"ПРИБЫЛЬНЫЙ, НО РИСКОВЫЙ"

Британская консалтинговая компания HVS опубликовала исследование гостиничного рынка стран бывшего Советского Союза. Доклад под названием "Россия, СНГ и Грузия. Индекс оценочной стоимости 2011" начинается со слов о том, что "в силу упавшей прибыльности гостиничного бизнеса и непрозрачной, постоянно меняющейся коъюнктуры рынка инвестиции в гостиничный бизнес в России и СНГ являются захватывающими, но вместе с тем и потенциально рискованными".

По мнению аналитиков агентства, последние 15 лет гостничные рынки в основных городах Росии, СНГ и Грузии находились на подъеме. Появление гостиничных сетей под международными брендами в столичных городах макрорегиона началось в начале-середине 90-х и было представлено в основном в сегментах Upscale (верхний ценовой сегмент) и Luxury («делюкс»). Вместе с этим в последние годы на рынке появляются гостиницы средней/низкой ценовой категории (Midmarket/Budget).

К проблемным вопросам регионов консультанты относят проблемы с финансированием гостничных объектов. В частности, к слабым сторонам рынка относят отсутствие институциональных инвесторов на постсоветском пространстве. Вместо них на рынке зачастую присутсвуют частные лица, которые привлекают финансирование госбанков и международных банков. В целом HVS отмечает скудость банковского финансирования. Среди других рисков - зависимость гостиничного бизнеса только от коммерческого спроса. Направление MICE-туризма (встречи, ознакомительные туры, конференции и выставки) не может конкурировать с признанными на международных рынках направлениями, а доля досугового туризма в общем масштабе невелика. Отмечают эксперты и рост предпочтений внутренних потребителей к международным брендам.

1.jpg
2.jpg

ИЗДЕРЖКИ РОСТА И ПРИЗНАКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

6.jpg

Что касается Москвы, то здесь фиксируются одни из самых высоких средних цен за номер в Европе. В целом, по оценкам HVS, 2010 год оказался годом контрастов, когда некоторые рынки демонстрировали признаки восстановления после предшествующего спада (Самара, Киев, Москва) благодаря возобновлению деловой активности в стране, что привело к увеличению количества проданных комнато-ночей, а также к улучшению инвестиционных настроений на рынке. В целом же по макрорегиону показатели снизились на 4%, отставая от среднеевропейских показателей (он подрос на 7%). По итогам 2011 года HVS ожидает роста части рынков (например Алма-Ата и Екатеринбург), что происходит после чрезвычайного понижения уровня продуктивности рынка или в результате проводимых в данном городе масштабных мероприятий. Среди других прогнозов - в долгосрочной перспективе в сегменте Midmarket/Budget вырастут Санкт-Петербург и Тбилиси, а вот Самару и Баку может ожидать спад. Похоже, столица Азербайджана оказалась заложником интенсивного развития рынка, когда здесь было отмечено крутое снижение показателей вследствие всплеска новых предложений и выжидательной тактики инвесторов в отношении того, когда эти дополнительные номера будут «освоены» рынком.

7.jpg

Среди других проблем рынка - это сильные колебания курса валют по отношению к евро в 2008 - 2011 годах. Больше всего в эти годы страдали российский рубль, армянский драм и казахстанский денге. Правда, прогноз HVS на фоне проблем еврозоны достаточно оптимистичный: по мере восстановления экономики ожидается, что и рост инфляции, и обменные курсы возвратятся к более устойчивым уровням, и поэтому разница в процентных изменениях между ежегодным ростом в евро и в местной валюте будет намного меньше.

Вообще, в течение анализируемого периода 2007 - 2011 гг., как и следовало ожидать, максимум оценочной стоимости пришелся на 2007 и 2008 годы. Причин было несколько - влияние высоких средних цен за номер, хорошая доходность рынков, недостаточное количество предложений и высокий интерес инвесторов. В период 2009 - 2011 гг. отмечалось сильное падение цен по региону - спасибо мировому кризису и вводу объектов, начатых до того самого кризиса. 2011 год показал первые признаки восстановления рынков, повысился интерес инвесторов.

ЦЕНЫ ПОДРАСТУТ...

8.jpg

Уделено в отчете HVS место и Казани. По оценке аналитиков, Казань имеет приличный рынок гостиниц высокого качества, но отели международного уровня здесь немногочисленны (Ibis Prak Inn Courtyard by Marriott), и появились они лишь достаточно поздно - в 2009 - 2011 годах. В ближайшее время ожидается выход в городе таких операторов, как Hilton и Ramada.

В 2009 - 2010 году столица Татарстана следовала общей тенденции оценочной стоимости из-за общих экономичсеких условий и внезапного роста гостиниц под международными брендами. Умеренный рост RevPAR (доходность в расчете на номер) позволил наверстать часть потерянной стоимости за предыдущие годы.

11.jpg

Вообще, если верить данным HVS, то среднерыночная оценочная стоимость в перерасчете на номер в Казани в 2008 году выросла на 9%, продемонтировав самый высокий показатель среди исследуемых городов. 2009 и 2010 годы стали временем отрезвления - падение на 22% и 16% соответственно. В 2011 году, по прогнозам HVS, будет рост в 9%, а в 2011 - 2016 гг. агентство предсказывает Казани не менее 7% годового прироста.

Что же касается стоимости номеров в казанских гостиницах, то, по прогнозам британцев, они вырастут с 94 тыс. евро за номер (годовой) в 2011 году до 128 тыс. евро в год в 2016 году.

В целом региональные российские города (в обзоре помимо Казани есть Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону) будут показывать скромные показатели за номер (ADR) по сравнению с показатели российских столиц и стран СНГ.

«ЧТО КАСАЕТСЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕГМЕНТА, В ЦЕЛОМ ОН НЕ ВЫРОС…»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила участников рынка дать характеристику текущего гостиничного рынка Казани и оценку отчета HVS.

Евгения Лодвигова - генеральный менеджер отелей «Шаляпин Отель Палас» и «Гранд Отель Казань»:

- На сегодняшний день гостиничный рынок Казани более-менее сформировался, существуют реальные конкуренты, предоставляющие профессиональные и качественные услуги. На рынке не хватает гостиниц уровня 3 звезды, которые смогли бы удовлетворить запросы среднестатистического клиента. Также хотелось бы отметить, что не все отели классифицируются, как того требуют стандарты для приема высокопоставленных гостей в преддверии крупных мероприятий, проводимых в Казани.

Мы вышли на докризисный уровень еще в 2011 году, сейчас рынок стабилен, но его рост возможно ожидать только к 2013 году. Для нас 2011 год прошел более чем хорошо, посткризисная ситуация заставила нас по-новому взглянуть на свой продукт, огромное внимание было уделено качеству предоставляемых услуг: внедрили стандарты качества, обновили материально-техническую базу номерного фонда.

Рост цен, естественно, произойдет, и скорее всего, он будет сезонным, но при этом средняя загрузка гостиниц составит не более 50 - 60 процентов. Это объясняется тем, что в связи с появлением на рынке новых отелей, которые активно занимаются демпингом, существующие отели, наоборот, повышают цены и продают номера по высокому сезону, вследствие чего средняя цена за номер в любом случае растет. Также это связано с повышением спроса на гостиничные услуги в связи с ростом интереса к Казани, как к третьей столице России, как к столице Универсиады 2013 года и чемпионата мира 2018 года.

Гостиницы наполняются в основном за счет крупных корпоративных клиентов, а также за счет мероприятий города и республики, например, таких как форум АТЭС и Универсиада-2013. Что касается туристического сегмента, в целом он не вырос, но при этом, согласно статистическим данным, заметно расширился сегмент зарубежных туристов.

12.jpg

Прогноз развития рынка неутешительный, так как количество мероприятий, несмотря на предстоящую Универсиаду 2013 и чемпионат мира-2018, не увеличивается, и по сути, игроки гостиничного рынка распределяют между собой существующих клиентов, и средняя загрузка отелей остается на прежнем уровне. Одной из самых положительных тенденций можно считать рост сегмента туристов из Юго-Восточных стран, как отдыхающих, так и бизнес-туристов.

Отрасль будет развиваться, для этого и привлекаются события в город, но здесь очень важно четко обозначать предполагаемым инвесторам, какого сегмента не хватает городу. Это, как я уже говорила, уровень 2 - 3 звезды. При этом существующие отели, думаю, сделают упор на качество обслуживания клиента в борьбе с конкурентами, по крайней мере, этого очень хотелось бы.

«НАБЛЮДАЕТСЯ ИЗБЫТОК ГОСТИНИЦ ПРЕМИУМ-КЛАССА И НЕХВАТКА НЕДОРОГИХ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ»

Елена Войтко - коммерческий директор ООО «Казанская Ривьера»:

- В настоящий момент рынок переживает бурное развитие. За последние несколько лет появилось много новых гостиниц высокого качественного уровня, в том числе представителей международных сетей. Сейчас темпы развития только ускоряются в связи с приближающейся Универсиадой, к следующему лету предложение должно значительно увеличиться. На сегодняшний день рынок уже достаточно насыщен, и несмотря на значительно увеличившийся за последние годы туристический поток, гостиницы в большинстве своем недозагружены. Конечно, за последние годы привлекательность Казани значительно возросла в глазах туристов, и город все чаще становится местом для проведения мероприятий международного уровня, однако темпы строительства новых отелей пока превышают темпы роста туристического потока.

Указанная в исследовании HVS динамика роста цен достаточно логична, в год стоимость номера в среднем повышается на 10 процентов. Но в условиях стремительно возрастающей конкуренции как будет вести себя рынок, точно прогнозировать достаточно сложно.

В нашем отеле соотношение туристов, приезжающих в город с деловой целью и с целью отдохнуть, распределяется в соотношении 50х50 в среднем по году. Казанская «Ривьера» - один из немногих комплексов в России, формирующих свой туристический поток гостей, приезжающих к нам целенаправленно, чтобы посетить аквапарк, отдохнуть на курорте. Насыщенная инфраструктура комплекса уникальна и особенно привлекательна для жителей соседних регионов. А многочисленные деловые и спортивные мероприятия, проводимые в городе, привлекают к нам «командировочных» туристов, которые выбирают наши панорамные виды, комфортное размещение и возможность сочетать и бизнес, и отдых в рамках одного места размещения.

К 2013 году, к Универсиаде гостиничный рынок значительно вырастет. В такой ситуации, несмотря на одновременный рост туристического потока, прогнозировать рост доходов сложно, так как он происходит медленнее увеличения номерного фонда Казани. Но, видя значительное повышение интереса к городу все новых и новых целевых аудиторий, существенное усовершенствование городской инфраструктуры, мы с оптимизмом смотрим в будущее и ожидаем, что достаточно быстро удастся выровнять баланс спроса и предложения на гостиничном рынке.

Наиля Спарта - первый заместитель генерального директора отеля «Джузеппе»:

- На сегодняшний день наблюдается избыток гостиниц премиум-класса и нехватка недорогих бюджетных средств размещения. Безусловно, с 2008 года общее количество туристов, приезжающих в Казань, возросло, но нельзя сказать, что также пропорционально росла и загрузка гостиниц, поскольку открывались и продолжают открываться новые гостиницы в том же ценовом сегменте. Дальнейшая динамика цен на номера, их рост или снижение будет зависеть от загрузки гостиниц. При пустующей гостинице вряд ли целесообразно поднимать цены. Могу предположить, что в ближайшие годы даже несмотря на заявленные спортивные мероприятия предложение на гостиничном рынке будет намного превышать спрос, и конкуренция будет ужесточаться.