У бизнеса осталось меньше недели, чтобы привести документы по воинскому учету в порядок: с 1 октября для работодателей в России вводятся новые штрафы за нарушения в этой сфере. В сотню раз увеличиваются санкции и за неоказание содействия военкоматам при мобилизации — до 500 тыс. рублей. «БИЗНЕС Online» с помощью юристов и источников, близких к военкомату, разобрался в том, как именно вести воинский учет, чтобы не влететь на штраф, кто должен это делать, а кто наказывать за ошибки и, главное, за какие именно. А еще наше издание узнало, как бизнес Казани учитывает военнообязанных в своих компаниях — кто-то начал делать это совсем недавно, а кто-то привлек к делам бывшего военкома. Подробности — в нашем материале.
Военкомы предупредили: будьте добры исполнять обязанности по ведению воинского учета. Иначе штрафы
Штрафы вырастут в 100 раз
В августе – сентябре на ресурсах по поиску работы появились вакансии от татарстанских работодателей — они в поиске специалистов по воинскому учету. Например, отдельного человека на эту должность ищет группа компаний «Миррико», девелопер My Corner by Unistroy, Университет Иннополис, АО «Казанский электротехнический завод».
УК «ПЖКХ», вероятно, уже нашла себе «специалиста по воинскому учету и бронированию» (вакансия закрылась меньше чем за месяц), с мая в архиве аналогичная вакансия ГКУ «Главтатдортранс», с июня — КФУ. Часть компаний ищут «рядовых» специалистов по кадрам, в обязанности которых в том числе будет входить ведение воинского учета: ГИСУ РТ, ГКБ №16 и другие частные, муниципальные и государственные организации. Это подтверждают и данные HeadHunter: в пресс-службе сообщили «БИЗНЕС Online», что пики спроса на таких специалистов приходились на осень 2022 года, когда объявили частичную мобилизацию, и в сентябре 2023-го. Высокий спрос с августа отмечают и юридические компании, которые консультируют бизнес по воинскому учету, — таких, кстати, на рынке тоже прибавилось, но для Казани в целом они пока в новинку.
Такой спрос связан с изменениями законодательства, которые вступают в силу с началом осеннего призыва, 1 октября 2023 года. Закон ужесточает административные штрафы за нарушения в области воинского учета. Причем санкции внушительные — от 40 тыс. до 500 тыс. рублей в зависимости от провинности. Для сравнения: сейчас максимальный штраф — 5 тыс. рублей.
Непредставление сведений, необходимых для ведения воинского учета (ст. 21.4 КоАП РФ). Это информация о приеме на работу нового сотрудника, который состоит на воинском учете (или не состоит, но должен состоять), увольнении такого сотрудника, любых изменениях его данных — смена места жительства, семейного положения, появление детей и т. д. Предоставить информацию надо в течение пяти дней с момента трудоустройства / увольнения / изменения сведений. За это и раньше наказывали, но максимальный штраф был до 5 тыс. рублей. С 1 октября наказание для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.
Неоказание содействия военкоматам при мобилизации (ст. 19.38 КоАП РФ). Это новая статья. Она гласит, что организации по закону обязаны содействовать с военными комиссариатами в их мобилизационной работе и в мирное время, и во время мобилизации (частичная мобилизация, напомним, была объявлена указом президента РФ от 21 сентября 2022 года). В частности, как говорится в статье, работодатель обязан обеспечить «своевременное оповещение и явку» своих сотрудников, подлежащих мобилизации, либо «оказать содействие» в организации такого оповещения и явки. Неисполнение обязанности или неоказание содействия грозят штрафами: для должностных лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей. Для юрлиц — от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
Неоповещение сотрудников о вызове их по повестке военкомата (ст. 21.2. КоАП РФ). По закону руководитель организации или должностное лицо, которое ответственно за воинский учет в компании, должны оповещать своих сотрудников, если им пришли повестки (в том числе и электронные), а также «обеспечить возможность своевременной явки» по повестке в военкомат. Штрафы за нарушения таковы: 40–50 тыс. рублей для должностного лица и 350–450 тыс. рублей для юрлица. Раньше максимальные штрафы по данной статье были до 3 тыс. рублей.
Непредставление в военкомат списков работников для первоначальной постановки на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ). Здесь речь только о тех сотрудниках (если такие вообще есть в организации), которым в следующем за отчетным годом исполнится 18 лет. С 1 октября такие списки надо будет подавать только по запросу военкоматов, следует из закона. Санкция за непредоставление — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц, от 350 тыс. до 400 тыс. для юрлиц.
По данным наших источников, еще до начала осени в Казани ряд военкоматов разослали по организациям в своих районах (списки организаций есть в ИФНС, т. е. спрятаться в век цифровых технологий вряд ли получится) информационные письма. Военкомы предупредили: будьте добры исполнять обязанности по ведению воинского учета. Иначе штрафы.
Кстати, отмечают собеседники, вняв просьбам военкомов или опасаясь штрафов, казанские организации пошли вставать на учет. «В основном это небольшие организации, но есть и те, где очень много сотрудников. Да, только сейчас они впервые встали на воинский учет», — говорит наш собеседник, близкий к военкомату Казани, который подчеркивает: списки подали далеко не все организации, работы тьма.
В апреле власти одобрили создание цифрового реестра воинского учета
Почему за воинский учет взялись так строго
За систему воинского учета вплотную взялись с прошлого года, после объявления частичной мобилизации. Владимир Путин назвал ситуацию (путаница с повестками и данными военнообязанных) «бестолковщиной». «Это связано со старыми формами учета, которые не обновлялись десятилетиями. И вот когда начали проводить эти мероприятия мобилизационные, только тогда выяснилось, какого они качества», — говорил президент страны.
Новшества действительно появились: в апреле власти одобрили создание цифрового реестра воинского учета. Однако пока собеседники «БИЗНЕС Online» и из юридической сферы, и близкие к военкоматам, не знают, как новая система станет работать и будут ли каким-то образом в нее интегрированы организации. Т. е. пока все по старинке: по всем вопросам бизнес взаимодействует с военкоматами или бумажными письмами, или, что называется, очно.
Наша газета изучила документы, регламентирующие ведение воинского учета, инструкции и рекомендации, поговорила с юристами и экспертами из военной сферы и рассказывает, как вести воинский учет, чтобы не влететь на штрафы. Законы, конечно, едины для всех, однако, выслушав собеседников, можно сделать вывод, что, так сказать, негласные правила (или даже свой стиль) есть в каждом отдельно взятом районном военкомате. Где-то могут оштрафовать, а где-то просто пригрозить, но главное правило одно: вовремя сообщать обо всех изменениях в штате сотрудников. «Поэтому и во время мобилизации очень много ошибок произошло: граждане вовремя не сообщили актуальные изменения, которые происходили и по состоянию здоровья, и по семейному положению. Хотя в обязанностях гражданина — сообщить (в том числе работодателю), чтобы военкоматы знали эти данные», — говорит источник, близкий к военной сфере.
Прежде всего работодатель должен понимать, что «нормально настроенный» воинский учет нужен в первую очередь самому бизнесмену, «если он заинтересован в сохранении своих работников при мобилизации»
С чего начать воинский учет и как его вести
Все организации обязаны были вести воинский учет еще до мобилизации. Это же касается и бронирования сотрудников (точнее, должностей), если у предприятия есть на это право.
При этом в законе не указывается, что ИП тоже должны вести учет, но, как объясняет источник нашего издания, близкий к военкомату, «закон писался с расчетом на то, что предприниматель — это один человек». Сейчас же ИП могут нанимать до 100, а при определенных условиях — до 130 человек. «Есть трудовой договор, есть сотрудники в найме? Значит, появляются и обязанности по воинскому учету», — говорит собеседник.
- Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 №700 «Об утверждении инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета».
- Постановление Правительства РФ от 25.07.2023 №1211 «О внесении изменений в положение о воинском учете и признании утратившими силу отдельных положений актов правительства Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 (ред. от 25.07.2023) «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях.
- Закон №61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне».
- Закон №53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».
- Закон №31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Первый шаг, если в организации никогда не было воинского учета, — поставить саму компанию на учет в военкомат по месту ее регистрации. Какой пакет документов необходим? Надо предоставить копии следующих бумаг:
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- информационное письмо об учете в статрегистре Росстата;
- распорядительный акт об организации воинского учета в компании.
Также необходимо предоставить карточку учета организации (форма 18, есть в свободном доступе в интернете). В Казани, по словам юристов, эту форму надо сначала утвердить в исполкоме, а затем, когда присваивается регистрационный номер, подать данные в военкомат.
Вместе с этими данными нужно представить и план работы по воинскому учету — он согласовывается с гендиректором и военкомом. Форма плана также есть в открытом доступе — в приложении к рекомендациям Генштаба ВС РФ от 2017 года.
Екатерина Степанова: «Если не отправил уведомление — а ты не можешь его отправить, потому что не стоишь на воинском учете, — за это могут оштрафовать»
Что будет, если организация так и не встала на учет в военкомат, хотя внутри компании есть кого учитывать? «Именно за непостановку на воинский учет организации штрафов как таковых не предусмотрено в КоАП», — разъясняет Екатерина Степанова, директор по персоналу консалтинговой компании «Смарт Консалтинг». Организация предоставляет услуги по ведению воинского учета, в последнее время здесь зафиксировали очевидный повышенный спрос на эту тему — не было такого даже во время объявления мобилизации. «Но прописана ответственность за несообщение сведений или несвоевременное предоставление сведений о сотрудниках, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете, т. е. за неотправку данных о приеме и увольнении сотрудника и так далее. Если не отправил уведомление — а ты не можешь его отправить, потому что не стоишь на воинском учете, — за это могут оштрафовать», — добавляет она.
Воинскому учету подлежат следующие категории:
1) Призывники, т. е. мужчины призывного возраста (от 18 до 27 лет, с 1 января 2024 года — до 30 лет).
2) Все военнообязанные мужчины:
- уволенные с военной службы с зачислением в запас;
- не служившие в армии (были освобождены от призыва, не служили из-за отсрочки или по какой-то другой причине);
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет, а затем поставленные на воинский учет в комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу.
3) Женщины, имеющие военно-учетные специальности.
Воинский учет разделяется на общий и специальный. На специальном стоят те мужчины, которые забронированы на период мобилизации. Также на спецучете стоят сотрудники ОВД, государственной противопожарной службы, учреждений и органов УИС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Но если эти сотрудники не служили в армии, «не имея на то законных оснований», или заключили контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве, то они бронированию не подлежат. Остальные сотрудники ставятся на общий учет. Если сотрудник работает на «удаленке», по совместительству (т. е. в штате организации), то он учитывается. Если он работает, например, по договору ГПХ, то нет. Если проходит стажировку (т. е. официально еще не трудоустроен), тоже нет.
Еще одна важная деталь: в компании должно быть должностное лицо, ответственное за воинский учет. Если «учетных» меньше 500 человек, то это может быть сотрудник по совместительству (например, кадровик и т. д.). Некоторые организации прибегают к услугам сторонних компаний, консалтинговых или юридических. Законом это не запрещено, говорит наш близкий к военкомату собеседник. «Единственное, надо понимать, какую цель ставит для себя работодатель. Если просто „отойти от штрафов“, как многие боятся, то да, по сути, можно обратиться в любую компанию, которая просто возьмет на себя дополнительные обязанности, чтобы все документы были в порядке», — указывает источник. Если больше 500 сотрудников на воинском учете, должен быть отдельный специалист, который его ведет. Больше 2 тыс. сотрудников — два специалиста.
Прежде всего, подчеркивает наш собеседник, работодатель должен понимать, что «нормально настроенный» воинский учет нужен в первую очередь самому бизнесмену, «если он заинтересован в сохранении своих работников при мобилизации». Другими словами, во время объявления каких-либо мобилизационных предприятий для него не станет сюрпризом, что какому-нибудь незаменимому начальнику цеха вдруг пришла повестка. Соответственно, работодатель будет знать, кого бронировать. О бронях «БИЗНЕС Online» подробно писал еще в прошлом году.
«У каждой организации должны иметься документы для ведения воинского учета: журналы, план работ, картотека. В кабинете, где ведется воинский учет, должна быть табличка, что это военно-учетный стол (речь о больших организациях — прим. ред.), положен даже стенд-плакат о воинской обязанности, — рассказывает Степанова. — Карточки сотрудников должны находиться в отдельных металлических несгораемых шкафах, сейфах. Картотека ведется как в бумажном, так и в электронном виде одновременно». Источник издания, близкий к военкомату, объясняет, что, например, требования со шкафами не просто формальность, а крупную организацию, у которой такого сейфа для картотеки нет, вполне могут наказать даже за это.
Источник нашего издания, близкий к военкомату, объясняет: если сотрудник отказался предоставить военный билет при трудоустройстве, работодатель не должен смотреть на это сквозь пальцы
Как фиксировать сотрудников?
На каждого сотрудника заводится отдельная карточка — так называемая форма 10 (есть в свободном доступе). Туда вносятся данные о сотруднике, в том числе и по военному билету. Соответственно, все эти документы сотрудник при трудоустройстве (или по запросу работодателя) должен предоставить. А если отказывается или у него нет военника? «Об этом работодатель должен сообщать в военкомат, — говорит Степанова. — Также такому сотруднику надо выдать листок сообщения, что он должен прийти в военкомат и встать на учет, либо предоставить военный билет или приписное свидетельство. При этом отсутствие документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства». При этом, отмечает юрист, даже если сотрудник не передал военный билет, по нему все равно необходимо вести воинский учет в организации. «Если есть сотрудники, которые, например, давно должны были получить военный билет, но до сих пор ходят с приписными удостоверениями, работодатель должен их уведомить, что они должны пойти в военкомат и получить военный билет», — говорит Степанова.
Источник издания, близкий к военкомату, объясняет: если сотрудник отказался предоставить военный билет при трудоустройстве, работодатель не должен смотреть на это сквозь пальцы. «Руководитель всегда должен иметь свои рычаги воздействия, вплоть до увольнения. Хочешь работать — будь добр предоставить», — заочно инструктирует работодателей наш собеседник.
Наш эксперт приводит кейс: сейчас есть такая ситуация («и это ни для кого не секрет»), что бывшие мигранты, получившие гражданство России, не встают на воинский учет в военкоматах. Из тех, кто не состоит на воинском учете, «новых» граждан РФ, по его оценкам, чуть ли не четверть. С получением российского паспорта их просто уведомляли, что они должны встать на учет, но жесткого контроля не было, отсюда такая история. «И если работодатель при приеме на работу у них военный билет не требует, они и не становятся на учет. Но работодатель должен настоять и проконтролировать», — говорит источник.
А если словесные убеждения не работают? И юристы, и близкий к военкомату источник говорят: работодатель должен письменно уведомить сотрудника, чтобы тот встал на учет. «Если у работодателя не будет документа, что он письменно уведомил своего работника (а это его обязанность), то работодателя могут привлечь к ответственности. Потому что в его обязанностях — добиться исполнения сотрудником обязанности по воинскому учету», — говорит наш собеседник.
Кстати, отмечает Степанова, иногда военкоматы рекомендуют вести некоторые записи в форме 10 карандашом — на случай, если что-то поменяется (место жительства, семейное положение), можно стереть старые записи и внести новые. XXI век, однако.
Сверять данные нужно с теми военкоматами, к которым приписаны сотрудники
Час икс: сверка данных
Сверка данных, по словам Степановой, обычно происходит ежегодно, и у каждой организации свой период, когда она сверяет часы с военкоматом. Дата прописывается в плане работ по воинскому учету, который составляется каждый год и согласовывается с военкоматом. По сути, ничего сложного: сверить данные, указанные в форме 10 на каждого сотрудника, с его актуальными данными.
Но есть нюанс: сверять данные нужно с теми военкоматами, к которым приписаны сотрудники. «Если есть сотрудники, которые зарегистрированы там же, где и организация, в том же военкомате, то ответственному за ведение воинского учета необходимо лично сходить в военкомат и по формам 10 сверить с военкоматом все эти данные. Эти данные могут разниться: в карточке — одно, у военкомата — другое. При несоответствии делают корректировки. Если есть сотрудники, которые стоят на учете в других военкоматах, данные для сверки отправляются в эти военкоматы „Почтой России“ в двух экземплярах: один остается в военкомате, второй экземпляр возвращается в организацию с пометкой военного комиссариата об учете», — объясняет принцип Степанова.
«Какие сведения могут измениться? Ребенок родился, образование получил… Мало ли что. Вот эти сведения и надо сверить. Даже если организация вовремя не сообщила эту информацию в военкомат, как положено, то при сверке это все уточняется», — говорит близкий к военкомату собеседник. А если при сверке выяснится, что работодатель вовремя не сообщил о смене данных? Могут быть штрафы, а можно отделаться и просто предупреждением — главное ведь, что при сверке это все выяснилось и теперь все в порядке, указывает источник.
Кстати, а чем может грозить, если выяснилось, что, например, три человека приняты на работу, но ни об одном работодатель не сообщил? Близкий к военкомату собеседник объясняет: в таком случае три приказа о приеме на работу — три нарушения. Если приняты одним приказом — нарушение одно. «Если работодатель не уведомил, потому что не знает, в каких военкоматах они стоят на учете, — это не отмазка. Если он хотя бы сообщил в военкомат, где стоит на учете организация, то юридически он свои обязанности выполнил», — говорит источник.
Юристы указывают на «бюрократические моменты»:
- обязательно делать отметки о проведении сверки в журнале;
- указывать информацию об отправленных письмах в военкомат, данные о том, что письмо военкоматом получено, и т. д.
Кстати, отмечают в «Смарт Консалтинг», единственное неудобство для бизнесменов — отсутствие на сегодняшний день «электронного сообщения» с военкоматами. Одни лишь письма с описью и уведомлениями, если в компании много сотрудников, влетают в копеечку. «Бывало такое, что в организации показывают отметку в журнале, что исходящее письмо направили, но военкомат не ответил. После выяснения оказывается, что они у себя отметку сделали, а письмо-то и не отправили вовсе», — говорит источник. За такое, конечно, наказывают.
Кстати, а кто имеет право наказывать? Выписывать штрафы уполномочены военкомы районов. Но выявить нарушение могут, по сути, любые органы при любых проверках, будь то полиция, исполком и т. д. В конечном итоге материалы проверки все равно окажутся на столе у военного комиссара. Если не согласны, добро пожаловать в суд.
Работодатель может себя обезопасить. В частности, в трудовом договоре прописать, что сотрудник обязан сообщать ему, так сказать, о важных изменениях в своей жизни — женился, развелся, переехал
А если сотрудник подвел, бизнес все равно накажут?
Тут все не так однозначно. «Обязанность руководителя, первого лица организации, — обеспечить выполнение всех норм законодательства РФ. И воинский учет к этой категории относится», — объясняет близкий к военкомату источник, указывая, что, по сути, за все провинности своих подчиненных будет отвечать первое лицо.
Напомним, работодатель обязан по закону сообщать обо всех изменениях в военкомат в течение пяти дней (прием и увольнение сотрудника, смена места жительства и т. д.). Штраф за нарушение по 21.4 КоАП РФ — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.
В то же время, отмечает собеседник нашего издания, сам работодатель может себя обезопасить. В частности, в трудовом договоре прописать, что сотрудник обязан сообщать ему, так сказать, о важных изменениях в своей жизни — женился, развелся, переехал. «И в таком случае, если сотрудник поменял место жительства, но не сообщил работодателю, уже самого сотрудника могут привлечь к административной ответственности, потому что о переезде он сам обязан уведомлять и военкомат. А работодатель обязан наказать своего работника, раз он не сообщил ему об изменении сведений. Жесткий руководитель вообще может уволить по статье», — говорит источник.
Ответственность за игнорирование повесток в военкомат, а также за нарушения по своему воинскому учету (например, в случае несообщения в военкомат данных о смене прописки, семейного положения, места работы и т. д.) для граждан устанавливается ст. 21.5 КоАП РФ. Санкция данной статьи несколько раз менялась. Сначала, до лета 2007 года, за неявку в военкомат штрафовали на сумму от 0,5 до 5 МРОТ, потом эту планку уточнили — от 100 до 500 рублей. В апреле 2020 года штрафы повысили, и до последнего времени они составляли от 500 до 3 тыс. рублей.
С 1 октября этого года ст. 21.5 КоАП РФ начнет действовать в новой формулировке. В ней появляется четкая классификация правонарушений — каждое со своими санкциями:
- за неявку по повестке в военкомат могут оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. рублей;
- за несообщение изменений данных воинского учета — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
- за несообщение о выезде из страны на срок более полугода с последующей неявкой в военкомат — от 5 тыс. до 15 тыс. рублей;
- за выезд из страны в период призыва и несообщение об этом — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.
«Конечно, это обязанность самого гражданина, уведомлять военкомат о смене места жительства. Это даже в военном билете написано, — говорит Степанова. — И работодатель не может на себя ответственность за это брать. Он может максимум, узнав, что сотрудник поменял место проживания, выдать ему листок сообщения, что он должен явиться в военкомат по месту жительства и там зарегистрироваться».
Впрочем, тут тоже все двояко: у самого сотрудника должен иметься подтверждающий документ по любому поводу. «Я не могу верить слухам, что у него родился ребенок, пока он не принесет мне свидетельство о рождении и, соответственно, не могу уведомить военкомат об этом, — объясняет логику Степанова. — Так и с местом жительства: если сотрудник не сообщил, что его поменял, то работодатель может об этом и не узнать. Например, если в паспорте указана прописка в Буинске и сотрудник подтверждает, что проживает там, у работодателя нет оснований направлять его в военкомат в Казани. Возможно, сотрудник каждый день из Буинска в Казань на работу ездит и каждый день обратно возвращается».
Юрист по военному праву Оксана Продан отмечает: если сотрудник по какой-то причине отказывается от получения повестки, то работодатель составляет акт об отказе с участием нескольких человек при этом
А как действовать, если пришли повестки?
«Работодатель должен оповестить работника, что повестка поступила, под подпись, и направить обратно в военкомат отрывную часть повестки, с его подписью, что она вручена. И дать выходной день для возможности сходить в военкомат», — объясняет Степанова.
Источник, близкий к военкомату, рассказывает, что на практике больше половины работников, если повестка пришла в организацию, отказываются брать выходной (видимо, чтобы не терять в заработке), но напоминает: выходной дается с сохранением зарплаты и военкомат затем должен работодателю предоставить компенсацию (конечно, если призванный сотрудник в военкомат явился). В целом военкоматы, входя в положение, стараются назначать дату явки в свободное от работы время.
Юрист по военному праву Оксана Продан отмечает: если сотрудник по какой-то причине отказывается от получения повестки, то работодатель составляет акт об отказе с участием нескольких человек при этом. И фиксирует в акте отказ работника от получения повестки. «Данный акт подписывается вышеупомянутыми сотрудниками и направляется в военкомат. Такая повестка считается врученной, работодатель свою обязанность выполнил», — говорит Продан.
А кто отвечает за то, что сотрудник не пришел в военкомат (даже если работодатель дал ему выходной)? «Ответственность на сотруднике, — считает эксперт Степанова. — Работодатель отвечает за то, чтобы вовремя оповестить, освободить от работы — это максимум. Как-то контролировать это или идти с ним — это уже лишнее. Обязанности у работодателя лично доставлять сотрудника в военкомат нет». Юрист Продан придерживается того же мнения: «Законодатель говорит о том, что работодатель должен вручить повестку и дать оплачиваемый выходной для явки в военкомат. Ответственность за неявку несет сам сотрудник».
Также юристы сходятся во мнении: если сотрудник в отпуске или на больничном, работодатель не обязан его разыскивать, идти к нему домой и вручать повестку, достаточно предоставить в военкомат копию приказа об отпуске или больничного.
Однако источник, близкий к военкомату, с таким толкованием не согласен. «Несет ли работодатель ответственность за неявку сотрудника? Конечно! Он же не добился явки. То, что дал выходной, ничего не означает. Он должен проконтролировать. В законе указано: „Обязан обеспечить своевременное оповещение и явку“», — объясняет наш собеседник.
«Работа в банке по воинскому учету велась всегда, — сказали в АББ, отметив, что с какими-либо трудностями не сталкивались. — Списки военнообязанных в организации обновляются регулярно, к каждому призыву»
Как казанский бизнес ведет воинский учет
В Ак Барс Банке в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что у них, как того требует закон, есть специалист по воинскому учету — этим занимается сотрудник отдела кадрового администрирования, который, собственно, и взаимодействует с военкоматом. «Работа в банке по воинскому учету велась всегда, — сказали в АББ, отметив, что с какими-либо трудностями не сталкивались. — Списки военнообязанных в организации обновляются регулярно, к каждому призыву».
Более того, как отметили в банке, дважды в год проводятся встречи с представителями военкомата (по ведению воинского учета): «Проводим обучение, вебинары», — раскрыли внутреннюю кухню в кредитной организации. «В связи с нововведениями проведены доработки в системах банка для получения своевременной информации от коллег по изменению персональных данных, Ф. И. О., места регистрации, военкомата и так далее согласно изменениям», — добавили в банке, подчеркнув, что у сотрудников, как правило, каких-то вопросов не возникает — им обычно все разъясняют.
Специалист, занимающийся вопросами воинского учета, есть (и всегда был) в компании «Данафлекс», сообщили там «БИЗНЕС Online». Там же утвердительно ответили на вопрос, проводили ли в компании собрания и беседы с сотрудниками по вопросам ведения воинского учета и разъясняли ли правила вручения повесток.
В БКК 120 человек подлежат воинскому учету, из них 60 сотрудников забронированы
Отдельный человек, который ведет воинский учет, есть и в ОАО «Булочно-кондитерский комбинат». «С этим у нас все в порядке, уже много лет наша компания ведет воинский учет. По-моему, мы вообще одно из немногих предприятий, где воинский учет всегда велся, был поставлен. Я 13 лет на БКК работаю, и все эти годы он у нас велся. Поэтому мы никаких проблем в этом плане не испытываем. Взаимодействие с военкоматами и по броням — все это у нас делалось всегда своевременно и для нас не новое», — комментирует гендиректор БКК Булат Кутдусов. По его данным, в компании 120 человек подлежат воинскому учету, из них 60 сотрудников забронированы.
По его словам, сотрудники относятся к этому абсолютно нормально и даже чувствуют себя «более защищенными». В целом и для самих работников лучше, когда в компании ведется воинский учет, считает спикер: все структурировано, четко, нет никакой неразберихи. Наш собеседник полагает, что учет нужен для того, чтобы для сотрудника не стало неожиданностью, что его в какой-то момент призовут служить: «У нас есть списки, кого могут призвать, кого не могут, кто пригоден, кто частично годен, у кого категории А, Б, у кого какая есть специализация, — полная информация есть. Я ее вижу, и люди сами знают тоже. Какими бы правила ни были, лучше их знать, тогда все понятнее. А отсутствие информации рождает хаос и стрессы».
По мнению ресторатора Нурислама Шарифулина, серьезные штрафы за нарушения в воинском учете введены на случай новой волны мобилизации
Истории бизнеса: экс-военный в помощь, уволившиеся и патриотичные сотрудники
«В принципе, ничего сложного, — оценивает правила ведения воинского учета один из крупнейших рестораторов Казани Нурислам Шарифулин (чайхона P.Love, кафе Cream Coffee, рестораны Love.Ashe и т. д.). — Как началась СВО, поскольку мы достаточно крупные работодатели, к нам, естественно, „прилетело“ требование, и мы начали вести воинский учет». По его словам, в головной компании официально трудятся порядка 300 человек, всю информацию по ним — кто военнообязанный, кто иностранный гражданин — они предоставили военкомату. Кстати, отдельного специалиста по воинскому учету нанимать не стали — занимается этим руководитель отдела кадров по совместительству.
Как раз на днях, по словам Шарифулина, они передали, что называется, свежую отчетность в военкомат: сведения о сотрудниках с копиями их военных билетов, с данными, кто из них годен (полностью, ограниченно или не годен совсем). Если военного билета не было, указывали, что человек не состоит на воинском учете. По словам ресторатора, военкомат какие-то разъяснения не давал, обучение не проводил — разобрались по тем регламентам, которые есть в свободном доступе: «Сказали сделать — мы в течение трех дней собрали информацию и подали сведения в военкомат».
Впрочем, были и те сотрудники, которые при трудоустройстве не хотели вставать на воинский учет, отметил Шарифулин. «Мы сказали, что подаем сведения в военкомат, и у нас несколько человек уволились. Они нас покинули еще в прошлом году. Испугались, один даже покинул Россию потом, — рассказал ресторатор, впрочем, отметив, что большинство ребят вообще не были против. — У нас в целом очень патриотичный коллектив. Еще очень много иностранных граждан работает, которых все это в принципе не касается. Все ребята хорошие, сознательные: „Хорошо, вот, пожалуйста, вам военный билет. Мы служили там тогда-то. Если надо, готовы встать и пойти“. Поэтому все это (воинский учет — прим. ред.) у нас особых проблем не вызвало».
По мнению ресторатора, серьезные штрафы за нарушения в воинском учете введены на случай новой волны мобилизации.
Это (суммы новых штрафов — прим. ред.) много. Но в сложившихся условиях мне логика этих решений абсолютно понятна, у меня не возникает вопросов в части поставленных перед нами задач. Все очевидно. Это делается на случай эскалации конфликта, когда могут потребоваться новые люди. И государство к этому готовится.
Руководитель одной из крупных коммерческих организаций Татарстана (более 1,5 тыс. сотрудников) на условиях анонимности рассказал «БИЗНЕС Online», что отдельный специалист по воинскому учету появился у них буквально в конце августа. До этого данную функцию на полставки выполняли кадровики и специалисты отдела охраны труда. «Так как со временем вопросы по воинскому учету стали задаваться все чаще и чаще, приняли решение специалиста такого найти», — объяснил он появление в фирме отдельного специалиста. Причем взяли не абы кого, а бывшего военного. «Мы специально искали сотрудника именно из военкомата, чтобы он был погружен. В итоге пригласили сотрудника из центрального военкомата, который с радостью перешел к нам, все-таки зарплаты в коммерческой организации выше, чем в военкомате. Теперь он у нас работает и эту систему улучшает, так сказать», — поделился собеседник нашего издания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.