. рублей.
«И смех и грех, это бред сумасшедших, извиняюсь, конечно», — прокомментировала отношение к предъявленному обвинению подсудимая. Свою вину она категорически отрицает.
Адвокат Лаврентий Сичинава сообщил, что на этапе предварительного следствия, еще по делу о мошенничестве, была организована судебно-строительная экспертиза с целью ответить на вопрос: было ли при строительстве объекта хищение?
Подсудимая пришла в суд в «браслетах Cartier» и утверждает: был «указ сверху»
В здании суда главный эксперт Госэкспертизы РТ появилась примерно за полчаса до начала заседания в сопровождении известного казанского адвоката Лаврентия Сичинавы. По внешнему виду женщины можно было понять, что в новой для себя роли она серьезно волновалась или по меньшей мере чувствовала себя некомфортно — невооруженным взглядом было видно красные от недосыпа глаза, в ожидании начала заседания она то и дело оглядывалась по сторонам, долго разговаривала о чем-то с адвокатом.
Впрочем, были и позитивные моменты: в суд Кузьмина пришла в браслетах, точь-в-точь напоминающих культовые аксессуары Cartier — Juste un clou и Love, стоимость которых на ресейле начинается от 900 тыс. рублей. Определить их подлинность по внешнему виду почти невозможно, но в утонченном вкусе подсудимой не откажешь.
Кузьминой 54 года, она замужем, имеет двух взрослых детей. По образованию архитектор и в настоящее время занимает должность главного эксперта ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования РТ по строительству и архитектуре». С мая 2023-го (когда ей предъявили обвинение) женщина находится под подпиской о невыезде.
В суд Кузьмина пришла в браслетах, точь-в-точь напоминающих культовые аксессуары Cartier — Juste un clou и Love, стоимость которых на ресейле начинается от 900 тыс. рублей
Ее адвокат Сичинава сообщил, что на этапе предварительного следствия, еще по делу о мошенничестве, была организована судебно-строительная экспертиза с целью ответить на вопрос: было ли при строительстве объекта хищение? Когда позднее адвокат ходатайствовал о проведении экспертизы с целью выявления расхождений с проектно-сметной документацией, ему был вынесен отказ. По этой причине на заседании Сичинава просил суд приобщить к материалам дела результат экспертизы, которую сторона защиты заказала самостоятельно при подготовке к суду.
«Из этой экспертизы следует, что было расхождение», — торжественно заявил Сичинава, не вникая ни в детали экспертизы, ни в то, какая фирма ее выполняла. Еще более эмоционально по поводу вопроса приобщения документа высказалась сама подсудимая. Помимо того что женщина полностью поддержала своего адвоката, она внезапно начала углубляться в детали дела, несмотря на то что судебное следствие еще не началось: «Когда вызвали как свидетеля, меня мучили три часа. Начали сразу давить: „Возьмите вину на себя, у вас скоро заканчивается срок давности“. Я прямо опешила».
Кузьмина рассказала, что вопрос о проведении повторной экспертизы в рамках предварительного следствия ставился неоднократно: «Всех просили, но все время был отказ. „Указ сверху“, — вот что говорилось мне лично. Я хотела зайти и к главному прокурору — все бесполезно…» На этих словах федеральный судья Марат Муллануров прервал подсудимую и постановил приобщить экспертизу к материалам, оставив ее без рассмотрения, назвав ходатайство несколько преждевременным.
Лишение свободы Кузьминой не грозит: максимальное наказание по статье — редко применяемый арест, но чаще всего суд ограничивается штрафом. Планка — до 120 тыс. рублей или в размере годового дохода.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.