«Одна из причин того, что ХАМАС не уничтожали, — это большое количество имеющихся у них заложников», — оценивает эксперт «БИЗНЕС Online» договор о временном прекращении огня на Ближнем Востоке. Израиль, который полтора месяца утюжит сектор Газа с воздуха, а по земле дошел до столицы региона, сегодня утром вдруг согласился на краткое перемирие. Четверо суток без боевых действий Тель-Авив оценил в 50 заложников и 150 палестинцев, отпущенных из тюрем. Американская пресса рассказывает, как Вашингтон добился крупнейшего дипломатического прорыва с начала войны. Впрочем, эта сделка вряд ли станет ключом к длительному миру, но добавит очков президенту США Джо Байдену. Детали — в нашем материале.
Кабмин Израиля все-таки одобрил четырехдневное перемирие в обмен на освобождение 50 заложников. Соглашение может быть продлено, исходя из расчета один день за 10 заложников. ХАМАС будет освобождать по 12–13 человек в день
1 день перемирия — 10 заложников
Израиль, который методично превращает в руины сектор Газа и прямо сейчас проводит военную операцию в столице — городе Газе, спустя полтора месяца неожиданно смягчился. Утром в среду кабмин Израиля после 6-часовых переговоров не единогласно, но все-таки одобрил четырехдневное перемирие в обмен на освобождение 50 заложников. Соглашение может быть продлено, исходя из расчета один дополнительный день за 10 освобожденных заложников. ХАМАС будет освобождать женщин и детей группами по 12–13 человек в день.
Со своей стороны Израиль пообещал выпустить из своих тюрем 150 палестинских заключенных, женщин и детей. В списке освобождаемых, который сегодня опубликовал израильский минюст, всего 300 человек (вероятно, с расчетом на продолжение перемирия), включая 13 женщин, осужденных за попытки терактов, и 287 подростков в возрасте до 18 лет, задержанных за участие в беспорядках, пишет израильская пресса. Публикация списка дает израильтянам возможность обжаловать освобождение конкретных заключенных в судебных инстанциях Израиля, уточняет The Times of Israel. Также Тель-Авив будет ежедневно пропускать в Газу около 300 грузовиков с гуманитарной помощью.
На позицию Биньямина Нетаньяху, который прежде категорически отказывался прекращать огонь, повлияло общественное давление и позиция силового блока — ЦАХАЛ, контрразведки «Шин Бет» и разведки «Моссад»
Есть важное уточнение. Как отмечает Bloomberg, Израиль в ближайшие четыре дня не прекратит боевые действия совсем. На время перемирия Израиль полностью остановит полеты над южной частью сектора Газа, а над севером они запрещены только на 6 часов, с 10:00 до 16:00. Наземная же операция прекращается полностью. Перемирие должно начаться утром в четверг, 23 ноября.
На позицию премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который прежде категорически отказывался прекращать огонь без освобождения всех заложников, повлияли в том числе общественное давление и позиция силового блока — ЦАХАЛ, контрразведки «Шин Бет» и разведки «Моссад», уточняет израильская газета Haaretz. Почти 60% израильтян поддерживают сделку, и доля сторонников подобных договоренностей вырастет, если нынешняя будет осуществлена, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Вероятно, сказалось и давление США и арабского мира. Впрочем, партнеры Палестины ей сочувствуют (и даже называют Израиль государством-террористом), но на деле ограничиваются поставками гуманитарки.
Прекращение огня не означает, что Израиль остановит войну, предупредил Нетаньяху ночью. «Существует бессмыслица, предполагающая, что мы остановим войну после прекращения огня, чтобы вернуть заложников. Я хотел бы прояснить: мы находимся в состоянии войны и будем продолжать войну до тех пор, пока не достигнем всех наших целей — ликвидируем ХАМАС, вернем всех заложников и пропавших без вести и гарантируем, что Израилю не будет никакой угрозы», — подчеркнул израильский премьер.
Джо Байден, для которого ситуация на Ближнем Востоке приобрела особую важность на фоне президентской кампании, пообещал не останавливаться до тех пор, пока не освободит всех американских заложников
Так что рассматривать нынешний договор как мостик к завершению конфликта было бы наивно. Не исключено, что ХАМАС воспользуется им для перегруппировки сил и зализывания ран. И после боевые действия начнутся с новой силой. Тем не менее это временное перемирие — крупнейший дипломатический прорыв и первая крупная пауза в палестино-израильской войне. Фактически работа над соглашением началась спустя несколько дней после начала конфликта, а результат появился сейчас, пишет Reuters. Посредниками стали Катар и Египет, но американское агентство, разумеется, рассказывает о «напряженной личной работе» президента США Джо Байдена с эмиром Катара и премьером Израиля и «кропотливых» многочасовых переговорах его администрации. «Байден в телефонном разговоре 14 ноября призвал Нетаньяху пойти на сделку, и Нетаньяху согласился. [Спецпредставитель США на Ближнем Востоке Бретт] Макгерк виделся с Нетаньяху в тот же день в Израиле. Покидая встречу, Нетаньяху схватил Макгерка за руку, сказал: „Нам нужна эта сделка“», — описывает Reuters детали переговоров со ссылкой на источники, будто это сюжет фильма.
По словам Нетаньяху, Байден помог «улучшить» условия сделки, чтобы ХАМАС отдало больше заложников за меньшую цену. Байден, для которого ситуация на Ближнем Востоке приобрела особую важность на фоне президентской кампании, пообещал не останавливаться до тех пор, пока не освободит всех американских заложников. А что с гражданами других стран? По данным Израиля, из около 200 заложников ХАМАС больше половины имеют двойное гражданство.
Около 1,7 млн жителей Газы были вынуждены покинуть свои дома
14 тыс. погибших и 41 тыс. уничтоженных домов
«Что бы ни случилось дальше, ничто не сможет стереть уже нанесенную травму», — пишет в аналитической колонке корреспондент газеты The Washington Post Ишан Тарур. По его словам, в ответ на «шокирующий террористический удар 7 октября» Израиль провел «беспрецедентную кампанию» по масштабам, захвату и опустошению ХАМАС. Все это время гуманитарный кризис колеблется от плохого к худшему. Критическая инфраструктура — от больниц до опреснительных установок и топливных складов — вышла из строя или закрыта, указывает он.
По предварительным данным, Израиль уничтожил более 41 тыс. жилых домов, еще около 222 тыс. было повреждено, что составляет примерно 45% от всего жилья сектора Газа. Для сравнения: в результате 11-дневной войны в 2021 году в Газе было разрушено 2 тыс. домов и повреждено еще около 22 тысяч. Кроме того, повреждено около 300 учебных заведений и 87 машин скорой помощи, 26 из 35 больниц не работают.
Заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс в интервью CNN так описывал ситуацию: «Никто не ходит в школу в Газе, никто не знает, каково их будущее. Больницы стали местами войны, а не лечения». Также он призывал Израиль срочно прекратить операцию в регионе, чтобы позволить народу Газы отдохнуть от тех «ужасных вещей, что происходят в палестинском анклаве».
Около 1,7 млн жителей Газы были вынуждены покинуть свои дома. Еще тысячи людей сектора пропали без вести или оказались под обломками. Bloomberg пишет о более чем 13 тыс. жертв, телеканал Al Jazeera передает уже о более 14,1 тыс. умерших. Жертвами атаки боевиков ХАМАС 7 октября стали свыше 1,4 тыс. человек. Общие потери армии Израиля составили 390 человек.
Кремль в среду положительно оценил договоренность о перемирии: «Это первые хорошие новости из Газы за очень длительное время».
«Не надо было следовать американским рецептам, чему Израиль начал следовать с конца 80-х годов и за что сейчас огребает. Но мы с вами живем в стране, которая тоже с конца 80-х следовала американским рецептам, и она вообще перестала существовать — СССР. В этом плане Израиль пока уцелел, но это пока»
«Скорее всего, это временное затишье перед бурей»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, можно ли нынешнее временное перемирие считать успехом, почему Израиль согласился на него и как будут дальше развиваться события.
Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) — политолог, блогер и востоковед:
— Это просто техническая пауза. Скорее всего, сейчас идет просто оперативная пауза, чисто военная, и они (власти Израиля и ХАМАС — прим. ред.) решили использовать ее в том числе и для [решения] проблемы с заложниками.
Сложно сказать, пойдет ли ХАМАС на условия [дальнейшего освобождения заложников], там же очень много таких чисто подковерных вещей, непубличных. Поэтому вслух можно говорить одно, а в реальности будет происходить другое. Это мало что значит на самом деле. Просто Израиль за последние несколько лет 8 раз проводил попытки зачистки Газы, и все 8 раз все заканчивалось ничем. Поэтому, видимо, они сейчас будут пытаться довести дело до конца.
Там уже не может быть мирного регулирования, 7 октября было слишком шоковым для Израиля. Если бы оно было таким менее травматичным — может быть, а сейчас в Израиле практически точка зрения о перемирии с ХАМАС существует, но она является маргинальной. У Нетаньяху слишком тяжелое собственное положение, чтобы не ориентироваться на общественное мнение. Сколько продержится [ХАМАС], неизвестно. ДАИШ* (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» * — прим. ред.) в Мосуле держался 9 месяцев, хотя из ИГИЛ там было всего тысяч 8 бойцов, а у ХАМАС под ружьем около 30 тысяч человек. Так что это может длиться и несколько месяцев, и даже до весны. Здесь весь вопрос в Израиле — решит ли он до конца проводить эту операцию.
Мовсес Газарян — политолог, эксперт по международным отношениям:
— Это, конечно, временный компромисс, который достигнут не в последнюю очередь благодаря давлению общественного мнения некоторых стран западного сообщества. От такого компромисса не стоит ожидать, что это начало какого-то полноценного урегулирования, перемирия и так далее. Скорее всего, это временное затишье перед бурей, и, в принципе, наверное, каждая из сторон попытается не только решить какие-то гуманитарные проблемы, но и, например, в каком-то смысле может улучшить свои военные позиции. Чисто гипотетически такое возможно.
Есть случаи, когда представители армии обороны Израиля, пользуясь тем, что у них было прикрытие представителей некоей гуманитарной миссии, проникали на территорию сектора Газа. Они использовали автомобиль, принадлежащий некоторой гуманитарной организации, в нем вместо гуманитарной помощи находились несколько военнослужащих. Возможно и нечто подобное. Вполне возможно, [ХАМАС пойдет на такое условие дальнейшего перемирия].
Одна из причин того, что ХАМАС не уничтожали, — это большое количество имеющихся у них заложников. Идет война на уничтожение, поэтому трудно сказать, сколько ХАМАС продержится.
Евгений Сатановский — президент института Ближнего Востока:
— Обмен удерживаемых лиц, если он произойдет, нельзя считать прорывом в конфликте. Задача ХАМАС — уничтожение Израиля, ХАМАС эту задачу не снимает. О каком прорыве можно вести речь? Израильтяне спасают тех, кого могут спасти. Возможно, с учетом нашей специфики по результатам Беслана, «Норд-Оста» и Буденновска это понять сложно. Но там другие нормы отношения к гражданам и иная ценность человеческой жизни.
Я никакого финала сейчас не вижу этого конфликта, предпочитаю прогнозов не делать. Возможно, ХАМАС и в целом исламистам при поддержке Турции Израиль удастся уничтожить. Есть Иран, Катар и различные международные исламистские группы, настроенные на уничтожение как Израиля, так и евреев в целом. Возможно, им это удастся. В этом кино евреи живут несколько тысяч лет, особого оптимизма это не внушает, но какое-то количество обычно выживает.
Палестинцы, которые останутся под контролем террористов, будут погибать так же, как погибали немцы, когда ими командовал Гитлер. «Не надо было отдавать сначала Арафату (президент палестинской национальной администрации Ясир Арафат (1994–2004) — прим. ред.), — как говорил мне когда-то в Газе, где я достаточно часто бывал, начальник строительства местного порта, когда выпивал. — Мы же вас, евреев, не просили привозить нам этого бандита из Туниса!» Очень точная была формулировка. Еще в 90-е годы говорил, при Арафате, до того как ХАМАС захватило власть. Вот не надо было начинать эту бодягу, ничем хорошим такого рода вещи не кончаются. Потом не нужно было выводить из Газы контролировавшую эту территорию дивизию и те поселения, на которые она опиралась, что дало возможность ХАМАС захватить там власть. Не надо было выводить израильскую армию из Южного Ливана, там не укрепилась [бы] «Хезболла». Не нужно было следовать американским рецептам, чему Израиль начал следовать с конца 80-х годов, в том числе в обеспечении своей безопасности, и за что сейчас огребает. Но мы с вами живем в стране, которая тоже с конца 80-х следовала американским рецептам, и она вообще перестала существовать — СССР. В этом плане Израиль пока уцелел, но это пока.
* запрещенная в РФ террористическая организация
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.