«Мы бы не взялись за эти преобразования, если бы не верили, что это объединение даст результат. Эффективность работы, конечно, повысится», — комментирует президент АН РТ Рифкат Минниханов вхождение в структуру организации сразу трех научных учреждений. Речь об Институте истории им. Марджани, центре перспективных экономических исследований и научном центре безопасности жизнедеятельности. О логике такого решения, оформленного постановлением правительства РТ, «БИЗНЕС Online» рассказали сами заинтересованные лица.
Рифкат Минниханов: «Это даст необходимое единоначалие. Мы бы не взялись за эти преобразования, если бы не верили, что это объединение даст результат. Эффективность работы, конечно, повысится. Будем стараться все формальные вопросы по присоединению решить до 1 января»
«Эффективность работы, конечно, повысится»
Новый президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов с момента своего громкого назначения этим летом продолжает оставаться одним из главных ньюсмейкеров среди татарстанской элиты. Только за последнее время мы узнали, что в бюджете республики на 2024 год финансирование АН РТ увеличилось на 79,1%, а еще Минниханов стал куратором инвестиционно-венчурного фонда во главе с новым директором Дамиром Галиевым.
А накануне появилось постановление кабинета министров РТ за подписью Алексея Песошина с броским заголовком «О реорганизации научных учреждений Республики Татарстан». На самом деле за ним скрывается информация о том, что в состав АН РТ переходит три государственных бюджетных учреждения: Институт истории им. Марджани Академии наук РТ, центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ, научный центр безопасности жизнедеятельности. Ранее они находились в ведении республиканских министерств, соответственно минобрнауки, минэкономики и миндортранса.
Самым громким можно считать переход Института истории им. Марджани, который лелеял свою самостоятельность на протяжении многих лет, когда научное учреждение в качестве директора возглавлял бывший политический советник президента РТ Рафаэль Хакимов. Впрочем, нынче Хакимов перешел на должность научного руководителя и отошел от активных дел. И «БИЗНЕС Online» еще в сентябре рассказывал о будущем возвращении «марджанистов» в лоно академии наук.
Самым громким можно считать переход Института истории им. Марджани, который лелеял свою самостоятельность на протяжении многих лет, когда научное учреждение в качестве директора возглавлял бывший политический советник президента РТ Рафаэль Хакимов
Два других ГБУ были не слишком на слуху. Центр перспективных экономических исследований — это научно-исследовательская организация, созданная указом президента РТ в 2004 году с целью выработки «новой парадигмы социально-экономического развития Татарстана в условиях трансформации глобальной экономической системы и построения эффективной модели развития региона в условиях динамично меняющегося окружения». Возглавляет его экс-министр экономики РТ, проректор КФУ Марат Сафиуллин. В уставе научного центра безопасности жизнедеятельности, созданного постановлением кабмина РТ в 2013 году, в качестве предмета деятельности указано «принятие мер по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности на территории Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан». Директором центра является ректор КазГИКа Роза Ахмадиева.
Судя по новостной ленте на сайте центра, здесь проводят курсы повышения квалификации для педагогов, рассказывающих детям о правилах безопасного поведения на дорогах, конкурсы исследовательских работ для школьников и студентов по БДД и т. д.
При этом, пожалуй, в нынешнем постановлении кабмина наблюдатели прежде всего обратили внимание на следующий пассаж: «Обеспечить гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией научных учреждений Республики Татарстан».
Однако вопрос о возможных резких сокращениях кадров в академических учреждениях предупредил сам Минниханов, сообщивший в разговоре с «БИЗНЕС Online», что подобные планы отсутствуют. Что касается логики последних решений, то здесь президент АН РТ был краток. «Это даст необходимое единоначалие. Мы бы не взялись за эти преобразования, если бы не верили, что это объединение даст результат. Эффективность работы, конечно, повысится. Будем стараться все формальные вопросы по присоединению решить до 1 января», — резюмировал Минниханов.
По словам директора Института истории им. Марджани Радика Салихова, пассаж в постановлении правительства о «высвобождаемых сотрудниках» — это стандартная формулировка в ситуации реорганизации
«Есть официальная позиция президента академии наук, что сокращений не предусматривается»
Опрошенные газетой другие заинтересованные лица также заверяют, что никаких сокращений штатов не ожидается.
«Есть официальная позиция президента академии наук, что сокращений не предусматривается, он озвучивал это неоднократно, — сказал „БИЗНЕС Online“ вице-президент АН РТ Вадим Хоменко. — Не с целью сокращения сотрудников производится объединение, а для координации работы в едином центре. Результат будет виден чуть дальше, но логика, которая закладывалась, — это координация всех видов деятельности внутри академии, где работа была раскоординирована».
Хоменко также напоминает, что и Институт истории, и центр перспективных экономических исследований уже были в структуре АН РТ, хотя «в силу разных причин выходили из состава». А вот с ГБУ, возглавляемом Ахмадиевой, ситуация несколько иная. «Научный центр безопасности жизнедеятельности ранее не был в структуре академии наук, но там основные направления работы связаны с транспортом, логистикой, в принципе тоже очень важно, чтобы это направление в АН РТ было. Мы подобной деятельностью уже занимались, но базовой структуры соответствующей в системе академии пока не было».
По словам директора Института истории им. Марджани Радика Салихова, пассаж в постановлении правительства о «высвобождаемых сотрудниках» — это стандартная формулировка в ситуации реорганизации.
«Это ни в коем случае не означает сокращения, — говорит Салихов. — У нас все остается, как и было, никто не собирается сокращать штаты, научные программы, то есть мы будем работать так же, как и работали. Все институты после присоединения к академии наук ни в штатном составе не потеряли, ни в научных исследованиях, ни в финансировании. Наоборот, консолидация этих академических сил и поддержка финансовая усиливается, когда консолидированы силы научные. То есть это вполне разумный и эффективный шаг». Сейчас, указывает собеседник газеты, «разрабатываются дорожные карты», связанные с присоединением.
Научный руководитель Института океанологии им. Ширшова Роберт Нигматулин, в 2017 году претендовавший на пост президента РАН, поддерживает решение татарстанских коллег. «Пусть лучше академия наук будет управлять институтами, чем министерства, — указывает Нигматулин. — Сейчас у нас в России так делают, так сделали в Азербайджане — институты отдаются из академии наук министерствам. Но министерство, которое в Москве, неспособно руководить какими-то институтами. Поэтому решение в Казани — это прогрессивный такой шаг, чтобы управляло научное сообщество. Ученые должны управлять, а не чиновники».
Вопросы имущества, контроля финансовой деятельности — этим должны заниматься чиновники, уверен наш эксперт, а вот научное содержание должно оставаться за учеными. «Все надо в академию наук!» — резюмирует Нигматулин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.