erid: 2SDnjbrig8y
Три дня представители всех 50 Передовых инженерных школ страны, а также органов власти и высокотехнологичных компаний, ректоры вузов обсуждали, как модернизировать систему высшего образования и подстроить ее под реалии экономики, чтобы растить кадры будущего, а также искали точки пересечения и взаимодействия. Они собрались в Татарстане на трехдневный семинар-совещание «Кадровое обеспечение технологического суверенитета». Первые два дня мероприятия прошли на базе Высшей школы нефти, где «Татнефть» представила федеральным коллегам свой опыт реализации программы образовательной экосистемы, который компания готова тиражировать по всей стране. Почему готовить инженеров будущего необходимо уже с детского сада — в нашем материале.
Более 200 участников обсуждали проблемы подготовки кадров будущего, систему управления Передовыми инженерными школами, взаимодействие школ с бизнесом, инструменты привлечения в ПИШ талантливой молодежи и искали пути кооперации вузов
ПИШ — основной механизм трансформации высшего образования
Трехдневный семинар-совещание «Кадровое обеспечение технологического суверенитета» впервые собрал в Высшей школе нефти, созданной компанией «Татнефть», авангард высшего образования страны — представителей всех 50 Передовых инженерных школ: 30 ПИШ первой и 20 ПИШ второй волн. Более 200 участников обсуждали проблемы подготовки кадров будущего, систему управления Передовыми инженерными школами, взаимодействие школ с бизнесом, инструменты привлечения в ПИШ талантливой молодежи и искали пути кооперации вузов. Руководители ПИШ выразили готовность к взаимодействию и созданию на базе ВШН уникального проекта.
Первые два дня мероприятия неслучайно проходят на базе ВШН. Индустриальный партнер вуза — «Татнефть» — ведет активную работу по выстраиванию образовательной экосистемы, чтобы готовить инженеров будущего.
Напомним, в Татарстане запустили уже шесть ПИШ на базе пяти вузов, две из них — в Альметьевске. Высшая школа нефти — единственный вуз в России, где совместно с «Татнефтью» созданы и успешно работают сразу две Передовые инженерные школы. ПИШ первой волны — по биотехнологиям и компьютерным наукам — основана совместно с Университетом ИТМО. ПИШ второй волны ориентирована на повышение эффективности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти.
Семинар посетил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков
Задача таких школ — подготовить квалифицированные кадры для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, нацеленных на создание инновационных разработок и продуктов. Проект ПИШ по перезагрузке учебных заведений появился в том числе из-за дефицита кадров в разных отраслях, в первую очередь — в инженерной. Федеральный проект созвучен с программой образовательной экосистемы «Татнефти», нацеленной на воспитание инженеров будущего. Ее гостям презентовал гендиректор компании Наиль Маганов.
«Представители 50 ПИШ приехали к нам для осмысления, какими должны быть инженеры будущего, и воочию оценили, какую роль играет в этом процессе индустриальный партнер „Татнефть“, — говорит ректор ВШН Александр Дьяконов. — Мы становимся центром обмена мнениями, как необходимо готовить инженерные кадры нового образца. Для нас ПИШ — совершенно новая институция, на базе которой мы опробуем нововведения, чтобы все лучшее распространять на весь вуз. В этом году мы объявляем первый набор в магистратуру ПИШ, а в последующем хотим „завести“ в проект весь бакалавриат по нефтегазовым направлениям. Мы рассматриваем ПИШ как основной механизм трансформации высшего образования. Это должно вывести наших индустриальных партнеров в лидеры в России».
Образовательные проекты компании охватывают детей всех возрастов, начиная с двух лет
Инженер — это несколько больше, чем пять лет обучения в вузе
Семинар посетил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он провел в Альметьевске панельную сессию «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации».
Фальков подчеркнул, что минобрнауки России реализует масштабные инициативы, направленные на подготовку высококвалифицированных кадров, в первую очередь инженерно-технических. Такой инициативой стал федеральный проект «Передовые инженерные школы». Немного позднее стартовал пилотный проект по трансформации системы высшего образования в России.
«Оба эти проекта неразрывно связаны. И в том и в другом случае мы движемся к одной цели — перестроить в России инженерное образование таким образом, чтобы оно стало лучшим в мире. Хочу напомнить, что сейчас шесть ведущих университетов нашей страны работают в пилотном проекте и формируют образ результата новой модели высшего образования», — сказал министр и дополнил, что основными ориентирами при формировании новой модели трудоустройства студентов должны стать мотивация, возможность выбора, дополнительные социальные гарантии.
«У компании есть понимание, какие инженеры сегодня нужны стране. Будущее в руках молодых ребят, которые сейчас учатся, в том числе в ПИШ, — отметил, в свою очередь, Наиль Маганов. — Но инженер — это несколько больше, чем пять лет обучения в вузе. Нужно приучать их к особой культуре, начиная с самого детства. В этой связи „Татнефть“ выстраивает образовательную экосистему, начиная с детского сада и на протяжении всей жизни человека. Это не просто какая-то абстрактная цель, а измеряемая и реализуемая программа, которую можно масштабировать в целом регионе и даже стране».
Создаваемая «Татнефтью» единая экосистема опережающего образования и развития личности состоит из последовательных звеньев, переходящих друг в друга. Такой подход позволяет воспитывать кадры и поддерживать их на пути открытий и роста. Образовательные проекты компании охватывают детей всех возрастов, начиная с двух лет. В этом году в ее периметр включены 12 детсадов, 8 школ, 5 учреждений среднего профобразования, 6 вузов, 20 учреждений дополнительного образования, более 80 тысяч сотрудников компании.
«Нам важно соединить все уровни образования, чтобы обеспечить бесшовный переход от уровня к уровню, — говорит глава компании. — Необходимо настроить систему образования, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение начиная с детского сада и до бюста на аллее Славы».
Подводя итоги дискуссии, спикеры отметили, что проект «Передовые инженерные школы» — мощный инструмент, который позволяет применить новые подходы к подготовке инженерных кадров
«Классно и масштабно, во многом завидуем»
Участники совещания отметили, как инфраструктура помогает реализации проекта ПИШ. В Альметьевске в короткие сроки «Татнефть» построила Кампус Высшей школы Нефти. На площадке вуза объединены учебно-лабораторный и лабораторно-исследовательский корпусы, два студенческих общежития, спортивный и культурный центры, гостиница, жилые кварталы с детскими садами, а также наземные и подземные парковки.
Заместитель директора по образовательной части ПИШ Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, участница семинара Юлия Шульгина отмечает феноменальные инфраструктурные преобразования кампуса ВШН:
«Во многом завидуем. Все очень классно и масштабно, — признается она. — Видя темпы развития этой площадки, понятно, почему именно ВШН становится точкой притяжения».
По словам собеседницы, семинар в Альметьевске стал источником вдохновения, толчком к пониманию направлений движения и синхронизации с другими ПИШ, установления новых полезных контактов.
«С одной стороны, все ПИШ — в определенной степени конкуренты. Но с другой — в трудные моменты все поддерживают друг друга, делятся опытом, идут навстречу. Со своей стороны мы готовы поддержать и помочь ПИШ второй волны, — говорит она. — Если воспринимать друг друга как конкурентов, то ничего прорывного не построить».
Шульгина воспринимает проект ПИШ как образовательный эксперимент, предоставляющий большие возможности и свободу, чтобы не бояться ошибиться.
«Мы не стали передовыми сразу, как нас таковыми назвали. Но желание соответствовать высокому званию ПИШ — то, что драйвит и заставляет думать в развитие», — отмечает она.
После двухдневного пребывания в Альметьевске участники семинара отправились в Набережные Челны. Подводя итоги дискуссии, спикеры отметили, что проект «Передовые инженерные школы» — мощный инструмент, который позволяет применить новые подходы к подготовке инженерных кадров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.