Вердикт CAS, который дисквалифицировал Камилу Валиеву на четыре года и лишил ее всех титулов, ожидаемо вызвал много эмоций и обсуждений в России. Дров в печку добавило заявление Этери Тутберидзе, которая впервые высказалась о ситуации. Многие посчитали, что тренер всячески попыталась снять вину за произошедшее с себя. Пока в российской «фигурке» выясняют, кто прав, а кто виноват, британская газета The Times поделилась подробностями из 130-страничного документа суда. Главное — в материале «БИЗНЕС Online».
О ситуации вокруг Камилы Валиевой в последние дни успели высказаться все
«Тренер должен был взять вину на себя»
О ситуации вокруг Камилы Валиевой в последние дни успели высказаться все: от Татьяны Тарасовой до Дмитрия Пескова. И одна только Этери Тутберидзе хранила молчание и прервала его лишь накануне большим постом в своих соцсетях. Там она пояснила, что не давала никаких комментариев в силу запрета адвокатов, дескать, подобное создаст лишнюю шумиху.
При этом Тутберидзе умолчала, во-первых, что дело она все-таки комментировала (в интервью Леониду Слуцкому призывала проверить всех участников процесса на детекторе лжи и рассказывала, что Валиева в Олимпийской деревне брала мороженое и чай от волонтеров), во-вторых, что для первого высказывания по дисквалификации фигуристки на четыре года ей понадобилось аж три дня. Собиралась с мыслями?
В первую очередь Тутберидзе попыталась отвести все стрелки от себя: «Наши спортсмены с 2010 года соревнуются на международных соревнованиях. И наверное, невозможно будет сосчитать количество допинг-проб, которые были сданы за это время. Всегда пробы были чистыми, надеюсь, так и останется. Мы всегда учили наших спортсменов и их родителей и разъясняли им, что нужно быть внимательнее с принятием даже простейших препаратов от простуды и нельзя доверять, к сожалению, абсолютно никому».
В первую очередь Тутберидзе попыталась отвести все стрелки от себя
После такой фразы можно прийти к выводу, что Валиева к словам наставника якобы отнеслась халатно. Складывается именно такое впечатление, хотя затем тренер пишет, что у нее нет вопросов к Камиле, а ее она считает самой одаренной спортсменкой из всех, с кем работала. За отсутствие малейшей доли самокритики Тутберидзе уже успела подколоть супруга Евгения Плющенко, продюсер Яна Рудковская. «Тренер должен был взять вину на себя. И с профессиональной точки зрения, и с понятийной, и с человеческой. А не только сквозь строчки взваливать вину на девочку, в жизни которой произошла трагедия», — написала она.
Если у Рудковской есть длинная история критических высказываний по отношению к Тутберидзе, то вот мэтр тренерского цеха Татьяна Тарасова обычно предпочитала Этери хвалить, а по острым вопросам высказываться сдержанно. Но даже она выступила с похожими словами: «Если бы у меня, не дай бог, произошла такая ситуация, я бы сказала, что я виновата. Не даю оценку действиям Этери Тутберидзе, но я бы сказала, что виновата, перепутала, дала не то, но сняла бы ответственность за это с ребенка».
Еще больше вопросов вызвала концовка поста Тутберидзе: «Относительно вердикта у меня один основной вопрос: а хоть кто-то защищал Камилу на слушаниях? Хуже вердикта быть и не могло». Публика действительно не знает имен адвокатов и юристов, которые защищали Валиеву в CAS. Но неужели информацией не владеет сама тренер?
«Почему мы вслед за вами должны задавать вопрос о том, защищал ли хоть кто-то Камилу в суде? Задавать кому-то, кроме вас! Вы должны были ее защищать! <…> Мы как должны расценивать это заявление? Что тренер не знала, кто представляет интересы ее „самой одаренной спортсменки“?» — интересуется Рудковская. «Этери Тутберидзе не может не знать, кто защищал Камилу в суде. Как же она может такого не знать? Это мы должны у нее спросить, кто защищал фигуристку в суде», — не может понять Тарасова.
Вслед за Тутберидзе высказался хореограф группы Даниил Глейхенгауз. Сделал он это, кстати, после вылета из Казани: во вторник с утра до вечера давал мастер-классы татарстанским фигуристам и тренерам во Дворце спорта. На просьбу нашего корреспондента прокомментировать ситуацию вокруг Валиевой хореограф ответил отказом, однако затем выложил большой пост в соцсетях. В отличие от своего коллеги, Глейхенгауз признал вину штаба: «Наша вина в любом случае присутствует, так как мы не уберегли нашего спортсмена. От этого на душе грустно и больно». Также он сообщил, что участвовал в заседаниях CAS по видео-конференц-связи, и пообещал всяческую поддержку Валиевой в дальнейшем.
«Я говорила с самого начала, что по нашему законодательству, так как Валиева несовершеннолетняя, ответственность за применение, употребление или наличие запрещенных элементов несут врач и тренер, ну и, естественно, родители», — сказала «БИЗНЕС Online» олимпийская чемпионка и депутат Госдумы РФ Ирина Роднина.
Как стало известно, сторона фигуристки продолжила настаивать на том, что небольшая доза триметазидина попала в организм Валиевой из-за контакта с дедушкой
Британская газета The Times: «От Валиевой не было никаких доказательств»
Если же Тутберидзе хотела сказать, что имена адвокатов она знает, но просто считает их работу неважной, здесь полезна публикация британской газеты The Times. В распоряжении журналиста Мэтта Лоутона оказалась мотивировочная часть дела CAS на 130 страниц, которая еще не была опубликована. Подробности оттуда указывают, что линия защиты Валиевой была, мягко говоря, слабенькая.
Как стало известно, сторона фигуристки продолжила настаивать, что небольшая доза триметазидина попала в организм Валиевой из-за контакта с дедушкой. Согласно информации The Times, его зовут Геннадий Соловьев, он дедушка Камилы по папиной линии, отвозил внучку на тренировки и временами готовил ей еду. Он принимал препарат «Предуктал», содержащий тот самый триметазидин. Иногда измельчал таблетки на кухне — и сторона Валиевой заявила, что именно так вещество попало в организм фигуристки. Также отметим, что сейчас в СМИ курсирует версия, дескать, дедушка готовил пирожное.
«Но не было представлено никаких доказательств. Никаких видео из дома, никаких медицинских справок, ничего, что доказывало бы применение мистером Соловьевым „Предуктала“. Перед судом не появился ни он, ни его жена», — говорится в публикации The Times. А вот обвинение подготовилось лучше. Оно, по информации издания, представило суду литературу на русском языке, где говорится о преимуществах применения «Триметазидина» молодыми спортсменами, находящимися под большими нагрузками.
Интересно, что CAS призвал «конфисковать» у фигуристки все призовые. Их сумма при этом не названа, но ее можно подсчитать
С Валиевой требуют 7 млн рублей. Ливада готов помочь
Что ждет Валиеву? Самое интересное, как на вердикт CAS отреагируют в России. Международный союз конькобежцев уже аннулировал результаты Камилы на Олимпиаде, чемпионате Европы. В РФ еще осенью вычеркнули баллы спортсменки на чемпионате России – 2022 — как раз там и был обнаружен допинг. А вот все остальные турниры юридически еще сохраняют силу. В федерации фигурного катания РФ заявили, что ждут документов от ИСУ и пока никаких действий не предпринимают. Отменят ли результаты Валиевой? Или сохранят их в силе под угрозой санкций?
От решения зависит судьба не только медалей. Интересно, что CAS призвал «конфисковать» у фигуристки все призовые. Их сумма при этом не названа, но ее можно подсчитать. К примеру, за победу на чемпионате Европы она должна отдать $21 тысячу . А если же добавить к ним все российские победы Камилы, получается сумма в 7 млн рублей.
Что же до вопроса участия Валиевой в дальнейших турнирах, здесь все покрыто тайной. Известно лишь, что фигуристка прекратила тренировки. Кстати, недавно она впервые появилась на публике после вердикта CAS и посмотрела в Москве за победой хоккейного клуба ЦСКА над «Торпедо» (3:2). Появится ли спортсменка на фигурном катании? В разговоре с «БИЗНЕС Online» олимпийская чемпионка и депутат Госдумы РФ Светлана Журова предложила создать в РФ новый турнир для Валиевой.
«В чемпионате России она действительно не может участвовать. Я говорила неоднократно, что тут поможет только создание какого-то соревнования очень высокого уровня, например Лиги фигурного катания по аналогии с NHL, куда ВАДА не может влезть. Если они даже что-то предъявят нам, мы можем ответить: „Подождите, вы же НХЛ не предъявляете, НБА не предъявляете, UFC не предъявляете“. И там Валиева уже сможет участвовать», — считает Журова.
А пока в Казани уже появляются желающие возместить финансовые потери фигуристки. Например, в «БИЗНЕС Online» с подобной инициативой обратился Анатолий Ливада, экс-руководитель ГК «Фон», в свое время «прославившейся» проблемами с дольщиками. «Я бы хотел через вашу газету обратиться к ней. Я пытался ее найти, но она недоступна по определенным причинам. Ливада Анатолий Николаевич обращается к Камиле Валиевой, не навязываясь, а просто [с целью] оказать поддержку, взять на себя обязательства по выплате за призовые. Она из Казани, нельзя оставаться в стороне от этих дел», — сообщил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.