«Мы видим, что представители элиты сделали выбор. Одни сбежали, другие остались и работают на страну. А есть еще те, кто «вошел не в ту дверь» и теперь отмаливает грехи», — говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, оправдало ли правительство РФ кредит доверия, выданный ему в момент назначения Михаила Мишустина, как начало СВО запустило феномен «прилив поднимает все лодки» по отношению людей к власти и что за новую элиту ждет российский социум.
Валерий Федоров: «Шоковое воздействие оказала частичная мобилизация в сентябре 2022-го. Все это в моменте негативно сказывалось на рейтинге правительства»
«Прилив поднимает все лодки»
— Валерий Валерьевич, после инаугурации президента России, которая пройдет 7 мая, правительство слагает свои полномочия и ожидается формирование нового. Судя по отчету в Госдуме, работу кабинета министров Михаила Мишустина депутаты оценивают положительно. А как воспринимается его деятельность в обществе?
— Мы довольно часто задаем этот вопрос россиянам. И каждую пятницу публикуем ответы. За четыре года начиная с января 2020-го, когда было назначено действующее правительство, можно выделить несколько этапов. В самом начале его работу одобряло около 40 процентов. По сути, это был кредит доверия Михаилу Мишустину и его команде. Примерно на таком уровне оставалась оценка правительства в течение двух лет, на которые выпала пандемия коронавируса.
Иногда было чуть больше, иногда чуть меньше. Мы это связываем с волнообразным механизмом пандемии: первая волна, вторая и так далее. На рейтинг кабинета министров влияли как оценка эффективности мер в борьбе с ковидом и поддержки населения, так и накапливающаяся усталость общества от этой напасти и связанных с ней ограничений. Шла «болтанка» вверх-вниз, и самый опасный момент мы зафиксировали, когда в Думу поступили законопроекты о введении ограничений для невакционированных на поездки в транспорте и другие. Общество восприняло такие инициативы в штыки, что негативно сказалось на рейтингах как Думы, так и правительства.
Валерий Валерьевич Федоров — российский политолог и социолог, гендиректор всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Родился 11 сентября 1974 года в Калинине (ныне Тверь).
В 1996-м окончил отделение политологии философского факультета МГУ.
В 1998 году окончил там же аспирантуру по специальности «история и теория политической науки».
1991–1993 — работал в Институте массовых политических движений Российско-американского университета.
1993–2003 — трудился в центре политической конъюнктуры России (1993–1995 — научный сотрудник, 1995–1997 — руководитель информационно-аналитического управления, 1997–2000 — заместитель директора, 2000–2003 — заместитель генерального директора).
Одновременно в 1997–2003 годах являлся научным сотрудником Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН), в 2003–2006-х — руководителем центра социальной информации ИСПИ РАН.
С сентября 2003 года — генеральный директор ВЦИОМ.
При Федорове развитие ВЦИОМ обусловлено совершенствованием методологической базы, обновлением исследовательского инструментария, расширением бизнес-активов и клиентского портфеля, активным взаимодействием со СМИ.
Является руководителем научного совета ВЦИОМ, членом совета директоров ВЦИОМ (с 2006 года), а также главным редактором журнала «Мониторинг. Социальные и экономические перемены» (с 2003-го).
Является членом общественного совета при министерстве обороны РФ, членом экспертного совета при правительстве РФ, советником первого заместителя руководителя администрации президента РФ (с 2012 года).
С 2009-го — кандидат политических наук, тема диссертации — «Теоретические основы изучения электорального поведения россиян в период становления современной российской государственности». С 2009 года — профессор Высшей школы экономики.
С конца ноября 2020-го — ведущий программы «Война и мир» на радиостанции «Комсомольская правда».
Следующий переломный этап — февраль–март 2022 года, начало СВО. Тогда общество определялось: кто за, кто против, кому вообще до лампочки. В результате большинство поддержало президента и спецоперацию. После этого возник интересный феномен, который китайцы называют «прилив поднимает все лодки». Поднялись оценки уровня одобрения фактически всех властных институтов. Лидировал, конечно, президент. Но и губернаторы резко стали лучше выглядеть в глазах людей, и правительство.
В марте 2022 года рейтинг кабинета министров приблизился к 50 процентам. Дальше в течение двух лет СВО были подвижки вверх-вниз, в основном связанные с социально-экономической ситуацией. Произошел разгон инфляции, что всегда воспринимается очень болезненно россиянами. Началась санкционная война — возникли опасения, что наши магазины опустеют, и так далее и тому подобное. Затем шоковое воздействие оказала частичная мобилизация в сентябре 2022-го. Все это в моменте негативно сказывалось на рейтинге правительства.
Но с конца 2022 года мы видим, что общество в целом адаптировалось к новой ситуации и оценка работы правительства пошла вверх. В пике она доходила до 53–54 процентов. Сегодня же достигла почти 57 процентов, это цифры конца марта. Налицо общее улучшение социально-экономической ситуации, рост социального оптимизма, расширение горизонта планирования, позитивные (для работников) изменения на рынке труда, снижение инфляции, рост доходов населения. Общее ощущение: самое тяжелое позади, дальше будет лучше.
Таким образом, четыре очень непростых года, из которых первые два связаны с пандемией, а вторые — с СВО, правительство прошло вполне уверенно. И если сравнивать начало и финал, то кабинет за это время нарастил свой рейтинг почти на 17 процентов. Люди признают его заслуги в стабилизации обстановки в стране, преодолении кризисных явлений и острых проблем на фоне серьезного внешнего давления. Аванс народного доверия был отработан в полной мере.
— Мнение людей формируется исключительно из собственного восприятия работы правительства или имеют значение и оценка депутатов во время отчета в Госдуме, и то, что Путин говорит?
— В первую очередь имеет значение ощущение самих людей, жизнь становится лучше или хуже. И второй вопрос: что в этой связи делает правительство — действует, активничает, принимает решения, борется или его не видно и не слышно? Кроме того, важна позиция президента, его оценка качества работы правительства. Мнение Государственной Думы несколько менее важно, в силу того что в нашей системе власти представительная ветвь занимает не самое центральное положение. Да и имидж депутатов пока не такой позитивный, чтобы люди на их оценки всерьез ориентировались. Если и ориентируются на чьи-то оценки, то это оценки президента.
— Какие блоки правительства вызывают наибольшее доверие, а какие — наименьшее?
— Традиционно у нас всегда лучше оценивали работу силового блока, похуже — экономического и совсем слабо — социального.
Что поменялось? После начала СВО оценки практически всех институтов пошли вверх. Это коснулось и таких традиционно проблемных сфер, как социальная политика и экономическая. Дальше я буду оперировать индексами оценок, фиксирующими разницу между теми, кого эта политика устраивает, а кого нет. Чем выше значение индекса, тем выше уровень одобрения.
Итак, в начале славных дел — в январе 2020 года — индекс экономической политики составлял всего 16 пунктов. И дальше на протяжении «ковидной» двухлетки особо не поднимался. Были даже моменты, когда он снижался до нуля (то есть доля одобряющих равнялась доле неодобряющих). Например, в августе — сентябре 2021-го индекс был ноль. Повышательной тенденции мы не видели.
Рост одобрения экономической политики стартовал в феврале–марте 2022 года. Буквально за месяц индекс с 5 пунктов вырос сначала до 22, потом до 39 и достиг 45 пунктов в конце апреля 2022-го. Сейчас этот индекс еще выше — 51 пункт. Таких высоких оценок вообще никогда не наблюдалось за всю историю измерений.
Были ли за последние два года моменты снижения? Да. В конце 2022-го индекс упал до 36 пунктов. В августе 2023 года тоже снизился до 36 пунктов. Но потом свое падение отыгрывал. Нынешний период непрерывного повышения длится с ноября 2023-го, с того времени индекс вырос с 40 до 51. Это значит, что экономическая политика пользуется устойчивым и растущим одобрением населения.
«С началом СВО сильно изменились критерии оценки. Произошло «объединение вокруг флага», выросла лояльность политике властей на всех направлениях, не исключая экономику и социалку»
«Выросла лояльность политике властей на всех направлениях»
— С чем вы это связываете?
— Думаю, с началом СВО сильно изменились критерии оценки. Произошло «объединение вокруг флага», выросла лояльность политике властей на всех направлениях, не исключая экономику и социалку. Это стало следствием роста ценности единства нации в ситуации, когда Запад объявил нам санкционную войну.
Затем по мере нормализации и рутинизации вступили в дело новые факторы. После кризиса 2022 года запустился широким фронтом новый экономический подъем. С февраля 2023-го начался реальный рост доходов людей, упавший в результате скачка инфляции в 2022-м. Появились признаки оживления в целом ряде отраслей и регионов. Вырос спрос на труд, бизнес начал инвестировать в производство.
Вообще, инфляция, уровень доходов, состояние рынка труда обычно формируют оценку экономической политики и работы правительства в целом. Есть ли у людей возможность сменить место работы, не потеряв в заработке, а лучше выиграв, или надо держаться за то, что есть, и не ругаться с начальством? Что мы видим сегодня? На рынке труда огромный дефицит рабочих рук. Люди перестали держаться за свое рабочее место, почувствовали себя на рынке труда не бедными родственниками, а прямо-таки хозяевами. Теперь даже регионы борются не столько за инвестиции, сколько за кадры. Деньги есть, а вот с людьми похуже.
Рынок труда превратился из рынка работодателя в рынок работника. Как результат, растут оптимистичные ожидания населения. Народ берет ипотеку, строится. Неслучайно Центробанк держит высокую ставку, пытаясь бороться с перегревом экономики. Перегрев означает, что экономика растет быстрее нормальных, по мнению экономистов, темпов.
Итак, у нас сейчас очень высокие оценки работы экономического блока правительства, и это неслучайность. Если посмотреть динамику четырех лет, то индекс с 16 пунктов в январе 2020 года поднялся до 51 пункта в конце марта 2024-го. То есть рост трехкратный!
— Что с социальным блоком?
— Давайте посмотрим на социальную политику. Тут тоже начинали не с ахти какого уровня: в январе 2020-го было 24 пункта. А сейчас уже 54. Больше чем в 2 раза вырос индекс за четыре года работы правительства. На формирование данного индекса влияют три главных аспекта. Как работает здравоохранение? Доступное ли оно, качественное? Что с лекарствами? Что с квотами на операции? Можно ли вылечиться, при этом не разорившись, или нет? Второй фактор — образование, его качество и доступность. Третий аспект — пенсионное и социальное обеспечение. Платит ли государство тем, кто не может сам себя обеспечить? Сколько платит, насколько регулярно, расширяется эта помощь или нет?
Вот такие параметры оценки. Уверен, результат мог быть и выше, но его подкосила постковидная ситуация в медицине. Несмотря на огромные усилия и вложения! Многие врачи выгорели, некоторые люди потеряли веру в медицину. Сказались баталии по поводу вакцин, пропаганда «ковидоскептиков», встречные попытки властей жестить с обязательной вакцинацией. Сегодня мы видим дефицит врачей, рост стоимости лекарств, быстрое удорожание платного сегмента здравоохранения.
В 2022 году главным поражающим фактором стал всплеск инфляции, который особенно больно ударил по положению уязвимых групп населения, а они и являются объектом социальной политики. С 2023-го началась стабилизация. Правительству пришлось действовать весьма энергично, деньги впрыскивать в разные сектора нашей социальной политики. Ситуацию удалось сначала удержать, а затем она стала улучшаться. Уровень бедности начал снижаться в связи с падением безработицы и ростом доходов граждан.
Плюс специальные меры поддержки: прямые выплаты семьям, льготная ипотека, перенесение материнского капитала со второго ребенка на первого, разнообразные молодежные программы. Много чего было сделано. В итоге мы видим, что сегодня уровень одобрения социальной политики беспрецедентно высокий — 54 пункта. Итак, по двум блокам, экономическому и социальному, за последние два года произошел резкий рост позитивных оценок. Это большой успех.
«Сегодня уровень одобрения социальной политики беспрецедентно высокий — 54 пункта»
«Для населения главные фигуры правительства — это Мишустин, Шойгу и Лавров»
— Как люди оценивают деятельность Михаила Мишустина в качестве председателя правительства? Как его воспринимают?
— Мы регулярно задаем вопрос: вы доверяете или не доверяете Мишустину? Начинал он в январе 2020 года с 52–54 процентами доверия, а сегодня ему доверяют 64 процента. Если же говорить об одобрении работы персонально Мишустина на посту премьер-министра, то начинал он с 42 процентов, а сегодня достиг 54.
Политическая биография Мишустина за четыре последних года тоже разбивается на два больших этапа. Борьба с ковидом, борьба за выживание и победа в санкционной войне. При этом премьер с самого начала имел хорошую базу. А за последние два года ее существенно нарастил. С чем это связано? Первый фактор, конечно, — это поддержка и доверие со стороны президента. До назначения премьер-министром общество мало знало Мишустина. И работой он занимался неблагодарной — налоги собирал, мало кто налоговиков любит. Но президент ему доверил важнейший пост, поделился с ним общественной поддержкой.
Судя по динамике рейтинга за четыре года, Мишустин доверие людей оправдал. Что выделяют те, кто позитивно его оценивает? Он очень активный, постоянно в движении, работе, принимает решения и так далее. Кроме того, он весьма деловой, компетентный и конкретный, высококлассный управленец. Я бы назвал его технократом в положительном смысле слова. Мишустин глубоко погружен во все экономические детали, очень хорошо их понимает, очень ответственный человек и качественно руководит.
Отмечают люди и открытость премьера. «Человек в футляре», «застегнут на все пуговицы» — это не про Мишустина. Открытый стиль востребован в наше время, когда государственный деятель, управленец высокого уровня встречается с людьми, интересуется их проблемами, разговаривает с ними уважительно. У Мишустина это получается.
Ну и, конечно, играют роль результаты работы правительства, перемены в лучшую сторону. О рынке труда я уже говорил. Давайте посмотрим на рынок жилья: резко увеличились ввод и продажа жилья. Ипотека рекорды поставила. Понятно, что есть вопрос по ценам. Но берет народ кредиты. Центробанк борется, пытается сократить выдачи по ипотеке. Все равно берут! А если берут, значит, верят, что смогут отдать. Это важный момент: люди верят, что завтра будет лучше, чем сегодня.
— Кроме премьер-министра, кто самый популярный министр, а кто непопулярный? Других членов правительства люди выделяют?
— У нас есть открытый вопрос о доверии. Открытый — это когда мы никаких подсказок не даем, а просим назвать политиков, которым граждане доверяют. Тут обычно доминируют публичные политики: президент, премьер, лидеры партий. А из правительства присутствуют силовики, традиционно министр обороны и министр иностранных дел. Для населения главные фигуры правительства — это Мишустин, Шойгу и Лавров.
«Политическая биография Мишустина за четыре последних года тоже разбивается на два больших этапа. Борьба с ковидом, борьба за выживание и победа в санкционной войне»
«Запрос на новую элиту, конечно, есть»
— Во время послания Федеральному Собранию Владимир Путин говорил о новой элите, о том, что она должна формироваться из людей, прошедших СВО. А есть ли в обществе запрос на новую элиту?
— В чем вечная и главная претензия нашего общества к элите? Это люди образованные, умные, компетентные, богатые, но… работают они в основном на себя! Личный вектор у них неправильно выстроен. А народ считают, что нужно по-другому: больше думай о Родине, меньше о себе. Но за последние два года критичность к элитам резко упала.
Мы видим, что представители элиты сделали выбор. Одни сбежали, другие остались и работают на страну. А есть еще те, кто «вошел не в ту дверь» и теперь отмаливает грехи. Кого больше? Тех, кто остался. Сбежало тоже немало, но это в основном шоу-бизнес, блогеры и прочая гламурная публика. Все серьезные люди — руководители, политики, бизнес — остались и вкалывают по полной! И люди это видят. Поэтому критичность к действующей элите снизилась.
Но запрос на новую элиту, конечно, есть. Общество хочет, чтобы в ней было больше молодых, перспективных, современных людей. Но ключевой фактор (он и раньше был проявлен, а сейчас стал главным) другой — это должны быть наши люди, настоящие патриоты, которые будут стоять до последнего за Россию, не предадут. Вот на такую элиту есть запрос!
— Нет ли в обществе скепсиса, что старые элиты, несмотря на установки президента, будут тормозить процесс выдвижения новой?
— Многое будет зависеть от того, взойдут ли новые звезды. Пока все в самом начале. Будущие политические звезды сегодня на фронте и в ВПК. Только после победы этот вопрос перейдет в практическую плоскость. Но уже сейчас к нему надо готовиться. И подготовка идет. Мы видим как минимум две линии такой подготовки.
Первая: все партии стараются фронтовиков включать в свои списки, тестировать их потенциал пока на маленьких выборах в законодательные собрания или горсоветы. Понятно, что это только разминка. А главный приз — выборы депутатов Госдумы 2026 года.
Вторая линия: подготовка новых управленцев из тех, кто прошел зону СВО. В свое время «Школа губернаторов» так начиналась. И сейчас у нас абсолютное большинство глав регионов — ее выпускники. «Школа губернаторов» реально стала кузницей кадров, это уже никто не оспаривает! Наоборот, по ее примеру другие программы запускают. И вот программа по обучению управленческим компетенциям вчерашних бойцов только-только стартовала. Через несколько лет можно ожидать результатов, когда эти ребята начнут занимать серьезные посты. Им сначала нужно «на земле» поработать, показать себя в мирной жизни. Не у всех это получится, разумеется.
Думаю, что, помимо таких двух линий, будут и другие. Президент крепко взялся за данную тему. И многие люди его в этом поддерживают. Они понимают, что воевавшие ребята не подведут и их надо выдвигать дальше по государственной линии. Но при этом, конечно, нужно учить их и помогать им. Потому что воевать — это одно, а управлять мирной жизнью — совсем другое. Необходимо подучиться сначала!
— Верят ли люди тому, что новая элита будет принципиально иной? Ведь сегодня некоторые чиновники специально едут в зону СВО, Донбасс, чтобы получить возможность карьерного продвижения.
— Если в военной ситуации, для того чтобы продвинуться по карьерной лестнице, кто-то просится в посольство в какую-нибудь из недружественных стран, — это одно. А если человек просится в зону СВО и готов под снарядами и ракетами работать — это совсем другое. Согласны? Во втором случае люди реально рискуют жизнью и здоровьем.
Но даже если они поработали там и получили назначение здесь, то какие показывают результаты? Есть хороший пример: Виталий Хоценко, губернатор Омской области. Был до этого председателем правительства ДНР. Выходец из хорошей семьи. Можно сказать, принц! А принцев никто не любит. Все подозревают, что принцы сами ничего из себя не представляют, а должности получает только по наследству, по протекции. И что мы видим в случае Хоценко? Во-первых, управляет компетентно. Во-вторых, с людьми общается открыто и уважительно. Поэтому и рейтинг у него высокий.
— То есть опыт СВО не гарантия того, что человек сделает управленческую карьеру?
— Нет, не гарантия, но существенный плюс, трамплин. Служба в зоне СВО — это хорошая заслуга и действительно помогает с карьерным продвижением. А дальше человек должен себя проявить в мирной жизни. Конечно, не у всех получится.
Пока массового явления, когда съездили в зону СВО, а потом вернулись и резко пошли в гору, нет. Думаю, скорее надо ждать другого процесса. Новые регионы нуждаются в кадровом управленческом ресурсе в очень большой степени. Для тех, кто хочет строить карьеру, это хорошая площадка для самореализации. Потому что там и уровень, и качество жизни, и качество управления очень сильно отстают от «старых» российских территорий. Даже базовые потребности людей в значительной степени не закрыты. Именно на этих новых территориях будут строиться многие яркие, сильные, интересные карьеры. В ближайшие годы — точно.
— А есть ли у простых людей интерес продвигаться во власть и желание войти в будущую элиту России?
— У простых людей и желания простые: семья, достойный доход, дети… Карьеристов у нас не так много. И желающих стать, например, бизнесменами, тоже. Если карьеристов и желающих стать бизнесменов становится неожиданно много — это диагноз: перепроизводство элит! В данном случае резко растет социальная напряженность, становятся вероятными революции и перевороты. У нас такое было в 1980-е годы, и закончилось все плохо — распадом СССР.
Старые структуры рухнули, и открылась масса возможностей. Простые инженеры или завлабы прыгнули в министры или губернаторы, спортсмены стали бандитами, а учителя — челноками. Вот такая социальная революция 1990-х годов.
— Меняются ли тенденции по социальным лифтам из-за дефицита людей и конкуренция на рынке труда?
— Сегодня у нас дефицит кадров при широких возможностях продвижения, особенно для молодых и рьяных. В социальных лифтах появились новые кабинки, и вас там ждут! Количество позиций расширилось. Это хорошее время для карьеристов, хотя и небезопасное. Время высоких рисков и больших возможностей. И далеко не только в зоне СВО.
Но для огромного большинства людей приоритет — не стать начальником, а устроиться в жизни. Стать успешным, реализовать себя, получать достойный доход. Наслаждаться жизнью, и чтобы семья была нормальная, любящая, здоровая. Это идеал современного российского человека.
«Сегодня у нас дефицит кадров при широких возможностях продвижения, особенно для молодых и рьяных»
«Антииммигрантские настроения у нас резко пошли вниз»
— Кстати, после завершения СВО вы предсказываете слом морально устаревшей партийной системы. К чему мы можем прийти? К двухпартийной системе?
— У нас есть три безусловно «живые» партии: «Единая Россия», КПРФ и Новые люди. У каждой из них есть свои преимущества и свои проблемы. Уверен, при любом раскладе эта тройка пройдет в Госдуму-2026. А вот остальным придется постараться, и не факт, что получится.
— Что сегодня в большей степени волнует людей? СВО или экономические вопросы, теракты, миграция, еще что-то?
— Все, что вы сейчас перечислили, — это элементы повестки дня. СВО в ней находится уже два года и остается на первом месте. Наверное, так и будет до момента заключения мира или перемирия.
Иммиграция людей тоже беспокоит, но это тема событийная. За последние два года только одно событие в данной сфере было очень резонансным — теракт в «Крокусе». Все остальное носило сугубо локальный характер. Наши радикальные националисты регулярно пытаются разгонять темы, связанные с преступлениями иммигрантов. Но они пока не прорываются в федеральную повестку. Люди об этом не думают. Наоборот, антииммигрантские настроения у нас резко пошли вниз. Это долгосрочный процесс, который длится уже 10–12 лет.
Сейчас в связи с «Крокусом» тема мигрантов в повестке. Точно так же, как и тема терроризма. Через какое-то время и она уйдет.
Что еще в повестке? Здравоохранение. Население стареет, потребность в качественной и доступной медицине растет. А возможности растут с большим лагом. Дефицит врачей, дороговизна лекарств людей беспокоят постоянно.
— Как воспринимается реакция властей на такие трагедии, как наводнения, теракт в «Крокусе»?
— Паводки стали главной темой в повестке, затмив даже СВО, — таковы данные наших коллег из ФОМ. Действительно, климатические изменения происходят все быстрее и обретают все большие масштабы. Отсидеться нам, самой крупной стране мира, не удастся. У нас, кроме рек, еще и вечная мерзлота, которая из-за потепления начнет «плыть», превращаться в гигантские болота. Свайные строения станут проседать, мы будем тратить миллиарды на их укрепление и ремонт. И к нам же, скорее всего, потекут потоки климатических беженцев… Вот такое нерадостное будущее. ВЦИОМ недавно издал книгу Ивана Засурского «Зеленый разворот», посвященную изменению климата. Всем рекомендую ее прочитать, чтобы понять, что нас ждет и что мы должны сделать, чтобы нашим детям и внукам было где жить.
— Недавно на Грушинской конференции, которую ежегодно проводит ВЦИОМ, шла речь о том, что является нормой. Там говорилось, что наше общество остается демобилизованным, что для него война — аномалия. Это значит, что людей СВО волнует прежде всего с точки зрения того, когда она закончится?
— Если бы для нас война была нормальна, то спецоперация не стояла бы на первом месте среди тем, которые волнуют людей: ну война и война, что на нее обращать внимание? А то, что СВО на первом месте, говорит о том, что ситуация ненормальная, и все хотят, чтобы она завершилась как можно быстрее!
Вопрос в том, на каких условиях она закончится. Если на условиях минских соглашений, то это россиянам не подходит. А на других, российских условиях не готовы мириться Украина и Запад.
Так что продолжаем воевать. Наше общество к этому готово. Потому что хочет, чтобы результатом СВО стало надежное обеспечение безопасности нашей страны на западном направлении. А без денацификации, демилитаризации, нейтрализации Украины это невозможно. Поэтому массовый настрой людей такой: будем сражаться дальше, пока не добьемся провозглашенных целей. Есть еще порох в пороховницах, не притомились еще наши казаки!
— На Грушинской конференции политолог Алексей Чадаев поднял тему о том, что время Пугачевой и Гребенщикова, которые пропагандировали личные интересы, закончилось. Сегодня возвращается время больших идей и больших героев. А как люди воспринимают Пугачеву? Остается ли она лидером общественного мнения или уже нет? А такие люди, как Shaman или Александр Дугин, воспринимаются ли новыми героями, лидерами общественного мнения?
— Так как верхушка нашей культурной элиты в основном дезертировала, отношение людей к ней резко поменялось к худшему. Вырос, соответственно, запрос на новые лица. Пока наиболее успешно на него отвечает Shaman. В 2023-м он стал певцом года, по нашим данным. Что до Дугина, то абсолютное большинство россиян его пока не знает. А Пугачеву, наоборот, знают и помнят, но ее нынешнюю позицию не принимают. Похожая ситуация с Акуниным* и прочими иноагентами.
* включен в список иноагентов, а также в перечень экстремистов и террористов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.