«Учитывая, что Исрафилов тоже хотел стать влиятельным депутатом, но Ильшат Рафкатович был более влиятельным, наверное, за счет «29-го комплекса». Исрафилов писал в СМИ. Произошел конфликт на почве выборов, скорее всего», — говорил на заседании Савеловского районного суда Москвы член ОПГ «29-й комплекс» Вячеслав Федоров (Парасоль). В суде он рассказал о том, как сотрудничали члены ОПГ с Ильшатом Гафуровым, почему Адыган Саляхов мог избивать членов своей же группировки, были ли у них конфликты с «Айдароновскими» и что не поделили Гафуров и Айдар Исрафилов. Об этом, а также о том, как и почему Федоров сдал своих подельников, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Савеловском районном суде Москвы продолжилось рассмотрение по существу дела в отношении экс-ректора КФУ Ильшата Гафурова
«И 200 лет пройдет, и 300 — Гафуров Ильшат Рафкатович все равно останется в истории как первый ректор Казанского (Приволжского) федерального университета»
В Савеловском районном суде Москвы продолжилось рассмотрение по существу дела в отношении экс-ректора КФУ Ильшата Гафурова. Его обвиняют в подстрекательстве к приготовлению и подстрекательстве к убийству елабужского предпринимателя и местного депутата Айдара Исрафилова, которого застрелили в августе 1999 года.
Заседание началось с ходатайства прокурора Миланы Дигаевой о продлении обвиняемому ареста, срок которого истекал 20 апреля. «Основания, которые были учтены судом при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время существенно не изменились. Необходимость в избрании меры пресечения в отношении Гафурова не отпала», — заявила гособвинитель и попросила продлить арест еще на 3 месяца до 20 июля.
Адвокат Александр Нарышкин, как и раньше, напомнил суду, что на момент возбуждения уголовного дела в отношении Гафурова было неотмененное постановление 2002 года об отказе в возбуждении дела из-за отсутствия в его действиях состава преступления. Также адвокат указал на то, что прошел срок давности привлечения к уголовной ответственности. Нарышкин считает, что «не была учтена личность» Гафурова. «Полагаю, незаконность содержания его под стражей, избрание и продление меры пресечения», — добавил защитник и просил изменить меру пресечения на домашний арест.
В свою очередь адвокат Ольга Нарышкина упирала на характеристики личности Гафурова, перечисляя все его регалии и награды, среди которых особо выделила два благодарственных письма президента России Владимира Путина, орден Дружбы, медаль минобороны и почетный знак ФСБ. «Всю свою жизнь он занимался общественно полезной деятельностью», — указала она. Также адвокат просила приобщить к делу характеристику, которую дал президент РТ Рустам Минниханов. В ней он обращает внимание на трудовой путь Гафурова, который тот начал как преподаватель Елабужского педагогического института, потом неоднократно избирался депутатом Госсовета РТ. Также, по словам Нарышкиной, Минниханов в своей характеристике напоминает, что в 1998 году, когда Гафуров возглавил Елабугу, район «находился в кризисе», а уровень безработицы достигал 14%. «Гафурову за короткий срок удалось наладить работу экономики региона, значительно увеличить строительство социальных объектов, благодаря чему Елабужский район стал одной из наиболее благополучных территорий Республики Татарстан», — зачитала она. По словам Нарышкиной, Минниханов также обращает внимание на работу Гафурова на посту ректора КФУ и на то, что в 2012 году тот был доверенным лицом Путина на выборах президента.
По словам Нарышкиной, Минниханов в своей характеристике напоминает, что в 1998 году, когда Гафуров возглавил Елабугу, район «находился в кризисе», а уровень безработицы достигал 14%
«И 200 лет пройдет, и 300 — Гафуров Ильшат Рафкатович все равно останется в истории как первый ректор Казанского (Приволжского) федерального университета», — добавила уже от себя адвокат.
Далее Алексей Доночкин заявил, что в ходе судебных заседаний уже были допрошены основные свидетели, поэтому повлиять на них Гафуров уже не сможет. «Считаю, что мой подзащитный не имеет возможности и желания скрыться от органов суда и препятствовать производству суда по данному делу не намерен. Поэтому я считаю, что необходимость в столь строгой мере пресечения отпала», — сказал он и так же, как коллеги, просил отправить обвиняемого под домашний арест.
Адвокат Алексей Парамонов упирал на то, что сторона обвинения огласила только положительные характеристики Гафурова, а доказательств того, что он скроется, не предоставила. Также он напомнил, что процесс по делу «29-го комплекса» уже рассматривался, были осуждены все, кто не скрылся. При этом Гафуров до сих пор не скрывался. По мнению Парамонова, домашний арест также обеспечит производство по делу, поэтому он просил отказать в удовлетворении ходатайства прокурора.
«Обвинение каждый раз говорит о состоянии моего здоровья. Такое ощущение, что в течение этого времени кто-то проверкой занимался. Читает то, что было 3, 4, 5 лет назад. Сегодня ситуация, к большому сожалению, изменилась», — заявил Гафуров. Он отметил, что не имеет отношения к преступлению 25-летней давности, все это время не скрывался. «Я удивляюсь: приводят свидетелей, которые никакого отношения к моей личности никогда не имели, никто их не знал. Точно так же, как если спросить: „Кто-то знает сегодня Галкина* или нет?“» — сказал он и попросил суд прислушаться к доводам защиты.
Однако судья Ольга Чистова предпочла прислушаться к доводам прокурора и оставила Гафурова под стражей до 20 июля.
«Навлек все это на себя. Двум медведям в одной берлоге не ужиться»
Далее перешли к допросу свидетеля — Вячеслава Федорова (по прозвищу Парасоль). После заседания он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что ему 53 года, трое детей, с семьей живет в Набережных Челнах. Его приговорили к 21 году заключения за участие в ОПС «29-й комплекс», убийства и прочие криминальные деяния, однако он отсидел только 16 лет и вышел по УДО в 2018-м.
В ходе заседания Федоров рассказал, что сам с 1993 года являлся членом «29-го комплекса», лидерами которого были Адыган Саляхов, Александр Власов и Юрий Еременко, а также Рузаль Асадуллин. «У меня была своя группировка», — уточнил он. Отвечая на вопросы Доночкина, свидетель уточнил, что у каждого в группировке было свое направление деятельности. Например, сам он отвечал за экономический рэкет, Рамиль Валеев (Рамушкин) — за убийства, Асадуллин — убийства, вымогательство, крышевание, порядок в группировке.
Федоров рассказал, что компанию «Феникс А» учредили члены ОПС, а также Гафуров, который также руководил отделением страховой компании «Зилант». Вместе они вели коммерческую деятельность. Там же, в «Феникс А», Федоров и познакомился с Гафуровым. «Я был близко знаком с Асадуллиным, через него познакомился с Саляховым. Там в офисе и познакомился [с Гафуровым]. Они плотно общались, союзничали между собой по разрешению всех вопросов», — рассказал свидетель.
Также Федоров вспомнил, что у Асадуллина и Гафурова был конфликт из-за магазина в Елабуге. «Точных подробностей я не могу сказать, как было точно. Но произошел конфликт определенный. Асадуллина просто подвинули. Саляхов сказал: „Не лезь“», — отметил Федоров.
Кроме того, по его словам, члены «29-го комплекса» помогали Гафурову с предвыборной кампанией. «Елабуга — город полудеревенский. Все между собой общаются, поэтому было просто общаться, решения принимать с ребятами из других группировок, говорить, что они должны голосовать за Гафурова», — рассказал Федоров.
По его словам, якобы Исрафилов, напротив, приезжал и просил не поддерживать Гафурова.
— Навлек все это на себя. Двум медведям в одной берлоге не ужиться, — усмехнулся Федоров.
— Будучи депутатом города Елабуги, Гафуров продолжал иметь совместные дела с членами «29-го комплекса»? — переспросила Дигаева.
— Конечно, — кивнул свидетель.
— Продолжал оставаться членом этой преступной группировки?
— Конечно, — вновь подтвердил Федоров.
По его словам, даже потом, когда Гафуров стал главой местной администрации, к нему приезжали и Власов, и Еременко, и Сергей Миронов, который возглавлял в тот момент мясокомбинат «Модуль», и Фикрят Табеев, который на тот момент был директором «Ак Барс Холдинг», и др.
— Как вы к Табееву обращались? — уточнил Доночкин.
— Просто абзыем называл. В Татарстане Табеева все уважали, — прокомментировал Федоров.
Федоров рассказал, что первое покушение организовал Фарид Хисамутдинов вместе с Валерием Мельниковым
«Асадуллин мне сказал, что вопрос конкретно будет решаться в отношении Айдарона»
«Когда в Челнах стало тесно, когда все вопросы до автоматизма решались и не было проблем с другими группировками», Саляхов, Еременко и Власов переехали в Москву. «Это было после 1993 года, начало 1995-го», — указал Федоров. По его словам, главными в Челнах после этого остались Асадуллин и Игорь Буртасов.
Что касается Исрафилова, то с ним Федоров познакомился в начале 1990-х.
— При встрече здоровались, разговаривали, общих дел не имели, — отметил Парасоль.
— Что вам известно о конфликте Гафурова с Исрафиловым? — спросила прокурор.
— Учитывая, что Исрафилов тоже хотел стать влиятельным депутатом, но Ильшат Рафкатович был более влиятельным, наверное, за счет «29-го комплекса». Исрафилов писал в СМИ. Произошел конфликт на почве выборов, скорее всего», — ответил Федоров.
В ходе процесса адвокаты спрашивали у свидетеля, откуда он знает, что Исрафилов писал в СМИ о проблемах. Тот ответил, что от Виктора Баженова.
— Баженов кем был? — уточнил Доночкин.
— Упокоился в должности начальника милиции Заинска, — ответил Федоров.
Отметим, что Баженов погиб 25 сентября 1999 года в ДТП.
— Чем закончился конфликт Исрафилова с Гафуровым? — продолжила прокурор.
— Убийством Исрафилова. Было вначале покушение, потом убийство. Покушение сорвалось, — указал свидетель.
Он рассказал, что первое покушение организовал Фарид Хисамутдинов вместе с Валерием Мельниковым. Но Мельников, вместо того чтобы застрелить Исрафилова, все ему рассказал. «Видимо, хотел денег заработать», — добавил Федоров.
— Вы сказали, что заказчиком покушения был Гафуров. Откуда у вас эта информация? — спросил Парамонов.
— От Асадуллина. О покушении мне еще Валеев рассказывал.
Затем свидетель вспомнил, что вместе с Асадуллиным прилетал в Москву летом 1999 года на встречу с Саляховым. Около рынка ЦСКА встретили Гафурова «на служебном автомобиле с девушкой». «Поздоровались, они с Асадуллиным отошли, поговорили. Потом Асадуллин мне сказал, что вопрос конкретно будет решаться в отношении Айдарона. Ильшат его убьет», — рассказал Федоров.
— Вам известно, удалось ли Гафурову с Саляховым встретиться? — уточнила Дигаева.
— Конечно, цель такая была, — ответил он и добавил, что в итоге Исрафилова застрелили на том же рынке, где он тогда видел Гафурова.
— Цель приезда на ЦСКА с Асадуллиным? — поинтересовался Доночкин.
— Я сам удивился, что так получилось. Просто мы были на рынке, там бильярдная была, поиграли, вышли и увиделись. Может, это игра какая-то была. Мне не говорили. Случайностей не бывает… — многозначительно ответил Федоров.
Также он вспомнил, что после убийства вместе с Асадуллиным ездил в Елабугу на встречу с правой рукой Исрафилова Дмитрием Софроновым (Тяжелым). Тому сказали, что он лично понесет ответственность, если что-то случится с Гафуровым.
Свидетель пояснил, что Гафуров мог встречаться с Саляховым (на фото)
«Могли разговаривать, встречаться, друг в друга не стреляли при встрече»
— Являлся ли Саляхов для вас авторитетным человеком и для других членов ОПС «29-й комплекс»? — спросил Нарышкин.
— Да, являлся, — ответил Федоров.
— Вам известны случаи, когда Саляхов избивал кого-либо из членов «29-й комплекс»?
— Конечно, на охотничьих заимках, в офисе. За невыполнение определенных указаний, — пояснил Федоров, добавляя, что теперь Саляхов не имеет для него такого авторитета.
Также Нарышкин спрашивал, какие отношения были у «29-го комплекса» с «Айдароновскими». Тот ответил, что дружеских не было. «Могли разговаривать, встречаться, друг в друга не стреляли при встрече», — добавил свидетель. Он также уточнил, что из его бригады некоторые ребята дружили с ними.
— С Машуровым Сергеем знакомы? — поинтересовался Нарышкин.
— Давно не видел. Познакомились, наверное, в Елабуге. Это было так давно. Можно сказать, что шапочно знаком.
— В какую-то преступную группировку Машуров входил?
— Не могу сказать, он мне не говорил.
Имя Сергея Машурова ранее уже звучало на процессе. В декабре 2022 года Гафуров рассказывал, что в материалах прошлых уголовных дел об убийстве Исрафилова имелись сведения о тех, кто с ним конфликтовал и мог быть заинтересован в ликвидации Айдарона. Например, Гафуров указал, что Машуров предоставлял квартиру, оборудование, деньги Хисамутдинову, который организовал покушение. «А сегодня этот человек работает знахарем и осуществляет лечение людей», — добавил тогда экс-ректор.
— Известно вам, какие отношения были у Исрафилова с Машуровым? — уточнил Нарышкин.
— Я думаю, что неприятельские. Я так считаю, — резко ответил Федоров.
— Когда-либо что-либо связывало Машурова с ОПС «29-м комплексом»?
— Общение с некоторыми участниками «29-го комплекса». У Власова, Асадуллина было с ним общение. Саляхов, наверное, тоже общался. При мне не разговаривал, — пояснил свидетель.
«Конец же был, тонули все… Всех сдал!»
— Вам Чершинцев известен? — спросила Дигаева.
— Валерий Сергеевич? Да, конечно, — ответил Федоров. — В свое время возглавлял оперативную работу, потом был начальником милиции в Елабуге, потом заместителем у Ильшата Рафкатовича в администрации.
Отметим, что Чершинцев действительно до 2001 года работал в МВД, после чего был замглавы администрации Елабуги. А в 2010 году, когда Гафуров перешел в КФУ, сам недолго был и. о. главы района. Затем руководил Тетюшским и Мендеелеевским районом. Внезапно 17 ноября 2021 года Чершинцев добровольно подал в отставку. За месяц до ареста Гафурова…
— Чершинцеву какую-либо информацию передавали? — уточнил Доночкин.
— Нет.
— Тогда для чего встречались с ним?
— Он был инициатором, — неохотно отвечал Федоров.
— Какие вопросы обсуждали? Какие вопросы он задавал?
— Касательно группировки «29-й комплекс».
— О Саляхове, Асадуллине на допросе рассказывали? — продолжил Парамонов.
— Да.
— Вы сообщали о преступной деятельности «29-й комплекса?»
— Да.
— А о Гафурове?
— О нем не задавались вопросы, — улыбнулся Парасоль.
— То есть вы обо всех рассказали, а о нем не говорили?
— Да, потому что не спрашивали. Конец же был, тонули все…
— И вы решили всех сдать?
— Всех сдал! — усмехнулся Федоров.
Также в ходе процесса снова вспомнили бывшего депутата Госдумы Салимхана Ахметханова, который внезапно умер незадолго до старта процесса над членами «29-го комплекса».
— Знали Ахметханова? — спросила Нарышкина.
— Конечно, общались несколько раз.
— Когда он избрался в Госдуму?
— Не помню. Но члены ОПС «29-й комплекс» оказывали помощь. Насчет Госдумы не знаю, но помощь коммерческую оказывали, силовую. Водку разливали, — рассказал Федоров.
— В смысле? — удивилась судья.
— В прямом, — резко ответил свидетель, а чуть позже уточнил, что в те годы все занимались розливом спирта, делая из него водку.
— В чем заключалась силовая поддержка? — уточнил Доночкин.
— Когда мы дружили с определенным человеком, все понимали, что он с нами связан, с ним никто не конфликтовал, — пояснил Федоров.
Процесс по делу экс-ректора КФУ продолжится 18 апреля
«Гафурова же даже пытались арестовать. Но тут же позвонили и сказали отпустить»
Гафуров заявил, что видит Федорова второй раз в жизни после очной ставки и спросил:
— Вы говорили, что я очень плотно работал с Саляховым. Вы были свидетелем плотного общения?
— Нет.
— Тогда на каком основании говорите о плотном общении?
— Саляхов редко встречается, когда он не работает, — пояснил Федоров, который до этого также рассказывал, что был свидетелем одной из встреч Гафурова с лидером «29-го комплекса».
Судья Чистова поинтересовалась о том, был ли конфликт у Саляхова с Асадуллиным. Тот ответил, что Валеева (Рамушкина) назначили старшим по Набережным Челнам, когда Рузалик отбывал наказание. «Асадуллин вернулся, и сразу начался конфликт. Мы приняли сторону Асадуллина — его должны были отпустить, а Рамушкин, наоборот, деньги платил, чтобы его оставили за решеткой», — рассказал Федоров.
На этом допрос Парасоля завершился. Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретила Федорова на улице у суда после заседания.
— Почему вы только сейчас начали говорить о причастности Гафурова? — поинтересовались мы.
— Никто же не писал. Поймите, когда показания давали, никто это не писал, — ответил он. — Гафурова же даже пытались арестовать. Но тут же позвонили и сказали отпустить.
— Тогда, как думаете, почему сейчас все повернулось так и его арестовали?
— Наверное, неизбежность наказания, — довольно улыбался Федоров. — Вор должен сидеть в тюрьме. Если бы вы знали количество объектов в Елабуге, которые забрал Гафуров во время своего правления. Кому из «двадцатьдевятников» нужно убийство Айдарона? Айдарон — единственный человек, который мешал Гафурову, который не боялся. Это он тут невинной овечкой прикидывается… Нет никакой ошибки и случайности. Все на своем месте.
Процесс по делу экс-ректора КФУ продолжится 18 апреля.
* включен минюстом в реестр иноагентов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.