В Казани, в Кремлевском избирательном округе №3, на выборах в Госсовет РТ, которые состоятся 1 марта 2009 года, объявились сразу две (!) пары двойников.

Это можно назвать всероссийским рекордом – приём с двойниками в предвыборной борьбе используется довольно часто, но чтобы в одном округе и сразу две пары…

Всего в Кремлевском округе пожелали баллотироваться шесть человек. Претендент номер один – выдвиженец "Единой России", гендиректор МУП "Казгорэлектротранс" Асфан Галявов.

"Справедливая Россия" также выдвинула своего кандидата – это ведущий юристконсультант ООО "АСПАН" Гузель Бочкарева.

Вот у нее-то и появился двойник – самовыдвиженец Ольга Бочкарева, наставник кондукторов муниципального унитарного предприятия Казани "Метроэлектротранс". Она, конечно, по чистой случайности, тоже работник транспорта, как и единоросс Галявов.

Вторая пара двойников – тоже женщины, Воробьевы.

Что интересно, Людмила Воробьева также работает на транспорте – она водитель трамвая того же МУП "Метроэлектротранс". Её двойник Ирина Воробьева – индивидуальный предприниматель. Обе воспользовались правом самовыдвижения.

В этом же округе еще один самовыдвиженец – и опять транспортник! Это заместитель директора по кадрам МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие № 2" Казани Раис Файзутдинов.

Так что округ явно поставил и второй всероссийский рекорд – по числу представителей городского транспорта.

Комментарий к ситуации с двойниками газета "БИЗНЕС Online " по традиции получила и "справа", и "слева", задав экспертам вопросы:

1. Были ли у Вас двойники на выборах?

2. Считаете ли Вы приём с двойниками эффективным?

3. Как можно бороться с подобным приёмом?

ЕСЛИ КАНДИДАТА ЗНАЮТ, ДВОЙНИК ИЗБИРАТЕЛЕЙ НЕ ЗАПУТАЕТ

Александр Таркаев, депутат Госсовета РТ, председатель политсовета регионального отделения партии "Правое дело":

1. У меня никогда не было на выборах двойников.

2. Метод этот я считаю эффективным только в одном случае – если оба кандидата достаточно безлики. Потому что как можно перепутать? – только если ты ни одного не знаешь. Это же и рассчитано на введение в заблуждение. А заблуждение возникает только тогда, когда ты одного от другого ни по чему, кроме фамилии, не отличаешь. Поэтому я считаю, что если, скажем, в округ, где баллотируется Александр Штанин, поставить еще одного Штанина, от этого мало что изменится. Думаю, избиратели разберутся. Или, по крайней мере, возмутятся. Потому что, когда фигура известная, двойник не может запутать избирателей. Другая ситуация, когда идут два или три кандидата с одной фамилией, но ни первого, ни второго, ни третьего никто не знает.

3. А как с этим приёмом бороться – смотри пункт первый и второй. Если ты что-то из себя представляешь – вот и борешься.

ЛЮДИ МЕНЯЛИ ФАМИЛИИ, ЧТОБЫ ПОЙТИ В ДВОЙНИКИ

Александр Салий, депутат Госсовета РТ, экс-лидер регионального отделения КПРФ:

1. Мне двойника найти тяжело, потому что я людей со своей фамилией встречал по жизни раза четыре, не больше. А так – только родственники. Поэтому у меня двойников не было.

2. Насчет эффективности – с моей точки зрения, такой приём неэффективен. Он, конечно, раздражает. Но отбирает максимум процента три – три с половиной. Я помню, Сергею Шашурину подставляли двойника, Ивану Грачеву на выборах в Госдуму России. Но это, наоборот, как-то заостряло, привлекало внимание избирателей. Они видели двоих кандидатов с одной фамилией и начинали разбираться, кто есть кто? Это вызывало повышенный интерес – и за человека, фамилия которого на слуху, наоборот, голосовало больше. А двойники, как люди случайные, получали, повторю, всего около трех процентов голосов.

3. Бороться с этим приёмом практически невозможно – закон не предполагает никаких мер, никакой ответственности за выдвижение двойника. Я, скажем, знаю примеры, когда люди специально меняли свои имена и фамилии за три месяца до выборов, чтобы сыграть роль двойников. У меня практика-то большая, всего насмотрелся…

Елена Чернобровкина