Дисбаланс цен в сельском хозяйстве достиг критического порога, заявили вчера в Москве на съезде фермеров. Штампованная деталька для сеялки равна стоимости 15 т зерна. Труд крестьянина в готовой булке оценивается всего в 10%. И каждый делец хочет что-нибудь отщипнуть от агрария, в том числе государство, которое, видимо, через экспортные зерновые пошлины решило совсем задушить крестьянина. Аргументы фермеров против дармоедов и спекулянтов и ответное слово министра сельского хозяйства выслушивал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Владимир Плотников: «Темпы роста в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 5 раз выше, чем по всей аграрной отрасли. Вот такими мощными, уверенными шагами из года в год продвигается фермерство»
Рентабельность падает третий год
Российскому фермерству — 35 лет. Что сделано за эти годы и к чему пришли сегодня, обсуждали в Москве на съезде ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).
Фермерство гораздо эффективнее, чем сельское хозяйство РФ в целом, подчеркнул президент АККОР Владимир Плотников. Так, с 2000 года производство зерновых у фермеров выросло в 8 раз, а у АПК — в 2,2 раза. У КФХ сегодня 32,2% посевных площадей РФ, где выращивается 31% зерновых культур. Поголовье коров на протяжении этого времени постоянно росло только у фермеров: с 2000-го оно увеличилось в 5,6 раза и достигло 1,5 миллиона. Производство молока у КФХ за 23 года выросло более чем в 5 раз (по отрасли — на 5%).
«Темпы роста в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 5 раз выше, чем по всей аграрной отрасли. Вот такими мощными, уверенными шагами из года в год продвигается фермерство», — констатировал Плотников и перешел к наболевшему. Проблемой №1 («она же, может быть, и №2, и №3») он назвал снижение доходности сельхозпредприятий: «Третий год падает рентабельность. За два последних года аграрники произвели 300 миллионов тонн зерна — исторический рекорд. Значительно растет экспорт продовольствия. Но крестьяне становятся не богаче, а беднее». Потому что «цены реализации значительно упали и продолжают падать», при этом затраты на производство резко выросли и дальше растут: запчасти существенно подорожали, поднимаются цены на топливо, средства защиты растений, семена, тариф на электричество по-прежнему в 2 раза выше, чем для промышленных предприятий. И при этом «все хотят продолжать зарабатывать на фермере»: и страховые компании, и энергетики, и нефтяники, и экологи.
Но главной причиной снижения доходности фермерства Плотников считает зерновую экспортную пошлину. «При таком резком диспаритете цен и снижении рентабельности ее надо обнулить», — призывал президент АККОР. Иначе последствия будут серьезными: «Меньше доходов — меньше стали платить. И кадры начали уходить, прежде всего молодые, — водители, трактористы, комбайнеры. Торговые сети предлагают водителю „КАМАЗа“ до 250 тысяч в месяц. Фермер не может платить столько. Не из чего. Доходы не позволяют». Зарплаты селян должны быть выше, чем в городе. «Потому что условия жизни сложнее, труд тяжелее, благ меньше, — справедливо указал Плотников. — Иначе людей на селе не удержать».
Сегодня на зерновом рынке создалась критическая ситуация, нужно принимать меры
Рэкет от государства
Тему отмены зерновых пошлин продолжил глава КФХ из Краснодарского края, которого уважительно представили Петром Михайловичем. «Помнится, пошлины вводили не для того, чтобы отнять у одних и перераспределить для других. Они вводились временно, чтобы снять всплеск цен на мировом рынке зерна, то есть с благими намерениями», — вспоминал фермер. Однако когда за границей все нормализовалось, они остались — в качестве рэкета. «Как нам кажется, министерство сельского хозяйства не смогло отстоять перед минфином интересы своего ведомства, то есть наши с вами интересы», — заключил фермер.
Сегодня лишенные прибыли и по уши закредитованные фермерские хозяйства «неумолимо движутся к банкротству, а некоторые уже обанкротились». «Пошлины должны быть отменены, а деньги для бюджета нужно поискать в другом месте», — рассуждал докладчик, поскольку цены на зерно сегодня «упали ниже плинтуса». Чтобы проиллюстрировать абсурдность ситуации, фермер показал небольшую, с ладонь, запчасть для сеялки: «Такая штампованная безделушка, но по нынешним ценам она стоит 15 тонн зерна!»
«Услышьте нас, в конце концов! — взмолился фермер. — Сегодня на зерновом рынке создалась критическая ситуация, нужно принимать меры, иначе эффекта домино от массового банкротства фермеров не избежать! „Валить“ нужно не внутренний рынок, а внешний!»
Коллегу поддержал руководитель КФХ из Новосибирской области Алексей Савинов, который заявил, что фермеры сегодня работают на уровне нулевой рентабельности, при этом меры поддержки от государства получить могут далеко не все. «Компенсации крестьяне вынуждены выигрывать у государства, как в казино, гарантии победы в конкурсе не дает никто», — удивлялся он. К тому же многие фермеры не хотят выбивать субсидии из государства — для этого нет ни людей, ни времени, ни специфического опыта.
Владимир Кашин: «Мы дошли до того, что труд крестьянина в готовой булке — всего 10 процентов, а в советское время было 50 на 50. Мы что, целый год зерно производим, чтобы 10 процентов получить? А кто-то в 9 раз цену накручивает, их труд что, тяжелее?»
Кто трудится, а кто спекулирует
Необходимо справедливое распределение добавочной стоимости между производителями сырья, переработчиками и торговлей, подчеркнул председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин: «Мы дошли до того, что труд крестьянина в готовой булке — всего 10 процентов, а в советское время было 50 на 50. Мы что, целый год зерно производим, чтобы 10 процентов получить? А кто-то в 9 раз цену накручивает, их труд что, тяжелее?» Он напомнил, что депутаты внесли законопроект о том, чтобы наценка на товары первой необходимости не превышала 10%, но пока он блокируется правительством РФ.
Прошелся народный избранник и по мерам господдержки. Америка, по его подсчетам, дает своим крестьянам поддержку на $200 млрд, Китай — на $300 млрд, Европа — на 50 млрд евро, а Россия — только на $6 млрд, т. е. российские фермеры получают поддержки в 33 раза меньше, чем американские. Мол, радоваться еще нужно, что «мы справляемся с порученным делом и даже перевыполняем задачи», а вот европейские фермеры, например, недовольны — бастуют.
Патрушев призвал коллег в регионах провести мониторинг того, как фермеры используют свое право строить жилые дома на сельхозземлях и получать участки без торгов
Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев в своей речи тему пошлин обошел. Он пообещал совершенствовать систему поддержки отрасли, в частности по сбыту. Готовится ко второму чтению законопроект о механизме агроагрегаторов. Глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных пояснил, что фермерам трудно пробиваться в крупные магазины — из-за жестких требований к объему продукции, упаковке и документации. Вместе с тем число розничных рынков в стране неуклонно снижается, к тому же фермеров с них вытесняют перекупщики. Механизм агроагрегаторов поможет малым формам хозяйствования аккумулировать сельхозпродукцию на своих площадках.
Контроль за фермерами также будет усилен. Так, Патрушев призвал коллег в регионах провести мониторинг того, как фермеры используют свое право строить жилые дома на сельхозземлях и получать участки без торгов. За недобросовестное использование земля будет изыматься.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.