«Кто сказал, что региональные органы власти неэффективно управляют сетями? Разве на федеральном уровне местные проблемы виднее? Не факт», — рассуждают эксперты о новой инициативе минэнерго РФ. Ведомство хочет запретить регионам управлять электросетевыми компаниями. Если предложение будет принято, велика вероятность, что РТ утратит контроль над Сетевой компанией. В республике очередную атаку Москвы на независимую энергетику встретили в штыки. Местные власти говорят об угрозе роста тарифов и снижении надежности электроснабжения. О том, завершит ли глава минэнерго РФ Николай Шульгинов дело Анатолия Чубайса и нужна ли вообще централизация в энергетике, — в материале «БИЗНЕС Online».
Глава минэнерго РФ Николай Шульгинов в отчете для Госдумы предложил запретить региональным властям управлять электросетевыми компаниями
Шульгинов против региональных сетевых компаний?
Тучи сгущаются над АО «Сетевая компания» (СК) Ильшата Фардиева. Минэнерго РФ выступило с инициативой запретить региональным властям управлять электросетевыми компаниями. Об этом написал глава ведомства Николай Шульгинов в отчете для Госдумы о ходе реализации предложений парламента по итогам правительственного часа. «Мы не против того, чтобы регионы владели акциями в акционерных обществах, — сказал „Коммерсанту“ замминистра энергетики Евгений Грабчак. — Но мы считаем, что контролирующий пакет (более 50 процентов) должен быть у профессиональных игроков, например у „Россетей“. Другой вариант — передача общества в управление системообразующей ТСО. Управлять сетевыми организациями должны профессионалы, а не регионы».
В пресс-службе минэнерго РФ «БИЗНЕС Online» сообщили, что инициатива разработана в рамках поручений президента РФ Владимира Путина, направленных на повышение надежности электроснабжения. «Услуги по передаче электрической энергии должны оказывать профессиональные организации с определенным набором компетенций. Для региональных правительств оказание таких услуг профильной деятельностью не является», — подтвердили в ведомстве.
Энергетики Татарстана интерпретировали заявление как очередную попытку Москвы лишить республику права на собственные электросети. Но в этот раз ставки выше. По словам источников, в предыдущие годы речь всегда шла только об изъятии в федеральную собственность части активов СК, а именно — магистральных сетей 220–500 кВ (самый «сладкий» кусок энергосистемы, по ним идет основной объем передачи электроэнергии). Сейчас же впервые под угрозой оказалась вся Сетевая компания целиком. Причем опрошенные нами эксперты соглашаются, что самый неблагоприятный сценарий развития событий вполне реален.
«Судьбы тысяч людей зависят от этого решения! Все руководство, подрядчики, поставщики»
Один из высокопоставленных собеседников нашего издания назвал подход минэнерго откровенно «хамским»: «Это нескрываемое лоббирование интересов „Россетей“. Последствия для РТ будут негативными. Через энергетику можно управлять всей экономикой и даже политикой региона». Неспокойные настроения царят и в самой СК, чей персонал не хочет уходить под крыло федералов, иначе «все полетит». «Судьбы тысяч людей зависят от этого решения! Все руководство, подрядчики, поставщики», — сокрушается другой собеседник.
Другой наш весьма влиятельный спикер глубоко возмущен уже самой формулировкой вопроса — о том, что «управлять сетевыми организациями должны профессионалы». «А что, в регионах нет профессионалов? Слушать такое просто обидно. Почему мы (специалисты в регионах — прим. ред.) вдруг стали непрофессионалами?» — негодует наш собеседник. Мол, понятно, что федералы спят и видят заполучить электросетевое хозяйство Татарстана, но хотя бы над аргументацией нужно было лучше поработать.
Минтимер Шаймиев и на тот момент предправления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс вели тяжелые и длительные переговоры. Руководители региона отвергли все схемы приватизации «Татэнерго» как не гарантировавшие, по их мнению, безубыточности предприятия
Как Шаймиев обещал Чубайсу отдать магистральные сети
Вспомним историю вопроса. В 1992 году было создано РАО «ЕЭС России» — монополист на рынке генерации и энерготранспортировки РФ. РАО стало владельцем 100 ГЭС, более 600 ТЭЦ, 2,5 млн км линий электропередачи (ЛЭП) по всей стране. Татарстан, бывший тогда энергопрофицитным, пошел по своему пути — республика решила не отдавать РАО ничего. Руководители региона отвергли все схемы приватизации «Татэнерго» как не гарантировавшие, по их мнению, безубыточности предприятия.
В конце 90-х в отрасли случается кризис. Из-за неплатежей на электростанциях возникал дефицит топлива, энергетики проводили массовые забастовки и голодовки из-за задержки зарплат до полугода. Тогда было принято решение реформировать РАО «ЕЭС». Схема вкратце была такова: выделение генерирующих и сетевых мощностей, госконтроль за сетями и либерализация цен на электроэнергию. В 2002 году в стране создают ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), которое отвечало за магистральные сети. Распределительные сети перешли ОАО «Холдинг МРСК», позже переименованное в «Россети». В этом году завершилось объединение «Россетей» и ФСК.
Но волне этих реформ в 2007–2008 годах федералы предприняли вторую попытку «отжать» татарстанские электросети. Первый президент РТ Минтимер Шаймиев и на тот момент предправления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс начали вести тяжелые и длительные переговоры на этот счет. Реформа РАО «ЕЭС» завершилась 1 июля 2008 года. К этой дате, как писали СМИ, ФСК должны были отойти принадлежащие татарстанскому холдингу высоковольтные линии напряжением 220 кВ и протяженностью 1,3 тыс. км и линии в 500 кВ протяженностью 629 км, а также 16 подстанций напряжением 200 и 500 киловольт. Предполагалось, что транзит электроэнергии в целях госбезопасности может осуществлять только федеральная компания. Шаймиев и Чубайс достигли принципиальной договоренности совершить сделку. Под контролем Татарстана должна была остаться только распределительная сеть (низковольтные линии электропередачи).
Но все уперлось в финансы. Сообщалось, что ФСК была готова заплатить «Татэнерго» не более 5 млрд рублей, в то время как Татарстан ожидал 25 млрд — столько, по подсчетам местных властей, обошлось бы РАО «ЕЭС» строительство новых сетей. Затем «Татэнерго» и вовсе заявило, что республика отдаст сети только в обмен на 2% в самой ФСК. В конце 2009-го республика и ФСК подписали в казанском Кремле соглашения о сотрудничестве, называлась дата завершения сделки — 2011 год, глава федеральной компании Олег Бударгин восторженно заявлял, что условия самые взаимовыгодные, и обещал инвестировать 10 млрд рублей в развитие сетей в РТ. Однако дальше церемониальных соглашений дело не пошло. Сейчас источники предполагают, что Татарстан никогда всерьез и не планировал выходить на сделку, а переговоры по цене якобы были лишь отвлекающим маневром. Как бы то ни было, стратегия сработала — вопрос со временем сошел на нет.
Сетевая компания на 73% принадлежит минземимуществу РТ. Гендиректор — Ильшат Фардиев (в центре), председатель совета директоров — Алексей Песошин (справа). По итогам 2022 года выручка предприятия увеличилась на 6% до 34,1 млрд рублей. Чистая прибыль СК составила 5,1 млрд рублей
Так Татарстан до сих пор на зависть другим регионам сохранил право собственности на магистральные сети. «Это такой артефакт доставшегося нам суверенитета. Много копий было на этом сломлено. Стабильно если не раз в год, то раз в два года „Россети“ выходят на Татарстан с предложением передать им сети», — говорит один из наших собеседников на условиях анонимности.
Судя по данным сервиса «Контур.Фокус», Сетевая компания на 73% принадлежит минземимуществу РТ, на 12,45% — Ак Барс Банку, на 7,56% — ГУП РТ «Электрические сети», на 3,08% — «Татнефти». Гендиректор — Ильшат Фардиев, председатель совета директоров — Алексей Песошин. По итогам 2022 года общество увеличило выручку на 6% до 34,1 млрд рублей. Чистая прибыль СК составила 5,1 млрд рублей.
Сейчас «Россети» охватили своим присутствием 82 региона России, по сетям группы компаний передается более 77% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Регионы, имеющие свои сетевые компании, можно пересчитать буквально по пальцам, но их ряды редеют на глазах. Так, в Новосибирске присутствует АО «Региональные электрические сети», однако в мае 2023-го стало известно, что государство отдает «Россетям» акции РЭС, которые оно получило в рамках процесса над федеральным экс-министром Михаилом Абызовым. В Башкортостане работает ООО «Башкирская сетевая компания» (БЭСК), которое контролируется московской АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Но руководство фирмы недавно заявило, что БЭСК готова рассмотреть возможность продажи магистральных сетей компании «Россети» при соответствующем интересе.
Из независимых от «Россетей» можно назвать Иркутскую электросетевую компанию, где контролирующим акционером называют основанную Олегом Дерипаской компанию En+ Group, а государственное «РусГидро» владеет 42,75% акций. На Урале работает Сибирско-Уральская энергетическая компания (СУЭНКО) — это межрегиональная многопрофильная энергетическая фирма юга Тюменской и Курганской областей, входит в группу компаний ООО «Корпорация СТС» уральского предпринимателя Алексея Боброва и АО «Энергетическое Объединение». В Кемерове работает ООО «Кузбасская энергосетевая компания», оно принадлежит Петру и Ирине Куруч.
Есть и случаи конкуренции. Типичный пример — в Москве, где одновременно работают ПАО «МОЭСК» («дочка» «Россетей») и АО «Мособлэнерго» (принадлежит властям столицы).
Прямо сейчас стоимость передачи электроэнергии для бизнеса в Татарстане гораздо ниже, чем в регионах присутствия «Россетей»
Тарифный вопрос
«Передача электрических сетей в „Россети“ однозначно скажется на стоимости электроэнергии для потребителей Республики Татарстан, поскольку вырастут тарифы на передачу электроэнергии», — заявили «БИЗНЕС Online» в госкомитете РТ по тарифам.
Прямо сейчас стоимость передачи электроэнергии для бизнеса в Татарстане гораздо ниже, чем в регионах присутствия «Россетей», в чем убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», проанализировавший тарифы в регионах ПФО. Для сравнения мы взяли двухставочный тариф для потребителей с высоким уровнем напряжения. В Татарстане ставка за содержание электросетей составляет 471,4 тыс. рублей за 1 МВт⋅мес. В Нижегородской области показатель составляет 1,590 млн рублей, в Мордовии — 1,267 млн рублей, в Марий Эл — 1,293 миллиона. В тарифах для низкого уровня напряжения ситуация несколько отличается, здесь РТ в основном с небольшим отрывом лидирует в величине ставки за содержание сетей. Но оплата потерь у нас все равно самая низкая.
Чуть радужнее картина в Башкортостане. Там тоже нет «Россетей», ставка за содержание электросетей для потребителей на высоком напряжении составляет 634,6 тыс. рублей, что уже близко к татарстанским цифрам. Почему «Россети» так задирают цены, эксперты пояснить не смогли.
Вторая составляющая, которая может резко вырасти в цене, — это оплата услуг «Россетей» за переток электроэнергии. Дело в том, что в Татарстане в последние годы наблюдается дефицит эффективной конкурентной энергии. Так, в прошлом году 15% потребляемой в РТ электроэнергии закупалось извне. Эта энергия поступает по сетям ЕНЭС (единая национальная электрическая сеть).
В 2020 году минпромторг РТ оценивал последствия передачи «Россетям» магистральных электросетей региона (т. е. не всей компании, а только магистральных сетей). По имевшимся тогда расчетам получалось, что величина заявленной мощности ПАО «Россети» возрастает более чем в 7 раз, а оплата услуг за переток электроэнергии со стороны Сетевой компании в пользу «Россетей» — примерно в 8 раз.
Напомним, сейчас отношения ФСК и Сетевой компании регулируются договором, заключенным еще в 2008 году. Он предусматривает оплату услуг ФСК по передаче электрической энергии только в части содержания объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и не подразумевает оплату нормативных потерь электрической энергии в сетях ФСК ЕЭС. И Сетевая компания оплачивает услуги ФСК ровно в пределах суммы требований, обозначенной в договоре. В 2017 году «дочка» «Россетей», спохватившись, сформировала дополнительное соглашение к этому документу, которое как раз учитывало компенсацию потерь, но СК на него не согласилась. Федералы пытались в арбитраже взыскать с татарстанских сетевиков компенсацию в 270 млн рублей, но проиграли во всех инстанциях.
Каких-то расчетов по новым инициативам минэнерго РФ (как если бы «Россетям» передавали управление компанией целиком) в регионе не проводилось. В любом случае ведомство Олега Коробченко не поддерживает инициативу федеральных коллег, заявили нам в пресс-службе.
Что касается платы за техприсоединение к электросетям, здесь регионы сравнивать очень сложно, т. к. единого тарифа нет, в каждом конкретном случае (будь то завод или жилой комплекс) она рассчитывается индивидуально. Здесь можно сравнивать разве что сроки выдачи документации, и вот тут Татарстан, увы, не на высоте. Как «БИЗНЕС Online» рассказал на условиях анонимности представитель одного из застройщиков, который работает в разных регионах страны, в РТ его компании приходится в разы дольше ждать документов на техприсоединение — около 6 месяцев. В соседней Удмуртии, например, процедура занимает чуть больше одного месяца.
Монополизация в электросетях негативно скажется на энергетическом бизнесе в регионе
«Внебюджетный карманчик захлопнется»
С прогнозом, что при переходе СК федералам тарифы вырастут, согласны не все эксперты. Аналитик «Финама» Елена Юшкова обращает внимание на то, что тарифное регулирование в РФ осуществляется по большей части государством, а оно будет отталкиваться от структуры затрат.
«Наоборот, возможно даже некоторое снижение тарифов за счет оптимизации ряда расходов в результате перехода на централизованное управление», — добавила Юшкова. Другой источник считает, что тариф также может снизиться, если из него убрать не всегда эффективные инвестпроекты, а также социальные расходы Сетевой.
Дело в том, что Сетевая компания сейчас, помимо всего прочего, полезна для властей как некий «внебюджетный карман». «Есть траты, которые было бы тяжело вписать в рамки бюджетного законодательства. Например, финансирование спортивных мероприятий», — говорит наш собеседник.
Согласно отчету за 2022 год, расходы СК на выплаты социального характера и социальные проекты составили более 2,5 млрд рублей, сюда входят как инвестиции компании по программе энергоснабжения социально значимых объектов (340 млн), так и расходы на благотворительность (из них 46,5 млн рублей — помощь через благотворительный фонд «Надежда и опора»), в основном же речь идет о профессиональном спорте. Кроме того, компания оказывает помощь школам-интернатам, детским домам, приютам, участвует в экоблаготворительных проектах. Справедливости ради скажем, что «Россетям» тоже не чужда забота о развитии спорта — компания фигурирует в премиум-партнерах футбольного клуба «ЦСКА».
Из этой же темы вытекает второй острый момент, который связан с технологическим присоединением к электросетям льготных объектов — садиков, школ, стадионов и т. д. За данное подключение платят потребители — затраты входят в тариф. Но, как говорит источник, на самом деле за это должен платить тот, кто строит, т. е. бюджет.
«Имея возможность, регион снимал с себя часть нагрузки и перекладывал на нас (потребителей — прим. ред.). В данном смысле это (передача СК федералам — прим. ред.) прямая потеря для республики. Такую возможность регион утратит. Потеря будет немаленькой, потому что этот внебюджетный карманчик захлопнется», — уверен он.
Тарифные решения, которые принимают региональные органы власти, как правило, довольно щедры, но не всегда оправданны, согласен замдиректора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. «Объяснение обычно бывает таким: компания решает важные задачи для региона, им выделяется больше средств. В то же время интересы других сетевых компаний, не аффилированных с органами власти, могут быть не в полной мере обеспечены», — добавил эксперт.
Сетевой гигант не всегда может оперативно реагировать на запросы, связанные с территориальным развитием, планами и задачами региона
«Создадим неповоротливого сетевого монстра»
Какие еще последствия для РТ может принести окончательная монополизация в электросетях (если таковая случится)? Как считают наши источники в отрасли, дело не только в СК, но и во всем энергетическом бизнесе в регионе в целом. Здесь стоит вспомнить, что с 2010 года в России шел курс на либерализацию электросетевых услуг. По всей стране начали появляться ТСО, которые конкурировали между собой за клиентов.
Однако такая политика породила появление на рынке в том числе и весьма сомнительных фирмочек, которые пытались заработать на тарифе, но даже не имели в штате должного количества сотрудников. В какой-то момент федеральные власти взяли курс на «закручивание гаек» с тем, чтобы в результате рыночной борьбы остались только самые сильные и эффективные.
Около трех лет назад подход снова изменился, вместо рыночных критериев ввели количественный — к ТСО предъявляют жесткие требования к протяженности сетей и мощности трансформаторных подстанций. Это усложнило доступ на рынок для частных ТСО. Так, в Татарстане в 2022 году было 23 ТСО, по состоянию на 1 ноября 2023 года их осталось 18, а к 2024-му будет только 17 организаций, рассказали нам в пресс-службе минпромторга РТ. Минэнерго России также предлагает создавать в каждом регионе системообразующую ТСО (СТСО). «СТСО будет являться единым центром ответственности за надежное электроснабжение. Именно в СТСО и должны будут передаваться объекты сетевого хозяйства государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП)», — говорится в ответе ведомства.
И да, нет сомнений, кто это будет в Татарстане. «После изменений существующие в регионе объекты сетевого хозяйства государственных и муниципальных унитарных предприятий могут быть переданы (хотя это возможно уже и сейчас) в Сетевую компанию», — признают в министерстве.
Первая большая волна сетевого объединения, начавшаяся в середине 2010-х, уже завершена — количество сетевых компаний в РФ сократилось с порядка 3 тыс. до 1 680. И это далеко не предел. По прогнозу минэнерго РФ, к 2025 году на рынке останется всего 300–400 ТСО. В каждом регионе будут работать три-четыре крупные компании. Таким образом, количество сетевых организаций за 10 лет уменьшится практически в 10 раз, говорил Грабчак на форуме «Российская энергетическая неделя – 2022».
Даже своя, республиканская Сетевая компания, как говорит один из источников, в некоторых случаях может беспардонно завышать стоимость техприсоединения к электросетям по сравнению с другими ТСО меньшего масштаба. Если же центр принятия решений и вовсе уйдет в Москву, есть опасение, что услуги станут еще дороже, оказываться они будут дольше, а жаловаться будет некому и бесполезно.
«Если на рынке не будет конкуренции, то мы создадим неповоротливого сетевого монстра. Бизнесу от этого не будет хорошо, они хотят иметь альтернативные варианты. Создается ощущение, что у нас стремятся создать РАО „ЕЭС“ 2.0», — возмущается эксперт.
В результате получается «война подстанций». Допустим, приходит запрос на техприсоединение в дочернее общество «Россетей», который принимается во внимание, но исполняется не так оперативно, как хотелось бы региональным властям. А от этого зависят темпы жилищного строительства, возведения инфраструктуры. Задача вынужденно передается параллельно компаниям, подконтрольным региональным властям. Фирма, которая управляется более жестко с помощью местных административных рычагов, решает эти вопросы быстрее. А к моменту, когда уже все построено и работает, у «Россетей» тоже доходят руки до региона. В итоге мощности строятся с избытком, они неэффективно загружены. Эффект масштаба естественной монополии не достигается. За все это платит промышленный потребитель, поскольку все расходы в итоге падают в котловой тариф.
Таким образом, побочным эффектом поглощения Сетевой компании «Россетями» может стать окончательная зачистка регионального рынка от мелких территориальных сетевых организаций. Но сетевой гигант не всегда может оперативно реагировать на запросы, связанные с территориальным развитием, планами и задачами региона. Эти задачи обычно и переадресуются местечковым ТСО.
Госкомитет РТ по тарифам выступает резко против передачи СК «Россетям», потому что в результате этого «снизится надежность и качество электроснабжения потребителей»
О надежности и эффективности
Госкомитет РТ по тарифам Александра Груничева выступает резко против передачи СК «Россетям», потому что в результате этого «снизится надежность и качество электроснабжения потребителей». Компания Фардиева хоть и не эталон эффективности, но тем же «Россетям» она дает фору, уверены источники. Яркий пример — энергетический коллапс в Дагестане летом этого года на фоне экстремальной жары. Глава региона Сергей Меликов даже предложил подать иск к «Россетям» из-за сбоев в электроснабжении, от которых пострадали сферы промышленности, транспорта и строительства. Надежным энергоснабжением не обеспечен и стратегически важный Дальний Восток, подконтрольный федералам. Так что «Россетям», как считают наши источники, сначала лучше бы решить проблемы на своей вотчине, а не пытаться чинить то, что и так слаженно работает.
В работе Сетевой компании действительно много плюсов. Взять, к примеру, строительство в РТ уникальных цифровых подстанций, самовосстанавливающихся умных сетей (со временем устранения аварии менее 1 минуты вместо 5 часов, как раньше), внедрение работ под напряжением (ремонт сетей без отключения потребителей). Все это помогает региону в последние годы вообще обходиться без крупных ЧП в сфере электроэнергетики.
В минэнерго РФ также положительно оценивают работу Сетевой компании, в частности, по ее готовности к осенне-зимнему периоду 2023–2024 годов. «Работа Сетевой компании в Республике Татарстан является успешным примером функционирования в регионе единого центра ответственности за надежное электроснабжение», — говорится в ответе ведомства.
Разумеется, есть в работе СК и свои недостатки — в регионе к электросетям относятся как к некоей вотчине Фардиева, из-за чего бизнесу бывает сложно договориться с СК. Чего только стоят разборки в стиле 90-х этим летом в Менделеевске с блэкаутом химзавода им. Карпова.
«Кто сказал, что „Россети“ будут решать эти задачи эффективнее? Кто установил, что все региональные органы власти неэффективно управляют сетями? Разве на федеральном уровне местные проблемы виднее? Не факт, — рассуждает Дзюбенко. — Если региональные органы власти демонстрируют эффективность и управляют электросетевым комплексом лучше, чем другие ТСО, зачем их лишать этого права?»
В целом интегральная схема для электричества эффективнее. Из-за того, что отдельная сеть работает эффективнее, чем система в среднем, общее решение менять не стоит. Возможно, я бы не спешил с сетями, которые хорошо работают и финансируются. Но в целом направление правильное, все равно страна к нему придет.
«Надежность и качество электроснабжения [после централизации сетей], скорее всего, вырастут за счет более серьезного контроля и отсутствия произвола на местах», — не соглашается аналитик ФГ «Финам». У регулятора появится возможность более четко планировать маршруты транспортировки электроэнергии, своевременно осуществлять ремонты тех или иных участков сетей.
Сторонником единой централизованной энергосистемы выступает и экс-председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев. Реформа по дроблению отрасли, по его словам, не привела ни к чему хорошему: надежность упала, аварийность выросла, цена растет.
В Сетевой компании не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». В ПАО «Россети» в ответ на запрос издания заявили, что в настоящее время сделки в отношении активов СК не обсуждаются.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 105
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.