Накануне стало известно, что заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ, один из корифеев актерской труппы театра им. Камала Наиля Гараева скончалась после тяжелой болезни на 84-м году жизни Накануне стало известно, что заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ, один из корифеев актерской труппы театра им. Камала Наиля Гараева скончалась после тяжелой болезни на 84-м году жизни Фото: tatarstan.ru

«Многие татары даже не знают, что они татары. Вот в чем наша проблема»

«Бывает, причем нередко, на улице встречаю человека моего возраста, а он всплескивает руками: ой, это же Наиля Гараева! Я помню тебя, ты Диляфруз играла. Каждый раз удивляюсь, что люди помнят мой сценический образ, — рассказывала легендарная актриса в интервью „БИЗНЕС Online“ в 2015 году по случаю своего 75-летия. — Трогает до глубины. Я ведь постарела, изменилась… Еще иногда по голосу узнают в троллейбусе или автобусе. Конечно, я, как и целое поколение артистов, представитель некоей эпохи в театре. И, когда люди узнают на улице, одаривают меня теплыми словами… Вот тут, конечно, трудно сдержаться, я присутствую в их жизни, получается?»

Накануне стало известно, что заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ, один из корифеев актерской труппы театра им. Камала Наиля Гараева скончалась после тяжелой болезни на 84-м году жизни. Сегодня церемония прощания с актрисой состоится в казанской мечети Аль-Марджани.

В одной из рецензий на премьеру крупного московского театра критик, восторгаясь актерской работой, писал: «Этот маленький человек порой собой заполнял всю огромную сцену». Почему-то эта мысль часто приходила в голову, глядя на Гараеву в кулуарах театра им. Камала — невысокую, всегда подчеркнуто элегантно одетую пожилую даму, вежливо отвечающую на приветствия знакомых и не очень знакомых людей. Даже тому, кто в силу возраста не застал самых звездных актерских лет Наили Хакимовны, было понятно, что ее авторитет в этих стенах отнюдь не определялся только тем, что ее сын Фарид Бикчантаев служит в театре им. Камала главным режиссером.

Гараева родилась в 1940 году в Казани. В 1961-м окончила студию при Большом драматическом театре им. Качалова и была принята в труппу Татарского академического театра. Дебют молодой актрисы состоялся, когда она училась на втором курсе: юной воспитаннице студии поручили одну из главных ролей в спектакле «Первая любовь» по пьесе Хая Вахита. Образ Рахили, созданный Гараевой в этом спектакле, сделал ее популярной, а режиссер того спектакля Рафкат Бикчантаев, еще один мастер камаловской сцены, стал ее супругом.

Интересно, что ее славе не помешало даже возвращение в Казань в 1961-м выпускников знаменитой татарской студии Щепкинского училища в Москве. Напротив, Ринат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Равиль Шарафеев, Нажиба Ихсанова и другие, получившие лучшее профессиональное образование в стране, дальше на полвека с лишним стали верными партнерами Гараевой по сцене главного татарского театра.

А еще Наиля Хакимовна запомнилась своим неравнодушием. Когда в практику театра им. Камала вошли лаборатории и обсуждения спектаклей, она всегда была активным участником такого общения, задавала вопросы, не стесняясь, высказывала собственные критические суждения… Вот и в интервью «БИЗНЕС Online» от 2015 года Гараева порой говорила не самые популярные вещи, причем не только на тему театра, например, еще до всяких языковых реформ размышляла о том, почему изучение татарского языка должно быть добровольным: «Насилие всегда будет вызывать отторжение. Мне кажется, что изучение языков должно быть по желанию. Проблема в том, что сами татары даже не знают свой язык. А как же мы можем заставлять русских его изучать? Многие татары даже не знают, что они татары. Вот в чем наша проблема».

А еще она возмущалась тем, что республика мало что делает для сохранения памяти о выдающихся татарских деятелях культуры, предпочитая чествовать уехавших из страны Рудольфа Нуриева и Софию Губайдулину. «Мы о своих гениях позаботиться должны. Давно вы слышали на публике имена великих танцовщиков Ревдара Садыкова и Салиха Хайруллина? — задавала Гараева риторический вопрос. — Они забыты, их имена молодежи неизвестны. Почему никого не волнует, что до сих пор нет музеев Рустема Яхина и Мансура Музафарова? Ладно хоть Салиха Сайдашева удостоили открытием музея и памятника. Я не утверждаю, что буквально все впали в беспамятство, есть и те, кто знает и ценит национальную историю и культуру. Но ее определенно надо поднять на более высокий пьедестал». В общем, воз во многом и ныне там.

В одной из рецензий на премьеру крупного московского театра критик, восторгаясь актерской работой, писал: «Этот маленький человек порой собой заполнял всю огромную сцену» В одной из рецензий на премьеру крупного московского театра критик, восторгаясь актерской работой, писал: «Этот маленький человек порой собой заполнял всю огромную сцену» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Женщины, девушки, делали прически «под Гараеву», старались одеваться как она»

О творческом пути Гараевой «БИЗНЕС Online» рассказал известный театральный критик Нияз Игламов, ранее долгие годы возглавлявший литературную часть в ТГАТ им. Камала.

«Наиля Хакимовна Гараева пришла в театр имени Галиаскара Камала на рубеже 50–60-х годов. И тут совпало сразу несколько факторов, сделавших ее очень популярной с самых первых работ, — напоминает Игламов. — Во-первых, это, конечно, волна хрущевской оттепели. Во-вторых, безусловно, на тот момент было мало молодых актрис. Совсем юных практически не было. Потому что доигрывали свой век актрисы возрастом много старше. А Наиля Хакимовна начала играть, еще не окончив студию при Качаловском театре. И она пришла раньше, чем вернулись „щепкинцы“ из Москвы в 1961 году».

По словам нашего собеседника, Гараева также воплощала собой тип социальной и харáктерной героини, при этом лирической, который в то время был очень востребован на волне интереса к молодым социальным типам. «Это городская девушка, представлявшая определенную социальную среду. Потому что возникла потребность в пьесах городских, — говорит Игламов. — В Казань после войны стало переезжать большое количество татарского населения из районов. В общем, формировался пласт городского зрителя вместе с теми, кто раньше переехал в город и жил в нем. И она, конечно, была для этого поколения зрителей абсолютной звездой начиная с самых ранних работ. Это и Зубайда из спектакля „Зубайда — дитя человеческое“, и „Первая любовь“ — первая ее работа. И неслучайно она уже в 27 лет стала лауреатом премии имени Тукая за роль Ассоль в спектакле „Тополек мой в красной косынке“. Доходило даже до того, и я это лично слышал, что женщины, девушки делали прически „под Гараеву“, старались одеваться как она, говорить в той манере, в которой говорили ее героини. Она была очень популярна, безумно».

Пиком этого периода творчества Гараевой критик Игламов называет роль Диляфруз в спектакле «Четыре жениха для Диляфруз»: «Это был такой хитовый спектакль, который помнит не одно поколение камаловского зрителя. Спектакль шел дольше, там уже играли другие актрисы, потому что Наиля Хакимовна перешла в другое амплуа на рубеже 70–80-х годов».

По словам эксперта газеты, у актрисы «в середине 80-х был такой своего рода простой», обычная история, когда артистке после 40–45 лет нужно искать свою новую нишу. Сегодня 45-летняя актриса еще довольно молодой считается, а по тем временам отношение было немножко иным, — констатирует Игламов. — И она ушла в педагогику, погрузилась в педагогический процесс, очень многое сделала для воспитания режиссеров и актеров в Казани. Да и не только в Казани. Очень приятно иногда приезжать, допустим, в Воркуту, а там семейная пара актеров — выпускники Гараевой из Казанского института культуры. За полярным кругом! Да и не только в Воркуте…»

Новый этап в актерской карьере Гараевой начался после того, как в начале 90-х, окончив режиссерский факультет ГИТИСа, в Казань вернулся ее сын и начал ставить в театре им. Камала.

«Фарид Рафкатович стал активно ее занимать в таких возрастных, харáктерных амплуа, — вспоминает Игламов. — В первую очередь это Соседка в „Бичуре“ и Кормилица в „Ромео и Джульетте“. А дальше на нее новыми глазами взглянул и многолетний главный режиссер Марсель Салимжанов и в последние годы своей жизни очень много с ней работал. Наверное, самой выдающейся ее ролью этого периода стала роль Мамы в мелодраме „Приехала мама“ Шарифа Хусаинова». Перейдя на возрастные амплуа, Гараева всегда была востребована, в последние годы в каждом театральном сезоне шли спектакли, в которых актриса выходила на сцену.

При этом Игламов еще раз констатирует, что «годы ее тотальной популярности, ее абсолютного величия, когда рядом с ней никто не мог встать из ее поколения», — это 60-е – первая половина 70-х.

«Даже была такая... Уж не знаю, насколько это уместно, — рассказывает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Не буду называть имя актрисы, но в 1967-м, в год 50-летия Октябрьской революции, в театре ставят какой-то спектакль из Ленинианы. И актриса, ровесница Гараевой, подходит к приказу о распределении ролей: „Так, Ленин — Шавкат Биктимиров… Странно, почему не Гараева?“ То есть настолько была высока ее популярность! Ну я не вижу тут ничего унижающего чье-либо достоинство или что-то обидное. Мне кажется, что это показатель народной любви, потому что стать звездой в те времена было невозможно благодаря соцсетям, какой-то раскрученности или пиару. Если ты не был выдающимся актером или актрисой, достичь такой популярности было невозможно».

«Наиля Хакимовна  одна из тех, кто был ядром труппы, женским лицом труппы нашего Камаловского театра» «Наиля Хакимовна — одна из тех, кто был ядром труппы, женским лицом труппы нашего Камаловского театра» Фото: tatarstan.ru

«Фактически она была ядром творческой династии Бикчантаевых»

Собеседники «БИЗНЕС Online» вспоминают знаменитую татарскую актрису.

Ирада Аюпова — министр культуры РТ:

— Наиля Хакимовна, во-первых, реально очень сильная, яркая актриса. Она одна из тех, кто был ядром труппы, женским лицом труппы нашего Камаловского театра. Это женщина, которая во многом опекала, скажем так, молодых актеров. Она действительно создавала атмосферу в театре. И произошедшее — это действительно большая трагедия. Мне кажется, что с профессиональной точки зрения мы очень многое потеряли.

Во-вторых, фактически она была ядром творческой династии Бикчантаевых, ее движущей силой. Потому что и для Рафката Бикчантаева, ее супруга, она всегда выступала музой. И для Фарида Рафкатовича она тоже была музой, человеком, который вдохновлял Фарида Рафкатовича на многие свершения. Вся их семья — и Люция, и Юсуф, они все… Это люди, которые были единым целым, поистине настоящей творческой семьей, творческой династией. С этой точки зрения, конечно, утрата тоже очень велика, поскольку уходит поколение. Для меня Наиля-ханум была очень близким, родным человеком. Мы общались, часто с ней списывались. Я была ей благодарна за то, что она где-то могла мне сделать замечание, где-то поддерживала, этот прямой диалог, это наставничество с ее стороны, которое я всегда отмечала, было очень ценным. Мы совсем недавно, в день ее рождения, с ней созванивались. Это было 18 ноября.

Если честно, я ее всегда боялась. Потому что она была очень строгой. Она была таким эталоном в части внешнего облика и женского достоинства. Это поистине татарская женщина, настоящая. Образ хорошей, сильной татарской интеллигенции. И я всегда очень боялась выглядеть глупо, сказать что-то не то в ее присутствии. После одного из выступлений она подошла и говорит: «Ты сказала это от всей души, молодец!» Тогда я поняла, что самое важное — быть искренним. И эта искренность найдет поддержку даже среди тех людей, которые являются эталоном нашей татарской духовности, женственности.


Ринат Тазетдинов — народный артист РФ и РТ, лауреат «Золотой маски»:

— Огромная потеря для театра. Она была прекрасной актрисой, сколько лет держала своими великими ролями наших зрителей. Мы с ней вместе играли 62 года. Последняя ее роль была в спектакле «Запоздалое лето». Он шел с большими аншлагами. Она играла в этом спектакле главную роль Халимы. Эту комедию мы играли больше 10 лет. Знаю, что Наиля очень хотела вместе со мной в этом спектакле еще раз сыграть, но у меня с памятью проблемы начались…

Когда мы закончили учебу в Москве и приехали в Казань в Татарский академический театр, я увидел ее первый раз. Она была такая красавица! Я тогда сказал: говорят, в театре молодых нет, а это кто? В общем, с этого 1961 года она играла очень много спектаклей. Мы сейчас вспоминаем спектакль по Чингизу Айтматову «Тополек мой в красной косынке». За этот спектакль и она, и я получили Тукаевскую премию.


Ильгиз Зайниев — драматург, режиссер, худрук театра кукол «Экият»:

— Вообще, с самой первой постановки моей пьесы «Поговорим о любви» в 1996 году Наиля-апа играла там главную роль. И она играла этот спектакль 10 лет. Потом я ей на 70-летие написал пьесу «Запоздалое лето», и она играла ее 13 лет. Вот такие две большие роли. Я ей очень благодарен, что она играла в этих спектаклях, справляла свои юбилеи этими постановками.

И, конечно, Наиля-апа никогда не была безразличной, она всей душой любила театр. Могла долго спорить, доказывать. Если считала что-то правильным, всегда настаивала на своей точке зрения. А безразличной никогда не была. Она воспитала, выпустила очень много студентов, которые сейчас работают актерами во многих театрах. И вообще, если бы она ничего не сделала, кроме того что родила и воспитала Фарида Бикчантаева, то уже была бы великим человеком.