Сафия Яруллина: «Я не могу без постоянной игры в театре: мне очень нравится энергообмен со зрителями, когда я существую в одном моменте со многими людьми» Сафия Яруллина: «Я не могу без постоянной игры в театре: мне очень нравится энергообмен со зрителями, когда я существую в одном моменте со многими людьми» Фото: Анастасия Недзельская

«Маяковский» — это огромная глыба»

— Сафия, на днях в московском театре «Ленком» прошли очередные показы громкой премьеры сезона — мюзикла «Маяковский» в постановке главного режиссера Алексея Франдетти, при этом одним из его соавторов стал Баста. В спектакле вы играете Эльзу — сестру Лили Брик. Расскажите, получилась ли первая современная музыкальная драма в «Ленкоме» и какой вы видите свою героиню?

— Это был замечательный блок: мы сыграли пять спектаклей. «Маяковский» — большая премьера для нашего театра и очень необычная, в таком интересном мюзикле я еще не участвовала. Здесь совпало все — и захватывающий сюжет, и яркая сценография, и потрясающая музыка Василия Вакуленко [Баста]; все современно, интересно и при этом со смыслом.

Сафия Яруллина — российская актриса театра и кино.

Родилась в Казани в 1997 году. Обучалась музыке в казанской «Школе рока The Road». В 2021 году окончила в Москве Высшее театральное училище им. Щепкина (мастерская Владимира Бейлиса).

В том же году принята в труппу театра «Ленком Марка Захарова». Участвует в 10 спектаклях, включая «Юнону и Авось» Захарова (Кончита), «Маяковского» Алексея Франдетти (Эльза), «Доходное место» Дмитрия Астрахана (Полина), «Бег» Александра Лазарева (Жена начальника станции; Мария Константиновна).

Снималась в сериалах «Фантом» Ильи Шеховцова и Андрея Загидуллина (2020, Дина), «Беспринципные» Романа Прыгунова (2020, Кристина), «Чума» Байбулата Батуллы (2020, Фелисия), «Коса» Игоря Волошина (2021, Саша Колесникова), «Нереалити» Анны Пармас (2022, Лера), «И снова здравствуйте» Егора Чичканова (2022, секретарша).

Герои нашего спектакля — реальные люди, Эльза в контексте мюзикла — первая любовь Маяковского, то есть мы с партнером показываем образ юной, только созревающей любви. Эльза скорее даже влюблена в талант Маяковского, я где-то читала, что она сразу почувствовала его гениальность. Затем по ходу действия Брик уводит у Эльзы Маяковского, но у наших героев все равно остаются дружеские отношения: талант Владимира моя героиня любила всегда.

Насколько созвучен вам этот образ?

— Эльза близка мне своей наивностью. Не все, что я скажу, относится к историческому персонажу, но в контексте нашего спектакля ей присуща легкость, где-то милая детскость. Все во мне есть: я сама еще молода, в какие-то моменты бываю наивной, не все в полной мере воспринимаю с позиции взрослого человека и потому органично влилась в роль. Лиля Брик в «Маяковском» — уже сформировавшаяся женщина со своим мировоззрением, а Эльза — юная девушка.

«Маяковский» — большая премьера для нашего театра и очень необычная, в таком интересном мюзикле я еще не участвовала» Спектакль «Юнона и Авось» Фото: предоставлено Сафией Яруллиной

Вы обмолвились, что в таком спектакле, как «Маяковский», еще не участвовали. В чем его уникальность?

— Мы впервые работали с Алексеем Борисовичем Франдетти. До этого он в «Ленкоме» не ставил, хотя были разговоры о том, что Алексей Борисович должен сделать спектакль для нашего театра. Также это его первая работа в статусе главного режиссера «Ленкома». Всегда интересно, когда в театр приходит новый художник: любопытно, что он поставит, что нового привнесет в коллектив. Сразу же было заявлено, что в мюзикле будут хип-хоп (так как Баста сочиняет музыку) и Маяковский, который существует вне времени. Я никогда не видела, чтобы рэп в театре писали по стихотворениям. Это не просто стихи под музыку: Василий и драматург Ника Симонова работали с ними так, чтобы получились полноценные песни.

После последнего выхода на сцену я поняла, что «Маяковский» — это огромная глыба, поэтому он играется блоками. В спектакле зрелищная сценография, выполненная по последнему слову техники. У моей героини, например, есть сцены на мосту, который двигается и застывает в разных положениях. Это сложнейшая технологическая работа. В мюзикле участвует много актеров, задействована практически вся молодая часть труппы. Также мне нравятся песни, которые я пою в спектакле, их хочется просто слушать в наушниках.


— Как вам работалось с Бастой? Чем он занимался в театре во время работы над мюзиклом?

Спектакль создавался без участия актеров, поэтому я не видела, как Баста непосредственно писал музыку. Мы в это время осваивали хип-хоп, которому нас обучали несколько раз в неделю, адаптировали тела к новой для себя пластике. Потом разучивали песни. Когда мюзикл был готов, актеры прошли кастинги на роли. На них присутствовали и Франдетти, и Баста, и участники лейбла Gazgolder. Также Василий приходил на прогоны, вносил какие-то правки в музыкальные композиции, их исполнение. Это интересный, позитивный человек, мне было интересно встретиться с ним в жизни.

На первой читке с актерами мне показалось, что Баста волновался. Он сказал, что для него все это впервые, что он давно мечтал об этом и Маяковский для него — очень значимый автор. Вообще для всех нас такой опыт был новым, даже для Франдетти, хотя он и поставил уже не один мюзикл.

Баста создал песни, которые хочется слушать как полноценный музыкальный альбом. Каждый трек что-то значит. Композиции маркируют ключевые моменты жизни Маяковского, его внутренние монологи как бы выходят в музыку. Это прекрасная, интересно аранжированная партитура, которая позволяет проявляться на сцене актерски. Она сделана именно для театра, с определенным посылом, с определенным смыслом и заставляет возвращаться к спектаклю вновь и вновь. Я считаю, что это очень крутая и глубокая работа Василия Вакуленко.

На фото главный режиссер театра «Ленком Марка Захарова» Алексей Франдетти (слева) и рэп-исполнитель Баста (Василий Вакуленко) Главный режиссер театра «Ленком Марка Захарова» Алексей Франдетти (слева) и рэп-исполнитель Баста (Василий Вакуленко) Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«Роль Кончиты — сокровище, дар, который нужно сберечь и пронести с собой»

Вы заговорили о Франдетти, который сравнительно недавно встал у руля «Ленкома». Комфортно ли вам с ним работать и довольны ли вы развитием своей карьеры при нем?

— Конечно. Алексей Борисович — очень легкий человек. Мне нравится то, что он придумывает, как работает с актерами. Сейчас мы как раз начали репетировать его новый спектакль по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Пока не раскрою деталей — у нас была всего одна читка, но для меня это будет еще одна премьера в «Ленкоме». Роль интересная, но полностью сформируется она, когда уже будет готов спектакль, — пока я нахожусь в творческом поиске. Так же было с Эльзой в «Маяковском» — вначале я опиралась на биографические данные, а потом добавилась художественная правда.

Премьера спектакля запланирована на конец сезона, но я уже в предвкушении. Вообще театр — организм, где актеры существуют как бы в одном и том же: в месяц играют определенное число спектаклей, возвращаются к образам, трактуют их так или иначе. Но, когда режиссер берет новую пьесу, это всегда интересно, ведь никогда не знаешь, что будет в итоге. Предвкушение плодотворной работы с нуля завораживает и волнует.

— Франдетти прежде всего мастер мюзиклов. Новый спектакль тоже будет музыкальным? И в целом что нового привносит одаренный музыкальный режиссер в драматический театр?

Насколько я знаю, это будет драматический спектакль на основе пушкинского текста, но с музыкальными композициями и участием оркестра. Франдетти во главе «Ленкома» — думаю, это интересно. Новый человек — это всегда новый взгляд. Когда Алексей Борисович только пришел, все думали, что у нас теперь будут идти исключительно музыкальные постановки. Но сейчас нельзя сказать, что «Ленком» — музыкальный театр. У нас ставят разные приглашенные режиссеры, и это тоже определенное новшество. Во времена Марка Анатольевича Захарова в «Ленкоме» шли в основном его спектакли, а сейчас по-разному. Еще до «Маяковского» мы выпустили несколько премьер других постановщиков.

«Думаю, феномен „Юноны и Авось“ нельзя объяснить какими-то словами или тезисами. Это все вместе» «Думаю, феномен «Юноны и Авось» нельзя объяснить какими-то словами или тезисами. Это все вместе» Фото: Полина Королева / предоставлено пресс-службой театра «Ленком»

— Вспомните свой недавний дебют в «Юноне и Авось» Рыбникова — Захарова. Вы понимаете, в чем феномен этого спектакля, почему он 40 лет собирает аншлаги? Как себя чувствуете в роли Кончиты, почти священной для российского театра?

— Думаю, феномен «Юноны и Авось» нельзя объяснить какими-то словами или тезисами. Это все вместе: и красивейшая музыка, и сама тема, которую еще больше углубил Марк Захаров, и сценография, и наследие великих актеров… Авторы и артисты когда-то создали то, что остается по сей день. А для меня главное — быть проводником, благодаря которому у зрителя поддерживается интерес и любовь к этому спектаклю.

О своей Кончите мне сложно судить, ведь я исполняю роль, а не смотрю спектакль из зала. Но там есть часть меня. Я держу эту партию очень близко к сердцу и пропускаю через себя, потому что она сокровище, дар, который нужно сберечь и пронести с собой. Для меня Кончита, как и вся история «Юноны и Авось», — воплощение большой любви и веры.

«В „Маяковском“ у меня много вокальных эпизодов, даже в „Доходном месте“ я пою» «В «Маяковском» у меня много вокальных эпизодов, даже в «Доходном месте» я пою» Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«Несмотря на то что я стала актрисой, музыка всегда со мной»

— С чего началась ваша беззаветная любовь к музыке? Известно, что она зародилась еще в Казани, где вы обучались в школе рока вокалу и бас-гитаре.

— Я из музыкальной семьи, поэтому музыка была со мной с детства. Едва научившись разговаривать, я начала петь. Меня отдали учиться на скрипку, но вскоре я поняла, что это не мое, и захотела играть на бас-гитаре. В казанской «Школе рока» мы с друзьями основали группу, сумели выйти на подростковый профессиональный уровень и даже записали два альбома. Я играла на бас-гитаре, пела и писала музыку, то есть отвечала за весь репертуар группы. Мне это удавалось и очень нравилось — песни я сочиняю с 12 лет.

По окончании школы я оставила группу, уехав поступать в московское ВТУ имени Щепкина. Я просто не могла совмещать музыку и актерское мастерство: учеба в столичном театральном институте — очень тяжелый процесс, который занимает все время. До окончания вуза я не имела возможности заниматься ничем дополнительно и целиком сосредоточилась на актерском искусстве. Для меня это был абсолютно новый опыт: в юности я не ходила ни в какие театральные студии. Я поступила в институт и только там начала постигать профессию актера. Чтобы чего-то добиться в ней, нужно было полное погружение.

— Почему вы не выбрали музыку своей профессией, а пошли в актрисы?

— В школе я долго думала, кем хочу стать — собиралась поступать на архитектора, программиста, но в итоге поняла, что должна заниматься искусством. Музыка занимала много места в моей жизни, но я не хотела идти учиться на музыканта. А актерское искусство включает в себя все: и музыку, и живопись, и литературу, и само мастерство сцены. Мне было интересно в него войти, потому что в профессии актера есть и то, чего я еще не знаю, и то, что мне уже знакомо, ведь я выступала на сцене как музыкант. Несмотря на то что я стала актрисой, музыка всегда со мной — я пою и в театре, и в кино, и продолжаю писать песни.

— Как музыкальные навыки помогают вам в актерской работе?

— Та же «Юнона и Авось» — это рок-опера, там много вокальных партий. В «Маяковском» у меня много вокальных эпизодов, даже в «Доходном месте» я пою. В 2020 году на съемках сериала «Чума» мы с актерами делали проморолик, где исполняли переделанную песню группы «Ленинград». Я играла на бас-гитаре, Максим Лагашкин — на ударных. Все происходило перед новогодними праздниками и было очень увлекательно.

— Вы и сейчас сочиняете авторские песни. Расскажите, в каком они написаны стиле, какие затрагивают темы и образы. Как вы продвигаете свои композиции, выступаете ли с концертами?

— Большинство песен, конечно же, о любви и моих внутренних переживаниях, которые хочется выразить в музыке. Но это может быть и другая тема, которая меня волнует в определенный момент. Я не очень люблю привязывать свою музыку к конкретному жанру — року или поп-року. Я всегда писала что-то свое и новое. Когда ставишь себе пометку, к примеру, «вот это рок», то и двигаешься лишь в этом направлении, а я не люблю себя ограничивать. Мои композиции можно отнести и к электронной музыке, и инди-року. Все зависит от конкретной идеи. Это может быть и романс. Настроение в каждой песне свое, в целом у меня есть много грустных (не меланхолических и не лирических) песен, но со светлым посылом.

В последние годы я сочиняю исключительно для себя, но это может измениться. Я пишу много музыки, и, возможно, когда-то она станет тем, чем я смогу поделиться с людьми.

А не думали поучаствовать в каких-то больших вокальных проектах вроде «Голоса»?

Пока нет, но по жизни я стараюсь находить и копить интересные идеи. Может, скоро захочу попробовать себя и на «Голосе», почему бы и нет?

«Я очень люблю сериал „Твин Пикс“ Дэвида Линча, и, когда мне предложили роль в „Косе“, естественно, я сразу ее начала ассоциировать с Лорой Палмер» (на фото Сафия Яруллина и режиссер Игорь Волошин) «Я очень люблю сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча, и, когда мне предложили роль в «Косе», естественно, я сразу ее начала ассоциировать с Лорой Палмер» (Сафия Яруллина и режиссер Игорь Волошин) Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

«Когда я встречаю кого-то в киноиндустрии из Казани, всегда радуюсь и удивляюсь»

— Перейдем к вашей работе в кинематографе. Несколько лет назад казалось, что кино было для вас приоритетом. Сейчас так же или ваши предпочтения склонились в сторону театра?

— Интересный вопрос, не могу ответить на него однозначно. Я очень люблю и кино, и театр. Это абсолютно разные вещи, но сейчас они одинаково мне дороги. Я не могу без постоянной игры в театре: мне очень нравится энергообмен со зрителями, когда я существую в одном моменте со многими людьми. Мне нравится ощущение постоянного актерского развития, присутствия на сцене. Кажется, в спектакле артист говорит один и тот же текст, но каждый день его можно произносить по-разному, открывать в спектакле что-то новое.

Кино тоже магическая вещь: интересно, что на съемках у тебя был дубль, и он остается в истории навечно. Фильм выходит, и через десятки лет люди могут посмотреть на меня в определенном моменте. Он запечатлен навсегда, и не просто в памяти людей, а на кинопленке. Это очень весомая история: у актера есть один миг, чтобы что-то сказать в кино.

— Как складывалась ваша работа с казанским режиссером Байбулатом Батуллой в историческом сериале «Чума»?

— Прекрасно. Интересно, что «Чума» — сериал на тему пандемии. Работа над ним началась еще в карантин, когда мы все сидели дома и смотрели сериалы по телевизору. Во время локдауна многие фильмы создавали по Zoom, но «Чуму» снимали вживую, даже в таких сложных условиях, как пандемия. Главная магия была в том, что мы делали проект о сегодняшнем дне и серии выходили очень быстро, буквально через неделю после съемок. Появлялся инфоповод, и материал о нем шел в эфир. Это было интересное время. Когда еще бы удалось собрать такой звездный состав актеров? Только когда все сидят дома и нет других съемок.

Четверка из «Слова пацана», Кончита из легендарной «Юноны и Авось» и герой «Любви Советского Союза»

По регламенту нам нельзя было приезжать на пробы, я записала их онлайн и приехала уже на съемки, где познакомилась с Батуллой. Оказалось, что мы оба из Казани, у нас сразу появилось много тем для обсуждения. Когда встречаю в киноиндустрии кого-то из столицы РТ, всегда радуюсь и удивляюсь, потому что раньше в Казани редко снимали кино и я не думала, что эта сфера будет развиваться там так быстро. Сейчас казанцы много что снимают, и это замечательно. С Байбулатом нам работалось легко — все было на сплошном позитиве и юморе. Не знаю, это оттого, что мы снимали комедию или он действительно такой человек. Но мне показалось, что Батулла — режиссер, который всегда поддержит шутку, а это немаловажно.


— Следите ли за тем, что снимает Батулла после «Чумы»? Видели ли его татарский фильм «Бери да помни», премьера которого прошла в прошлом году в Москве?

— Еще нет, но он у меня давно в пометочках «срочно посмотреть». Говорят, очень добрый и хороший фильм.

— Многие любят яркий детективный триллер «Коса», где вы сыграли Сашу Колесникову, одну из жертв маньяка. Насколько сложной для вас была эта заметная, психологическая роль?

— «Коса» действительно тяжелая картина. Знаете, я очень люблю сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча, и, когда мне предложили роль в «Косе», естественно, я сразу ее начала ассоциировать с Лорой Палмер. Конечно, это разные героини, и я не копировала образ актрисы Шерил Ли, но у меня возникли прямые ассоциации и я захотела окунуться в работу. Мне всегда нравились детективные сериалы, а сценарий был действительно интересным. Саша в «Косе» — травмированная девочка, которая хочет добиться любви и внимания. Это подростковая история о детях и их родителях, о неудачном опыте взросления. У моей героини тяжелая судьба, и мне было тяжело ее играть — наблюдать сцены убийства, большие раны из грима, море крови. К тому же съемки проходили в холодное время года в Калининграде на Куршской косе. Но, надеюсь, все это было не зря.

«В 2023 году я действительно сфокусировалась на театре, и сезон получился плодовитым на большие премьеры» «В 2023 году я действительно сфокусировалась на театре, и сезон получился плодовитым на большие премьеры» Фото: предоставлено Сафией Яруллиной

«Слово пацана» не романтизирует «казанский феномен»

— Минувший год для вас прошел без кинопремьер, почему? Планируются ли новые кинопроекты с вашим участием в 2024-м?

— В 2023 году я действительно сфокусировалась на театре, и сезон получился плодовитым на большие премьеры. Мне довелось сыграть в потрясающих спектаклях — «Маяковском» Франдетти, «Под одной крышей» Романа Самгина, также я дебютировала в «Юноне и Авось». Это потрясающие ощущения, и я ни о чем не жалею.

В этом году у меня запланированы съемки в кино. Пока не могу сказать где (мы подписываем контракт о неразглашении), но это очень интересные работы. Их несколько, возможно, будут еще. Премьеры пройдут в 2024 либо в 2025 годах — точно пока неизвестно. Я продолжаю ходить на кастинги: где-то меня утверждают, где-то просто разговариваем. В любом случае для меня это хороший опыт.

— Одним из лучших сериалов ушедшего года был проект Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Как оцениваете идею фильма и успели ли его посмотреть?

— Конечно, я посмотрела. Сериал прекрасный и очень правдивый. Я сама из Казани, поэтому мне это все было вдвойне интересно. Родители почти не рассказывали мне о «казанском феномене», я его не застала и не представляла, насколько серьезной была ситуация в городе в конце 1980-х –начале 90-х годов (и не только в Казани). Очень важно, что сегодня о тех молодежных группировках сняли сериал, и хорошо, что он стал таким известным. Многие люди узнают о казанских подростках и поймут, что нельзя повторять их ошибок.

— Весь прошлый год вокруг «Слова пацана» было много споров. Кто-то считал, что сериал оградит общественность от возвращения «казанского феномена», кто-то — что он, наоборот, его спровоцирует. Что вы думаете по этому поводу?

— Фильм отлично снят, и, возможно, зрителям понравилось то, как ведут себя персонажи. Но после нескольких серий, думаю, всем стало ясно, что «Слово пацана» не романтизирует «казанский феномен». Естественно, каждый человек делает свой выбор, но в сериале ярко показано, какой страшной была судьба этих ребят.

Не звали ли вас сниматься в проект «Слово пацана»?

— Я ходила на пробы, но в итоге не сложилось. В результате в «Слове пацана» прекрасный актерский состав, с удовольствием посмотрела сериал.

«Казань действительно мой родной и любимый город» «Казань действительно мой родной и любимый город» Фото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

«Татарская музыка — это всегда очень красиво»

— В своих интервью вы почти ничего не рассказываете о вашей жизни в Казани. Какие самые яркие воспоминания остались у вас от родного города?

— Казань действительно мой родной и любимый город. Я выросла вместе с ним и очень люблю туда возвращаться: несколько раз в год приезжаю к родителям отдохнуть от московской суеты. Я еще помню времена, когда в Казани не было Кремлевской набережной, с теплотой вспоминаю, как в юности мы с друзьями гуляли по центру, уютным тихим улочкам города.

Тогда я впервые сама начала изучать мир и занималась тем, чем хотелось, например музыкой. В казанской «Школе рока» у ребенка есть все, чтобы освоить инструменты, которые не преподают в классической ДМШ: синтезатор, ударные, вокал. И прекрасно, что можно не ждать отчетного концерта, а сразу проверять свои навыки на разных площадках города. Мы много выступали в клубах, на фестивалях, гастролировали по городам страны. Это мои самые яркие юношеские впечатления.

— Вы хорошо говорите по-татарски? Есть ли у вас в семье какие-то национальные традиции?

— Я учила татарский язык в школе и что-то помню до сих пор, но навык общения, конечно, подрастеряла. Строгих национальных традиций в моей семье нет, но бабушка всегда пекла национальную выпечку — эчпочмаки, перемячи. В детстве я их очень любила, да и сейчас, когда приезжаю домой, обязательно ем эчпочмак. Мне нравится, что в Казани тебя всегда вкусно накормят.

— Есть ли желание приехать в родной город со спектаклем, мастер-классом или каким-то другим творческим проектом? И не думаете ли о том, чтобы вернуться в Казань?

— Я бы очень хотела сняться в кино о Казани или в Казани, возможно, даже в каком-то татарском фильме. Я рада, что киноиндустрия в столице РТ сейчас активно развивается.

Возвращаться в Казань пока не планирую. В Москве я уже 6 лет, здесь у меня есть и работа в театре, и съемки в кино. К тому же мне нравится деловой ритм столицы, который ни с чем не перепутаешь. Постоянно хочется двигаться вперед, а самое интересное в актерской профессии происходит в Москве.

— Недавно стало известно о строительстве нового здания театра имени Камала, а также говорят о появлении в Казани нового музыкального театра, где будет акцент на национальном репертуаре. Слышали ли вы об этих проектах?

— Да, конечно. В юности я ходила в театр имени Камала, и для меня он всегда останется на том месте, где был раньше. Помню, смотрела там спектакли на татарском языке с переводом и мне очень нравилось. Но, если театр переезжает в новое здание, наверное, на то есть свои причины, и я рада, что коллектив развивается.

По поводу рождения нового музыкального театра, почему бы и нет? Да, у нас есть театр имени Джалиля с его большими фестивалями — Шаляпинским и Нуриевским. Но в той же Москве есть много разнонаправленных музыкальных театров, значит, и в Казани они должны быть. Сейчас на музыкальные театры есть зрительский спрос, а татарская музыка с ее богатой мелодикой — это всегда очень красиво. Если появится татарский мюзикл — это вообще будет сенсация.

— В Москве сегодня работают много режиссеров и актеров — выходцев из РТ. Общаетесь ли вы с кем-то из них и есть ли в столице некое татарстанское театральное комьюнити?

— Если где-то поблизости есть мои коллеги из Казани, то мы всегда найдемся и пообщаемся. То есть казанское комьюнити существует. (Смеется.) У меня есть подруги-актрисы, которые переехали в Москву из Казани, — Арина Долгих из театра Табакова, Анжелика Ермакова, которая сейчас играет в спектаклях и снимается в кино. Мне всегда приятно, когда на работе я сталкиваюсь с коллегами из Казани. Сразу рождаются душевные разговоры и складывается гармония.