Борису Кагарлицкому*, которого обвиняли в оправдании терроризма, апелляционный военный суд заменил штраф на 5 лет колонии общего режима. Его взяли под стражу в зале судаФото: Наталия Казаковцева/ТАСС

«В общем, до скорых встреч»

«К сожалению, у того, кто попал под тот же самый каток в каком-то небольшом городе, в местном суде, с местными сотрудниками правоохранительных органов, судьба гораздо более драматична, просто потому, что об этом деле чаще не знают, в том числе среди больших начальников», — так в декабре прошлого года связывал со своей известностью «мягкий» приговор 65-летний российский социолог Борис Кагарлицкий*, которого обвиняли в оправдании терроризма. Сегодня же апелляционный военный суд сменил милость на гнев и заменил штраф на 5 лет колонии общего режима. Кагарлицкого* взяли под стражу в зале суда.

Напомним, в конце июля 2023 года ФСБ России возбудила в отношении общественного деятеля уголовное дело о публичных призывах к терроризму с использованием интернета (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет. Поводом стало видео Кагарлицкого* о теракте на Крымском мосту. Разбирательство вело управление ФСБ России по Республике Коми, поэтому после задержания общественника этапировали в Сыктывкар.

«Решили не усугублять»: отчего суд вдруг сжалился над Борисом Кагарлицким*?

В своей позиции ФСБ опиралась на заключение психолого-лингвистической экспертизы, усмотревшей в ролике «психологические и лингвистические признаки признания идеологии и практики совершения взрыва, устрашающего население и создающего опасность для человека». Сам Кагарлицкий* с оценкой экспертизы категорически не согласился. Он рассказывал, что обвинение было построено на двух словах в названии ролика, а его содержание не учитывалось.

За время его пребывания в СИЗО имя Кагарлицкого* дважды упоминалось в беседах с президентом РФ Владимиром Путиным. В июле специальный корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников спрашивал главу государства об арестах «сомневающейся части общества». «Люди арестованы за произнесенные или написанные слова. Нормально ли это? Слава богу, не 37-й год же у нас. Или некоторые, знаете, думают, что, а может быть, и 37-й?» — спрашивал журналист. В октябре на заседании дискуссионного клуба «Валдай» Путину снова задали вопрос о состоянии политолога. «Я в деталях не знаю, кто такой Кагарлицкий*. Я, конечно, возьму вашу бумагу, посмотрю ее, отреагирую. Обещаю», — ответил российский лидер.

Борис Кагарлицкий* — российский социолог и политолог, преподаватель Шанинки (Московская высшая школа социальных и экономических наук). Один из самых ярких левых мыслителей современной России. Вырос в московской профессорской семье.

Со студенческих времен Кагарлицкий* успел поучаствовать в советском диссидентском движении. В 1980-м был исключен из ГИТИСа с формулировкой «за антиобщественную деятельность», двумя годами позже его арестовали за участие в подпольном социалистическом кружке «Молодые социалисты», после чего Кагарлицкий* чуть более года просидел в Лефортовской тюрьме за антисоветскую пропаганду.

На свободе начал публиковаться на Западе, а также сотрудничать с российскими СМИ, одновременно став влиятельным участником мирового левого движения. Еще в позднесоветские времена принимал участие в создании Социалистической партии и Партии труда. В середине нулевых разошелся с КПРФ и Геннадием Зюгановым, который даже судился с ученым, обвинившим его в продаже мест на парламентских выборах.

В 2014 году поддержал создание ЛНР и ДНР, однако критически высказывался об СВО. В последнее время преподавал в Московской высшей школе социальных и экономических наук и был главредом интернет-издания «Рабкор». В мае 2022 года Кагарлицкого* внесли в реестр СМИ – иностранных агентов, а в августе 2023-го — в перечень террористов и экстремистов.

12 декабря 2023 года Второй Западный окружной военный суд в Сыктывкаре приговорил Кагарлицкого* к штрафу в размере 609 тыс. рублей и выпустил его на свободу, хотя обвинение запрашивало 5 лет 6 месяцев лишения свободы. Социолог остался в России и даже продолжил выступать публично. Прокуратура, в свою очередь, подала жалобу на приговор, которая сегодня и была удовлетворена.

Сам Кагарлицкий* отреагировал на решение философски. Его слова приводятся в телеграм-канале «Рабкора»: «Естественно, я не падаю духом. Я, как всегда, в прекрасном настроении. Я продолжаю собирать данные и материалы для новых книг, в том числе для описания тюремной жизни уже теперь в московских учреждениях. В общем, до скорых встреч. Я уверен, что все будет очень хорошо. И мы увидимся снова и на канале, и на свободе. И вообще все будет прекрасно. Просто надо немножко еще пожить и пережить этот мрачный для нашей страны период. И в итоге все равно все будет хорошо».

Дмитрий Песков указал, что не может сказать, в курсе ли Путин принятого судом решения. «Еще раз повторяю: мы не можем комментировать судебные решения и не будем этого делать» Дмитрий Песков указал, что не может сказать, в курсе ли Путин принятого судом решения. «Еще раз повторяю: мы не можем комментировать судебные решения и не будем этого делать» Фото: © Komsomolskaya Pravda/Global Look Press/ www.globallookpress.com

«5 лет Кагарлицкому* — это и удар по лидерским позициям России в БРИКС+»

В Кремле не стали комментировать приговор социологу. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков указал, что не может сказать, в курсе ли Путин принятого судом решения. «Еще раз повторяю: мы не можем комментировать судебные решения и не будем этого делать», — добавил он.

Политолог Сергей Марков в своем телеграм-канале называет такое решение апелляционного суда «сильным ударом по позициям России в мире». «Кагарлицкий* очень известен в мире среди друзей России. Он один из немногих известных в мире марксистов из РФ. А марксисты в большинстве своем поддерживают сейчас Россию в десятках стран. И этот приговор Кагарлицкому* приведет к сильному уменьшению поддержки России в десятках стран. И в странах глобального Юга, таких как Бразилия, ЮАР — страны БРИКС+, и в странах ЕС», — пишет он в «Логике Маркова».

Марков уверен, что Кагарлицкий* не террорист и не экстремист, а «скорее очень „извилистый“». «Сказал когда-то немного глупость. Все умные люди иногда говорят глупости. Так можно всех умных пересажать», — отмечает политолог. Также он отмечает, что во время саммита БРИКС в Казани лидеры Бразилии и ЮАР («где президенты — марксисты по взглядам») могут поставить перед президентом РФ вопрос о социологе. «Вот нам это надо? — задается вопросом Марков. — Поэтому 5 лет Кагарлицкому* — это и удар по лидерским позициям России в БРИКС+».

«Еще недавно власти Российской Федерации рассчитывали как на симпатии зарубежных палеоконсерваторов, так и на поддержку зарубежных „леваков“, — отмечает, в свою очередь, политолог Константин Калачев в канале „Калачев-пост“. — Судя по приговору уважаемому в мире левому мыслителю Борису Кагарлицкому*, поддержкой „леваков“ решили пренебречь».

Журналистка Екатерина Винокурова в своем канале полагает, что социологу давали время уехать или «хотя бы ожидали от него полного прекращения публичной деятельности». «Очевидно, что, пока Кагарлицкий* радовался, что система разжала челюсти, кто-то донес наверх какие-то папочки, мол, продолжает подрывную деятельность. Вот эти непубличные садисты с папочками и есть главное зло», — указывает она.

«Это какая-то провокация с целью подорвать позиции России. В частности и перед саммитом БРИКС» «Это какая-то провокация с целью подорвать позиции России. В частности, и перед саммитом БРИКС» Фото: © Zhang Yudong/XinHua/ www.globallookpress.com

«Кагарлицкий* сам пал жертвой того оружия, участником создания которого он был»

Эксперты «БИЗНЕС Online» также оценили замену штрафа на реальный срок известному ученому и порассуждали, как сегодняшнее решение суда бьет по международным амбициям России.

Алексей Мухин — генеральный директор Центра политической информации:

— Если честно, это неожиданное решение, я с удивлением сегодня прочитал новости. Конечно, с чем оно связано, лучше спросить судью, который его вынес. Комментировать судебное решение для эксперта весьма странно, потому я этого не буду делать. Но, честно говоря, я удивлен. Думаю, что это может быть связано с установками в гражданском обществе, которые, безусловно, повлияли на судебную практику. Речь идет о более нетерпимом, на мой взгляд, отношении к людям, которые дискредитируют российские Вооруженные силы. Подчеркну, что такая дегуманизация приговора, на мой взгляд, опасный прецедент. В будущем мы можем не вернуться из той новой реальности, которая сейчас формируется на вот этой волне нетерпимости. Но такие вещи, конечно, лучше разбирать более подробно и с меньшим эмоциональным настроем.

Судебные решения не должны бить по репутации [страны], потому что судья обычно исходит из обстоятельств дела. К сожалению, правозащитники, которые в угоду политической конъюнктуре очень часто выступают весьма субъективно, комментируя судебные решения либо ход того или иного дела, сами создали эту опасную ситуацию, подвязав репутационные моменты к конкретным судебным решениям по определенным делам и обстоятельствам. Так что в какой-то степени Кагарлицкий* сам пал жертвой того оружия, участником создания которого он был.


Сергей Черняховский — действительный член Академии политических наук, член-основатель «Изборского клуба»:

— Тема оправдания терроризма очень зыбкая. Что считать оправданием терроризма? При желании действия Николая Кузнецова (советский разведчик — прим. ред.) в годы Великой Отечественной войны можно считать терроризмом, когда он уничтожал фашистских чиновников и генералов. Поэтому граница неоднозначная, это раз.

Во-вторых, Кагарлицкий*, конечно, человек экспансивный, не особо управляемый, подверженный колебаниям настроения и того, как он оценивает ситуацию. Он ученый-социолог и политолог-ученый, не пропагандист. Насколько можно применять к нему такие меры? Поэтому здесь у меня есть некое сомнение. В принципе, само по себе наказание оправданное, но в отношении Кагарлицкого* и того, что он сделал, у меня нет полной уверенности в этом. Конечно, тот факт, [что его посадят], будет использоваться внешними противниками России. Кого бы мы ни посадили даже за откровенный террор, все равно начнется волна возмущений о подавлении прав человека. Так что на это внимание обращать нужно меньше всего.


Максим Шевченко — журналист и политик:

— Для меня это решение абсолютно неожиданное. А связано оно с борьбой политических групп. Ожидаю ли я, что в результате апелляций Кагарлицкий* все же выйдет на свободу? Я надеюсь на это, надеюсь на здравый смысл Верховного суда и его объективные решения. На объективные решения следующих инстанций.

[Все это происходит] в преддверии саммита БРИКС, который будет в Казани в этом году. Я напомню, что Бразилия — одна из ключевых стран БРИКС, собственно, «Б» [в названии] — это и есть Бразилия. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва очень хорошо лично знает Бориса Кагарлицкого*, они, можно сказать, друзья. [Президент Венесуэлы Николас] Мадуро к нему хорошо относится. Вообще, его знают и уважают в Латинской Америке среди левых. Поэтому я не исключаю, что это какая-то провокация с целью подорвать позиции России. В частности, и перед саммитом БРИКС. Но это гипотеза, безусловно. Я не утверждаю, что это так.