Затем был рассмотрен законопроект "Об упразднении деревни Зирекле-Каран Бавлинского района Республики Татарстан и о внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Бавлинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе". Деревня Зирекле-Каран территориально  входила  в состав  Крым-Сарайского сельского поселения. В 80-х годах  прошлого века в деревне проживали 10 семей, жители  работали  в  центральной  усадьбе  совхоза "Панаринский"  в 3-х км от деревни  Зирекле-Каран, дети ездили на  учебу в Крым-Сарайскую среднюю  школу.  В деревне не было производственных объектов. Жители пользовались пресной  водой  из  близлежащих родников, которые позднее засолились  и  стали  негодными для питьевых нужд.

"Последняя семья из 2-х человек из деревни Зирекле-Каран переехала  в  деревню Муртаза в 2002 году. В настоящее время в деревне Зирекле-Каран нет жилых домов,  хозяйственных построек, дорог, объектов производственного и социально-культурного назначения,  не подведено электричество и радио, - пояснил представитель Совета Бавлинского муниципального района. - Оснований для восстановления деревни  Зирекле-Каран  нет".

Проект закона был принят в первом чтении

Проект закона "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан", представленный далее министром юстиции РТ Мидхатом Курмановым, разработан в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов", который вступил в силу с 1 января 2009 года.

Изменению подвергся перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемый данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). К полномочиям субъектов РФ отнесено решение вопросов организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно законодательным новациям, организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Таким образом, для формирования и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан, являющегося составной частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, необходимо принятие республиканского закона.

Поскольку в настоящее время Минюстом России не издан акт, который устанавливает более конкретизированные положения, касающиеся организации и ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, представленный законопроект содержит только основные положения, касающиеся организации и ведения республиканского регистра. Отношения, связанные с организацией и ведением регистра, не урегулированные законом, будут регулироваться Президентом РТ. Как отметил Мидхат Курманов, именно в подзаконном акте будет возможна более детальная регламентация порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Кроме того, Президентом РТ будет определяться орган исполнительной власти РТ, уполномоченный на формирование и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов РТ.

Законопроект был принят в целом.

Аналогичную процедуру рассмотрения прошел проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О муниципальной службе в Республике Татарстан", подготовленный в связи с принятием  федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный Закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный Закон "О муниципальной службе в Российской Федерации". Ими предусматриваются классные чины муниципальных служащих, которые  указывают на соответствие  уровня профессиональной подготовки  муниципальных  служащих  квалификационным требованиям для замещения  должностей муниципальной службы, и устанавливается порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и увольнения с муниципальной службы.

Кроме того,  Закон "О муниципальной службе в Республике Татарстан" дополняется  статей об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе.

Далее депутаты обсудили и согласились с представленным Прокурором РТ Кафилем Амировым протестом на отдельные  положения Закона "Об использовании лесов в Республике Татарстан". Речь идет о необходимости приведения  соответствие с федеральным законодательством положений республиканского закона о порядке подготовки и заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, порядке осуществления рубок лесных насаждений, также о строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктурой, на землях лесного фонда.

Было отмечено, что, согласно примерному плану законодательной работы в парламенте, в ближайшее время будет разработан и представлен законопроект с  учетом прокурорских замечаний.

Постановлением Государственного Совета РТ было утверждено Положение о совещании представителей депутатов Государственного Совета Республики Татарстан. В документе устанавливаются порядок избрания представителей депутатов, проведения собрания депутатов Государственного Совета РТ и территориальных собраний, также правила и порядок принятия решений на совещаниях представителей депутатов и т.д. 

Затем председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов выступил с отчетом о работе высшего органа государственного финансового контроля республики в 2008 году.

В 2008 году проведено 70 экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых использованы при подготовке заключений Счетной палаты РТ и планировании контрольно-ревизионных мероприятий. В отчетном году по 8 законопроектам, направленным Государственным Советом РТ в Счетную палату РТ, проведена экспертиза на предмет соответствия бюджетному законодательству и фактическим показателям исполнения бюджета республики. Все замечания Счетной палаты по законопроектам учтены поправками ко второму чтению, предложения и выводы по результатам экспертиз и аналитических мероприятий были направлены на совершенствование бюджетного процесса и ориентированы на использование в деятельности Парламента.

Ежеквартально, в форме заключений Президенту и в Государственный Совет республики, представлялись результаты контроля за текущим исполнением бюджета, информация о полноте и своевременности денежных поступлений, фактических расходах в сравнении с законодательно утвержденными показателями.

В отчетном году проведено 40 контрольно-ревизионных мероприятий, проверки проведены в 10 министерствах и 10 муниципальных районах, всего контрольными мероприятиями охвачены 443 объекта.
Счетная палата впервые проводила внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов 7 муниципальных районов, у которых объем финансовой помощи из бюджета республики составляет более 70% собственных доходов.

В 2008 году в результате принятых по выявленным нарушениям мер возвращено средств в бюджетную систему республики и устранено нарушений на сумму более 577 миллионов рублей (577 380,3 т.р.).

"Значительную часть нарушений и их последствий устранить и исправить уже невозможно. В основном это касается фактов несоблюдения требований законодательства при размещении государственного заказа, нерационального использования собственности, неэффективного использования бюджетных средств и имущества, - отметил Алексей Демидов. - Поэтому задача по устранению причин и условий системных недостатков в организации бюджетного процесса, влияющих на качество государственного управления и влекущих нерациональное расходование бюджетных средств, выходит на передний план".

Одной из задач Счетной палаты РТ было названо  обобщение и анализ допускаемых нарушений для комплексной оценки состояния бюджетной дисциплины, определения "критических, узких" мест при исполнении бюджета.

В отчетном году проведен аудит эффективности использования государственных средств, выделенных на укрепление материально-технической базы и внедрение информационных технологий в общеобразовательных учреждениях, на природоохранные мероприятия и улучшение экологической обстановки. По поручению Парламента республики проведен аудит эффективности по средствам, выделенным на развитие физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди детей и подростков.  

В отчетном году Счетная палата РТ внесла в Государственный Совет РТ предложения, направленные на усиление парламентского контроля за исполнением законодательства в бюджетной сфере, касающиеся в частности представления в Государственный Совет бюджетной росписи. Предложения по детализации отдельных положений Бюджетного кодекса Республики Татарстан полностью поддержаны депутатами. Кроме того, в первом чтении принят законопроект по расширению контрольных полномочий Счетной палаты. 

В текущем году в условиях финансового кризиса будут скорректированы подходы к организации контрольной деятельности. "Она будет организована с позиции повышения масштабности рассматриваемых вопросов, ухода от мелкотемья, укрупнения направлений проверок, но при этом – с сокращением числа контрольных мероприятий, - сказал председатель Счетной палаты РТ. - Важная роль будет отведена организации и проведению работы по упреждению нарушений через превентивные мероприятия".

Алексей Демидов также ответил на вопросы депутатов, касающихся, в частности, привлечения к ответственности должностных лиц за неэффективное использование бюджетных средств,

Отчет был принят к сведению.

Затем в первом, втором и третьем чтении был принят проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О Своде законов Республики Татарстан", по которому выступил председатель Комитета по законности, регламенту и депутатской этике Зямил Ягудин.

Предлагается внести в действующий закон изменения редакционного и уточняющего характера. В частности, в части первой статьи 1 слова "нормативных правовых актов Государственного Совета Республики Татарстан, Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан" предлагается заменить словами "иных нормативных правовых актов Республики Татарстан".

Кроме того, часть третья статьи 1 дополняется нормой о включении в Свод законов Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Изменения, предложенные в статью 4 Закона, закрепляют право Государственного Совета РТ при образовании Республиканской комиссии по изданию Свода законов РТ определять ее состав и руководителя по своему усмотрению. Уточняются и полномочия  Республиканской комиссии по изданию Свода законов РТ.  

В проекте предлагается предусмотреть, что этапы и сроки подготовки  Свода законов  Республики Татарстан будут определяться непосредственно Республиканской комиссией.

С предложения председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Илсура Сафиуллина, парламентарии приняли решение отозвать из Госдумы ФС РФ проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный в порядке законодательной инициативы Госсовета РТ. По словам Илсура Сафиуллина, к законопроекту имелись существенные замечания, которые в последствии были учтены в другом проекте федерального закона, внесенного в парламент РФ.

Парламентарии поддержали 7 проектов федеральных законов, 1 законодательную инициативу и 10 обращений региональных парламентов.

В "Разном" руководитель Комитета РТ по тарифам Марина Файрушина выступила с информацией Правительства РТ о тарифной политике Республики Татарстан.

С заявлениями и запросами выступили депутаты Роберт Садыков, Хафиз Миргалимов, Насима Столярова. В частности, Роберт Садыков в своем обращении поднял проблему строительства некачественного жилья по программе социальной ипотеке. С тем, что такая проблема существует, согласился и Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, который указал Кабинету Министров РТ на необходимость принятия соответствующих мер. 

На этом работа сорок четвертого заседания Государственного Совета РТ третьего созыва завершилась. Вел заседание глава парламента Фарид Мухаметшин.

Гульнар Залялова,
пресс-служба