«Очень много туристов, должно быть все красиво! Мы давно хотели этого, будет цивильно», — говорят продавцы главной казанской подземки у «Кольца» о грядущей реновации. Пешеходный переход на улице Пушкина, как и весь центр столицы РТ, решили в ударные сроки «причесать» к Играм и саммиту стран БРИКС. Владелец ларьков спустя несколько лет прислушался к требованиям властей города и согласился навести красоту. Неудобства пешеходам придется потерпеть до лета. О том, поменяется ли состав арендаторов и сколько стоит снять место в гуще трафика, а также эксклюзивные эскизы торговой галереи — в материале «БИЗНЕС Online».
Подземку на Пушкина обновят к началу лета
В подземном пешеходном переходе на ул. Пушкина (станция метро «Площадь Тукая») накануне стартовал демонтаж павильонов с цветами, вейпами и прочими безделушками. Как выяснил «БИЗНЕС Online», подземку между улицами Баумана и Петербургской ждет масштабное обновление к Играм стран БРИКС. Собственник помещений — ООО «Сагаис» Рестама Салахова, работающее здесь еще с 90-х годов, — с неоднократной подачи города взялся за реновацию.
Сейчас переход производит удручающее впечатление: при спуске в нос бьет запах сырости, глаза привыкают к полумраку и многообразию аляповатых вывесок. Лакомое для продажи место не опустеет — торговые точки будут в единой стилистике, появится отдельный павильон для охраны и точка по продаже татарской кулинарии.
«За неделю, я думаю, мы все демонтируем и за месяц соберем все новое. Реализовать проект планируется до начала Игр БРИКС, которые начинаются с 12 июня. Мы хотим улучшить вид нашего города. Поэтому наняли очень много народу, чтобы ускорить процесс, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Салахов. — Работы идут 24 часа в сутки, чтобы как можно меньше создавать неудобств для жителей города».
В целом торговцы реконструкцию ждут и надеются, что она значительно улучшит внешний вид перехода
По словам Салахова, это уже третье обновление павильонов в переходе. В прошлом году компания вновь выиграла торги на размещение нестационарных торговых объектов со сроком на 10 лет. «Для города очень важно, чтобы подземный переход на одной из центральных улиц обрел современный облик, и мы рады, что собственник наконец решил вложить средства в его обновление», — отметили в исполкоме Казани.
22 новых торговых павильона займут более 182 «квадратов» подземки. Фасады магазинчиков оформят витражным остеклением, вывески будут в едином стиле. Предполагается, что пространства для прохода станет больше, найдется место и для зелени в горшках.
«Там будет очень красиво. Проект целиком согласован с главным художником города, исполкомом. В этом смысле мы полностью под контролем. Заказывали проект не мы, а главный художник города (Жанна Белицкая — прим. ред.). Несколько раз мы его переделывали, согласовывали: и цвет, и свет, и качество материалов — мы выбрали все только самое лучшее», — поделился Салахов. Он не стал называть цену проекта, но вновь подчеркнул, что он «очень дорогой»: «Там будут использованы современные материалы. Во-первых, все противопожарное. Во-вторых, появится новое оборудование в павильонах: теперь это будет функционировать не „в окошко“, а в формате проходных. Все будет в стекле, рамы только алюминиевые. Освещение — целиком другое. Тональность будет такой спокойной, неяркой».
22 торговых павильона займут 182,4 кв. м из отведенных 184. Площадь типового павильона составит 9,12 кв. м, угловых (всего их 4) — 4,56 кв. метра
«Должно быть все красиво, а у нас как в 90-е»
Кто же займет обновленные площади оживленного пешеходного перехода? По словам соучредителя «Сагаиса», состав арендаторов вряд ли претерпит изменения. «Мне жалко тех, кто там столько лет уже находится. Долго боролись за сохранение их рабочих мест. Само размещение предполагает реализацию попутных товаров. Поэтому сейчас придумывать что-то новое [не планируется]. Единственное, что хотим запустить новое там, — пункт быстрого питания татарской кухни. Ну знаете, чтобы люди по пути могли приобрести какой-нибудь эчпочмак, перемяч, татарский чай и так далее».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» спустился под землю, чтобы узнать, что сейчас творится под площадью Тукая. С необходимостью преображения продавцы согласны, но, кроме эстетической составляющей, их волнует и практическая сторона. «Отопление, может, будет, а то сейчас нет, зимой холодно», — рассказывают в киоске с вейпами.
Работы по демонтажу павильонов с цветами, вейпами и безделушками начались в четверг вечером
В целом же торговцы реконструкцию ждут и надеются, что она значительно улучшит внешний вид перехода. «Очень много туристов, должно быть все красиво, а у нас как в 90-е. Мы давно хотели этого, будет цивильно, все новое, красивое, вид-то, посмотрите, уже какой», — кивает продавщица цветов в сторону еще не разобранных киосков.
Компенсируют ли торговцам вынужденный простой и привлечет ли реконструкция новых покупателей, продавцы пока не знают. Не видели они и эскиз нового проекта.
«Аренду, не знаю, поднимут или нет, но рады, конечно. Не знаю, как что будет, ничего не показали, сказали только, что через месяц-полтора нас поменяют. Где мы будем [в это время], не знаем», — говорит продавец восточного парфюма, который также представился и владельцем точки. То же самое сообщают и его коллеги в цветочном павильоне: «По срокам не говорили, надеемся, что скоро. Тут же быстро, сначала одну сторону сделают, потом мы по очереди, чтобы людей не шокировать. Уже заказаны все киоски, все готово».
Подорожание стоимости аренды помещений не планируется, отметил Салахов. Сколько торговцы платят сейчас, он не раскрыл. «Если предприниматели остаются те же — значит, их все устраивает, да? Все арендаторы согласны. Мы не повышаем ничего ни на копеечку. Там объем-то и не такой уж большой», — рассказал он.
Напомним, в 2019 году от главной подземки города предлагали избавиться в связи с реконструкцией «Кольца»
Москвичи предлагали снести переход, но город идею отверг
Еще в 2019 году от подземки на площади Тукая предлагали и вовсе избавиться в связи с будущей реконструкцией «Кольца». В проекте концепции от московской студии Heads Group так и говорилось: «На остановке на улице Пушкина организовывается автобусный павильон и спуски в метро. Подземный пешеходный переход заменяется на наземный переход, улица Пушкина сужается». Однако позже от этой идеи отказались.
А два года назад 27 точек здесь попали в перечень самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества, подлежащих демонтажу и перемещению, — у арендаторов павильонов тогда истекли сроки аренды помещений. Как сообщали в мэрии, предприниматели должны были обновить павильоны, сделать их более современными и удобными. Теперь, когда торги выиграны, собственник может инвестировать с уверенностью, что не потеряет вложения.
Торговлю в подземке у «Кольца» «Сагаис» застолбил за собой до 2033 года. По данным «Контур.Фокуса», выручка компании на конец 2023-го составила всего 3,7 млн, при этом чистый убыток — 850 тысяч. Директор «Сагаиса» — Андрей Гаврилов, он также является соучредителем фирмы вместе с Салаховым и Еленой Зюзей.
Поменяет свой стиль логотип Казанского метрополитена. Судя по эскизам, здесь он будет красного цвета вместо стандартного зеленого
Салахов достаточно известный казанский предприниматель, по крайней мере в узких кругах. Не так давно его имя всплыло в конфликте вокруг казанского рынка «Родина». Вот уже несколько лет он и его бывшая супруга воюют с нынешней владелицей рынка Ильсеяр Хайретдиновой за возвращение некогда своей проданной доли. Битва за этот лакомый кусочек земли в районе Горок проходит пока безуспешно для Салахова. Впрочем, недавно в гражданский спор включились силовики.
Всего на территории Казани размещение нестационарных торговых объектов возможно в 6 подземных переходах. Помимо предпринимателей, арендой торговых помещений занимается и само МУП «Метроэлектротранс». Площадь точек — от 1 до 50 кв. метров. Это места как для банкоматов, так и для магазинчиков побольше.
Вакантные места есть на станциях метро «Площадь Тукая» и «Проспект Победы». Цены зависят от проходимости и площади точки. К примеру, снять павильон площадью в 35 «квадратов» стоит 2,4 тыс. рублей за 1 кв. м, столько же и за ларек вдвое меньше. Открытые предложения по аренде помещений в казанском метро представлены на сайте ООО «Квинтэс-Групп» Эльвиры Абдулхаковой и Ивана Кузнецова. Компания занимается реализацией помещений от «Метроэлектротранса». В прошлом году в подземку на проспекте Победы даже заходил федеральный «Магнит» со своим киоском «Магнит Go» — его презентовали как первую точку сети в России, расположенную именно в метрополитене. Однако проработал он совсем недолго и закрылся. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе подземки, обновления внешнего вида торговых точек в ближайшее время не планируется.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.