Шурале, Су анасы, Кара-Ахмет и многие другие персонажи из произведений Габдуллы Тукая ожили на манеже Казанского цирка, который накануне к 138-летию поэта презентовал первый татарский театрально-цирковой спектакль. Роль стихотворца примерил на себя Нурбек Батулла, а его музу и любовь сыграла новоиспеченная народная артистка РТ Эльмира Калимуллина. Представление будет идти до 5 мая, а дальнейшая его судьба, по словам организаторов, в руках зрителей. О том, как артисты Московского цирка Никулина на Цветном бульваре превратились в Шурале, кто преследовал Тукая и как зрители декламировали «Туган тел», — в материале «БИЗНЕС Online».
-
Накануне, в День родного языка, в Казанском цирке презентовали праздничный (на минуточку, первый национальный) театрально-цирковой спектакль «На Сенном базаре» по сказкам и стихам Габдуллы Тукая — «татарский Пушкин» родился ровно 138 лет назад.
-
В аутентичную атмосферу зрителей решили погрузить еще до начала представления. Вот, например, коробейник продает попкорн…
-
… дальше — фотозона в деревенском стиле.
-
И даже обычные магазины стилизовали под лавочки, приодев продавцов в наряды с татарскими орнаментами и застелив скатертями с вышивкой.
-
А зрителям уже не терпелось посмотреть татарский цирк. Особенно дети периодически хлопали, намекая артистам, что пора начинать представление.
-
«Мы помещаем нашего поэта в цирковой сон, где он встретится со всеми персонажами, которых создал. Для меня это фэнтезийная история о страхах и богатстве воображения творческого человека. Мы попытались связать образы автора с цирковым искусством и нащупать атмосферу Казани начала XX века», — объяснил задумку режиссер-постановщик спектакля, худрук театра «Экият» Ильгиз Зайниев.
-
И вот наконец на манеж под татарские песни и танцы врывается легендарный Сенной базар в Старо-Татарской слободе. Тут и вяленый гусь, и ткани, и экзотические фрукты, и калачи. А покупатели, купцы и даже карманники обходят ряды под кульбиты.
-
Лавочники спускались к манежу прямо по рядам.
-
Среди толпы был один из основателей татарского театра и драматургии Галиаскар Камал в исполнении актера театра его имени Алмаза Бурганова. Он стряхивает пыль с книжки, будто показывая, как запылилась татарская литература.
-
А вот и Тукай! В первом составе его играет хореограф и танцовщик, лауреат «Золотой маски» Нурбек Батулла (во втором составе — артист театра им. Камала, заслуженный артист РТ Артур Шайдуллин), который внешне даже чем-то напоминает своего героя.
-
В основу сюжета легла поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». По легенде, Тукай задел этим произведением силача цирка Никитина Кара-Ахмета, и тот обещал его наказать. Боясь расправы, поэт заперся дома, но его мучают кошмары. Так он прямо со своей кровати проваливается в фантазийный мир, где его встречают персонажи его же стихотворения «Коза и Баран» в исполнении московских клоунов, уроженцев Уфы Николая Коновалова и Анвара Саттарова.
-
Появляются акробаты, арлекины и антагонист Кара-Ахмет (Виктор Карпеев), который в последующем будет преследовать Тукая весь спектакль.
-
Акробатические номера показывали ученики детской цирковой школы Казанского цирка, но зрители больше оживились, когда в зал запустили попугая.
-
Еще больше позитива добавила Мария Анисимова, которая не просто показала номер с дрессированными собаками, а буквально вместе с ним станцевала татарский танец. А Тукай-Батулла тем временем читал стихотворение о щенке Акбае.
-
Заставили понервничать нимфы из сказки «Су анасы» с номером «Встречные качели». Зрители замирали каждый раз, когда девушки ловко перелетали между снаряжениями. Су анасы сыграла певица Айгуль Гардисламова, но вокального номера ей не досталось и персонаж остался нераскрытым.
-
Зато гармонично был встроен другой сказочный персонаж Тукая — Шурале, чей палец не защемили в щели бревна, а, наоборот, избавили от мучений.
-
Затем за дело взялись акробаты Московского цирка Никулина на Цветном бульваре с номером «Русская палка», которым тоже нарастили рог и длинные уши под стать Шурале.
-
А артисты Белорусского госцирка привезли конный аттракцион.
-
Параллельно герои спектакля развлекали зрителей, пока на манеже готовили реквизиты к следующему номеру.
-
Судя по улыбкам и аплодисментам, зрители были довольны.
-
Взлетела под купол и народная артистка РТ Эльмира Калимуллина, сыгравшая возлюбленную Тукая Зайтуну Мавлюдову. Она не только бесстрашно летала на качелях, но еще и пела о любви, которая никогда не станет счастьем. «Образ Зайтуны и Тукая — это символ. Я и муза, и любовь, и мечта… Мне кажется, их образ — один из самых романтичных и неизведанных для широкого зрителя», — рассказывала Калимуллина, которой настолько понравилась высота, что она готова и дальше сотрудничать с цирком.
-
Под занавес представления Тукай декламирует свой легендарный «Туган тел», перевод которого транслируется на экране.
-
Тукай все-таки находит успокоение. Он на коне забегает на манеж, взлетает на акробатическом полотне, приземляется на кровать, которая, как колыбель, плавно качается в воздухе. Звучит «Туган тел» в исполнении Калимуллиной, Фариды Ахметшиной, Ильгиза Мухутдинова и Саиды Мухаметзяновой. Зал встает и тоже начинает петь хором. (Фото: vk.com/kazancircus)
-
Спектакль получился музыкальным, где персонажи и цирковые номера уживались между собой, хотя пластического номера от танцовщика Батуллы не хватило. Кроме того, сложилось впечатление, что стихи самого Тукая как-то затерялись на фоне зрелищных цирковых номеров. Но в любом случае дебют татарского цирка стоит признать состоявшимся. «Конечно, мы бы очень хотели, чтобы спектакль жил дальше, но мы об этом скажем уже после того, как получим отклики. Я думаю, что все будет замечательно и зритель оценит по достоинству такой очень смелый эксперимент. Надеюсь, это окажется не одноразовой акцией», — указывает директор Казанского цирка Эльмира Булатова. Шоу «На Сенном базаре» здесь будет идти ежедневно до 5 мая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.