Официальная инфляция в России перевалила границу в 8% в годовом выражении, ниже которой она держалась довольно долгое время. Хотя к этому показателю есть вопросы — рост цен за год составил порядка 18%. Как считает известный экономист Александр Виноградов, мечтать о снижении ключевой ставки в данной ситуации просто не приходится. На таком фоне российское правительство готовит ряд инициатив, которые еще сильнее затянут налоговую «удавку», — это и планы по повышению утилизационного сбора, и введение прогрессивной шкалы НДФЛ, вероятен также рост налогов с дорогостоящего имущества и земельных участков. Подробнее — в блоге автора, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online».
Российское правительство готовит ряд инициатив, которые еще сильнее затянут налоговую «удавку». Так что «букетно-конфетный» период завершается, электорат высказал свое доверие определенным персонам и теперь будет за это платить
Ставка и инфляция
Прошедшая неделя — о, эта внезапность — вывела в фокус внимания инфляцию в РФ. Как оказалось, инфляция в России за неделю с 14 по 20 мая составила 0,11%, об этом нам сообщил Росстат. При этом в годовом выражении показатель ускорился до 8,1%, он таким образом перевалил границу в 8%, ниже которой держался довольно долгое время. При этом ставка поддерживается на запрещающем уровне в 16%, более того, ЦБ дал понять, что она может быть еще и повышена. Это в свою очередь вызвало волну стенаний о том, что вот теперь не будет понижения, ну и ритуальных проклятий в адрес «либералов». Все это накладывается на оформляющиеся контуры новой фискальной политики, которая, впрочем, сводится к банальному повышению налогов и сборов, но с определенными нюансами.
Сначала об инфляции. Официальные 8% от Росстата следуют из его методологии, его потребительской корзины, весовых коэффициентов и группировки товаров, и в итоге это позволяет в случае необходимости варьировать конечный показатель. Важно еще и то, что вся эта методология такая, какая есть, и, что важнее всего, она никак не валидируется каким-либо профессиональным сообществом, хоть статистиков, хоть экономистов, хоть математиков. Другой официальной инфляции в стране нет, и потому для полноты картины имеет смысл изучать и иные ее оценки.
Вариантов здесь не то чтобы много, но они есть. Так, косвенным показателем уровня инфляции могут служить ставки по депозитам в банках. Сейчас они достигают 18,5%, т. е., по идее, с банка можно получить реальной доходности (в рублях, т. е. без учета курсовых рисков) аж 10%, но это выглядит как полная ерунда, потому что для этого банки должны размещать свой капитал примерно вдвое более выгодно. Другим примером может служить индекс-дефлятор от «Ромира» — аналитической компании, которая отслеживает рост цен на широкий спектр товаров повседневного спроса. Согласно ему, относительно апреля прошлого года рост цен составил 17,9%, а накопленная личная инфляция с начала года составила 5,2%. Средний чек, по их же расчетам, вырос за год на 13,9%, а 17%, по данным ЦБ, составил рост необеспеченного потребительского кредитования. В общем, нетрудно увидеть, что эти цифры — 16% ключевой ставки, 18,5% предельной депозитной ставки, 13,9% чека и 17,9% индекса — коррелируют между собой, а 8,1% официальной инфляции явно выбивается из такого ряда. При этом отдельная инфляция может быть и куда выше, и речь здесь не о недвижимости, выросшей на льготной ипотеке, но о серверном оборудовании: рост цен на аренду такового составил за год 20–25%, что отражает и курсовые потери, и сложности с доставкой, и проблемы с оплатой даже якобы дружественным китайским поставщикам.
Товары дорожают, утильсборы растут
На этом этапе возникает закономерный вопрос: а с чего вообще в текущих условиях в принципе могут появиться мысли о снижении ставки? Экономическая ситуация в стране «в целом» не улучшается, потребительские товары мало того что дорожают, так еще и теряют в ассортименте и качестве — собственно, об этом свидетельствует даже замечание Михаила Мишустина об отсутствующем российском руле у новой «Волги» из китайского комплекта (хотя именно руль как раз сделать весьма сложно). Здесь же и резкий рост популярности магазинов формата «жесткий дискаунтер», где товары продаются без выкладывания на полки, прямо из фабричных коробок. Т. е., с одной стороны, снижение качества и ассортимента (но не дефицит, магазины полны — этого российское начальство избегает всеми способами), а с другой — вваливание государственных денег в определенные сферы деятельности и оплата труда соответствующего персонала. Инфляция не может не быть скромной при таких вводных — и так оно и есть.
Проблема лишь в том, что повышение ставки вряд ли приведет к снижению инфляции. Правительственное вливание денег в определенные направления останется, сложности с импортом, что позволило бы нормализовать ситуацию на полках, тоже остаются. В лучшем случае повышение ставок поддержит связывание денежной массы в депозитах, а не в потреблении, но и это не факт. Особенно на фоне иных инициатив.
Среди таковых — утилизационный сбор. Минцифры планирует введение утилизационного сбора для иностранных производителей телекоммуникационного оборудования для выравнивая цен с отечественным. Насколько мне известно, отечественное телеком-оборудование само по себе оксюморон (если отвлечься от переклеенных шильдиков), но в любом случае эта мера приведет лишь к росту цен, который будет переложен на конечного потребителя. Вообще говоря, российское правительство последние 10 лет, а то и больше, прилагало активные усилия к «обелению» импорта (пошлины за импорт сами себя в казну не разместят), но с началом неизменно идущей по плану СВО было вынуждено поддерживать «параллельный импорт», сиречь контрабанду, потому как иначе множество важных товаров просто не достать. Предлагаемый утильсбор идет вразрез с этой более-менее здравой (а куда деваться) логикой. Здесь же, кстати, и предлагаемый в Совете Федерации постепенный рост утильсбора на импортируемые автомобили с двигателем от 1 тыс. до 2 тыс. «кубиков», с нынешних 300 тыс. рублей до 1 млн рублей к 2029 году. В общем, российское начальство в изрядной степени само провоцирует рост цен, но не факт, что понимает это.
«Вероятен рост налогов с дорогостоящего имущества и земельных участков»
В эту же сторону — планируемое увеличение налогов. Комитет Госдумы по бюджету и налогам утвердил рекомендации палаты, сформулированные по итогам проведенных на этой неделе парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства. В общем и целом самозанятых (пока) трогать не планируется, пусть ведут свои промыслы и сами себя кормят. ИП на УСН с доходами выше 60 млн рублей предлагается признать плательщиками НДС, планируется полная легализация туристического сбора (с соответствующей главой в Налоговом кодексе), вероятен рост налогов с дорогостоящего имущества и земельных участков.
Наконец к внедрению предлагается прогрессивная ставка по НДФЛ с возможными вычетами для многодетных и тех, кто успешно сдает нормы ГТО. Посыл понятен: размножайтесь и будьте готовы защищать государство, при этом подается это все под соусом «донастройки», «совершенствования» и «актуализации» на фоне, конечно же, «социальной справедливости».
Комментариев здесь несколько. Во-первых: о снижении минимальной ставки НДФЛ для тех, кто мало зарабатывает, речи не идет, т. е. это именно что рост налога. При этом пороги пока не указаны, но речь шла о повышенной ставке уже для тех, кто зарабатывает 1 млн рублей в год, что есть 83 тыс. рублей в месяц, что лишь чуть выше средней зарплаты, составившей по итогам февраля 78,4 тыс. рублей. Иными словами, это повышение может затронуть весьма широкие слои граждан.
Во-вторых, надо понимать, что налоговая нагрузка в стране и так немаленькая: к этим 13% (и теперь уже 15% для некоторых) надо прибавить 30%, что идут как взносы на медицинское обслуживание и грядущую пенсию, и не имеет значения, что эти деньги платит бухгалтерия предприятия. Иными словами, на каждые 100 тыс. рублей на руки фирма платит еще почти 15 тыс. рублей НДФЛ и почти 35 тыс. рублей в фонд. Если же добавить к этому НДС, а это 20% в цене всех товаров (10% для некоторых категория), акцизы на бензин, алкоголь и табак, а также транспортный налог и налог на недвижимость (квартиру), то на круг выйдет, что государство забирает примерно половину дохода гражданина, и это не считая того, что оно берет с фирмы, вроде налога на прибыль.
В-третьих, администрировать НДФЛ по варьируемой ставке крайне неудобно. Это еще более-менее терпимо, если человек работает в одной организации, но что делать, если их несколько? Бухгалтеры в каждой компании должны видеть, когда сотрудник переваливает за лимит, чтобы удерживать с него налоги по новой ставке. Как они будут это делать? Плоская ставка в этом смысле снимает массу вопросов, давая то самое «заплати налоги и спи спокойно».
В общем, «погоды стоят предсказанные». Как уже писалось, «букетно-конфетный» период завершается, податной электорат высказал свое доверие определенным персонам и теперь будет за это платить. В самом прямом смысле. И это и есть справедливость.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.