Как случилось, что Китай стал обувать всю Россию? За счет чего мы еще можем выиграть конкуренцию на мировом рынке? Как дотронуться до Пугачевой, если она на сцене, а ты – в самой гуще толпы? И почему можно уволить половину медперсонала страны и почти всех топов крупных предприятий? Об этом и многом другом в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» размышляет исполнительный директор обувной фабрики «Спартак» Ильдар Зарипов.
- Ильдар Искандерович, когда-то, в советское время, казанская фабрика «Спартак» обувала фактически треть Союза, производя до 12 миллионов пар обуви в год. Какое место на обувном рынке России она занимает сегодня?
- Сначала я должен сказать о том, что представляет собой российский обувной рынок сегодня. В России шьется 40 миллионов пар обуви в год, снашивается 400 миллионов пар. То есть 90 процентов продаваемой обуви - это импорт. Конечно, львиная доля из этого – Китай. Если не Китай, то Бангладеш, Лаос, возможно, Африка или Индонезия. Не думаю, что пока еще удобно везти из Южной Америки, но вполне возможно, что и там обувь уже производится. Даже итальянцы - знаменитые на весь мир производители обуви - насколько я знаю, заготовки, то есть верх обуви, уже десятилетиями шьют в Марокко. Там дешевле и удобнее.
В связи с этим мы можем говорить сегодня об обувном рынке России не как о рынке производителя, а как о рынке торговли, потребления. Так уж сложилось, что такой отрасли, как обувное производство, в России сегодня практически нет – отечественных фабрик считанное количество. При этом с объемом производства в 400 - 500 тысяч пар в год обувная фабрика «Спартак» считается одной из крупнейших. Несколько лет назад мы выпускали до 600 тысяч пар обуви в год, но тогда в эту выработку входили и кирзовые сапоги, и тапочки, и чешки. Сегодня же, когда мы говорим о 430 тысячах пар, речь идет исключительно о полноценной кожаной обуви. И надо отметить, что это не 50 - 60 моделей в ассортименте, а до 100 моделей к каждому сезону, то есть около 200 моделей в год, ежегодное обновление составляет 80 процентов.
«О российском обувном рынке сегодня можно говорить только как о рынке торговли» |
- Из этих двух десятков российских производителей кто сегодня лидирует на рынке?
- Однозначно сказать очень сложно, есть ведь спецификация обуви, ниши. Кто-то делает кожаные туфли, а кто-то сланцы резиновые – и все попадают в общую статистику и рейтинг. Если в целом производителей сегодня несколько десятков, то тех, кто выпускал бы сопоставимое с нами количество, наверное, всего с десяток наберется. По объему выпуска несколько лет тому назад первое место, по данным журнала «Кожевенная и обувная промышленность», было у краснодарской фирмы «Брис Босфор», которая делает тапочки. В тройку лидеров вошел и челябинский «Юничел». Мы тогда занимали 14-ю позицию. Так что я не говорю, что мы самые крупные, но по производству кожаной обуви в десятку крупнейших производителей входим. Из крупных игроков можно еще назвать московские фирмы Ralf Ringer, «Парижская коммуна», тульскую фабрику «Тофа». Кировская фабрика детской обуви «Лель» тоже выпускает абсолютно рыночную кожаную обувь.
Но когда мы говорим, что все эти компании – российские производители, мы должны иметь в виду одну существенную оговорку. Понятно, что сырье у всех у нас как минимум наполовину привозное. Но кроме этого, что мне стоит вместо кожи привезти из Китая или еще откуда-нибудь готовые заготовки? Из сырья полезный выход по статистике где-то 70 процентов. Исходя из этого, зачем мне 30 процентов отходов везти из Китая, когда там все можно накроить? А если уж накроил, то почему бы прямо там и не сшить, а сюда только привезти и приклеить (к подошве – прим. авт.)? Вот по такому принципу работают если не все, то хотя бы часть производителей. Не могу сказать, какая там доля аутсорсинга, но между аутсорсингом и импортным сырьем грань небольшая. Можно ведь и мех из Китая привезти уже раскроенный, и тогда он будет уже не сырьем, а аутсорсинговой частью обуви. Мы вот тоже половину своей обуви делаем в Китае – там все это очень развито, большие индустриальные фабрики, все российские бренды шьются там.
«НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ КАЖДОГО КИТАЙЦА ВСЕ ТЕХОПЕРАЦИИ НАРИСОВАНЫ»
- С качеством проблем не возникает?
- Чтобы не возникало, мы весь процесс тщательно контролируем. В тот момент, когда идет подготовка, запуск, оформление техдокументации, достаточно много наших людей там работают. Правда, если раньше мы стояли у станка и ругались: «Ты зачем это сюда клеишь, а тут зачем так делаешь?» - им ведь все равно, куда и как бирку приклеить, для них наши буквы все равно что для нас китайские иероглифы - то теперь на рабочем месте каждого китайца все техоперации нарисованы. На тех фабриках, с которыми мы только начинаем сотрудничать, мы организуем сплошной контроль, где нет такой необходимости (если это уже не первый контракт) - делаем выборочный.
На складе кожтоваров формируется 10-дневная потребность. Здесь же лежат эталоны кожи – образцы, подписанные с заказчиками |
- Сырье тоже в Китае покупаете?
- Кожевенное сырье используем турецкое, корейское и российское. В Италии кожу не берем, потому что, во-первых, она очень дорогая, а во-вторых, что такое итальянская кожа? Сегодня даже наш кожзавод может полуфабрикат гнать в Италию, и после обработки она станет «итальянской» кожей. Что касается комплектующих – шнурки, блочки и так далее – они на 100 процентов импортные, потому что у нас в стране их никто не производит. Закупаем же все - и кожу, и комплектующие - у оптовых поставщиков в России.
ПОПЫТКА НЕ ПЫТКА, А СРЕДСТВО ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ТОНУСЕ
- Если в Китае все так прекрасно налажено, зачем вы шьете часть обуви в России? Не проще ли все сшить там, а сюда просто привезти и продать?
- Вы понимаете, мне за державу обидно. Мы живем в государстве, плохое оно или хорошее – другой вопрос, мы в нем живем. И мы должны сами себя обеспечивать товарами первой необходимости.
Сейчас, когда вопрос вступления в ВТО уже решен, в долгосрочной перспективе мы должны увеличивать экспортный потенциал российской промышленности. И наверное, речь должна идти не о нефти и газе, а о легкой промышленности и машиностроении. Почему, скажем, Ford Focus’ы, изготавливаемые в Питере, не должны продаваться в Финляндии? Выпускает же сегодня Henkel клей под советским брендом «Момент», а Nestle – шоколад «Россия»! Наши акционеры и менеджмент тоже должны стремиться быть конкурентоспособными на мировом рынке! Поставлять что-то в Европу – конечно, не самоцель, особенно если есть внутренний рынок, но попытка поставить туда, скажем, пару обуви поможет выявить наши недоработки, дефекты в нашем менеджменте и нашем продукте.
Помните, как продуктовые производители Татарстана ругались на сетевиков? Не берут, дескать, у них кур или другие товары, взятки якобы надо давать – множество обвинений высказывалось. Взятки, может быть, и были, но, как мне кажется, поставщики просто не в состоянии были выполнить элементарные требования, которые им предъявляли сетевые ритейлеры: привезти товар упакованным и не когда вздумается, а ровно в назначенное время. Люди к этому не привыкли, начали шуметь.
Если надо делать коллекцию быстрее всех в мире, то надо делать ее быстрее всех в мире, а если кто-то уже делает быстрее тебя, то о каком экспорте может идти речь? Поставка за границу нужна как раз для того, чтобы держать себя в рамках, в тонусе, чтобы соответствовать планке.
Для своевременного выявления дефектов, которые неизбежны в натуральном сырье, каждый кусок кожи проверяется на барабанах натяжением под давлением 6 атмосфер |
«ДУРАКИ В РОССИИ – ЭТО МЕНЕДЖМЕНТ»
- Изменилась ли как-то за последние годы ситуация с поддержкой отрасли со стороны государства?
- Ощутимых изменений не произошло, и если посмотреть, как поддерживают легкую промышленность в таких странах, как Китай или Турция, то у нас ее как бы даже и нет вовсе. Судите сами, в вышеназванных странах аналогичная нашей деятельность обильно дотируется: если, к примеру, турецкая фирма вдруг захочет открыть представительство в России, то ей дадут столько денег, что практически будут содержать несколько лет все расходы по этому офису, выставочная деятельность - стопроцентно будет оплачена. А насколько там все менее бюрократично! У них бухучет только в конце года сворачивается в отчетность, а у нас – ежесекундное, ежеминутное фиксирование данных! Для чего это нужно? Не знаю. У нас целые комнаты завалены пачками бумаг, которые нужно хранить. С одной стороны, это вроде бы и нормально, копейка мимо не проскочит, но для того чтобы посчитать эту копейку, нужно потратить две копейки!
Тем не менее «Спартак» себя чувствует вполне комфортно на рынке, потому что, я прошу прощения у коллег, сколько можно плакать про конкуренцию, нелегальный импорт и теневой выпуск? Рынки, базары, неуплаты налогов и т. д. - все это есть, но все это не мешает быть эффективным как минимум. Да, где-то тарифы высокие, где-то программы господдержки хромают, но ведь есть еще масса факторов, которые от государства не зависят! Если говорить о таких, безусловно, важных составляющих, как оборудование, материалы или технологии, и применить к этой ситуации диаграмму Исикавы (способ определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме - назван в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента, профессора Исикавы Каору, который является также одним из разработчиков новой концепции организации производства, воплощенной на фирме «Тойота» - прим. авт.), то и они не панацея в вопросе эффективности. Возьмем, к примеру, технологии. Нам они по наследству достались с советского времени, но все идет нормально, к качеству выпускаемой продукции претензий нет. Оборудование? Может быть, в чем-то уступает новым разработкам. Но швейная машинка – она и в Африке швейная машинка. Как бы ни был устроен механизм – иглы те же, нитки те же. Ну иглы, может быть, выглядят массивнее, в них металла больше, чем в тех, что сегодня выпускаются. Но зато они немецкие, «шоновские», надежнее их нет. Еще наши внуки ими смогут шить. В общем, трудно сказать, что оборудование у нас плохое…
- Тогда что самое главное?
- Качество менеджмента.
Сырье рубится с помощью прессов, на каждую пару нужно в среднем 42 резака, затем раскроенные детали поступают к швеям в раскройно-заготовочный цех |
- То есть, по-вашему, в том, что мы проигрываем конкуренцию на глобальном производственном рынке, виноваты начальники предприятий, которые плохо ими управляют?
- Ну да. Качество менеджмента в России – это одна из самых главных проблем. Вы же знаете, что в России две большие беды – дураки и дороги. Так вот дураки - это менеджмент. Построить множество заводов, неважно на какие инвестиции - западные, собственные - это только полдела. Главный вопрос: где та эффективность, которая как минимум равна мировому уровню, а в идеале - превышает его?
Видите ли, мы часто подменяем необходимость управления чем-то другим. Лишний раз сходить из-за бракованной модели с кем-то поругаться – работа? Работа. Сидеть оформлять какие-нибудь бумажки, выписывать кому сколько зарплаты заплатить – работа? Работа. Отчет очередной подготовить – работа? Работа. А ведь функция руководителя – управлять людьми! Иначе кто ими управлять будет? У нас все еще действует старая советская система управления: утром – планерка, вечером - отчет. С утра начальник всех в пух и прах разнес, задал всем задачи, после этого люди часа два приходят в себя в курилках, потом начинают работать. Вечером начальник контролирует: сделали-не сделали? И начинается - погода, смежники, соседний отдел… Куча объективных причин, по которым нельзя было сделать! В результате все это потом отражается на рабочих. Не удалось выполнить обязательства по контракту – вычет из зарплаты. А ведь не рабочий виноват, а наше неумение им управлять.
Мир давно глобализировался, и сказать: «Ой, там дешевое сырье, а у нас дорогое», - нельзя. Это сырье - что китайским фабрикам, что нам - достается примерно одинаково. Да, выбора у них больше, да, у нас логистические услуги дороже стоят, потому что менее развиты, энергозатрат у нас побольше, но что касается производительности труда – всегда же можно научно организовать работу!
«ОДНИМИ ФЛАГАМИ И ЧАПАЕВЫМ НИЧЕГО НЕ ДОБИТЬСЯ!..»
- Вы сейчас, вероятно, клоните в сторону бережливого производства? Насколько мне известно, в настоящее время эта система внедряется на «Спартаке»…
- У нас сейчас реализуется проект «Построение производственной системы «Спартак» на основе принципов бережливого производства», который включает в себя еще такое направление, как внедрение процессного управления. Суть процессного производства в том, что оно исключает возможность предприятия делать как-то по-другому, чем изначально определено. Сводится к минимуму влияние личного участия, благодаря чему вероятность достижения требуемого результата существенно возрастает. Не могу сказать, что я заядлый болельщик, но я ясно вижу, что результаты сборной Германии по футболу, которая всегда, я подчеркиваю – всегда! - приближается на кубках Европы и мира к финалу, - это дисциплина плюс очень тщательно прописанные процессы. И возьмите какую-нибудь Аргентину - очевидно же, что одними флагами и Чапаевым ничего не добиться! Иногда шанс все-таки бывает – победить за счет героического поступка, но когда построена система – шансов больше.
Шитье заготовок или верхней части обуви - самое «узкое» место в производстве. Опытные швеи получают на фабрике самую высокую зарплату |
Приведу пример из своей жизни. Лет, наверное, 20 - 25 назад я и мои товарищи по армии - шесть человек всего - пошли на концерт, который проходил на открытом стадионе в Лужниках. Понятно, что любая дискотека - это хаос. Задние ряды давят, но потом волна накатывается – и тебя обратно назад отбрасывает толпа. А нам ужасно вдруг захотелось пробиться прямо к сцене, на которой Пугачева поет и до нее можно почти что руками дотронуться. Мы с ребятами даже не сговаривались - просто встали один за спину другого, и когда задняя волна давила вперед, мы делали два-три шага вперед вместе с ней. А когда волна откатывала назад, мы стояли на месте, и она проходила мимо нас. Так мы за довольно короткое время – минут за 20 - добрались до цели. Все шестеро, ни один не отстал.
Не зря в армии говорят, что армейский устав написан кровью. В молодости я, как все, над ним смеялся, игнорировал, сопротивлялся каким-то порядкам. А теперь прекрасно понимаю, что правила, которые там отражены - это чистой воды процессное управление. Поступать по-своему нельзя, зато в случае критической ситуации шансов добиться победы и выжить многократно больше, чем если толпой бежать с винтовками и криками «Ура!» наперерез врагу. Так же и в бизнесе. А на производстве выстраивать процессное управление сам бог велел, потому что на производстве нужны размеренные действия.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ МУДЫ?
- А в чем суть бережливого производства?
- Смотрите, чем больше стадий обработки проходит продукт – тем он становится на выходе дороже. Но вы если берете в руки вещь, вам ведь все равно, где она хранилась, на чем до вас доехала, держал ли ее в руках директор предприятия и посчитал ли бухгалтер - она есть, и этого достаточно. То есть все телодвижения производителя - по подсчетам, контролю и так далее – это расходы, не добавляющие продукту ценности в глазах потребителя. У японцев для этого есть четкое обозначение – слово «муда» (с ударением на первый слог), что значит «потери». В мировой системе бережливого производства выделяют 7 видов потерь, однако сегодня на совместных российско-американских лин-форумах уже вывели восьмой – это неполное использование потенциала работников. Так вот, если мы опишем все уровни производства, все входы-выходы, мы сразу же исключим все процессы-паразиты и тех людей, которые на них сидят. В результате как минимум одну и ту же работу уже не будут делать двое, и все потери, связанные с излишней обработкой, выявятся. Исчезнут и зоны безответственности.
Под высокой температурой заготовка накладывается на колодку и за счет тепловой обработки на специальной машине принимает ее форму |
Если, например, бережливое производство внедрить в системе здравоохранения, можно за те же самые деньги, которые сейчас выделяются на это, обслужить все население России в два раза меньшим количеством людей и сполна удовлетворить медиков, которые все время жалуются. Начать хотя бы с одной, отдельно взятой больницы: обеспечить регулярный ежедневный менеджмент. Сразу и система записи, я имею в виду электронную очередь, заработает, и люди. У любой районной поликлиники, как и у бизнес-компании, должна быть какая-то цель, ценности, миссия, без этого никуда. Не должны люди по полтора-два часа ждать своей очереди в больнице.
ЯЧЕЙКИ ПРОТИВ КОНВЕЙЕРА
- Что уже сделано на «Спартаке» в рамках бережливого производства?
- Что касается процессного управления – мы пока только описываем бизнес-процессы.
По части бережливого производства некие работы уже провели. Но когда мне звонят или пишут из профильных институтов с просьбой показать студентам, как мы ее внедрили на фабрике, мне приходится объяснять, что бережливое производство взять и внедрить раз и навсегда просто нельзя, это бесконечный процесс, можно сказать, образ жизни, некая философия. На сегодняшний день в рамках реализации данного проекта мы отказались от сдельно-премиальной оплаты труда в пользу повременной системы (по моему глубокому убеждению, гонка за количеством вредит качеству и заинтересованности людей в своем труде), перестроили производственную систему на «ячейки». Раньше был длинный конвейер, три больших цеха: раскрой, шитье заготовок, монтаж. Мы его разбили на ячейки, скомпоновав разных специалистов так, чтобы разные стадии производства осуществлялись не за тридевять земель друг от друга, а в «узком кругу». Теперь люди, выполняющие разные операции, сидят за одним столом и могут спокойно передавать работу друг другу, могут что-то легко совмещать. Сократились потери времени. Если раньше каждый отвечал сам за себя и общий результат мало кого интересовал, то теперь, когда меня крой уже не интересует сам по себе - я с каждой ячейки спрашиваю результат в виде заготовок - люди начали помогать друг другу, синхронизировать действия. В результате улучшилось качество продукции, сократилось количество незавершенки и производственных площадей, освободились площади хранения незавершенки, практически ликвидирован возвратный поток из-за дефектов.
В процессе внедрения принципов бережливого производства производственные площади на фабрике сократились с 7 до 5 тысяч кв. м, выросла производительность труда |
Первый шаг бережливого производства – это система 5S (стандартизируй, сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, совершенствуй – прим. авт.). Мы прописали технологию работы и стандарты содержания рабочего места для каждого сотрудника. А то ведь у нас люди как привыкли? Надо грузчику выдать 2 тысячи пар подошвы в день, так он с утра придет и отдаст все это сразу, на «про запас» может, кстати, еще и на завтра. А потом сидит играет с товарищами в домино. Теперь, по новым правилам, грузчик должен каждые два часа подвозить подошвы в монтажную в определенном количестве.
ПРИВЕТ СИЕСТЕ!
- Как вы считаете, можно ли за границей поучиться внедрению бережливого производства?
- Если процессное управление за границей, будем считать, что внедрено, рынок труда развит, девелоперский, логистический рынки - тоже, дорогие тарифы компенсируются, то в бережливом производстве, хоть оно и начало внедряться в Европе и в Америке лет 10 - 15 назад, они пока все же не сильно преуспели. Как сказал один из авторов книги «Дао Тойота», сегодня можно на пальцах одной руки перечесть крупные предприятия Америки, которые более 10 лет занимаются внедрением бережливого производства. Да, за один-два года можно добиться роста выполнения производственного плана на 50 процентов, сократить незавершенку до 90 процентов, а производственные площади – до 20 - 30 процентов, но если на этом остановиться, то постепенно все вернется на круги своя, в лучшем случае останется на том же уровне. Мы сейчас сократили производственные площади с 7 до 5 тысяч квадратных метров. Но это далеко не предел - до 3,8 - 3,6 тысячи планируем дойти к концу этого года. Верхний показатель - 70 процентов. Три-четыре года назад мы делали моделей в три раза меньше, а разрабатывалось это большим количеством людей. За 5 лет численность персонала сократилась раза в 2, а производительность труда выросла.
Так что не должно быть страха перед заграницей, мировой уровень можно легко перешагнуть. Вы посмотрите, как работают в Австрии: магазины закрываются в 5 часов вечера, в католические праздники вся страна отдыхает. Или в Италии: не купил сигареты в табакерии до 6 вечера, значит, будешь ждать до следующего утра. В Испании - сиеста. Мы думаем, что у нас огромное количество праздников, но и в христианские, и в мусульманские праздники все работают. Сигареты можно купить хоть в 12 ночи. Мы гораздо сильнее и выносливее, единственное, чего нам не хватает – это навыков. Но все инструменты давно уже в России есть, их просто надо осваивать и применять. Если бережливое производство за бугром не очень приживается, значит, мы можем на этом их опередить, и это будет одно из наших конкурентных преимуществ. Надо просто это культивировать. Нужно сокращать срок создания ценностей для потребителя – и тогда мы всех обойдем на мировом уровне.
«Элементарный просчет ситуации и согласованность действий помогли нам пробраться к сцене с Пугачевой через многотысячную толпу» |
ОТКУДА РОДОМ МОДА?
- Как вы формируете коллекцию? Кто разрабатывает новые модели?
- Для собственного производства - сами разрабатываем, но с учетом мировых тенденций, от них не уйдешь. Модельеры едут на выставки, в том числе и заграничные (Италия, Германия) и выбирают, а модели мы потом просто адаптируем под российскую ногу.
Конечно, первая волна моды на фасон и на материалы выходит всегда из Италии. Однако все, что впервые появляется на выставке в Милане или в Дюссельдорфе, в массовом спросе в России появляется через два года, не раньше. Точно так же и в Европе, потому что первый год – это презентация, второй – это первые попытки, и только на третий – закрепление. Мало ли что придумали дизайнеры, розничный продавец запросто может это и не взять. Скажет: «Что это у вас за острие такое?» или «Что за странный квадратный нос?» Нужен тренд.
Возьмите хоть угги. Поначалу ведь смотрели на первопроходцев, как на дикарей. Я когда их увидел в первый раз на какой-то женщине лет 5 тому назад, подумал: «Боже, в чем это она стоит?» Но ведь прошло - сейчас даже серьезные взрослые женщины позволяют себе ходить в такой обуви!
Вообще, тренд периодически - лет этак через 12 - возвращается, я даже уверен, что со временем его просчитывают. Допустим, к 2014 году будет квадратный мужской ботинок в моде. Если помните, четкий квадрат был в моде где-то чуть более 10 лет тому назад, это был просто писк! А попробуйте сегодня надеть – засмеют.
Форма носа, каблука – все это движется. Конечно, есть какие-то классические вещи, допустим, носок полукруглым овалом живет всегда, так же как всегда живет острый носик классического мужского ботинка.
«Для итальянцев главное – красота, для немцев – комфорт и удобство. В России нужно что-то среднее» |
- А чем российская нога отличается от китайской, немецкой или итальянской?
- Итальянские модели более узкие, а потому более элегантные. И посмотрите на наши ноги: очень многие страдают из-за высокого подъема. Немецкая обувь более комфортная, тот же Salamander если взять. Но зато у немцев нет элегантных женских сапог. В России нужно что-то среднее.
Лет 20 - 30 назад производители одежды и обуви время от времени делали массовые измерения параметров человека (во Франции и Италии – мировых столицах моды - до сих пор делают). Причем смотрят не просто соотношение рост/вес, с изменением питания, экологии, климатических условий много чего другого изменяется со временем у человека. Руки могут стать длиннее или носы короче (смеется). Вот мы, прежде чем ставить на поток ту или иную модель детской обуви, сначала целенаправленно едем в школы и примеряем образцы на детские ноги на предмет удобно-не удобно.
- Как появилась идея делать длинные бурки, которые у определенной группы потребителей стали хитом минувшего зимнего сезона в Татарстане?
- Это наш генеральный директор придумал - Райхат Зиятдинович Гарипов. Абсолютно не массовый продукт, цена в 20 тысяч говорит сама за себя. И продавали только в двух магазинах в центре. Что касается самой идеи – она не нова, раньше такие бурки выпускались. Посмотрите старые фильмы: «Кавказскую пленницу», «Операцию Ы», в военных фильмах в зимних эпизодах весь генералитет в этих бурках ходит. Они же сверхпрочные, рассекать сугробы в них легко, а главное тепло. Честно признаюсь, я к идее поначалу отнесся скептически, потому что не понятно было, как пойдет. Дорого ведь, штучная ручная работа. Снижать цену и ставить на поток невозможно – много меха, войлока, материалы дорогие. Но пошли прекрасно как подарки. Продали все, что сделали - где-то тысячу пар за сезон. Сейчас пар 10 может быть еще осталось.
«ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ТОЛЬКО ПРОИЗВОДСТВОМ, НАС ОТОЖМУТ, КАК ОТЖИМАЮТ КИТАЙЦЕВ»
- Вы попробовали работать в высоком ценовом сегменте, можно ли ожидать, что в ближайшем будущем ваша целевая аудитория будет как-то меняться?
- Я не думаю. Сегмент, на который мы ориентируемся, - это средний минус. Выше, чем дискаунтер, но ниже, чем среднеценовой уровень по натуральной кожаной обуви. Здесь у нас вполне устойчивые позиции: к нам приходят и те, кто ориентирован на дискаунтер, и те, кто ориентирован на средний сегмент. Возрастных ограничений нет – это все, кто выбирает качество. Сейчас очень много говорят о качестве жизни, в том числе Владимир Владимирович Путин, но никто не объясняет, что это такое и как должно выглядеть. А зря. Потому что качество жизни – это не наличие офиса, секретарши и дачи-машины, как сегодня принято думать, а доступность для человека хорошего честного продукта. Это доступное качественное образование, доступные и качественные одежда, обувь, питание, медицина. Наш продукт отвечает этим требованиям - сделан он технологически правильно (обувь «Спартак» до сих пор делается по ГОСТу, в том числе в Китае) и по цене доступен практически каждому.
Монтаж делается на конвейере – к заготовке крепится подошва, декоративные элементы, стельки |
- Расскажите об опыте применения в производстве обуви наноструктурированных материалов.
- Кожа - живой товар, который всегда имеет, во-первых, прижизненные дефекты (кнутом ударили, овод укусил, не тем питалась корова, поэтому кожа рыхлая и т.д.), условия хранения, фасовки и переработки сырья тоже играют свою роль, наконец, в процессе производства можно сырье подпортить. После всего этого она внешне - не идеальная: где-то смятости, где-то царапины. Но если ее определенным способом обработать, можно улучшить ее наноструктуру, и кожа станет гладкой, гидрофобной, т.е. водоотталкивающей, дышащей и так далее. Технологию низкочастотной обработки кожи в вакууме разработал и запатентовал КХТИ (сегодня КНИТУ – прим. авт.), мы сделали буквально несколько образцов. Чтобы получить научно обоснованные результаты, нужна большая выборка, а чтобы ее сделать, нужны, соответственно, большие деньги. Такая обработка увеличивает стоимость кожи в 1,5 - 2 раза, оборудование очень дорогое, и пока никто из поставщиков на эту авантюру не решился: или вопрос еще сыроват, или время не пришло.
- В чем вы видите целесообразность развития масштабной собственной розничной сети?
- В постсоветскую эпоху все предприятия легкой промышленности разделились на три типа: производственные площадки, оптовые компании и те, что сохранили полный цикл. Мы пошли по третьему пути - занимаемся и разработкой, и производством, и сбытом. Хотя это очень накладно. Но, как я уже говорил, мы работаем на развивающемся рынке, на котором сложившихся по аутсорсинговой схеме отношений просто нет. Чтобы контролировать ситуацию, обеспечить приток денег, прогнозируемость, контроль за сбытом, мы имеем весь блок. Если мы будем просто производственной площадкой, вряд ли ритейлеров заинтересуют наши миссия, ценности, наш бренд. Без всего этого они будут работать, со всем этим – маловероятно. В результате мы получим минимальную добавленную стоимость. Нас отожмут так же, как отжимают китайские производственные площадки.
Сегодня у нас 81 фирменный магазин по всей России (39 - в РТ, из них 12 - в Казани), через сеть уходит 70 процентов продукции, остальное - через оптовые каналы, в основном это мелкие компании, владеющие 1 - 20 магазинами. Инвестиции в открытие одного магазина составляют от 500 - 600 тысяч рублей до миллиона. Кроме этого, есть аренда, товарное наполнение магазина – это где-то 3 - 4 миллиона по отпускным ценам. На этот год запланировано перемещение 10 или 15 магазинов и открытие четырех в радиусе 500 километров от Татарстана.
После финишной обработки кремом или глицерином на каждую пару проставляется клеймо торговой компании «Спартак» |
«ПРОШЛОЙ ОСЕНЬЮ БЫЛ СПАД…»
- С какими результатам вы завершили прошлый год?
- Осенью-зимой 2011 года был большой спад продаж, и это почувствовали не только обувщики, но и все остальные ритейлеры вплоть до продуктовых.
- Почему?
- Не угадали цену. И не только мы, а все. Не то чтобы «Спартак» решил подороже продать обувь, таков был общий тренд. При том что резко понизилась покупательская способность населения.
- А 6 тысяч рублей за пару кожаных туфель – это адекватная цена для большинства населения, вы как считаете?
- Вы знаете, когда вы идете в торговый центр что-то покупать, не важно, обувь или одежду, вы должны понимать, что половину стоимости вы отдаете не за вещь, а тому, кто построил этот торговый центр. Вы также платите зарплату вон тому бестолковому охраннику (показывает из окна на охранника соседнего офиса), который стоит на крылечке курит. Арендная плата у нас по сравнению с Европой – просто заоблачная. К тому же если у них действуют долгосрочные договоры аренды, скажем, на 50 лет, естественно, с льготной ставкой, то у нас – максимум 11 месяцев, да еще куча условий. Парадоксально, но при избытке торговых площадей совершенно отсутствует конкуренция.
Перед упаковкой обуви в коробки производится контрольный осмотр |
«ОБУВЬ ДОРОЖЕ 4-Х ТЫСЯЧ ЗА ПАРУ?! ДА Я ПОТОМ ДОЛГО СКРИПЕТЬ БУДУ!»
- Если не секрет, сколько составляет торговая наценка на вашу обувь?
- Средняя реализованная торговая наценка в фирменных магазинах «Спартак» – в пределах 50 процентов.
- А какова максимальная себестоимость самой качественной и модной итальянской обуви?
- Хорошая подошва кожаная на мужские ботинки может стоить около 10 евро - до 300 - 400 рублей. Кожи на одну мужскую пару ботинок надо 30 - 40 дец (квадратных дециметров – прим. авт.). По 30 долларов, или 25 евро за дец - выходит максимум 1000 рублей. Еще есть масса вспомогательных элементов, таких как межподкладки, подносочки и так далее. Упаковка, коробка, работа, транспортировка тоже входят в себестоимость. В целом итальянская элитная обувь с учетом того, что там все дорогое, по себестоимости стоит не больше 3-х тысяч рублей за пару. В России средняя себестоимость – не больше 2-х тысяч.
- Вы сами какую обувь носите?
- Только свою, я себя просто не представляю в другой. К тому же, цена дороже, чем 3 - 4 тысячи за пару, для меня совершенно неоправданна. Дело не в том, что мне не по карману, но если бы купил дороже, потом, наверное, долго скрипел бы.
- Можете дать советы, как отличить хорошую обувь от плохой?
- По внешнему виду определить, какая обувь качественная, а какая – нет, практически невозможно. Могу только посоветовать, как покупать. Нужно выбирать обувь у проверенных операторов, у тех, у кого уже несколько раз покупали и остались довольны. У вас обязательно должна быть возможность предъявить претензию, это очень важно. Не стесняйтесь задавать вопросы продавцу - у хорошего оператора, как правило, хорошо обученные продавцы, которые хорошо ответят на все вопросы. Ну и элементарные проверки кожи на натуральность тоже нелишни. Искусственную кожу очень просто отличить по запаху – это запах химии, синтетических материалов.
«В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РАБОТЫ НЕ ЕЛ, НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ»
- Чем вы занимались до того, как пришли работать на «Спартак»?
- Работал в кооперативной торговле, в сфере финансов. Сразу после армии – это был 89-й год - устроился продавцом на центральный рынок, продавал фрукты. Поначалу всех боялся, ото всех прятался, как бы знакомые не увидели. В первый же день проторговался (недостача была небольшая), зато продал рекордное количество яблок - 40 ящиков. Сейчас если продавец три ящика за день продаст – это отличный результат. У меня же тогда была очередь, в связи с чем я не мог отойти ни покурить, ни поесть, ни попить воды. Ну не мог же я людям сказать: подождите, у меня обед. Покурить при них тоже не могу, потому что это как-то неприлично. Так и отстоял с утра до вечера, не сходя с места, пока все не продал. Домой пришел – даже не ужинал, упал пластом на диван и уснул до утра.
«В свой самый первый в жизни рабочий день я продал рекордное количество яблок – 40 ящиков!» |
Потом потихонечку освоил работу продавца, через какое-то время уже не то что не прятался от знакомых, но даже искал их в толпе, чтобы поболтать. Но на рынке проработал недолго – через несколько месяцев директор нашего торгового зала пригласил меня в первое торгово-закупочное предприятие, входившее в систему Татпотребсоюза. Там я работал сначала продавцом, а потом и заведующим одного из магазинов на Чеховском рынке. У меня был один выходной в год – 1 января, в остальные дни я работал с 6 утра и до позднего вечера. Через два года, когда у меня сменился директор и уволился напарник, первый раз ушел в отпуск. И увидел столько простора, столько развлечений (а мне было тогда всего 22 года), что после первого отпуска написал заявление на второй, а потом, мысленно представив перед собой эти текущие помидоры и сливы, понял, что больше не хочу, и не надо мне никаких денег. В-общем, все лето наслаждался жизнью, а осенью поступил в московский кооперативный институт заочно, какое-то время работал даже слесарем, потом представителем одного из сельпо в Казани, затем - кто-то из друзей посоветовал - устроился на работу в налоговую. Оттуда года через три ушел в аудиторскую фирму «Аудэкс». Там отработал 4 года, не вылезая из командировок, - посмотрел огромное количество предприятий, причем не только по республике, но и за ее пределами. Затем два года занимал должность исполнительного директора аудиторской фирмы «Конс-аудит», где за каждый отработанный год в три раза увеличил обороты компании. У меня были даже серьезные намерения составить когда-нибудь конкуренцию «Аудэксу»! К сожалению, не успел - Райхат Зиятдинович Гарипов пригласил на работу финансовым директором в реконструируемый ресторан ДТК на Баумана (в то время он еще не был директором «Спартака»). Когда я ушел оттуда на «Спартак», ресторан еще не открылся.
На фабрике поначалу был финансовым директором, потом возникла необходимость в человеке, который бы управлял всем предприятием. Меня назначили исполнительным директором. Правда, полномочий таких, чтобы что-то изменить, руководить курсом движения компании в первые годы у меня, конечно же, не было. Да я и сам тогда был с опытом работы, не соответствующим производству, не было понимания этих инструментов, о которых я сейчас говорю, даже на уровне книжек. Для того чтобы начать какие-то преобразования, нужно было созреть, да и команду для этого создать.
Сегодня найти толкового директора, управляющего гораздо легче, чем 10 лет назад – тогда, после 90-х, была вообще провальная ситуация. Я думаю, что еще через 10 лет вообще будет хорошо - если вузы еще немножко ужмут, они волей-неволей начнут выпускать нормальные кадры.
Обувь «Спартак» до сих пор делается в соответствии с ГОСТом, в том числе и в Китае |
«МОЯ ЦЕЛЬ ШИРЕ, ЧЕМ ПРОСТО «СПАРТАК» ПОДНЯТЬ»
- Вам никогда не хотелось организовать свое дело?
- Нет. Мне неинтересно владеть чем-то. Может быть, я просто в глубине души менеджер. Хотя моя цель шире, чем просто «Спартак» поднять, я хочу внести вклад в общую культуру работы, управления. Поэтому я с удовольствием выступаю на лин-форумах.
- Есть люди, которые оказали на вас в жизни большое влияние?
- Один из таких людей - мой дед. Он у меня был участником войны и, что называется, на все руки мастер – и пчеловод, и садовод, и охотник, и, кстати, даже обувщик. Вернувшись с войны, всей деревне подшивал валенки, по 300 рублей за зиму на этом зарабатывал, при том что средняя зарплата в деревне была 40 - 45 рублей, в городе - 150. Другие люди ленились что-то делать, а он нет. Его позиция - браться за любую работу. И еще одну тонкость я за ним заметил. Когда он из своей деревни переехал сюда, в Казань, то посадил в конце сада рожь, пшеницу, еще какие-то полевые культуры. Я ему говорю: дед, зачем? А он мне отвечает: знаешь, мне сейчас для того чтобы понять, как там дела обстоят в полях, туда ехать не надо, я все здесь увижу. И он каждый день обходил свой участок! Сейчас я понимаю, что это регулярный менеджмент.
- Что вы больше всего цените в людях?
- Это самый сложный вопрос (задумывается). Наличие какой-то цели и правильности. И востребованность должна быть, так как мы все-таки существа социальные, но ею нельзя спекулировать, нельзя манипулировать. Если ты кому-то нужен, используй это во благо.
Визитная карточка руководителя Зарипов Ильдар Искандерович Родился 3 августа 1968 года в поселке Новые Отары Лаишевского района Татарстана. Образование – высшее (Московский университет потребительской кооперации, специальность «бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», квалификация «экономист»). После службы в армии начал трудовую деятельность продавцом магазина на центральном рынке Казани. Затем работал завотделом рынка №2, монтажником, товароведом. В 1994 году занял должность старшего государственного налогового инспектора в Советском районе, а через три года перешел в аудиторско-консалтинговую компанию «Аудэкс», где стал ведущим специалистом I категории. В 2001 году назначен исполнительным директором консалтинговой аудиторской фирмы «КонсАудит», в 2002 году - финансовым директором ОАО «Дом татарской кулинарии». С 5 мая 2003 года занимает должность исполнительного директора ОАО «Обувная фабрика «Спартак». Визитная карточка компании Обувная компания «Спартак» - один из крупнейших производителей обуви в России. Компания, основанная в 1916 году, сегодня входит в десятку самых крупных обувных фабрик страны. Обувная фабрика «Спартак» производит женскую, мужскую и детскую обувь под торговыми марками «Спартак», bon ton и Poliar. На сегодняшний день на фабрике работает около 700 человек. В год выпускается 430 тыс. пар обуви. Обувь производится из натуральных материалов с четким соблюдением всех технологий. Обувь «Спартак» реализуется через собственную розничную сеть, которая сегодня насчитывает 80 фирменных обувных магазинов «Спартак» в 32 городах России. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.