«Это всегда отключенный свет и тишина в зале, ведь камерная музыка — это разговор с самим собой, со своим внутренним я», — так анонсирует свое будущее выступление в столице Татарстана известный кларнетист и директор Госоркестра Башкортостана Артур Назиуллин. В понедельник, 19 февраля, вместе с Kazakhquartet он сыграет музыку Моцарта и Бетховена в ГБКЗ им. Сайдашева. А уже в апреле в Казани с гастролями ждут Госоркестр РБ. В интервью «БИЗНЕС Online» Назиуллин рассказал, как совмещает творческую работу с административной, на основании чего выстраивает репертуарную политику своего коллектива и для чего создал «клуб оркестра».
Известный кларнетист и директор Госоркестра Башкортостана Артур Назиуллин
«Камерная музыка — это разговор с самим собой»
— Артур, 19 февраля вместе с Kazakhquartet вы выступите в ГБКЗ имени Сайдашева. С каким настроением едете в Казань и настраиваться ли зрителям на элитарный, интимный по духу вечер? Ведь в программе концерта ансамбли Моцарта, Брамса и Бетховена, не очень известные широкой публике.
— Настроение у меня прекрасное! Могу поспорить на счет программы: и Шестой квартет Бетховена, и квинтеты Моцарта и Брамса — жемчужины кларнетового репертуара. Элитарность вечера скорее заключена в том, что музыканты исполнят абсолютно божественную музыку. Квинтеты Брамса и Моцарта схожи по образному строю — в обоих присутствует движение от мрака к свету. Мы с коллегами много играли их за рубежом и в Казани постараемся исполнить на высшем уровне. У меня замечательные партнеры по сцене, мы тонко чувствуем друг друга, и, надеюсь, публика получит удовольствие.
Артур Назиуллин — российский кларнетист и деятель культуры, генеральный директор Госоркестра РБ.
Родился в 1988 году в Уфе. Высшее музыкальное образование получил в Московской консерватории им. Чайковского в классе Рафаэля Багдасаряна. Затем стажировался в Высшей школе музыки в Любеке и в Берлинской Высшей школе музыки им. Эйслера.
Как солист выступал с Государственным академическим оркестром им. Светланова, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Госоркестром РТ, Штутгардтским филармоническим оркестром, берлинским Оркестром Концертхауса, канадским Victoria Symphony и др.
Участвовал в фестивалях Crescendo (Москва, Париж, Нью-Йорк), «Звезды на Байкале», «Диалог поколений», «Денис Мацуев и друзья», «Alma Mater: Новые имена», «Владимир Спиваков приглашает…», «Звезды в Кремле», International Festival of Apogee Foundation (США), Festival international de musique de Colmar (Франция), International Chamber Music Festival (Турция), ClarinetFest (Канада; Португалия), Music International Summer Academy (Грузия) и пр.
С 2018 года — генеральный директор и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра РБ (до 1 декабря — Национальный симфонический оркестр РБ). При нем коллектив впервые выступил в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского и Концертном зале им. Сайдашева, а также прошли первые сольные концерты оркестра в Санкт-Петербургской филармонии и в Большом зале Приморской сцены Мариинского театра.
Понятно, что камерная музыка не настолько масштабна по охвату и восприятию, как оркестровая. Она предназначена для определенного круга лиц, но мы, понимая специфику ансамблевого исполнительства, стремимся полностью погрузить слушателя в атмосферу. Это всегда отключенный свет и тишина в зале, ведь камерная музыка — это разговор с самим собой, со своим внутренним я. Такие концерты интересны и профессиональным музыкантам, и широкой аудитории.
— Ваши партнеры — мастера ансамблевого исполнения и живут на сцене как единый организм. Вы же много играете сольно. Не сложно ли вам отбрасывать амбиции солиста и объединяться с коллегами в квинтет?
— Камерное исполнительство — неотъемлемая часть жизни любого солиста и находиться с партнерами в единой партитуре — огромное счастье. Мне несложно играть в ансамбле, я получаю от этого колоссальное удовольствие, такое же, как от выступления с концертом.
В Государственном квартете Казахстана работают уникальные музыканты, ученики Валентина Александровича Берлинского — легендарного виолончелиста, одного из основоположников квартета им. Бородина. Коллектив проходил долговременную стажировку в Базельской академии музыки и Школе музыки королевы Софии в Мадриде, это квартет европейского уровня. Кстати, вторая скрипка в нем — выпускник Казанской консерватории, мой большой друг Алексей Лебедев. Я и сам недолго учился в казанской десятилетке, так что в столицу РТ приехала настоящая команда единомышленников.
«Камерное исполнительство — неотъемлемая часть жизни любого солиста и находиться с партнерами в единой партитуре — огромное счастье»
«В Уфу меня пригласили, чтобы вывести коллектив из определенной стагнации»
— Вы не только концертирующий кларнетист, но и директор Госоркестра Республики Башкортостан. Как совмещаете эти две профессии и как определяете художественную политику своего коллектива?
— Совмещать исполнительство с административной работой мне несложно — слава богу, я не вожу троллейбус, а играю на кларнете и хорошо знаю оркестровую кухню изнутри. Вот управление театром — совсем иная история, там другая специфика и другой разброс внимания. Здесь же я остался в своей трудовой атмосфере. Я перебрался в Уфу пять лет назад и рад, что, сохранив творческие контакты и продолжив карьеру солиста, теперь развиваю главное учреждение академической культуры Башкортостана. Наш коллектив очень перспективный и, по мнению авторитетных критиков, уже вошел в золотую оркестровую элиту страны. У Госоркестра РБ есть ангажементы в Московской филармонии и консерватории, он активно гастролирует по регионам, исполняет европейскую, русскую и башкирскую музыку. Все это доказывает, что коллектив развивается в правильном направлении. Безусловно, это только начало, но начало активное и целеустремленное.
В Уфу меня пригласили, чтобы вывести коллектив из определенной стагнации. Тогда оркестр находился в сложном положении, его не знали за пределами Башкортостана и даже в самой республике. Моей задачей было вывести оркестр на федеральный уровень и при этом популяризировать его в РБ. С художественной точки зрения для нас нет разницы где выступать — на площадке в городе Туймазы или в Концертном зале Чайковского в Москве. Степень подготовки музыкантов всегда одинаковая, к каждому концерту мы относимся очень серьезно. Оркестр регулярно расширяет географию выступлений. В этом году запланирован большой тур с Денисом Мацуевым, в марте пройдут вечера в четырех малых городах РБ, в апреле — гастроли в Татарстане, Москве и Петербурге.
Наряду с главными залами страны, нам важно выступать и в небольших городах — дарить божественную музыку, которую оставили великие композиторы. Это не всегда коммерческая история, гораздо важнее просвещать людей. Мы показываем им, что в мире есть нечто более прекрасное, чем то, что нас окружает.
— Три года назад главный дирижер коллектива Дмитрий Крюков, оценивая уровень Госоркестра, говорил, что ему не хватает в штате 10–15 опытных музыкантов. Появились ли они за это время? И довольны ли вы темпом развития коллектива?
— Да, за пять лет мы добились хороших результатов. За время моей службы в Уфу приехали более 30 музыкантов из Москвы, Казани, Астаны, Алма-Аты и других городов. Это серьезная цифра, учитывая, что штат оркестра — 99 человек. Но и уфимские музыканты в последние годы отлично подтянулись. Конечно, есть те, которым не нужно было никуда подтягиваться, например концертмейстеры групп. Но и молодые артисты, наблюдая за старшими коллегами, сделали большой шаг вперед. Я рад, что все оркестранты, вне зависимости от того, где они учились, всецело отдаются коллективу. Отсюда и результат — к нам приходят на работу с желанием творить чудеса.
— В рамках оркестра проходит стажерская программа для молодых музыкантов.
— Да, это важно и для оркестра, и для музыкальной культуры в целом: если сегодня мы не заложим фундамент, завтра будет очень трудно. В стажерскую программу вливаются самые яркие музыкальные искорки Башкортостана — студенты Уфимского училища и института искусств, учащиеся нашей десятилетки. Они проходят практику в оркестре и получают заработную плату. Мы растим ребят в лоне коллектива, адаптируя под наши задачи. Самые талантливые из них уже ездят с оркестром на гастроли, а когда-нибудь, возможно, заменят и нас.
Мы с ректорами учебных заведений регулярно обсуждаем «кадровый голод» в оркестровой сфере, но стажерская программа не ограничена нашей потребностью. Мы понимаем, что этим ребятам есть куда стремиться, они еще пока любят музыку и ищут себя в ней. Это крайне важно для меня, как для музыканта.
«Оркестр играет сочинения талантливых, но еще неизвестных ребят. В октябре мы исполнили музыку 11 молодых композиторов, в том числе Лидии Ризвановой и Альфии Хабировой»
«Средний возраст нашей аудитории — 35 лет»
— В репертуаре оркестра есть абонемент «Золотые страницы башкирской музыки». Как часто оркестр РБ исполняет произведения современных башкирских мастеров?
— Это важный абонемент. Большинство современной академической музыки (вне зависимости от национальности) почти не исполняется, это надо признать. На «Золотых страницах башкирской музыки» мы представляем авторов, которые формировались в Башкортостане. Это и отец национальной композиторской школы Загир Исмагилов, и его последователи — Хусаин Ахметов, Рустэм Сабитов, Лейла Исмагилова, Валерий Скобелкин, Рафаил Касимов. Совсем недавно прошел очередной концерт абонемента, где исполнялись произведения Салавата Низаметдинова и Абрара Габдрахманова, которых широкая публика знает как прекрасных песенников, мы же раскрываем их как симфонистов — отыскиваем их крупные оркестровые партитуры, иногда дорабатываем по согласованию с семьями и исполняем.
Это лишь часть нашей работы по поддержке композиторов РБ. Мы поддерживаем проекты союза композиторов, в частности фестиваль музыки молодых композиторов. Оркестр играет сочинения талантливых, но еще неизвестных ребят. В октябре мы исполнили музыку 11 молодых композиторов, в том числе Лидии Ризвановой и Альфии Хабировой. Это не репертуарные произведения, их нужно кропотливо учить, но для Госоркестра такая работа крайне важна. Частично мы показывали ее и в Татарстане. Наш коллектив близко дружит с союзом композиторов РТ и Рашидом Калимуллиным. Раньше мы привозили в Казань программу «Музыка татарских и башкирских академических композиторов», было очень интересно. Надеюсь, возобновим эту традицию в будущем.
— Насколько уфимские меломаны сегодня открыты современной музыке? Ведь часто региональный слушатель предпочитает нечто привычное и знакомое даже самым талантливым экспериментам.
— Работа с публикой — важная задача для отдела продаж. Нам удалось собрать команду единомышленников, неравнодушных к искусству и оркестру. Главный плюс свободных от филармонии оркестров в том, что весь штат нацелен на развитие одного коллектива. Я понимаю, что продать зал, условно, на Шестую симфонию Чайковского не показатель хорошей работы отдела продаж. Я говорю коллегам: «Продайте мне башкирскую музыку, тогда я скажу, что вы профессионалы».
Людям должно быть интересно прийти на совсем неизвестное произведение. Для этого мы ведем лекторскую работу, рассказываем публике об оркестре и композиторах. Часть мероприятий проходит не в день концерта, а заблаговременно. Желающие могут прийти на открытые репетиции, где обсуждается та или иная программа. Также с вступительным словом выступает наш дирижер. На этот счет были дискуссии с коллегами, но мне нравится идея «диалога на равных», возможность услышать откровение из уст исполнителя.
Современные партитуры публика воспринимает по-разному, но интерес к ним есть. В Башкортостане и Татарстане очень сильно веяние национальной музыки. Та же башкирская эстрада сильно отличается от российской. На первых концертах башкирской музыки я переживал, что к нам придет публика, которая ходит на эстрадных певцов с оркестром. Мы же раскрываем композиторов как симфонистов и понимаем, что эта музыка не рассчитана на широкого слушателя. Но потихоньку работаем. Оркестр приходит слушать много молодежи, средний возраст нашей аудитории — 35 лет.
— Вы даже создали специальный «клуб оркестра» — желающие могут стать «другом», «благотворителем» и «волонтером» коллектива. Это сближает коллектив с публикой?
— Конечно. Эту работу мы ведем недавно, но в Уфе у оркестра действительно много почитателей. Люди пишут на стенах домов «Крюков — гений!» и хотят по-разному проявлять свою любовь к оркестру. Нам это только в плюс, ведь оркестр проводит множество мероприятий — фестиваль open air, где нужен огромный штат, конкурс Спивакова… В определенные моменты мы выходим за рамки концертного коллектива и работаем как филармония, поэтому создали клуб оркестра. Он объединяет бизнес-элиту и волонтеров, которые добровольно поддерживают нас. Это очень приятно и помогает развивать коллектив.
— В репертуаре оркестра есть сочинения Дмитрия Крюкова. Что он представляет собой как композитор?
— Крюков сформировался как композитор в прошлом году. Он в целом талантливый человек — прекрасный дирижер и пианист, вместе мы исполняем сложнейшие камерные программы. Я ему полностью доверяю. Сейчас Дмитрий глубоко погрузился в композицию и, понимая все возможности оркестра, пишет красочную музыку.
Возможно, с точки зрения стилистики она более популярна, чем классические концерты и симфонии, но и что с того? В ноябре я играл премьеру кларнетового концерта Крюкова, и вечера ярче по эмоциональному накалу назвать будет трудно. Мы не сравниваем концерт Дмитрия с концертами Моцарта или Вебера: это отдельное, самобытное сочинение, и пока я им делиться не хочу (смеется). В Казани, кстати, кларнетовый концерт, а также вторая часть симфонической саги «Легенды Древнего Урала» прозвучат 3 апреля в зале имени Сайдашева. Мои коллеги из Московской филармонии говорили, что «эту музыку можно играть на стадионе», и они правы. Это правда эмоциональный взрыв, прежде всего для неподготовленной публики.
«Национальный репертуар у нас занимает процентов 20»
— А вообще сколько процентов в репертуаре Государственного оркестра должна занимать классика, современная и национальная музыка?
— Все индивидуально, национальный репертуар у нас занимает процентов 20. О современной западной музыке пока не скажу: условного Пьера Булеза мы еще не играли — публику надо воспитывать дозированно. Но современную российскую музыку мы исполняем: в репертуаре оркестра Александр Чайковский, Ольга Викторова, Валерий Скобелкин и другие. В декабре мы получили премию «440 герц», которая вручается оркестрам за записи (кстати, самое большое число призов ушло в РБ, хотя мы конкурировали со многими федеральными и блистательными региональными коллективами). Одной из наград была премия «Открытие» за Восьмую симфонию Брукнера, то есть уфимская публика любит глубокую, неразвлекательную музыку.
В нашем репертуаре много «нестоличных» произведений. Когда мы предлагаем для гастролей свои программы, федеральные учреждения часто переживают, что в Москве или Питере публика не так просто пойдет на Брукнера и Малера. В Уфе на них ходят, и это большая заслуга оркестра. Кстати, в Татарстане в апреле тоже прозвучит серьезная программа: кроме произведений Крюкова, мы исполним «Море» Дебюсси и поэму Респиги «Пинии Рима».
— Сколько концертов в год должен давать республиканский Госоркестр? Ваш дает 75 — это хорошая цифра или есть к чему стремиться?
— Опять же, все индивидуально. 75 — это государственное задание, за которое коллектив получает финансирование. Мы проводим больше концертов, чем заказывает государство, можем дать и 200 вечеров за сезон, если будет творческая необходимость. Но и 75 — внушительная цифра, учитывая, что в Уфе проживают 1 миллион 250 тысяч человек, а в Башкортостане — чуть больше 4 миллионов. В сравнении со многими федеральными коллективами мы выступаем чаще.
— Несколько раз вы привлекали к сотрудничеству дирижеров первого ряда — Владимира Спивакова, Геннадия Дмитряка, Александра Сладковского. Чем заманивали этих мастеров в Уфу и как оркестр приспосабливался к их требованиям?
— Те, кого вы назвали, во-первых, наши друзья, а во-вторых, выступали с оркестром в довольно большом временном промежутке. А то, что коллектив может эффективно работать с приглашенными дирижерами на регулярной основе, мы почувствовали только сейчас и готовим специальный абонемент. В следующем сезоне запланированы концерты с Дмитрием Юровским, Рустемом Абязовым, и Валерием Полянским — это результат кропотливой индивидуальной работы с музыкантами. Мы видели, что у коллектива есть глубинные проблемы внутри оркестровых групп и методично их решали, а теперь с радостью представим результат. Многие дирижеры давно хотят приехать в Уфу, и я начал их приглашать. А выступать с именитыми маэстро, которые у нас уже были, — Спиваковым, Сладковским, Дмитряком — всегда большая честь.
— В прошлом году вы презентовали в Уфе «Летний фестиваль», насытив его популярными программами, например, «Симфонической Вселенной», включающей музыку из мировых кинобестселлеров — «Властелина колец», «Гарри Поттера», «Звездных войн», «Титаника», «Пиратов Карибского моря», «Игры Престолов». Будет ли в этом году нечто подобное?
— Мы иногда шутим, что у оркестра есть фестиваль на каждое время года. Зимой мы проводим «Зимний фестиваль» Госоркестра РБ, весной — гастрольный тур по стране, летом — «Летний фестиваль», а в прошлом году глава РБ Радий Хабиров лично вышел с инициативой проведения нового фестиваля «Романтика осени», который прошел в формате open air и собрал больше 20 тысяч слушателей.
Совсем популярных концертов пока не будет — мы очень дозировано даем программы, рассчитанные на непритязательного слушателя. Ту же музыку из фильмов исполняем дважды в год, и это не фон для голливудских блокбастеров, а целые оркестровые сюиты. Например, сюита из «Гарри Поттера» идет 30 минут. Мы не подкладываем под нее никакой видеоряд, а просто исполняем роскошную музыку Джона Уильямса как симфонию, по которой потом сняли фильм. Все, что делает оркестр, продиктовано высоким художественным стандартом.
«Совсем популярных концертов пока не будет — мы очень дозировано даем программы, рассчитанные на непритязательного слушателя»
«Я всегда за дружбу внутри культуры»
— Татарстан и Башкортостан вечно конкурируют между собой в разных сферах деятельности. На уровне классической музыки это соперничество тоже присутствует?
— Отчасти. В Казани есть блестящий Госоркестр РТ, с которым я выступал и самостоятельно, и на проектах Мацуева. Первый раз это случилось в 2000 году, когда я был еще ребенком, — тогда ГАСО РТ управлял легендарный Фуат Мансуров. Для меня важно, чтобы вокруг оркестра РБ были высокопробные коллективы, это формирует правильную среду. Мы обмениваемся опытом с коллегами из регионов России — уже сложилась некая творческая лаборатория Приволжского и Уральского округов. Я очень рад, что Казани повезло с оркестром, а для нас это дополнительный стимул работать и вести диалог с властями, защищая свои проекты.
Я всегда за дружбу внутри культуры. Лучшее в этом мире получается благодаря добрым отношениям и наш тур с Kazakhquartet тому подтверждение — он проходит в преддверии форума «Россия – Казахстан», который пройдет в 2024 году в Уфе.
— Поддерживаете ли вы приятельские контакты со Сладковским? На какое место среди всех симфонических оркестров России поставили бы ваш оркестр и на какое ГАСО РТ?
— Провокационный вопрос. Мы с Александром Витальевичем давние творческие партнеры и вместе выступали много раз, в том числе с Госоркестром Светланова. В 2019 году Сладковский блестяще продирижировал оркестром РБ на открытии сезона, я с теплотой вспоминаю об этой встрече. Думаю, некорректно сравнивать наши коллективы: каждый оркестр самобытен и развивается по-своему. Мы видели прекрасный взлет ГАСО РТ, подстегнувший многие коллективы РФ стремительным выходом во всероссийскую и мировую повестку. Но и наш оркестр прогрессирует, например, в декабре мы получили статус академического.
Как такового рейтинга оркестров не существует: все коллективы самобытные, а музыка вообще субъективное искусство. Но мы — профессионалы и должны мыслить объективно, этому научил меня мой консерваторский профессор Рафаэль Багдасарян. Он говорил: «Проблема человечества в том, что люди не умеют восхищаться друг другом». Я умею восхищаться своими коллегами, перенимать у них положительный опыт и развивать его на своем материале.
— В продолжение разговора о коллегах, какие отношения у вашего коллектива с Башкирской оперой? Например, в Казани театр имени Джалиля и ГАСО РТ фактически никак не взаимодействуют, каждый живет своей жизнью.
— Порой я читаю новости Татарстана и понимаю, что один в поле не воин — мы все делаем одно дело. Госоркестр РБ периодически выступает на сцене Башкирской оперы, я поддерживаю все наши совместные проекты, хотя их не так много. Мы вместе воспитываем публику — чем больше людей будет ходить в театр и концертные залы тем лучше. У меня добрые отношения с руководством Башоперы — Александром Алексеевым и Аскаром Абдразаковым, который много выступал с Госоркестром. Ильдар Абдразаков тоже поет с нашим коллективом — в ноябре у нас будет совместный фестиваль в Уфе. В начале сезона Ильдар и Аскар выступали с Госоркестром на Дворцовой площади в рамках «Дней Башкортостана» в Санкт-Петербурге и это прекрасно. От такой дружбы выигрывают все стороны.
— Как Уфа делит с Казанью Шаляпина и Нуриева? В обоих городах проходят шаляпинские и нуриевские фестивали. Есть ли какая-то ревность, что первый памятник Рудольфу Нуриеву открылся в Казани, а не в Уфе?
— Вопрос о памятниках можно было бы переадресовать коллегам, уполномоченным думать о памятниках, так же как и вопрос о фестивалях — руководителям учреждений, которые их проводят, но лично я не понимаю, зачем кого-то делить. Есть два гения — Нуриев и Шаляпин, какая разница, кто где женился или впервые выступил? Важно, что эти люди у нас были, есть и будут. Они дали жизнь современному искусству и их дело нужно продолжать. Я рад, что в обоих городах проходят форумы имени Шаляпина и Нуриева, и будет прекрасно, если в каждом регионе страны будут такие фестивали. Искусство от этого только выиграет.
— В мае в Уфе откроют музей музыки Федора Шаляпина, где будет небольшой концертный зал. Хотели бы вы там выступить?
— Возможно. Музей Шаляпина строится рядом с галереей Альбанова и Музеем Нестерова, где музыканты Госоркестра РБ дают 3–4 концерта в сезон. Очевидно, будет некая конкуренция за наших музыкантов между музеями. Но мы поддерживаем культурное развитие Башкортостана и рады, что в Уфе будет целый «квартал музеев». Музею Шаляпина мы помогали с поисками рояля. Я уверен, что он понравится жителям и гостям города.
— В Казани в последние годы открылось несколько музыкально-театральных площадок, где молодые художники могут показывать свои эксперименты. Есть ли такие пространства в Уфе?
— У нас есть пространство «Арт-квадрат». Это аналог московского «Флакона», но при этом он используется и как концертный зал с собственным амфитеатром на открытом воздухе, и как площадка для творческих коллабораций. Там родились многие необычные проекты, наш оркестр периодически поддерживал «Арт-Квадрат». Безусловно, у Уфы в культурном плане прекрасные проекты, такие как ежегодный культурный форум «Арт Курултай», фестивали «Романтика осени» и «Сердце Евразии», фестиваль-книжная ярмарка «Китап Байрам», детский фестиваль «Айда играть» и многие другие, которые интересны далеко за пределами республики и демонстрируют богатство и разнообразие культуры Башкортостана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.