К одной моей знакомой приехал приятель из Франции, полицейский из небольшого города, человек относительно молодой, но видавший виды, многодетный отец.

Отправившись с ним в ближайший супермаркет за покупками к обеду, моя знакомая обнаружила следующую картину: в то время как она, как и полагается порядочной российской хозяйке, внимательно изучает каждую упаковку на предмет того, когда продукт сделан, и ни за что не возьмет даже самую соблазнительную коробочку или бутылочку, не выяснив, когда содержимое произведено, ее приятель просто сметает с полок все необходимое и приглянувшееся, совершенно не озабочиваясь проблемой поиска и изучения даты изготовления. Такое поведение было вначале отнесено моей знакомой к обычной мужской безалаберности и небрежности, которая вполне могла быть свойственна и выходцам из Франции, тем более, полицейским.

Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что полицейским из Франции такое поведение отнюдь не свойственно, в частности, потому что ее приятель хоть и полицейский, но гурман, как и полагается порядочному французу. На самом деле ее другу просто не приходило в голову, что в каком-либо магазине, лавке, супермаркете может оказаться продукт, просроченный хотя бы на один на день. Если бы такое произошло, объяснил он, то неприятности проштрафившегося торгового предприятия были бы столь  велики, что дураков идти на такой риск в следующий раз просто не нашлось бы.

Ну надо же, подумали тогда мы, услышав это объяснение. Вот благодать! Приходишь в магазин — и берешь что хочешь, не пытаясь разыскать на продукте указание срока годности, твердо зная, что никакая сволочь тебя с этим делом не подставит.

Однако же все оказалось не так просто и не так хорошо. Похоже, что нашему французскому другу просто повезло со страной (или городом, или, может быть, даже районом, где строго следят за порядком, а коррупция не превышает порога, за которым она становится заметной обществу). Через несколько дней я наткнулся в новостях на следующую замечательную информацию: в США более 400 жителей 43(!) штатов пострадали недавно от арахисового масла, зараженного сальмонеллой. По данным федеральных властей, возможно, от сальмонеллеза  умерли три человека.  При этом ядовитое масло не поступало в розничную продажу, а поставлялось больницам, домам престарелых, школам, университетам и ресторанам. И это не первый случай: чуть менее двух лет назад компания ConAgra вынуждена была отозвать из продажи опять-таки арахисовое масло, от которого пострадали 625 человек в 47 штатах.

Что-то не так в Штатах с арахисовым маслом, однако!

Но это еще цветочки; ягодки произрастают в Италии. Коллеги друга моей знакомой, итальянские карабинеры обнаружили в пригороде Авеллино — города, расположенного неподалеку от Неаполя, — три тонны продуктов с истекшим сроком годности, в том числе явно испортившихся, предназначенных для пиццерий и супермаркетов. На оптовом складе имелись в больших количествах густо покрытые плесенью сосиски, артишоки, колбасы. Самой поразительной находкой стали 50 литров томатного соуса, срок годности которого истек в 1999 году! И все это предназначалось для продажи. Еще интереснее, что вредоносных и просто ядовитых ввиду глубокой старости продуктов было найдено на 50 тыс. евро, а штрафов выписано всего на 12 тыс. евро! Похоже, что торговля престарелыми, покрытыми плесенью колбасами и прочими загробными деликатесами — дельце в Италии весьма выгодное, так что есть все шансы обнаружить подобное и в других местах "итальянского сапога".

Незадолго до этой истории газета La Repubblica поведала, что в Англии торговля просроченными продуктами питания вообще вполне законна! Продукт, срок годности которого истек несколько дней тому назад, можно продать за треть цены, а количество желающих эти продукты покупать множится с каждым днем, что не удивительно: кризис же. Фирма Approved Food из Шеффилда торгует такими продуктами через Интернет, и ее сайт периодически закрывается на несколько дней из-за непомерного количества заказов! Вполне легален, оказывается, подобный бизнес и в Италии, так что владельцы склада с заплесневелыми продуктами, может быть, не столь  уж сильно и нарушили закон.

В нашей стране подобной глупости (или, вернее сказать, вредительства — другого слова и не подберешь) нет. В соответствии с п.5 ст.5 Закона "О защите прав потребителей" РФ продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается.

Без вариантов.

Тем не менее, подобное все-таки случается, и не столь уж редко — хотя до итальянских ужасов дело никогда не доходит.

Почему же маркетологи не используют столь выгодный ход для привлечения покупателей? Ведь бдительные российские хозяйки толпами помчатся в магазин, о котором точно известно, что там в принципе не может быть состарившихся продуктов! Заповедь Воланда — "свежесть, свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого буфетчика!", — в нашей стране знает каждый. Закон, однозначно запрещающий продажу просроченных продуктов, тут не помеха, если есть фантазия: ведь в конце срока годности продукт никак не может быть столь же хорош, как и сразу после приготовления, и наверняка можно придумать массу маркетинговых, рекламных, мерчендайзинговых ходов, которые наглядно объяснят покупателю преимущества данной торговой точки или фирмы в отношении свежести, не нарушив букву законов.

Ветер кризиса обладает свойством обнажать суть бизнеса, легко сдувая нестойкие рекламные одежды. Зато все подлинное выживает и только расцветает. Так что ждем.

15.01.09