«Первое — будет выгодно экспортировать больше нефти, чем нефтепродуктов. Второе — мы потеряем рынки сбыта, которые с трудом налаживали. Третье — мы потеряем свою переработку», — с такими невеселыми мыслями встретили эксперты новость о временном ограничении вывоза бензина и дизеля из страны. Другие уверены, что запрет экспорта на 1–2 месяца приведет к стабилизации рынка и не нанесет большого вреда нефтяникам, а вот более длительное «табу» грозит НПЗ внушительными потерями из-за выпадения экспортной выручки. О том, что в этой ситуации чувствуют владельцы частных АЗС и что станет с розничными ценами на горючее, — в материале «БИЗНЕС Online».
В России введены временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива
Запрет — на неопределенный срок
Правительство России сегодня ввело временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Постановление об этом подписал председатель правительства страны Михаил Мишустин.
«Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что, в свою очередь, позволит снизить цены для потребителей», — сообщается на сайте российского правительства. Также уточняется, что ранее для стабилизации ситуации на топливном рынке правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу. Также организован ежедневный мониторинг закупок топлива для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объемов.
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в государства – члены Евразийского экономического союза;
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам;
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных межправительственных соглашений;
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации, а также на товары, перемещаемые между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств;
- на товары, содержащиеся в технологических емкостях, предназначенных для их хранения, водных, воздушных, железнодорожных или автомобильных транспортных средств, используемые в целях эксплуатации в пути следования;
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств;
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций Российской Федерации, расположенных в Байконуре (Казахстан) и на территории комплекса «Байконур»;
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций Российской Федерации на архипелаге Шпицберген;
- на товары, помещенные до дня вступления в силу настоящего постановления под таможенные процедуры, допускающие их вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза, которые до вступления в силу настоящего постановления приняты открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» к перевозке или на которые до вступления в силу настоящего постановления оформлено поручение на отгрузку на морское судно;
- на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Абхазия и Республику Южная Осетия;
- на товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования.
В документе говорится, что запрет на вывоз моторного топлива из России касается в том числе бензина и ДТ, приобретенных на биржевых торгах. Постановление вступает в силу с 21 сентября 2023 года, дата окончания действия топливного «табу» не указана. При этом в документе обозначен целый ряд исключений, при которых временный запрет на вывоз топлива из страны не действует. Например, не ограничен экспорт в страны ЕАЭС.
Россия производит ДТ в 2 раза больше, чем его нужно на внутреннем рынке, так что в нормальной ситуации предпосылок для образования дефицита на внутреннем рынке нет
Куда ушло все дизтопливо?
Россия производит ДТ в 2 раза больше, чем его нужно на внутреннем рынке, так что в нормальной ситуации предпосылок для образования дефицита на внутреннем рынке нет. В Татарстане, к примеру, на двух нефтеперерабатывающих заводах выпускают 11,7 млн т дизтоплива в год, что значительно превышает потребность в дизтопливе в республике. Тем не менее с лета 2023-го в стране начал разворачиваться топливный кризис.
«В стране потребление дизельного топлива большое. Сказалось повышение спроса, посевные, большие стройки. На СВО, конечно, тоже много уходит», — объясняют эксперты. Кроме того, плановый ремонт сейчас проводится сразу на 7 нефтеперерабатывающих заводах России. Однако самое сильное влияние на цену дизтоплива оказывает серый экспорт — внутренние трейдеры начали скупать топливные ресурсы на бирже и отправлять за границу. Стало экономически целесообразно, покупая топливо внутри рынка, вывозить его в другие страны.
Кроме того, летом этого года минфин вдвое сократил размер выплаты по демпферу на бензин и дизтопливо. Ранее этот механизм помогал балансировать спрос и предложение на рынке моторного топлива, т. к. предполагал доплату ВИНК за продажу топлива на внутреннем рынке в случае, если на внешнем складываются более выгодные ценовые условия (и наоборот, изъятие сверхприбыли, если баланс в пользу НПЗ).
Дошло до того, что президент России Владимир Путин лично отчитал на ВЭФ правительство страны за непродуманные действия, в частности, он заявил, что «кабмин своевременно не среагировал на рост цен на нефть».
Запрет на экспорт может привести к затовариванию внутреннего рынка
«Заградительные пошлины приведут к отрицательной экономике заводов очень быстро»
Топливная тема громко обсуждалась накануне в Госдуме в рамках правительственного часа с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым: из-за проблем с топливом сезонные полевые работы в ряде регионов РФ оказались под прямой угрозой. Была озвучена такая цифра: за 7 месяцев этого года было произведено 51,9 млн т дизельного топлива, что на 6,8% выше аналогичного показателя прошлого года. Мол, куда ушло все горючее? Отдуваться пришлось первому замглавы минэнерго Павлу Сорокину. Он заявил, что на цены повлияла летняя девальвация курса рубля и дефицит дизеля, который наблюдается во всем мире, особенно в Европе. Также он уверял, что министерство усиленно работает над устранением «серого экспорта» и обещал «достаточно радикальные шаги», видимо, речь как раз и шла об опубликованном сегодня постановлении.
Минэнерго также рассчитывает, что снижение цен на топливо на бирже продолжится. За последние два дня «только на слухах о мерах» падение цен на бензин составило 7%, по дизелю «сегодня тоже уже началось падение», заметил Сорокин. На вопрос одного из депутатов, почему правительство «стесняется» вводить заградительную пошлину, Сорокин пояснил, что эта мера рассматривалась как одна из возможных, но в этом случае есть риск загубить отрасль переработки.
«Если мы делаем заградительную пошлину без компенсации какой-либо заводам, даже по части товаров, это приводит к отрицательной экономике заводов очень быстро. Она там не такая большая, как кажется, именно на заводах. Нельзя допустить того, чтобы мы, пытаясь решить проблему дизеля, получили дефицит бензина», — пояснил замминистра.
Что ждет российские НПЗ на фоне запрета? «Если ограничения на экспорт дизеля и бензина ввести на постоянной основе, то EBITDA наиболее пострадавших компаний может снизиться примерно на 10–13 процентов. Однако мы считаем, что вводить ограничения больше чем на один-два месяца не потребуется, то есть реальные потери могут составить не более 1–2 процентов от годовой EBITDA», — считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
В компании «Татнефть» реализация нефтепродуктов на экспорт за 6 месяцев 2023 года составила 119,6 млрд рублей: в том числе в страны ближнего зарубежья нефтепродуктов — 11,8 млрд, в страны дальнего зарубежья — 97,5 млрд рублей. Какой объем реализации нефтепродуктов (с учетом исключений!) подпадает под ограничение для татарстанской компании, сказать сложно. Известно, что EBITDA «Татнефти» за 6 месяцев 2023 года составила 168,7 миллиарда. Соответственно, предполагаемые потери компании в результате запрета могут составить за полгода от 1,7 млрд при позитивном сценарии развития событий и до 22 млрд рублей — при негативном. В пресс-службе «Татнефти» не смогли предоставить оперативный ответ на запрос «БИЗНЕС Online».
Запрет на экспорт может привести к затовариванию внутреннего рынка, т. к. Россия производит значительно больше бензина и дизеля, чем потребляет, подчеркивают эксперты. Для стабилизации ситуации достаточно ограничений на месяц.
«В условиях сверхприбыльности бизнеса российских нефтяников небольшое снижение финансовых результатов ради стабилизации внутреннего топливного рынка не выглядит драматичным», — уверяет Кауфман.
Локально бизнес российских нефтяников является сегодня сверхприбыльным на фоне сочетания слабого рубля и стремительного роста цен на сорт Urals. Куда важнее для нефтяников то, какими мерами правительство будет стабилизировать внутренний рынок топлива в долгосрочной перспективе. После отмены ограничений правительству нужно будет придумать новый, более стабильный механизм сдерживания внутренних цен, который будет гарантировать отсутствие дефицита внутри страны без чрезвычайных мер.
Бизнес российских нефтяников является сегодня сверхприбыльным на фоне сочетания слабого рубля и стремительного роста цен
«Впервые вижу, чтобы частные АЗС работали с таким убытком»
Введение ограничений на данном этапе Кауфман считает запоздавшим и чрезвычайным, они были применены, когда ситуация стала критической. В краткосрочной перспективе ограничительные меры будут эффективны, т. к. они способны быстро создать профицит на внутреннем рынке, что приведет к нормализации цен. «Снижение оптовых цен на бензин и дизель уже началось несколько дней назад на фоне словесных интервенций правительства. Полагаем, что с введением мер оно продолжится и в ближайшие дни», — говорит он.
Генеральный директор «ИнфоТЭК-Консалта» Тамара Канделаки, напротив, уверена, что принятая мера никак ситуацию не стабилизирует, а люди, подписывающие законы, не понимают последствий в силу отсутствия профильного образования и базовых знаний. «Приостановка экспорта приведет к нескольким вещам. Первое — будет выгодно экспортировать больше нефти, чем нефтепродуктов. Второе — мы потеряем рынки сбыта, которые с трудом налаживали. Третье — мы потеряем свою переработку, и совершенно точно от этого не будет больше дизельного топлива», — сказала эксперт. По ее словам, прямой запрет на что-либо никогда не давал желаемого результата. А в случае с нефтегазовой отраслью корень зла лежит в налогообложении, которое зависит от курса доллара.
Президент ассоциации нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов в беседе с «БИЗНЕС Online» приветствовал решение правительства России. Он считает, что оно должно было быть принято еще раньше, чтобы не доводить ситуацию до такого кризиса. «Я 30 лет работаю в отрасли и впервые вижу, чтобы частные АЗС работали с таким убытком», — возмутился он. По словам нашего собеседника, сейчас убытки АЗС составляют от 3 до 8 рублей на литр. Он подчеркнул, что ограничение временное, но оно должно способствовать улучшению ситуации на рынке.
Владельцы частных АЗС вообще не понимают, что происходит на рынке: радоваться им или плакать? «Три дня падает биржа очень сильно, от 3 тысяч за тонну. Но при этом топлива нет и цена на рынке бешеная. Она выше биржи намного. И вот попробуйте ребус разгадать! — удивляется владелец АЗС „Наиком“ Наиль Хуббатуллин. — То, что сейчас делается (я говорю не за себя, а за всех нас, частников), — мы вообще ничего не понимаем, что происходит и к чему это приведет». Он объясняет, что обычно, после того как падет цена на бирже, на следующий же день начинается падение в рынке, но сейчас все иначе: биржа рушится, а цена на рынке становится выше и топлива нет.
Владелец ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов также отмечает крайнюю непредсказуемость рынка: «Вчера была скидка, поставщики скинули [цену], сегодня подняли опять — качели вот эти будут двигаться. Нам, независимым, как работать, никто объяснить не может. ВИНК тоже работают в убыток, но у них там понятно: из одного кармана в другой перекладывают. Дотируют свои АЗС, а нас кто дотировать будет? Мы готовы к закрытию, многие закрылись уже».
Судя по сводкам управления рационального использования ТЭР, в Татарстане по-прежнему самые доступные цены на дизельное топливо среди регионов ПФО
Владелец частных заправок уверен, что ВИНК в любом случае вернут недополученную прибыль — не за счет экспорта, так за счет населения, но делать прогнозы по ценам на АЗС он не решается. «Я не знаю, насколько цены упадут. У нас же это решается звонком или кнопкой какой-то. Здесь аналитика не работает! — возмущается он. — Раньше была сезонность, было понятно, когда бензин играет, когда дизтопливо играет, а сейчас играет так: где больше денег, туда и гонят».
Директор ООО «Волга-Ойл» Харис Галиуллин также пока не знает, как поведет себя рынок в условиях ограничения экспорта. Он обращает внимание нашего корреспондента на то, что постановление не ограничено по сроку действия. «Там правительство четко прописало: временное ограничение. Что такое „временное“ — у каждого понятие свое», — подмечает он. Эта неопределенность добавляет нервозности игрокам рынка.
Судя по сводкам управления рационального использования ТЭР, в Татарстане по-прежнему самые доступные цены на дизельное топливо среди регионов ПФО. По данным на 19 сентября, в республике дизель продают за 59,3 рубля. При этом в РТ отмечен наибольший рост — на 1,7 рубля с 12 сентября. Антилидерами остаются Кировская область и Пермский край (63 рубля). Что касается цен на бензин АИ-92 и АИ-95, то здесь РТ занимает средние позиции с 49,4 и 54,5 рубля за литр соответственно. Это ниже, чем средние цены в округе.
Что касается отдельных АЗС, то «Татнефть» предлагает самое дешевое предложение по АИ-92 (49,1 рубля за литр) и дизельному топливу (57,6 рубля). Бензин класса «преимум» по самой меньшей цене можно купить у «Газпром нефти» — 52,15 рубля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.