Отпрыски королевской семьи Египта, сотрудники местного министерства туризма и древностей, глава отделения Россотрудничества и преподаватель университета Аль-Азхар — все эти люди в той или иной степени были задействованы в поисках могилы всемирно известного татарского богослова, общественного и политического деятеля Мусы Бигиева. Наша газета внимательно следила за этой историей. И вот свершилось! Делегация Татарстана во главе с муфтием РТ Камилем Самигуллиным, в которой оказался и корреспондент «БИЗНЕС Online» Альфред Мухаметрахимов, приняла участие в торжествах по случаю установки памятного знака на гробнице королевской семьи хедивов в районе Аль-Афифи столицы Египта Каира. Подробности — в нашем репортаже.
Муса Бигиев
Встреча с принцем в аэропорту Каира
Небольшая делегация из Татарстана в составе главы ДУМ РТ Камиля Самигуллина, его помощника и корреспондента «БИЗНЕС Online» сразу по прибытии на египетскую землю столкнулась с человеком, связанным с Мусой Бигиевым. Точнее, он сам подошел к нам в VIP-зоне международного аэропорта в Каире, пока мы ожидали прибытия багажа, предварительно поинтересовавшись, кто здесь муфтий Татарстана.
«Я принц Аббас Хильми», — по-английски представился элегантно одетый джентльмен, не выглядевший на свои, как оказалось, 82 года. Оказалось, что наш собеседник — внук последнего хедива (титул наместника Египта, существовавший в период зависимости страны от Османской империи) Аббаса Хильми II, чья семья отвечает за королевское захоронение на знаменитом кладбище Эль-Карафа, которое еще называют «Городом мертвых». Именно там и нашел свой последний приют известный татарский богослов-реформатор, известный по всему миру под именем Мусы Джаруллы.
Принц, узнав, что наш муфтий предпочитает говорить по-арабски, сразу же перешел на язык Корана: оказалось, он в совершенстве владеет и турецким языком, т. к. часть времени проводит в Стамбуле. В Каир же господин Хильми прибыл специально на официальную церемонию открытия мемориальной таблички на месте могилы «мусульманского Лютера». Вместе с ним из Лондона прибыл еще один родственник голубых кровей вместе с супругой-англичанкой, также сносно говорившей на арабском.
Слева направо: родственник принца, принц Аббас Хильми, Камиль Самигуллин и профессор Абу Бакр Ахмед, начальник управления исламских и коптских древностей
В свое время семья нашего собеседника была самой старшей мужской ветвью, происходящей от Исмаил-паши, и таким образом первой в линии наследования египетского престола в соответствии с правилами наследования 1866 года. Однако действие этих правил было приостановлено Британией после провозглашения протектората над Египтом в 1914-м. Аббас Хильми II был свергнут, а его сын Мухаммад Абдель Монейм потерял пост очевидного наследника. Трон перешел к дядям Аббаса Хильми II Хусейну Камелю и Фуаду I. Королевский указ от 13 апреля 1922 года специально исключал Аббаса Хильми II из права наследования, хотя в нем говорилось, что «это исключение не распространяется на его сыновей и их потомство». Это означало, что принц Мухаммад Абдель Монейм и его сын принц Аббас Хильми сохраняли право на престол и занимали высшие должности в порядке старшинства в Королевстве Египет. Но через 11 месяцев после революции 1952 года, совершенной движением «Свободные офицеры», египетская монархия была официально упразднена, а родители Аббас-бея вынуждены были жить в изгнании. Сам принц, бабушка которого была татаркой (по крайней мере, он об этом сообщил лидеру татарстанской уммы), бо́льшую часть своей жизни провел в Англии и Франции.
История не терпит сослагательного наклонения, но если бы не революция 70-летней давности, то, вполне возможно, мы бы сейчас разговаривали с правителем Египта Аббасом Хильми, хотя и вряд ли могли бы вот так с ним столкнуться в аэропорту.
Одной из целей визита муфтия Татарстана было участие в международной конференции «Фетвы и вызовы третьего тысячелетия», которая проходила под эгидой президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси
Автомагистраль или «Город мертвых»?
Одной из целей визита муфтия Татарстана было участие в международной конференции «Фетвы и вызовы третьего тысячелетия», которая проходила под эгидой президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси. Ожидалось, что глава государства будет лично в ней участвовать, но Ас-Сиси на форуме все же не дождались. Кстати, Россию здесь, кроме председателя ДУМ РТ, представлял также муфтий Москвы, главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов.
Ключевым гостем был казый Палестины Махмуд Хаббаш, да и весь первый день конференции был посвящен кровавому конфликту на Ближнем Востоке. Участники минутой молчания выразили соболезнования в адрес жертв нашумевшей атаки больницы в Газе. Среди участников мероприятия был и знаток шариатских наук, преподаватель университета Аль-Азхар шейх Хамдалла ас-Сафти. Именно он во время своего визита в Казань на встрече в духовном управлении мусульман РТ сообщил, что в одном из склепов на кладбище есть могила, где указано, что здесь похоронен шейх Муса Джарулла. Якобы он сам видел табличку, а в склеп, где захоронен Бигиев, попасть не удалось, т. к. отсутствовал смотритель могилы. Собственно, это заявление и запустило цепочку событий, которые нас привели в Каир, хотя все оказалось не так просто.
Новость о возможном обнаружении места захоронения «мусульманского Лютера» появилась летом прошлого года, тогда в ДУМ РТ было решено, что татарстанская делегация вылетит в столицу Египта и установит на месте памятный знак, но из-за текущих дел визит откладывался.
Так прошел год, а летом 2023-го распространилась информация, что местные власти решили ликвидировать значительную часть «Города мертвых» и на месте уже работают экскаваторы и бульдозеры, которые зачищают тысячи могил ради строительства автомагистрали. Таким образом хотят решить проблему с заторами на дорогах.
Муфтий Самигуллин тогда тоже получил тревожные сведения. «Мы разговаривали по телефону с преподавателем Университета Аль-Азхар шейхом Хамдаллой ас-Сафти, который и сообщил в свое время о точном расположении могилы Мусы Бигиева. Он подтвердил, что склеп, где покоится богослов, подпадает под разрушение и в ближайшее время его могут снести», — сказал нам тогда Камиль хазрат. Правда, подтверждения этому от официальных властей Каира не поступало, но в муфтияте решили, что в случае ликвидации могилы нужно будет произвести перезахоронение останков Бигиева в Казани. Однако нужно было успеть, это дело весьма хлопотное, т. к. необходимо огромное количество согласований. К счастью, первоначальные опасения не подтвердились.
Камиль Самигуллин и Марат Гатин
Фанатка Бигиева из королевской семьи
Заметка о будущем разрушении могилы Бигиева в «БИЗНЕС Online», как оказалось, стала триггером для властей республики, чтобы активизироваться и поучаствовать в судьбе захоронения. Обеспокоенные судьбой останков богослова чиновники в Казани попросили главу представительства Россотрудничества в Египте, руководителя Русского дома в Каире и экс-сотрудника аппарата президента РТ Марата Гатина лично взяться за решение вопроса.
«Мы сделали запрос в министерство туризма и древностей Египта, что был такой татарский ученый, который, предположительно, захоронен там-то. Министерство отвечает за захоронения кладбищ в том числе, — рассказал нашей газете сам Гатин. — По нашему запросу создали специальную комиссию, состоявшую из 7 человек. Руководителем комиссии стал доктор Ахмед Мутавва. Кто-то работал с архивными документами, другие проводили полевые работы на кладбище и начинали обрабатывать все захоронения, имеющиеся на королевских кладбищах, потому что изначально было известно, что Муса Бигиев похоронен на королевском кладбище, а их в Каире несколько».
По словам Марата Илшатовича, для ориентира министерству указали место, где, предположительно, был захоронен «мусульманский Лютер», о котором сообщал шейх Хамдалла. Однако члены комиссии, тщательно исследовав данный участок, никаких признаков присутствия здесь могилы ученого не обнаружили. И в дальнейшем ас-Сафти так и не смог привести четких доказательств в пользу своей версии нахождения захоронения.
Копии заметок были вручены Самигуллину в ходе нашего визита в министерство туризма и древностей, где нас встречал начальник управления исламских и коптских древностей доктор Абу Бакр Ахмед и председатель комиссии Мутавва
Как было сказано выше, одна часть представителей специальной комиссии работала с архивами, и там буквально перелопатили все документы, газеты, в которых упоминается имя Мусы Джаруллы. Копии заметок были вручены Самигуллину в ходе нашего визита в министерство туризма и древностей, где нас встречал начальник управления исламских и коптских древностей доктор Абу Бакр Ахмед и председатель комиссии Ахмед Мутавва. К слову, само министерство расположено в Новом Каире, это примерно в 45 км от столицы Египта. Тут ведется гигантское строительство административных, жилых зданий, мечетей и церквей, в дальнейшем туда переедет все руководство североафриканской республики. Ожидается, что сюда переселятся 6,5–7 млн человек, в первую очередь государственные служащие и дипломаты. Здесь будут все правительственные учреждения и посольства. Благодаря данному проекту правительство Египта рассчитывает не только разгрузить старую столицу, но и привлечь внимание международных инвесторов, приманить новых туристов, а также создать более 2 млн рабочих мест. Летом текущего года 40 тыс. сотрудников из 100 правительственных организаций уже переехали в новую административную столицу. Наша поездка из места проведения международной конференции к деловому сити заняла порядка часа.
Министерство туризма и древностей
Арабская сторона рассказала, что после тщательного исследования архивов они наткнулись на статью, где было написано, что одна из принцесс королевской семьи Хадиджа Саид Халим была ученицей Бигиева. Хадиджа, или, как ее имя произносят на египетском диалекте арабского языка, Хадига, стала, говоря современным языком, фанаткой Бигиева, очень увлеклась трудами Мусы-бея, полностью взяла его на свое попечение, даже завещала похоронить себя возле могилы Бигиева. Именно по ее просьбе наставника упокоили в семейной гробнице, где разрешают хоронить лишь королевских особ. Он скончался в 1949 году, а Хадиджа — в 1951-м, сказали нам представители министерства.
Чем руководствовался татарский ученый, неизвестно, но он категорически запретил ставить возле своей могилы камень либо памятную табличку. Вот почему татарской общественности не удавалось долгие годы найти место захоронения.
Принцесса же выполнила последнюю волю покойного, похоронила его согласно традиции, выкопав нишу, не указав, кто здесь лежит. Причем сама перед смертью завещала похоронить себя не в семейном склепе, где покоятся члены королевской семьи, а возле своего наставника. Тоже с ләхет-нишей, как у него, которую принято делать у татарских мусульман, а также без установки таблички. Она была поставлена только в начале 2000-х потомками королевской семьи.
«Попытка возвратить человеку право свободно мыслить исламскими категориями»
Напомним, Муса Джарулла Бигиев, или, как было указано в его советском паспорте, Муса Яруллович Бигеев, по одним данным, родился 25 декабря 1873 года, по другим — 1874-го или 1875-го в селе Кикино Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне Каменский район Пензенской области), происходит из татар-мишарей. Его отец был назначен ахуном в Ростов-на-Дону, и семья переехала туда. Юный Муса с детства тянулся к учению — как к светскому, так и к религиозному. Окончив реальное училище в Ростове-на-Дону, учился в медресе Бахчисарая, Казани, Бухары, в старейшем мусульманском университете Аль-Азхар в Каире. Он получил блестящее классическое религиозное образование, владел 10 видами рецитации Корана, знал его наизусть. В мае 1905 году, вернувшись на родину, женился на Биби-Асьме Мухаммед-Закир кызы, дочери чистопольского купца и ишана Мухаммад-Закира Камалова, основателя медресе «Камалия».
Искания бросают его из одной страны в другую, в том же Египте он сближается с известными в то время модернистами — главным муфтием страны Мухаммадом Абдо и издателем журнала «Аль-Манар» Рашидом Рида.
Айдар Хайрутдинов: «Его попытка возвратить человеку право свободно мыслить исламскими категориями, не цепляться за старые догмы, создание им несокрушимого религиозно-богословского фундамента с новым пониманием и подходами к роли и месту свободной мысли в жизни верующего человека еще не оценены по достоинству»
Бигиев произвел — в хорошем смысле — революцию в исламской мысли. «Его попытка возвратить человеку право свободно мыслить исламскими категориями, не цепляться за старые догмы, создание им несокрушимого религиозно-богословского фундамента с новым пониманием и подходами к роли и месту свободной мысли в жизни верующего человека еще не оценены по достоинству. Он писал, что если человеческий разум засияет во всю свою мощь, то померкнет даже свет солнца», — говорит крупнейший специалист по Бигиеву, старший научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Айдар Хайрутдинов.
Книга богослова «Рәхмәт илаһия борһаннары» («Доказательства божьей милости») произвела, что называется, фурор. В ней Бигиев доказывал, что Аллах будет милосерден не только к мусульманам и не только правоверные станут обитателями рая. Муса-эфенди находил ошибки в напечатанном Корана, спорил с носителями догм. Его также называют главным оппонентом шиизма.
Известно, что Бигиев в конце 1930 года, нелегально перейдя границу, эмигрирует из Советского Союза в Китайский Туркестан, после чего направляется в Афганистан, Индию, Египет, в 1933-м проживает в Берлине, где при финансовой поддержке финских татар вышли в свет его книги: «Доказательства всеохватности Божественной милости», «Йаджудж в свете чудесных сообщений священных аятов Корана» и «Женщина в свете священных аятов Благородного Корана» с посвящением жене.
Непродолжительное время он жил и работал в Финляндии, читал лекции татарской молодежи. Покинув страну, путешествовал по Ирану и Ираку, в Индии изучал санскрит и индуистские книги Махабхарата и Веды. В 1938 году с миссионерской целью путешествовал по Японии, Китаю, Яве, Суматре. В конце 1939-го он вновь отправился в Индию с намерением выехать в Афганистан и осесть в Кабуле, но был арестован колониальными властями и провел полтора-два года в тюрьме Пешевара. Освобождение стало возможным благодаря вмешательству правителя города Бхопала Мухаммада Хамидуллы, но до 1945 года он оставался в Пешеваре под гласным надзором англичан.
Им были написаны и изданы 8 книг. Доход от их продаж Бигиев пожертвовал на создание медресе для детей бомбейских переселенцев. С 1946 года жил в Египте, выезжая в Турцию. Неоднократно совершал хадж. В 1947-м предпринимал попытку вернуться на родину, но не получил согласия властей.
Визитка Мусы Бигиева
«Судьба Бигиева не единственный подобный пример»
Муфтий Татарстана в беседе с представителями египетского министерства назвал чудом судьбу Бигиева: простой татарский джигит, попав в чужую страну, оказался близок к членам королевской семьи, правившей в то время в Египте. «Я задаю вопрос и не могу найти на него ответ. Это все равно, как если я бы переехал сейчас жить в Египет и меня полностью взял бы на свое попечение президент страны Ас-Сиси. Как так получилось, кто подсказал Хадидже о приезде ученого? — задавался вопросами Самигуллин. — Правда, судьба Бигиева не единственный подобный пример. Так, татарский богослов, говоря современным языком, ректор медресе в Буинске Нургали Хасанов долгое время жил в Стамбуле, где последний султан Османской империи Абдульхамид любезно предоставил ему кров в помещении дворца и выполнял все просьбы татарского ученого». Именно Хасанову посвящен спектакль Буинского драмтеатра «Дервиш», недавно номинированный на «Золотую маску».
Поведал Камиль хазрат и о длительных поисках могилы Мусы Джаруллы. Как известно, ее поиски начались еще пять лет назад. В 2018 году по инициативе президента Татарстана Рустама Минниханова вышеупомянутый Хайрутдинов вместе с коллегой Динарой Мардановой вылетел в Каир на поиски, но тогда им не удалось обнаружить захоронение.
«Особенно важна была помощь при поиске могилы Бигиева: ведь искать пришлось бы на огромной территории. В Каире велики не только пирамиды, но и погосты. Один только „Город мертвых“, где похоронен татарский мыслитель, чего стоит! — писал Хайрутдинов в нашей газете. — Это огромный участок города величиной с четверть Казани, на котором рождаются, живут и умирают люди, порой ни разу в жизни не выходя на улицы Большого Каира». Так писал эксперт по Бигиеву и добавлял, что его новые друзья в Каире привели к отправной точке поиска — фамильному кладбищу хедивов Египта…
Ворота в гробницу
«В некрологах, появившихся в египетских газетах на следующий день после кончины Бигиева в 1949 году, именно эта локация была указана в качестве места упокоения великого ученого, — сообщал сотрудник Института истории им. Марджани в нашей газете. — Но поиски, увы, ничего не дали. Оставалась надежда на то, что могила Бигиева находится в одном из запертых на ключ мавзолеев, в которые мы никак не успевали попасть, поскольку для этого требовалось специальное разрешение городских властей».
Вход в мавзолей королевской семьи
Дуа на татарском впервые за 74 года
В четверг, 19 октября, в преддверии священной пятницы, на могиле прошла церемония официального открытия памятной таблички Мусе Джарулле Бигиеву. Муфтий РТ предлагал надпись на арабском языке дублировать по-татарски. Но представители королевской семьи почему-то не захотели отходить от стандарта, имеющего место на могиле Хадиджы и ее дочери, в этой же ограде и покоится наш реформатор-джадид. Как уже было сказано, в церемонии, кроме представителей министерства туризма и древностей Египта, участвовали и члены королевской семьи, приехавшей из Лондона. Любопытно, но сам принц Аббас Хильми, сказавший, что его бабушка была татаркой, выпытывал: какое отношение к татарам имел Чингисхан? И лидеру татарстанской уммы пришлось терпеливо объяснять страницы истории. О том, как в 922 году в Волжскую Булгарию прибыла делегация Багдадского халифа и булгары приняли ислам, который стал официальной религией тюркского народа.
После чаепития все участники мероприятия направились к могиле Бигиева. На ограде возвышалась табличка, сверху которой приведены аяты суры «Фаджр» из священного Корана
Сотрудник египетского министерства Абу Бакр Ахмед подробно рассказал о поисках могилы Бигиева. Столы были установлены возле входа в усыпальницу египетских королей, вход внутрь которой нам любезно предоставили. Любопытно, что внутри все было застелено коврами и при входе приходилось снимать обувь, как в мечети. Усыпальница расположена в «Городе мертвых», о котором говорят, что там проживают полмиллиона человек, они располагаются в склепах, арендуют их как квартиры, но в месте захоронения королевской семьи таких жилищ и их обитателей мы не видели, а пойти вглубь территории не решились. Приставленный к нам в первый же день сотрудник полиции по имени Карим категорически не рекомендовал этого делать, дескать, он отвечает за нашу безопасность, поэтому не стоит рисковать. После чаепития все участники мероприятия направились к могиле Бигиева. На ограде возвышалась табличка, сверху которой приведены аяты суры «Фаджр» из священного Корана:
Внутри мавзолея королевской семьи
«О, душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!»
Ниже приведенная надпись гласила, что здесь находится место захоронения ученого, служителя книги Всевышнего Аллаха, шейха Мусы Джаруллы ат-Татари, похороненного в гробнице королевской семьи Хедивов в районе Аль-Афифи в 1368 году по хиджре, в 1949-м по григорианскому исчислению.
Камиль хазрат прочитал Коран и совершил дуа — вознес молитву за упокой души Мусы Джаруллы улы. Возможно, впервые за 74 года обращение к Аллаху звучало на этой могиле на татарском языке. Корреспондент «БИЗНЕС Online» по окончании духовной части церемонии спросил у принца Аббаса Хильми, понял ли он содержание дуа. Член династии Мухаммеда Али Египетского сказал, что понял, т. к. язык очень похож на турецкий.
Камиль хазрат прочитал Коран и совершил дуа — вознес молитву за упокой души Мусы Джаруллы улы
В гостях у посла
О Бигиеве мы говорили и на следующий день, когда отправились с визитом к послу России в Египте Георгию Борисенко.
«Книга Бигиева „Аль-Вашиа фи накд Акаид аш-Шиа“ („Челнок для раскрутки пряжи воззрений шиитов“) считается одной из сильнейших в опровержении шиитской идеологии, — рассказывал дипломату муфтий Самигуллин. — Он поехал в Иран и 7 месяцев жил там, спорил с их аятоллами, встречался с шиитскими учеными. Настолько включенный в процесс человек. Он настолько известный, что бывший министр по делам религии Турции Мехмет Гюрмез свою докторскую диссертацию посвятил Мусе Бигиеву. Кто-то его любит, кто-то не любит, но знают все. Он был учителем по Корану будущего муфтия Саудовской Аравии».
Невольно российский посол затронул еще один значимый труд богослова — это «Озын көннәрдә руза» («Пост в длинные дни»). Борисенко поинтересовался у муфтия, как в священный месяц Рамазан поститься, например, жителям Мурманска с их белыми ночами и полярной зимой? Камиль хазрат рассказал о трех существующих вариантах — это восполнять уразу, после того как солнце начинает заходить, либо ориентироваться по ближайшей местности, где летом привычно заходит солнце, или — по времени Мекки. В своем труде «Озын көннәрдә руза» Бигиев придерживался первого мнения. Завершилась встреча с послом предложением провести в Египте мероприятия, посвященные истории ислама в России, где необходимо затронуть жизнь и труды «мусульманского Лютера».
О Бигиеве мы говорили и на следующий день, когда отправились с визитом к послу России в Египте Георгию Борисенко
Не стоит ли перевезти прах Бигиева в Казань?
Могила обнаружена, теперь, как говорится, что со свершившимся фактом делать? Как еще увековечить память татарского богослова? Есть идея, чтобы перезахоронить останки в северной столице исламского мира — Казани. По родине Бигиев сильно скучал. С этим категорически не согласен муфтий Татарстана. Он придерживается мнения, что раз королевскому захоронению не грозит опасность, то пусть останки богослова остаются на месте, а совершение дуа возле места погребения является весьма благим делом.
«Посещение могил и нахождение около них в течение некоторого времени допускаются шариатом, о чем имеется большое количество подтверждающих доводов, — сообщил Камиль хазрат. — Сулейман ибн Бурайда передал от своего отца, да будет Аллах ими доволен, что наш господин, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел следующее: „Я запрещал вам посещение могил, но теперь вы можете посещать их“. Также имеется множество доводов о чтении дуа у могил и передаче усопшим воздаяния за чтение Корана. Находиться у могил для чтения дуа и поминания Аллаха является мустахабом (рекомендуемым)».
Муса Бигиев
Исследователь Хайрутдинов также против перезахоронения останков. «Перевозить не надо, это не приветствуется шариатом, тем более что есть его завещание, завещание Хадиджы, — говорит наш собеседник. — Но я хотел бы, чтобы могила была оформлена более внятно. У Хадиджы табличка сделана более капитально — методом выжигания, а у Бигиева написана краской, она может выцвести. Кроме того, необходимо указать информацию, какого масштаба был этот человек. В арабском написании не хватает одного слова, там написано: „Алим“ — „ученый“, а надо, чтобы было „Алляма“, то есть „ученый ученых“, у этого слова другое наполнение. Обязательно было бы провести конференцию (ведь в 2025 году будет 150 лет со дня его рождения) в Каире с выездом российских ученых, исламоведов из всех стран, где был Бигиев».
Также Хайрутдинов уверен, что стоит найти деньги на съемку художественного фильма о Бигиеве, а может быть, и сериала, настолько яркой была его жизнь и так велико его научное наследие. А пока известно, что ДУМ РФ собирается провести конференцию к 150-летию богослова.
По словам руководителя Россотрудничества в Египте Гатина, точное расположение могилы Бигиева подтверждено на 95%. 100-процентную гарантию может дать только эксгумация останков и проведение анализов ДНК. Да, это не приветствуется исламом, но в случае проведения подобной процедуры Хайрутдинов готов оказать помощь в нахождении потомков «мусульманского Лютера». Он знаком с правнучкой, живущей в Москве, внучкой из Уфы, есть родственники в Санкт-Петербурге и внук в Германии. Впрочем, это уже совсем другая история.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.