В Узбекистане разразился новый «эротический» скандал. Не успела публика остыть от летних танцев в купальниках в самаркандском аквапарке, как появилась новая тема для обсуждений В Узбекистане разразился новый «эротический» скандал. Не успела публика остыть от летних танцев в купальниках в самаркандском аквапарке, как появилась новая тема для обсуждений Фото: t.me/uzbekkonsert

«Оскорбляет чувства зрителей»

В Узбекистане разразился новый «эротический» скандал. Не успела публика остыть от летних танцев в купальниках в самаркандском аквапарке, как появилась новая тема для обсуждений.

Известная узбекская актриса и ведущая Нилуфар Хамидова позволила себе выйти на сцену в платье с высоким разрезом и открытыми плечами. За это она получила строгое предупреждение от «Узбекконцерта». Его сотрудники провели беседу с Хамидовой и предупредили, чтобы в будущем она соблюдала установленные требования и условия лицензии. На фотографиях актрисы государственная организация вынуждена была запикселить ноги и вырез платья.

«Узбекконцерт» также сделал официальное заявление. «В последнее время поведение артистки в концертно-зрелищной сфере, которое противоречит правилам этикета, оскорбляет чувства зрителей, исполнение на концертных мероприятиях примитивных и неуместных песен из своего репертуара допускает пропаганду идеи безнравственности, вызывает обоснованные недовольство и обсуждения среди зрителей и любителей искусства», — говорится в сообщении концертной организации.

В феврале этого года по аналогичному случаю «серьезное предупреждение» от «Узбекконцерта» получила певица Каниза (Шахризода Ахмедова). Скандал вызвал видеоролик, в котором певица поет на свадьбе в штанах настолько телесного цвета, что многие их не разглядели. Певица в ответ записала обращение. «Я не обращаю внимания на негативные комментарии. Неужели в Узбекистане не осталось больше тем, кроме обсуждения моей одежды?» — задалась вопросом она.

Что такое «Узбекконцерт»?

Что же это за организация, «Узбекконцерт», которая вершит судьбы артистов, словно Карабас-Барабас в своем кукольном театре? Она была создана в феврале 2017 года на базе эстрадного объединения «Узбекнаво» и объединения национального танца «Узбекракс». Тогда его сотрудниками стали более 2,5 тыс. артистов и коллективов. С ходу «Узбекконцерт» лишил лицензии четырех артистов за то, что они не явились на заседание на тему духовного воспитания молодежи.

«Узбекконцерт» является уполномоченным органом по выдаче лицензий исполнителям и осуществлению контроля их деятельности. Фактически это инструмент цензуры, хотя лицензии лишают и за неуплату госпошлины.

Нет разрешительного документа, значит, нет концертов, нет ротации на радио и телевидении и, соответственно, нет дохода. Точно так же, как в советское время, когда любой артист обязательно был прикреплен к той или иной филармонии. Кроме того, при организации работает худсовет, а за работу без разрешения грозит штраф от 4,5 млн до 60 млн сумов (от 36 тыс. до 480 тыс. рублей).

С момента своего создания в 2017 году ««Узбекконцерт» постоянно находится в эпицентре скандалов. Может, от этого в организации постоянно меняются руководители? Особенно заметно данная тенденция усилилась при нынешнем министре культуры Озодбеке Назарбекове, который прославился тем, что пытался ввести в возглавляемом им ведомстве обязательное ношение тюбетеек в целях «продвижения национальных традиций». Подвергшись массовому остракизму, Назарбеков дал задний ход. Уже на следующий день он сам явился на совещание без национального головного убора.

Руководители «Узбекконцерта» меняются, а тенденция «запрещать и не пущать» сохраняется. Передается, словно эстафетная палочка от одного начальника к другому…

В 2018 году узбекский певец, народный артист Чеченской Республики Санжар Джавбердиев, выступающий под псевдонимом SanJay, сообщал, что не может получить лицензию из-за своей бороды. Растительность на лице в Узбекистане долгое время была под негласным запретом из-за ассоциаций с радикальным исламом. В государственной организации «Узбекконцерт» у артиста потребовали сбрить бороду для получения лицензии, которая выдается на год. Но Джавбердиев решил не идти на поводу чиновников и обратился за помощью к президенту страны.

В этом же году художественный совет при «Узбекконцерте» рассмотрел 18 клипов популярных артистов и запретил телеканалам республики показывать некоторые из них. Под запрет попали клипы более 10 исполнителей. Причина запрета — несоответствие материала национальному менталитету.

Например, было принято решение о приостановке лицензии певицы Шахло Ахмедовой из-за русскоязычного клипа «Летние дожди», размещенного в соцсетях. Худсовет посчитал, что в видео показаны слишком близкие отношения мужчины и женщины и вообще клип «не соответствует национальному менталитету, общенародным ценностям и восточной морали, снят абсолютно вульгарно». Но, кажется, урок не пошел впрок Ахмедовой, в нынешнем году она выложила новый клип на песню Tun («Ночь») с явными ассоциациями на тему эротических ролевых игр. «Хочу быть на месте актера. Как же сильно ему повезло», — написал один из фанатов певицы в комментариях.


В октябре 2019 года «Узбекконцерт» приостановил лицензию артиста Жахонгира Отажонова за «неподобающие действия, не соответствующие этике исполнителя, национальным традициям и правилам приличия». Причиной стала видеозапись, где певца во время выступления на частном мероприятии осыпают деньгами.

В связи с этим случаем известный общественный деятель Азиза Умарова поддержала лишенного лицензии Отажонова и раскритиковала в своих соцсетях деятельность «Узбекконцерта». «Мы в Северной Корее, что ли? Что за субъективная цензура, дающая повод расправиться с любым талантливым музыкантом?» — возмутилась она. По мнению Умаровой, эта организация абсолютно не нужна и является прямым наследием тоталитарного контроля в СССР.

Как бы вторя ей, известная узбекская певица Лола Юлдашева выложила на своем канале в YouTube пародию на художественный совет «Узбекконцерта», в сатирической форме высмеяв порядки в узбекском шоу-бизнесе. Клип выполнен в советской стилистике. Члены комиссии требуют, чтобы содержание песни, внешний вид и поведение соответствовали узбекскому национальному менталитету.

«Чтобы очистить эстраду от бездарных и непрофессиональных артистов…»

Данная организация прославилась еще и тем, что добровольно-принудительно заставляла артистов «отрабатывать барщину», бесплатно выступая на госконцертах, праздниках, хлопковых полях и т. д. Один из недавних руководителей «Узбекконцерта» Одилжон Абдукаххаров ничтоже сумняшеся утверждал, что певцы, танцоры или музыканты, «получив звание заслуженного или народного артиста, уже по своему положению должны нести соответствующую службу».

Неповиновение грозит отзывом лицензии. «Все зависит от поведения артиста, — говорит Абдукаххаров. — Если он несколько раз обращается письменно, что осознал свою ошибку и впредь этого не повторит, и мы удостоверимся, что это действительно так, то можем вновь выдать лицензию. Например, если исполнитель отказался ехать в какой-то один регион страны, то для восстановления отозванного разрешения ему необходимо отработать уже в двух областях».

Впрочем, существуют и иные мнения. Примадонна узбекской эстрады, «узбекская Пугачева» Юлдуз Усманова, наоборот, полностью поддерживает подобную практику. «Чтобы очистить эстраду от бездарных и непрофессиональных артистов, должна работать определенная цензура… Пока существовала цензура, все было на месте», — убеждена она.

И это странно слышать из уст человека, который провел несколько лет в эмиграции, спасаясь за кордоном от гнева властей. И прежде всего из-за своего бунтарского характера и нежелания «соответствовать общепринятым правилам». Лишь после того, как в 2016 году президентом стал Шавкат Мирзиёев, негласный запрет был снят и Усманова вновь вернулась на сцену и на экраны государственного телевидения.

Запретный плод

Миллионы молодых узбеков, получив «культурное крещение» в России, Казахстане, Южной Корее, возвращаются на родину с иным менталитетом. Фактически их мировоззрение формируется на чужбине. Вся российская медиапродукция до сих пор считается здесь эталонной. Большой популярностью в стране пользуются низкопробные российские шоу и сериалы, телевидение здесь смотрят почти все. Не отстают по популярности и турецкие «мыльные оперы» и клипы, также угрожающие нравственным устоям, поскольку показывают довольно фривольные отношения между мужским и женским полом. Но свое, узбекское, все же вне конкуренции. Однако и «свое» сильно изменилось в последние годы под влиянием «модных» тенденций, становится более космополитичным и менее национальным.

Проблема традиционных обществ заключается в том, что табуирование этих тем вовсе не значит, что в самом обществе все идеально и ничего не происходит. Одно из ведущих интернет-изданий в Узбекистане Gazeta.uz отмечает, что в последние годы увеличилось количество преступлений против половой свободы несовершеннолетних и женщин. Государство вынуждено ужесточать законодательство, чтобы предупредить развитие негативных тенденций. С одной стороны, растет религиозность населения, а с другой — происходит такое падение нравов, которое трудно было бы представить даже в советское безбожное время.

Можно запикселить открытые ноги у певицы и таким образом «сохранить традиционные ценности». Благие намерения чиновников от культуры вполне понятны. Но этот запрет обходится за пять секунд, в соседнем телеграм-канале без проблем можно найти полный, нецензурированный вариант. Мало того, по принципу «запретный плод сладок» публика будет еще активнее слетаться на данную тему. Имеет ли это смысл? В понимании чиновников — да, они выполнили свою работу. Но в практическом плане — нет. В идеале человек должен уметь сам регулировать свои желания и влечения, и к этому надо стремиться. А государство должно держаться правила золотой середины.