Переселить афганских татар на историческую родину, чтобы те развивали здесь сельское хозяйство, предложил на неделе руководитель российского делового центра в Афганистане Рустам Хабибуллин. Жертвами недавнего землетрясения в этой стране, которое мало кто заметил на фоне событий в Израиле, стали более 2 тыс. человек, включая местных татар. Автор «БИЗНЕС Online», казанский востоковед Азат Ахунов, призывая оказать помощь соплеменникам, тем не менее имеет возражения относительно инициативы о переселении.
Жертвами недавнего землетрясения в Афганистане стали более 2 тыс. человек, включая местных татар
Медиа не заметили разрушительного землетрясения в Афганистане
Пострадавших от недавнего разрушительного землетрясения татар Афганистана необходимо переселить в заброшенные деревни Татарстана. С такой идей выступил на неделе руководитель российского делового центра в Афганистане, генеральный директор казанского благотворительного патриотического фонда мусульман России Рустам Хабибуллин.
Речь идет о потерпевших в результате недавнего землетрясения, которое случилось синхронно с нападением ХАМАС на Израиль. О нем не все узнали, поскольку одно событие, более важное, по мнению мировых СМИ, перекрыло собой другое, хотя в Афганистане погибли свыше 2 тыс. человек, которым никто не поспешил оказать оперативную помощь, как и израильтянам.
В результате природного катаклизма, по подсчетам Хабибуллина (а он является человеком информированным, поскольку постоянно находится в Афганистане), погибли как минимум 200 татар. Многие из них в преддверии зимы остались без крова и без скота, который является источником их пропитания. Хабибуллин предложил переселить этих людей в татарстанские заброшенные деревни, где те могли бы возродить скотоводство и засеять пустующие поля.
Что касается самих афганских татар, то о них давно не было слышно. Напомним, что эта тема активно будировалась начиная с 2021 года, незадолго до всероссийской переписи населения. Напомним, в марте 2021 года национальное статистическое управление Афганистана зарегистрировало местных татар как отдельную этническую группу, и процесс пошел. Этот знаменательный шаг позволил татарам указывать свою этническую принадлежность в новых биометрических документах. С этого времени сами татары Афганистана резко активизировались: заполонили социальные сети, выставляли посты как на татарском, так и на русском языках, начали добавляться в друзья. Утверждалось, что их чуть ли не миллион. Неплохая прибавка для тогда еще 5-миллионного татарского населения!
В итоге для них организовали курсы татарского языка, стали приглашать на казанские тусовки, планировались другие мероприятия. Тот же Хабибуллин осенью 2021 года предлагал открыть представительство Татарстана в Афганистане на базе его фонда. И вдруг все затихло.
«Вопрос с татарским происхождением новых афганских сородичей вызвал много споров и дискуссий. Откуда могло взяться такое огромное число соплеменников, о которых последние 500 лет ни слухом, ни духом?»
Кто такие афганские татары?
Сам вопрос с татарским происхождением новых афганских сородичей вызвал много споров и дискуссий. Откуда могло взяться такое огромное число соплеменников, о которых последние 500 лет ни слухом, ни духом?
Казанский историк, иранист и тюрколог Исмагил Гибадуллин, который хорошо знает этот регион, в интервью «БИЗНЕС Online» называл проект «полуаферой». «Там действительно живут потомки то ли ильханидских, то ли чагатайских татар. Это не какой-то этнос, это несколько разных групп, которых объединяет общее представление о принадлежности к средневековым татарам. Бо́льшая часть говорит на диалекте дари персидского языка или таджикском, чуть меньшая — на узбекском, но есть, как я понял, среди них и пуштуны. Они разбросаны по разным провинциям», — полагает он.
Ученый уверен, что никакого отношения к языку Габдуллы Тукая они не имеют. Их предки никогда на нем не говорили, и на персидский они перешли еще несколько столетий назад. По словам, Гибадуллина, быть татарином в Афганистане непрестижно, так же, как и хазарейцем или чараймаком, которые тоже являются потомками монгольских захватчиков. Представители этой группы подвергаются некой дискриминации, в том числе со стороны правительства в Кабуле, где доминируют пуштуны. Поэтому они пытаются найти какие-то лазейки за рубежом, в том числе для легальной миграции в Россию с перспективой натурализации. «И я не вижу каких-то серьезных перспектив для этой интеграции, слишком много объективных препятствий. Вряд ли мы станем свидетелями массовой „репатриации“ этих татар в РТ по какой-нибудь государственной программе», — считает Гибадуллин.
Очередная активизация афганских татар произошла в январе этого года, когда активно обсуждалась потеря численности татарского населения после переписи 2021 года. Тогда председатель татарского общественно-культурного фонда Афганистана, глава совета татар Кабула Забихулло Надери, обратился с письмом к президенту РФ Владимиру Путину в связи с результатами всероссийской переписи населения, согласно которым число татар в России уменьшилось на 600 тыс. человек. Надери «от имени всех татар мира» потребовал «перепроверить результаты всероссийской переписи населения 2021 года или провести ее заново».
В ноябре 2022-го он же принял участие в работе пленарного заседания XV форума «Деловые партнеры Татарстана», на котором сообщил, что новое правительство наконец-то признало татар в своей стране и теперь в 12 провинциях татарский язык будет изучаться в школах. В связи с этим он попросил помочь организовать преподавание татарского языка в афганских школах, онлайн-обучение по подготовке преподавателей в Казанском университете, обеспечить учебными пособиями, а также проинвестировать различные бизнес-проекты в Афганистане.
Все они живут в замкнутых общинах и не общаются с окружающими. Многие хотят вернуться обратно, в афганские горы, где они занимались скотоводством и жили вольной жизнью
Киргизы просятся домой из… Киргизии
А как быть с переселением на «историческую родину»? Хабибуллин приводит в пример Киргизию, которая недавно провела такую программу. Таким образом, тысячи киргизов из Афганистана переселились в сельские районы исторической родины, утверждает он.
Но этот случай как раз-таки не показательный, хотя кейс, да, в какой-то мере схожий. Памирские киргизы в многочисленных видеороликах жалуются на свою жизнь и просятся обратно в Афганистан. В чем же проблема? Приняли их хорошо и сделали все, что могли, исходя из возможностей государства: каждой семье дали по одной корове, лошади и 10 голов мелкого рогатого скота. Также выделили землю, но из-за отсутствия поливной воды она простаивает. Афганские киргизы малограмотны и не имеют многих навыков, характерных для местных жителей. Например, они не приучены заготавливать на зиму корма, поэтому в холодный период живут за счет соседей. В деревнях не проведена питьевая вода, нет медицинского обслуживания. Дети и подростки до достижения паспортного возраста не могут воспользоваться многими услугами, ограничены в передвижениях по стране, поскольку ходят с афганскими паспортами. Все они живут в замкнутых общинах и не общаются с окружающими. Многие хотят вернуться обратно, в афганские горы, где они занимались скотоводством и жили вольной жизнью.
В Казахстане, кстати, ситуация получше. Там с 1991 года активно реализуется программа по возвращению соотечественников. Речь идет об этнических казахах-репатриантах, в основном проживающих в Узбекистане и Китае. Раньше их называли оралманами (соотечественниками), а сейчас кандасами (однокровками, сородичами). По состоянию на 1 августа 2023 года на историческую родину вернулись и получили статус кандасов 13 569 этнических казахов. Всего с 1991 года в республику вернулись 1 млн 120 тыс. 700 этнических казахов.
«Приживутся ли сами афганские татары на гостеприимной земле Татарстана? В больших городах — возможно, да, а в деревнях с учетом достаточно сурового климата — вряд ли»
Помогать нужно уже сейчас
Смогли бы афганские татары переселиться в Татарстан на законных основаниях? Теоретически — да, если попробовать воспользоваться трактовкой понятия «соотечественник», изложенной в п. 3 ст. 1 федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года. Она гласит: «Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации…» Если учесть, что татары — это народ, исторически проживающий на территории РФ, то их потомки (например, в Афганистане) могут гипотетически подать документы на российское гражданство. Но примут ли эти документы? Во-первых, надо еще доказать, что афганские татары — потомки российских татар, а во-вторых, сама статья закона очень расплывчата и касается в основном бывших граждан СССР.
Но даже если это случится, трудно себе представить, как афганцы впишутся в наши реалии. Тем более речь идет о том, чтобы их переселить в «заброшенные деревни». Заброшены-то они не просто так, а по вполне прозаическим причинам: нет работы, дорог, связи. И как представители абсолютно иной культуры, воспитания и традиций будут здесь поднимать село? Это же не Европа, где можно безбедно существовать на пособия. И даже при всем их трудолюбии, беспритязательности и неприхотливости требуется еще много знаний и навыков, чтобы существовать здесь.
Еще один вопрос: приживутся ли сами афганские татары на гостеприимной земле Татарстана? В больших городах — возможно, да, а в деревнях с учетом достаточно сурового климата — вряд ли.
Но при любом исходе дела оперативную помощь надо оказывать уже сейчас. А это Татарстан себе точно может позволить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.