«Одно то обстоятельство, что Ильшату Рафкатовичу доверял президент Российской Федерации… Я считаю, одно это обстоятельство свидетельствует о том, что мы, все здесь присутствующие, должны доверять ему», — взывал в Савеловском суде Москвы адвокат Алексей Доночкин. Экс-ректору КФУ Ильшату Гафурову продлили арест до 20 апреля, хотя адвокаты убеждали суд, что ученые по всему миру чтят подсудимого и его труды. О том, как ныне покойный друг Айдара Исрафилова Айрат Шакиров в 1999 году рассказал об их желании опубликовать компромат на Гафурова и роковой поездке в Москву, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Савеловский районный суд Москвы продолжил рассмотрение по существу уголовного дела в отношении экс-ректора КФУ Ильшата Гафурова
«В материалах уголовного дела нет доказательств, что Гафуров занимался преступной деятельностью»
Савеловский районный суд Москвы продолжил рассмотрение по существу уголовного дела в отношении экс-ректора КФУ Ильшата Гафурова. Напомним, его обвиняют по двум эпизодам — в подстрекательстве к приготовлению и подстрекательстве к убийству елабужского предпринимателя и бизнесмена Айдара Исрафилова. Последнего застрелили около рынка ЦСКА в Москве 29 августа 1999 года.
Сначала прокурор Милана Дигаева решила ходатайствовать о продлении ареста подсудимому еще на 3 месяца до 20 апреля 2024-го. Адвокат Александр Нарышкин заявил, что ходатайство прокурора «незаконное и немотивированное». «Я считаю, что не учтена незаконность возбуждения уголовного дела в отношении Гафурова», — отметил он, пояснив, что еще в 2002 году начальник следственного отдела прокуратуры Набережных Челнов Азат Зиятдинов, расследуя убийство Исрафилова, вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Гафурова. Но 21 декабря 2021-го ГСУ СК России возбудило уголовное дело, хотя то постановление Зиятдинова еще не было отменено. Поэтому Нарышкин считает, что избрание меры пресечения и ее продление были незаконными.
Адвокат Александр Нарышкин считает, что истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. «Это является существенным обстоятельством, которое должно быть учтено при избрании меры пресечения и ее продлении», — добавил адвокат
«В материалах уголовного дела нет доказательств, что Гафуров занимался преступной деятельностью», — подчеркнул адвокат, добавив, что, напротив, есть данные о том, что экс-ректор занимался общественно полезным трудом. Также Нарышкин считает, что истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. «Это является существенным обстоятельством, которое должно быть учтено при избрании меры пресечения и ее продлении», — добавил адвокат.
Нарышкин уверен, что раз 24 года Гафуров не скрывался и не препятствовал расследованию дела об убийстве Исрафилова, поскольку «не имел к нему отношения», то и теперь вряд ли станет это делать. «Я считаю, что Гафуров больше всех заинтересован в объективном и всестороннем расследовании и рассмотрении данного уголовного дела», — указал защитник.
Нарышкин также просил учесть возраст подзащитного, который страдает рядом заболеваний, поэтому нуждается в получении регулярной медицинской, в том числе стоматологической, помощи. А содержание под стражей будет способствовать ухудшению здоровья, а это воспрепятствует установлению истины по делу. Поэтому Нарышкин просил заменить содержание в СИЗО на домашний арест.
Ольга Нарышкина напомнила, что Гафуров на посту главы администрации Елабуги наводил порядок в городе. Даже то, что семья убитого Исрафилова наследовала рынок и стоянку, — заслуга подсудимого, т. к. он обязал оформлять объекты надлежащим образом
«Очень долгое время ученые в России и за рубежом будут чтить первого ректора КФУ»
Адвокат Ольга Нарышкина возмущалась, что Гафуров уже два года сидит в СИЗО, но «никаких доказательств вины не добыто». По ее мнению, у экс-ректора не было мотива убийства Исрафилова. «Следствие по ходу меняло один мотив на другой, но убедительного мотива так и не смогли подобрать для обоснования предъявленного обвинения, ограничились личными неприязненными отношениями», — указала адвокат.
Нарышкина напомнила, что Гафуров на посту главы администрации Елабуги наводил порядок в городе. Даже то, что семья убитого Исрафилова наследовала рынок и стоянку, — заслуга подсудимого, т. к. он обязал оформлять объекты надлежащим образом.
Нарышкина подчеркнула, что при продлении ареста не учитываются характеристики Гафурова, его регалии и научные звания. «Не побоюсь предположить, что очень долгое время ученые в России и за рубежом будут чтить первого ректора КФУ за тот вклад в развитие науки и образования, который им сделан. Книги Гафурова по методике образования востребованы в Китае, ОАЭ, Казахстане, Киргизии и других странах. Педагогика по всему миру изучает эти труды», — заявила адвокат. Нарышкина особенно подчеркнула, что Гафуров был доверенным лицом Владимира Путина на выборах 2012 года.
«Одно то обстоятельство, что Ильшату Рафкатовичу доверял президент Российской Федерации, он оправдал полностью его доверие, за что получил благодарность как за предвыборную кампанию, так и за работу по присоединению Крыма и возвращению его в лоно нашего государства. Я считаю, одно это обстоятельство свидетельствует о том, что мы, все здесь присутствующие, должны доверять ему. Мы должны учесть этот факт и доверять Ильшату Рафкатовичу наравне с нашим президентом РФ», — продолжил адвокат Алексей Доночкин.
Гафуров лишь присоединился к мнению и доводам своих защитников. «Тем более все они выпускники нашего университета. Доверяю им. Прошу учесть их точку зрения», — заявил подсудимый.
Тем не менее судья Ольга Чистова решила согласиться с прокурором — арест продлила до 20 апреля 2024 года.
Следующее заседание по делу Гафурова состоится 31 января
«Мы поехали к рынку и сами убедились, что убили Айдара»
Свидетели на это заседание не явились. Поэтому Дигаева просила огласить показания трех свидетелей, которых нет в живых. Некий Фирдаус Шамсиев, который умер 27 мая 2013-го, в 1999-м рассказывал, что в 1995–1996 годах в мечети на улице Центральной в Набережных Челнах видел Фарида Хисамутдинова. Как рассказывал «БИЗНЕС Online», именно Хисамутдинов взялся за организацию первого покушения на Исрафилова. Однако довести до конца план не удалось — киллер Валерий Мельников сам сдался предпринимателю и сообщил о том, что его хотят убить.
Но вернемся к Шамсиеву. В своих показаниях он рассказывал, что в 1997 году его осудили и этапировали в Нижнекамск, где он снова встретил Хисамутдинова, который тоже отбывал наказание. Уже в марте 1998-го Шамсиев вышел на свободу и познакомился с женой и дочкой своего нового приятеля, который освободился позднее — в ноябре того же года.
В марте 1999-го Шамсиев купил «девятку» после аварии, восстановил ее. А Хисамутдинов часто брал эту машину, «чтобы заниматься извозом». В июне 1999 года Шамсиев отдал свою машину Хисамутдинову по его просьбе, а через какое-то время тот ее вернул. В конце июня Хисамутдинов снова взял машину, и больше ее Шамсиев уже никогда не видел. Судя по всему, это была именно та «девятка», на которой, по версии следствия, Хисамутдинов подвез Мельникова на городской пляж Елабуги, где и планировали застрелить Исрафилова.
Шамсиев рассказывал, что как раз тогда попал в больницу и к нему приходила жена Хисамутдинова. Она сказала, что ее мужа задержали, а машина на штрафстоянке в Елабуге. «Чем занимался Фарид, кроме извоза, не знаю, не интересовался», — говорил Шамсиев, добавляя, что огнестрельного оружия у Хисамутдинова не видел.
Александр Мельников, скончавшийся в 2022-м, 29 июля 1999 года на допросе рассказывал, что к его сыну Валерию (тот самый неудавшийся киллер) после освобождения из колонии приходил Хисамутдинов. Но чем он занимался и что его связывало с сыном, неизвестно. В последний раз он видел сына 29 июня 1999-го вечером. Куда он потом ушел и с кем, не видел. А затем он узнал, что сына задержали в Елабуге.
Также Дигаева зачитала показания Айрата Шакирова, которого убили в 2001 году. Именно в прошлых приговорах по делу Исрафилова считали заказчиком убийства. «Преследуя свои личные интересы и поддавшись на уговоры Гафурова, который пользовался авторитетом из-за своего должностного положения и связей с руководителями преступного сообщества „29-й комплекс“, Шакиров согласился принять активное участие в убийстве Исрафилова», — говорила Дигаева, зачитывая обвинительное заключение.
В своих показаниях 6 октября 1999 года Шакиров рассказал, что Исрафилова знал с 1983-го, т. к. «жили в одном городе и дружили». Но в 1992-м они поссорились и не общались около двух лет. «Затем мы снова помирились. В 1997 году мы учредили ООО „Рынок“», — рассказывал Шакиров.
Он отмечал, что, когда у Исрафилова случился конфликт с Гафуровым, он начал искать возможность опубликовать компромат в Москве. А Шакиров пообещал ему помочь, договорившись о встрече с представителем фонда «Гласность».
В итоге 27 августа 1999 года Шакиров и Исрафилов поехали на машине убитого в Москву. «Когда подъезжали к Москве, Айдар спросил меня, где будем останавливаться. Я думал, что у него была квартира в Москве. Я предложил остановиться в гостинице „Россия“, а он предложил „Измайлово“. Когда ставили на стоянку машину, с нас не взяли денег. Уже потом мне показалось это подозрительным», — рассказывал Шакиров.
В тот же день они обедали со знакомым Сергеем Паньковым и договаривались встретиться на следующий день. Также Исрафилов ездил на Кузнецкий мост покупать вещи, затем вернулись в гостиницу. Шакиров и Исрафилов договорились увидеться на следующий день в 14:00 около гостиницы «Украина». «Я приехал к гостинице „Украина“ около 14:40, но Айдара там не было. Меня удивило, что он нам даже не позвонил. Я стал звонить, трубку никто не брал. Мы еще подождали. У Сергея зазвонил телефон, его жена сказала, что только что на рынке ЦСКА застрелили мужчину. Нас это насторожило. Мы поехали к рынку и сами убедились, что убили Айдара», — говорил на допросе Шакиров. По его словам, в милицию он звонить не стал, т. к. боялся, что арестуют «не разобравшись». «Домой не возвращался по той же причине», — пояснял Шакиров.
Следующее заседание по делу Гафурова состоится 31 января.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.