Конец февраля ярко запомнился татарстанцам проведением в столице одного из самых масштабных чемпионатов в стране — первого международного турнира в концепции фиджитал1-спорта, Игры Будущего. Одним из поставщиков услуг турнира стал цифровой лидер республики — ГК ICL. Входящей в нее сервисно-продуктовой компании ICL Services представилась уникальная возможность построить и защитить ИТ-инфраструктуру будущего чемпионата. О том, как это было, рассказал один из менеджеров проекта, руководитель по развитию международного бизнеса ICL Services Ленар Рахматуллин.
Ленар Рахматуллин: «Благодаря нашему опыту в работе с ИТ-инфраструктурами спортивных мероприятий именно ICL Services была выбрана в качестве технологического поставщика услуг Игр Будущего. Перед нами стояла задача спроектировать и реализовать их ИТ-инфраструктуру»
«На кону стояла честь команд и России как организатора»
— Ленар, как Вы бы описали Игры Будущего – 2024 в Казани и какую роль сыграла компания ICL Services в этом историческом событии?
— Игры Будущего стали абсолютно новым форматом соревнований на стыке физического и виртуального миров. Это игры формата фиджитал, когда спортсмены соревнуются в мастерстве сначала в киберпространстве видеоигр, будь то Dota 22, MLBB3, футбольные, хоккейные симуляторы, а затем выходят на реальную площадку, арену, поле, чтобы показать, на что они способны в реальном мире.
Идеи создать подобные мультиспортивные игры звучали уже давно из разных источников, включая Международный Олимпийский Комитет, но важно, что обрели свое воплощение они именно в России, в ее спортивной столице Казани.
Подготовка к турниру требовала надежного исполнителя в сфере ИТ. Благодаря нашему опыту в работе с ИТ-инфраструктурами спортивных мероприятий именно ICL Services была выбрана в качестве технологического поставщика услуг Игр Будущего. Перед нами стояла задача спроектировать и реализовать их ИТ-инфраструктуру.
— Как ваша команда приступила к этой задаче? Были ли сложности еще до начала проекта?
— Подготовка к Играм Будущего началась задолго до их начала. Все процессы контролировались высшими инстанциями, включая Правительство РФ, Администрацию Раиса РТ, Минцифры РТ. Также была создана рабочая группа с участием НКЦКИ4, интеграторов и ведущих российских поставщиков в области ИБ.
Команда ICL Services приступила к обсуждению концепции проекта еще в сентябре 2022 года, за полтора года до начала Игр. Ключевыми требованиями со стороны заказчика были:
- Обеспечение оперативности и минимального времени отклика — ведь для спортсменов важно, чтобы задержки в сетевой инфраструктуре не повлияли на ход игры: на кону честь команд и стран, которые они представляют, и, конечно, честь России как страны-организатора.
- Спортивная инфраструктура должна быть выделенной, построенной на отдельном оборудовании, с использованием отдельных каналов для подключения к игровым серверам.
- В связи с международным статусом Игр и на фоне напряженной геополитической обстановки инфраструктура могла подвергаться кибератакам. Перед нами стояла задача спроектировать инфраструктуру согласно требованиям ИБ и сценариям реагирования на все возможные атаки как со стороны внешних сетей, так и из инфраструктуры самих спортивных объектов.
«Архитектура, которую мы реализовали на Играх Будущего – 2024, является основой для создания грядущих мероприятий. А успех и эффективность наших решений на Играх подтверждают высокую способность Татарстана к проведению подобных масштабных событий»
— С чего вы начали в первую очередь?
— Для нас в ICL Services первым важнейшим этапом стало предпроектное обследование. Мы уточнили техтребования к спортивным дисциплинам и сетям организаторов, осмотрели потенциальные спортивные объекты, включая «Казань Экспо», «Татнефть Арену», Дворец Единоборств «Ак Барс», Центральный стадион, ИТ-парк имени Б. Рамеева и другие.
В общей сложности наша команда проанализировала состояние инфраструктуры до пятнадцати ключевых спортивных объектов Казани, определила используемые элементы и потребности по дооснащению, а также заменила или исключила часть объектов. И уже затем мы перешли к этапам эскизного и технического проектирования.
— Ленар, а что из себя представляло эскизное проектирование?
— В рамках эскизного планирования мы определили несколько ключевых технических решений для успешной реализации проекта. Это включало в себя создание двух дата-центров с полным дублированием основных сервисов, разделение инфраструктуры каждой спортивной дисциплины на отдельные сегменты и обеспечение горячего резервирования всех ключевых элементов, включая ядро сети и каналы подключения.
Для выполнения требований безопасности сетевой инфраструктуры было решено использовать технологию RADIUS5, а централизованная система мониторинга использовалась для раннего обнаружения и устранения возможных проблем.
— Вы говорили о техническом проектировании. Что делали на этом этапе?
— Здесь разработали детальное решение для каждого спортивного объекта, учитывая имеющуюся инфраструктуру и возможности оптимизации затрат.
В октябре 2023 года в Казани прошли соревнования в формате Фиджитал на базе выставочного центра «Казань Экспо» и СК «Искандер». Это позволило нам протестировать все технические решения, внести корректировки и обеспечить проектирование и реализацию сетевой инфраструктуры. Мы также внедрили систему мониторинга, которая использовалась для контроля инфраструктуры во время Игр в 2024 году.
Технический проект прошел аудит и оценку участниками рабочей группы проекта, включая Минцифры РФ, НКЦКИ, ЦИТ РТ и другие ИТ-компании. Так решения были признаны соответствующими высоким требованиям мероприятия и одобрены для дальнейшего внедрения.
«Мы создали детальную рабочую документацию, которая стала основой для внедрения технических решений. Все участники процесса, включая технические команды объектов, подрядчиков и телеком-операторов, получили полную консультативную поддержку»
«Выявили и устранили более 300 инцидентов»
— Были ли особенные технические нюансы?
— Мы создали детальную рабочую документацию, которая стала основой для внедрения технических решений. Все участники процесса, включая технические команды объектов, подрядчиков и телеком-операторов, получили полную консультативную поддержку.
«Вишенкой на торте» ИТ-инфраструктуры Игр Будущего стал наш уникальный дашборд. Это инновационный инструмент управления и принятия решений Технического Операционного Центра (ТОЦ). С помощью дашборда можно было отслеживать нагрузку на сеть онлайн, доступность серверов, работу всех элементов сети и сервисов ЦОД. Это позволило оперативно реагировать на любые возможные проблемы и обеспечить бесперебойное проведение Игр.
— Дали ли эти решения определенную выгоду и преимущества?
— Разумеется! Дашборд и система мониторинга позволили выявить целый ряд нарушений работы оборудования. В другом случае мы заметили внезапное увеличение нагрузки на сеть интернета спортивного сегмента. Дашборд позволил нам быстро определить источник проблемы и установить, что это было вызвано обновлением ПО-приставок.
Наконец, наша система обнаружила проблему с доступностью серверного сегмента платформы «РусТайминг» из-за ускоренного заполнения дискового пространства. Благодаря этому мы смогли предотвратить аварийную остановку системы, оперативно реагируя на проблему и устраняя ее до переполнения диска.
— Можете ли на данный момент подвести итоги проекта? Какие ваши впечатления?
— В работе над проектом мы выявили и устранили более 300 инцидентов. Это был настоящий вызов, но при этом и своего рода источник вдохновения — каждый инцидент был шагом к улучшению инфраструктуры и обеспечению качественного проведения мероприятия.
В целом особенно важным было столь плотное сотрудничество всех участников проекта — от технических команд и подрядчиков до вендоров, операторов, министерств, организаторов. Думаю, этому в том числе способствовало формирование ТОЦ, куда были вовлечены представители всех причастных организаций.
Мы же в свою очередь организовали предоставление услуг в режиме 24/7 и обеспечили присутствие специалистов и руководителей в ТОЦ для оперативного принятия решений. Очень гордимся тем, что внесли свой вклад в успех такого крупного чемпионата!
— Есть ли у вас планы на развитие смежных проектов?
— Да, конечно. Архитектура, которую мы реализовали на Играх Будущего – 2024, является основой для создания грядущих мероприятий. А успех и эффективность наших решений на Играх подтверждают высокую способность Татарстана к проведению подобных масштабных событий.
1От Future & Digital – Будущее & Цифровой
2Игра «Дота 2»
3Игра «Mobile Legends: Bang Bang»
4Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам
5Радиус – расширенный протокол удаленной аутентификации пользователей
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.