То, что прощание с покойной прошло во дворе государственного музея изобразительных искусств РТ тоже не случайно, ведь именно здесь с 1969 по 1991 год искусствовед трудилась старшим научным сотрудником и заведующим отделом То, что прощание с покойной прошло во дворе Государственного музея изобразительных искусств РТ, тоже неслучайно, ведь именно здесь с 1969 по 1991 год искусствовед трудилась старшим научным сотрудником и заведующим отделом Фото: Надежда Мещерякова

«Подарила нам необыкновенное детство»

«Она прожила невероятную жизнь, подарила нам необыкновенное детство, — сказала „БИЗНЕС Online“ дочь покойной Ирина Кулакова, которую мама называла просто Иркэ. — Даже этот музей — я помню эти места, как здесь гуляла, потому что она вместо садика приводила нас сюда, на свою работу. И таким образом открывала детям мир искусства, поэзии».

Кулакова сегодня живет в Швейцарии, но сразу же приехала, как только узнала о случившейся трагедии. 78-летний искусствовед Розалина Шагеева 7 мая была приглашена в национальную художественную галерею «Хазинэ», что на территории Музея-заповедника «Казанский Кремль», где выступила на открытии персональной выставки «Время земных плодов» художницы Ирины Антоновой. А уже потом очень неудачно упала и ударилась головой. Карету скорой помощи не сразу пустили на территорию Кремля… По словам дочери, официальная причина смерти Шагеевой — кровоизлияние в мозг.

Так закончился земной путь человека, которого называли самым крупным из ныне живущих специалистов по татарскому изобразительному искусству.

Прощание с ней прошло накануне во дворе Государственного музея изобразительных искусств РТ. Здесь Шагеева трудилась с 1969 по 1991 год в качестве старшего научного сотрудника и заведующего отделом. Но Розалина Гумеровна осталась в памяти многих как многогранная личность с познаниями в истории, знаниями тюркских языков (она много переводила с фарси). А еще была художником и поэтом. В 2012 году ее выдвигали на Тукаевскую премию за поэтические сборники «Кара мәрҗән» и «Ниса», а лауреатом она стала через пять лет: была отмечена ее книга «Розы вечности: сборник статей на татарском и русском языках».


«Она была великолепным поэтом, у нее своя образная система, есть даже публицистические мотивы, была великолепным лириком, — сказал нашему корреспонденту председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла. — Буквально неделю назад пришла в союз писателей со своими книгами и объяснялась в любви не только ко мне, но и поэзии, сказала, что на следующей неделе она опять появится, чтобы поговорить о поэзии. Она была удивительной собеседницей, обо всем можно было говорить с ней. Она так могла рассказать о династии Каджаров в Иране или Сефевидов, о Захретдине Бабуре. А как великолепно знала татарскую поэзию!»

Но, пожалуй, самая удивительная история, связанная с Шагеевой, состоит в том, что именно она является автором идеи создания и установки знаменитой статуи «Хоррият». 40-метровая стела появилась перед зданием НКЦ «Казань» (нынешняя Нацбиблиотека РТ) в 1996 году. Скульптором стал Кадим Замитов, изобразивший птицу Хума — это одна из самых известных птиц в культуре тюркоязычных народов, которая является символом благополучия и удачи, а также считается предвестником счастья.

«Она очень хорошо знала историю и, изучив древние легенды, предложила создать скульптуру в форме птицы Хума, — рассказал бывший директор НКЦ и экс-председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров. — Розалина Гумеровна сама нашла исполнителя и вплоть до воплощения проекта в жизнь жила этим. „Хоррият“ стала нашим самым большим достижением, неспроста мы ее установили на самой высокой точке нашего здания. Она стала символом надежды, чаяний нашего народа того периода».

Кстати, сам скульптор Замитов спустя почти три десятилетия стал лауреатом премии им. Тукая 2024 года.

Розалина Гумеровна осталась в памяти многих как многогранная личность, с познаниями в истории, знаниями тюркских языков Розалина Гумеровна осталась в памяти многих как многогранная личность с познаниями в истории, знаниями тюркских языков Фото: Надежда Мещерякова

«Когда закрыли НКЦ и Музей Тысячелетия Казани, который был в нем, мы вместе с ней выступали против»

Шагеева занималась изучением памятников татарского декоративно-прикладного искусства. Одновременно приняла участие в организации первых, еще в Государственном музее ТАССР, экспозиций татарского искусства, а также персональных выставок художников, работавших с национальными темами и мотивами. Активно коллекционировала предметы искусства, живопись, в частности казанский авангард. Сама была талантливой художницей, говорит председатель набережночелнинского отделения союза художников России Ленар Ахметов.

«Она собирала в деревнях антиквариат — предметы декоративно-прикладного искусства татар, а также изучала современное искусство Татарстана. Как раз на волне суверенитета в 90-х годах появились новые татарские художники, которые делали новое татарское искусство. Она их искала, отслеживала их творческий путь, раскрывала, делала выставки, — напомнил „БИЗНЕС Online“ Ахметов. — Например, в Набережных Челнах ее очень ценят, ведь мало кто из искусствоведов может обратить внимание на то, что происходит на периферии, а она лично знала каждого художника. Шагеева была и самым авторитетным искусствоведом современности для нас. Подняла наше искусство на уровень столичного».

Ее часто приглашали в качестве эксперта в галерею современного искусства «БИЗОN». В последний раз она была здесь на выставке «Свои: выход из-под контроля», где, в частности, ее внимание привлекла картина московской художницы Ксении Сандеско «Сон о детстве».

«Я вижу здесь своеобразное напоминание — memento mori, — объясняла тогда искусствовед. — Не уходи в себя, не будь одинок. Возвращайся к этому общему инстинкту, какому-то духовному, древнему инстинкту жажды единения. Человеку одному нельзя. Он должен ощущать всех и вся».

Вчера же проститься с покойной пришла большая группа художников во главе с председателем союза художников РФ в Татарстане Анатолием Крыловым это Рабис Саляхов, Григорий Эйдинов, Альфия Саргин, Виктор Тимофеев, Мадьяр Хазиев, Наджип Наккаш и др.

Розалина-ханум активно участвовала и в национальном общественном движении, напомнил один из его аксакалов Галишан Нуриахмет: «Когда закрыли НКЦ и Музей Тысячелетия Казани, который был в нем, мы вместе с ней выступали против. Она обращалась и к президенту Татарстана, и в Москву, требовала восстановления Музея татарского национального искусства», — напомнил собеседник «БИЗНЕС Online».

Практически все отмечают и человеческие качества Шагеевой: она всем помогала, а известному ювелиру и реставратору Рафкату Мухаметшину, к примеру, содействовала в переезде из Ташкента в Казань. «В 1999 году она увидела мои работы, которые выставлялись в Болгаре, и пригласила в Музей татарского национального искусства, который был в НКЦ. Я с 2003-го проживаю в столице Татарстана», — сообщил Мухаметшин.

Практически все отмечают и человеческие качества Шагеевой Практически все отмечают и человеческие качества Шагеевой Фото: Надежда Мещерякова

«Я уверен, что она была из рода мурз»

Траурную панихиду вела директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. «В 1945 году, 28 июня, родилась Розалина Гумеровна в ныне деревне Бикет (выселок деревни Бишня, находившейся в Юдинском районе ТАССР, ныне Зеленодольский район РТ — прим. ред.), о которой она вспоминала очень часто с большой теплотой, радостью, счастьем. И воспоминания об этом месте, где она родилась и прожила неполных пять лет, просто струились из нее не только словами, но и поэзией», — сообщила Нургалеева.

Возможно, происхождением и объясняется гениальность покойной, сказал в своем выступлении депутат Госсовета РТ Зайдулла, ведь родилась она в тех местах, которые в XV веке населяли переселенцы из Нижнего Поволжья — ногайцы под предводительством исторического деятеля Казанского ханства Чуры Нарыкова: «Я уверен, что она была из рода мурз, аристократии, и вся ее элитарность, культура были заметны не только в душе, но и во всем внешнем облике».

Замминистра культуры РТ Дамир Натфуллин рассказал о личных встречах с Розалиной-ханум. «Человеком она была особым, я помню все наши встречи, после каждой оставались теплые впечатления. Я знал ее и 30 лет назад, был знаком с ее семьей. Уверен, она знала каждый экспонат музея, — сказал Натфуллин. — Когда мы будем говорить о музейных специалистах, искусствоведах, ученых конца XX – начала XXI века, они будут ассоциироваться с Розалиной Гумеровной».

Екатерина Ключевская в свое время пришла работать вместе с Шагеевой в Госмузей ТАССР. Она рассказала, что ее коллега была полностью погружена в служение татарскому народу, что проявлялось даже вне работы.

Свой последний приют главный татарский искусствовед нашла на татарской части мемориального комплекса «Курган» близ Казани Свой последний приют главный татарский искусствовед нашла в татарской части мемориального комплекса «Курган» близ Казани Фото: Надежда Мещерякова

«Во время застолья она вдруг начала говорить о красоте татарского языка, его певучести, мелодичности и буквально пропевала какие-то куски текстов на татарском языке, и это было просто завораживающе красиво по звучанию, ритмике, мелодике. И вот это умение превращать людей, окружающих ее, в своих единомышленников, тоже было одним из редких и драгоценных даров, которыми наделила ее природа», — сказала Ключевская.

Любовь ко всему татарскому Шагеева сумела привить и своим детям. Выступившие на панихиде дочери — Кулакова и Карина Булычева — подчеркнули, что именно благодаря маме считают себя частью татарской культуры. Свой последний приют главный татарский искусствовед современности нашла в мемориальном комплексе «Курган» близ Казани.