Свет в горах и сумерки в Абу Даби, Возрождение и Вознесение, вальс в Москве и марш в Багдаде — все это можно было услышать на концерте «Московские истории», прошедшем в Большом зале столичной консерватории Свет в горах и сумерки в Абу-Даби, Возрождение и Вознесение, вальс в Москве и марш в Багдаде — все это можно было услышать на концерте «Московские истории», прошедшем в Большом зале столичной консерватории

«Каждый народ вносит свою неповторимую краску в картину мира»

Программа из цикла «Жемчужины русской и вьетнамской музыки» олицетворяет модный тренд нынешней концертной жизни — альянс культур. Отрадно, что обоим героям вечера он дался легко и свободно. Современного классика татарской музыки Рашида Калимуллина вполне можно назвать «человеком мира» и по географии путешествий, и по «географии» партитур (это демонстрируют и две его мировые премьеры, вошедшие в программу). А для сайгонца Ле Ты Миня Россия почти вторая родина: композитор и поэт обучался в Московской военной академии и перевел 100 русских народных песен на вьетнамский язык.

Интернациональный флер уже в начале концерта задала его ведущая Самира Латып. Она отметила, что «каждый народ вносит свою неповторимую краску в общую картину мира, что конечно, отражается и в музыке». Также автор программ на радио «Орфей» вспомнила знаменитую цитату Чайковского: музыка — это «сокровищница, в которую каждая национальность вносит свое на общую пользу», и подчеркнула, что «во все времена музыкальное искусство было точкой опоры, поводом для философских размышлений, источником радости и вдохновения».

Культурный союз на правах именинника (позавчера ему исполнилось 67 лет) возглавил Калимуллин — и по числу сочинений, и по их объему (который составили три симфонические сюиты и концерт), и по общению с публикой — после каждого опуса председателя правления союза композиторов РФ и председателя союза композиторов РТ вызывали на поклоны. Произведения Ле Ты Миня на таком фоне напоминали лирические интермедии, но его соотечественников в зале это не огорчало, они с упоением снимали вечер на мобильные телефоны.

Культурный союз на правах именинника (позавчера ему исполнилось 67 лет) возглавил Калимуллин — и по числу сочинений, и по их объему (который составили три симфонические сюиты и концерт), и по общению с публикой — после каждого опуса председателя правления союза композиторов РФ и председателя союза композиторов РТ вызывали на поклоны Культурный союз на правах именинника (позавчера ему исполнилось 67 лет) возглавил Калимуллин — и по числу сочинений, и по их объему (который составили три симфонические сюиты и концерт), и по общению с публикой — после каждого опуса председателя правления союза композиторов РФ и председателя союза композиторов РТ вызывали на поклоны

Между Москвой и Вьетнамом

За теплый прием в столице Калимуллин отблагодарил меломанов «Московскими историями». Новая партитура продолжает ряд посвящений композитора городу (до этого были триптих «Москва, здравствуй, я пришел», цикл «Москва любимая» и пьеса «Москва спортивная»). Сегодня Красноглавую композитор видит идиллически. Это и божественный свет на «Воробьевых горах», запечатленный в кантилене струнных. И вековая история шедевров «Третьяковки», разворачивающаяся в квазибарочных секвенциях. И непрерывная жизнь «Александровского сада», текущая в ритме вальса. И величие «Триумфальной арки», озвученное «голосами» тембров. И драмы на «Манежной площади», заключенные в экспрессивных тутти. Музыка не иллюстрирует знаковые достопримечательности города, а погружает их в контекст истории, рождая многослойный процессуальный образ столицы.

Следом два романса Ле Ты Миня окрасили действие в небесные тона. Первый — «Возрождение» — звучал как ответ земной суете. Этому способствовали прозрачная вьетнамская пентатоника и хрустальный тембр ведущей солистки Большого театра Анны Аглатовой, сконцентрировавшейся на изящных переливах мелодии. Вторая музыкальная история — «Возвращаясь в материнский дом» — душевное объяснение матери и сына, воплощенное «дуэтом» именитого сопрано и оркестра.

Два романса Ле Те Миня окрасили действие в небесные тона Два романса Ле Ты Миня окрасили действие в небесные тона

К проблемам многополярного мира меломанов вернул Скрипичный концерт Калимуллина, уже прописавшийся в Москве благодаря виртуозу филармонии Станиславу Малышеву. В апреле он исполнил его в «Зарядье» на презентации оркестра казанского колледжа, а в БЗК повторил с ярким сольным посылом, объединив терпкий колорит Востока, орнаментальную молитву и драматическое танцевальное скерцо. Стоит отдать должное и Московскому государственному академическому симфоническому оркестру (МГАСО), деликатно уступившему лидерство солисту: маэстро Айрат Кашаев строго держал пульс и умеренную динамику, давая подопечным «развернуться» лишь в оркестровых соло.

Дары Ингушетии

Именинника продолжили чествовать и во второй части вечера. В числе почитателей его музыки оказался историк театра, соруководитель проекта «Ингушская симфония» Рустам Таркоев. После антракта он поздравил Калимуллина, отметив, что «тот делает благое дело». «Ваше творчество на протяжении многих лет вдохновляет нас. Вы в полной мере реализовали понимание и доказали, что национальную культуру нужно развивать…» — подчеркнул Таркоев, а после подарил композитору старинный ингушский струнный инструмент дахчан пандар.

Калимуллин, который много лет коллекционирует национальные инструменты, «ответил» Симфоническими танцами на ингушские темы «Свет в горах». Эпическое полотно переосмысляет местный фольклор в броских программных зарисовках на стыке шутки и любовной драмы. Четыре сценки — «Я жду тебя», «Дарида», «Лучше бы я тебя не встретила», «Выйду замуж только за своего молодого и красивого» — рисуют типовые национальные характеры и сюжеты. Они оживают благодаря богатой мелодике и искусной тембровой игре — от мрачной поступи меди и плача скрипок до взволнованного устремленного тутти.


Вознесение к сказке

От мирских страстей публику унесло калимуллинское «Вознесение» — трепетный вокализ для сопрано, органа и оркестра. Здесь надмирное сопрано Аглатовой срослось с глубоким гласом органа, за который отвечала уроженка Казани, хранитель короля инструментов «Зарядья» Лада Лабзина. Виолончелист ГАБТа Борис Лифановский чувственно продолжил «материнскую» тему в пьесе Ле Ты Миня «О, река в материнской деревне», а после слился с оркестром в песне без слов Калимуллина «Погружение».

Завершила вечер мировая премьера сюиты Калимуллина «Путешествие Алладина». Масштабная партитура погружает зрителя в мир восточной сказки за счет зримых звуковых картин — томного вечера в Абу-Даби, толпы в Иерусалиме, величественных мечетей в Стамбуле и ориентального марша в Багдаде. Орнаментика сплетается на сцене с богатством тембров и образов. Их пряный аромат через смычки и раструбы струится в зал, маня к приключениям.