Неожиданно острым оказалось обсуждение бюджета на заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Как выяснилось, на будущий год предложено урезать компенсации льготного проезда в городах и районах республики на 15% до 1,1 млрд рублей. Челны получат в 3 раза меньше денег, Зеленодольск и Нижнекамск — в 2 с лишним раза, и т. д. Субвенции увеличат разве что для Казани. Миндортранс объясняет положение дел расчетами и непрозрачностью бухгалтерии перевозчиков. А те, в свою очередь, говорят, что им проще вовсе выставить льготников из автобусов — все равно за них бюджет недоплачивает и приходится поднимать тарифы для других пассажиров. Подробности дискуссии — в материале «БИЗНЕС Online».
Отказ от перевозки льготников — не фигура речи, а вполне законная вещь при нерегулируемом тарифе
Городам и районам республики режут бюджет на перевозку льготников: некоторым — в 2–3 раза
Проект бюджета РТ на 2024 год накануне стал предметом обсуждения в комитете Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Как оказалось, для городов и районов предложено пересмотреть «субвенции для осуществления государственных полномочий Республики Татарстан в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан».
Проще говоря, для обеспечения перевозок льготников. На 2023 год на эти цели первоначально было предусмотрено 1,2 млрд рублей. В середине года цифру пришлось увеличить до 1,3 млрд рублей. Но на 2024-й проект предусматривает на 200 млн меньше. И это вызвало обеспокоенность перевозчиков.
«Если мы сейчас примем такой проект бюджета и не увеличим сумму компенсации, то перевозчикам придется оказываться от перевозки пассажиров с единым транспортным социальным билетом», — спрогнозировал вероятные последствия руководитель группы компаний Зеленодольского ПАТП Дмитрий Грузков.
Отказ от перевозки льготников — не фигура речи, а вполне законная вещь при нерегулируемом тарифе. К примеру, в том же Зеленодольске перевозчики уже отменили льготный проезд на некоторых маршрутах: казна республики не готова оплачивать это право в полном размере по единому месячному социальному проездному билету. А транспортники не в состоянии оплачивать выпадающие доходы.
Ростом одарили только Казань, где размер компенсаций подняли на 2% до 968 млн рублей. В районах же субвенции из бюджета РТ нижестоящим бюджетам секвестировали, и местами кардинально. Например, в Зеленодольске вместо 70 млн предложено оставить около 30 миллионов. «Обделить» предложили и Набережные Челны, где падение компенсации запланировано с уровня в 124 млн рублей до 43 миллионов. В Нижнекамском районе вместо 94 млн могут запланировать 43 млн, озвучил цифры Грузков.
Еще одна причина снижения закладываемых в бюджет субвенций, названная Ханифовым, заключается в повышении стоимости проездных с 1 января
Компенсации за проезд льготника не меняются несколько лет — за льготника приплачивают обычные пассажиры?
Вопрос, что делать и будут ли дополнительно выделять деньги на компенсации, адресовали министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Фариту Ханифову.
«По перевозке льготников возмещение держится неизменно на уровне в 20 рублей», — отметил министр.
И, действительно, эта неизменность бюджетной щедрости держится вот уже несколько лет. По словам гендиректора челнинского ООО «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина, средства от республики перевозчик получает за выпадающие расходы за те категории лиц, которые пользуются общественным транспортом по единому социальному пассажирскому билету (ЕСПБ). «Каким-либо другим словом — субсидиями, например, — я считаю, назвать их нельзя», — объясняет Тятюшкин. Дело в том, что на ЕСПБ можно и не класть средства, выделенные из бюджета каждому льготнику, а потратить их на другие нужды.
Фактически перевозчики получают деньги в зависимости от количества транзакций по социальному проездному — эти данные есть у ООО «Транспортная карта», которое обслуживает платежную систему социальных проездных. Заложенные в бюджет деньги далеко не полностью идут на перевозки, они используются в зависимости от количества поездок пассажиров. Возможно, это одна из главных причин, почему суммы субвенций решено сократить.
Фактически перевозчики получают деньги в зависимости от количества транзакций по социальному проездному — эти данные есть у ООО «Транспортная карта», которое обслуживает платежную систему социальных проездных
Грузков на заседании отдельно отметил, что на столе у министра транспорта лежит запрос на повышение этого значения до 30 рублей. По его словам, непонятно, почему три года это значение не повышают — ведь неизменно каждый год растут в цене тарифы и топливо, запчасти и подвижной состав. «Я в январе покупал городской автобус за 9 миллионов, а в октябре — уже за 13 миллионов», — пояснил он. Новые автобусы — это качество перевозок, удобство, которое влечет новых пассажиров, но толкает вверх расходы предприятия. Приходится поднимать тарифы для обычных пассажиров — хотя, если бы бюджет поднял свои затраты на перевозку льготников, этого можно было бы избежать, говорят перевозчики.
Еще одна причина снижения закладываемых в бюджет субвенций, названная Ханифовым, заключается в повышении стоимости проездных с 1 января. Речь идет о пополнении социальных проездных в общественном транспорте: для льготников — на 24 рубля до 605 рублей в месяц, для детей — на 15 рублей до 369 рублей. Соответствующее постановление в октябре подписал премьер-министр республики Алексей Песошин.
«Видим такие расчеты, какие есть», — подытожил министр транспорта.
«Непонятно, возможно ли будет бюджет корректировать? В январе, конечно, никто не встанет, но деньги со временем закончатся», — прокомментировал положение дел Александр Тыгин. Он добавил, что министерство транспорта не может отойти от расчетов, но полноценного успокаивающего ответа пока услышать не удалось.
Система электронной оплаты поможет снизить риск воровства среди кондукторов на предприятии, что, как следствие, повысит доходы перевозчиков
В регуляции бюджета может помочь цифровизация транспорта и «удаление» воровства кондукторов
Ханифов также пояснил, что поддержка перевозчиков зависит и от них самих: в отрасли не хватает прозрачности, и тут может помочь цифровизация.
«На сегодняшний день идет цифровизация нашего подвижного состава. Ключевыми показателями там выступает следующее — каждый автобус привяжут к ГЛОНАСС, системе с возможностью электронно оплачивать проезд, к счетчику пассажиров. Цифровизация парка напрямую влияет на показатели бюджета», — объяснил министр.
Система электронной оплаты поможет снизить риск воровства среди кондукторов на предприятии, что, как следствие, повысит доходы перевозчиков. И снизит необходимость бюджетной компенсации. «Слежка» за головами пассажиров поможет городам и республике понимать, сколько на самом деле зарабатывают перевозчики, считают в миндортрансе.
Тыгин здесь вспомнил и слова тарифного комитета о существенных дефектах документов, предоставляемых перевозчиками. «Эксперта нашего (имеет в виду Грузкова — прим. ред.) этот вопрос не касается», — отметил он.
Ханифов, кроме того, напомнил, что помощь республика оказывает, но не всегда деньгами. «Закупка автотранспорта позволяет делать устойчивый рост пассажиропотока, что говорит о правильной тарифной политике», — пояснил министр транспорта.
Правда, новые автобусы получили в Нижнекамске и Челнах — а вот бюджетные компенсации для льготников режут, похоже, во многих районах.
Корректировка, по словам Тыгина, необходима в любом случае, но возникают вопросы, как и когда она будет производиться
«Предполагаю, что все зависит от фактических транзакций в 2023 году»
Большинство перевозчиков, с которыми пообщались корреспонденты «БИЗНЕС Online», были не в курсе предполагаемых нововведений. Так что они оказались не в состоянии хоть как-то пояснить, чем для них может аукнуться такой бюджетный секвестр. Например, руководитель Мензелинского АТП Рамиль Каримов очень удивился предстоящему падению компенсаций в Мензелинском районе почти в 4 раза.
«Предположу, что эти суммы берут из факта предыдущего периода: из количества транзакций 2023 года заложили средства для 2024-го», — прокомментировал снижение сумм альметьевский перевозчик, руководитель ОАО «АПОПАТ» Константин Кириченко. В Альметьевске компенсации упали с 43 млн до 24 млн рублей.
«Я работаю с 2005 года. Кроме этих компенсаций, никакие средства ни из республиканского, ни из городского бюджета мы не получаем», — сказал «БИЗНЕС Online» Тятюшкин. Он напомнил, что в Челнах КАМАЗ поставил 21 новенький «НЕФАЗ» за 234,4 млн рублей, поэтому сейчас рассуждать о том, сколько «зажали» денег на компенсации в Челнах, не стоит. Не говоря уж о его предприятии. «Частники нам не нужны», — с юмором подытожил свои рассуждения наш собеседник. К слову, для автограда этот год оказался рекордным по сумме компенсаций — в феврале вышло постановление на 105 млн рублей. Но и этих средств не хватило — в середине года пришлось поднять до 124 млн рублей, и какой смысл теперь резать эту цифру втрое — не совсем понятно.
Тыгин в конце заседания поручил сформировать запросы в министерства финансов и транспорта, чтобы своими глазами увидеть, что «арифметическое здравомыслие» в этих суммах присутствует. Корректировка, по словам Тыгина, необходима в любом случае, но возникают вопросы, как и когда она будет производиться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.