К началу лета с планами на будущий театральный сезон определяются все главные оперные дома Европы. Судя по будущей афише, сезон 2024/25 обещает быть насыщенным и интригующим для Аиды Гарифуллиной. Оперная красавица из Казани примет участие сразу в двух громких премьерах — «Евгении Онегине» в Ла Скала и «Ромео и Джульетте» в берлинской Штаатсопере. «БИЗНЕС Online» знакомит с этими спектаклями и их авторами, а сама Гарифуллина рассказывает нашим читателям, почему почти не принимала участия в театральных постановках в текущем сезоне и когда ждать ее выступления в Татарстане.
Завтра в берлинской Штаатсопере, главном оперном доме Германии, Аида Гарифуллина будет петь Джильду в «Риголетто»
Милан, Берлин, Лондон…
Буквально завтра в берлинской Штаатсопере, главном оперном доме Германии, Аида Гарифуллина будет петь Джильду в «Риголетто» Верди. Всего запланировано четыре спектакля с участием сопрано из Казани. Так артистка возвращается на сцену оперных театров Европы после небольшого перерыва в нынешнем сезоне, сделав ставку на сольные концерты или участие в различных кроссовер-проектах вроде выступлений с Андреа Бочелли или виолончелистом Степаном Хаузером.
Однако, судя по всему, уже в сезоне 2024/2025 поклонникам первой красавицы мировой оперной сцены скучать не придется. Согласно объявленным планам ведущих театров планеты, Гарифуллина заявлена как минимум в двух громких премьерах: в миланском Ла Скала и все той же берлинской Штаатсопере.
Но спектакль в Ла Скала, безусловно, стоит особняком. Это один из тех театров, чье название известно даже людям, которые максимально далеки от оперного искусства. Именно здесь в феврале 2025 года намечена премьера «Евгения Онегина» Чайковского, где Гарифуллина дебютирует в партии Татьяны.
Готовить постановку будет интернациональный дуэт — российский дирижер Тимур Зангиев (с ним Гарифуллина работала над «Садко» в Большом театре) и титулованный режиссер Марио Мартоне, в активе которого есть успешные фильмы и драматические спектакли. Интересно, что в 2019 году Мартоне ставил в Ла Скала «Хованщину» Мусоргского. Приятно, что состав солистов миланского «Евгения Онегина» почти сплошь российский, поэтому переживать за произношение певцов не придется. В партиях Онегина и Ленского, соответственно, опытнейшие и титулованные Алексей Марков и Дмитрий Корчак, а Гремина споет востребованный бас из МАМТа Дмитрий Ульянов.
Еще одна премьера намечена на ноябрь 2024-го — все в той же берлинской Штаатсопере (кажется, именно в этом именитом театре ценят сотрудничество с Гарифуллиной больше всего) она споет заглавную женскую партию в «Ромео и Джульетте» Гуно. Это постановка режиссера Мариам Клеман, а в качестве сценического пылкого возлюбленного певицы из Казани выступит молодой тенор Амитай Пати — новозеландец самоанского происхождения. Но если в «Евгении Онегине» Гарифуллина еще не пела, то об опере Гуно этого не скажешь, к примеру, в Венской опере она играла спектакль с самим Хуаном Диего Флоресом.
Ну и еще один театр топ-класса, где ждут нашу героиню. В сентябре она поет примадонскую партию — Виолетту в лондонском Ковент-Гарден. Это старый спектакль режиссера Ричарда Эйра, который видел уже многих именитых сопрано; кстати, в этой постановке и в этом театре Виолетту пели и уроженка Казани Венера Гимадиева, и уроженка Челнов Влада Боровко.
Аида Гарифуллина: «Для меня огромная честь и радость дебютировать в роли Татьяны в премьерном «Евгении Онегине» на сцене легендарного Ла Скала, можно сказать, это моя мечта»
«Перерыв в текущем сезоне — это возможность переосмыслить свое мастерство, зарядиться энергией»
После появления новостей о новом «Евгении Онегине» в Ла Скала сама певица ответила на несколько вопросов «БИЗНЕС Online».
— Аида, разговоры о том, что вы будете петь в Милане Татьяну в великой опере Чайковского, ходили давно. Насколько это будущее событие можно назвать этапным в карьере особенно оперной певицы из России?
— Для меня огромная честь и радость дебютировать в роли Татьяны в премьерном «Евгении Онегине» на сцене легендарного Ла Скала, можно сказать, это моя мечта. Это действительно важный и ответственный этап в моей карьере, особенно как для российской оперной певицы.
Я уверена, что участие русских солистов придаст спектаклю особую аутентичность и душевность, ведь все мы с детства пропитаны этой музыкой и глубокими эмоциями, связанными с творчеством Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского.
— Вы уже в курсе идей режиссера Мартоне?
— Что касается режиссерской концепции Марио Мартоне, я уже успела ознакомиться с его видением. Мартоне известен своим нестандартным подходом и тонким пониманием драматургии, и я уверена, что его интерпретация привнесет новые интересные грани в эту великую оперу. Я с нетерпением жду начала репетиций!
— Не можем не спросить: почему в сезоне 2023/24 вы почти не пели в оперных театральных постановках в России или Европе? Последний громкий спектакль — это премьера «Турандот» в берлинской Штаатсопере в июне 2022-го, партия Лиу.
— Конечно, важно время для восстановления и размышлений. Каждый артист нуждается в периодах, которые позволяют сосредоточиться на совершенствовании своего искусства и подготовке к новым вызовам. Перерыв в текущем сезоне — это возможность переосмыслить свое мастерство, зарядиться энергией и подготовить себя к новым, значительным проектам, как в случае с Ковент-Гарден, берлинской Штаатсоперой и Ла Скала. Важно не просто выступать, но и воплощать уникальные и вдохновенные интерпретации, и этот перерыв помогает мне достичь именно этого.
А с другой стороны, было много сольных концертов в Сеуле, Лондоне, Питере, Пловдиве. Концерт в королевском «Альберт-холле», несомненно, одно из величайших достижений для любого музыканта. Выступление перед такой большой аудиторией, тем более совместно с известным виолончелистом Степаном Хаузером, стало незабываемым опытом. 5,5-тысячная аудитория стоя аплодировала нашим дуэтам.
— Не секрет, что в становлении вашей карьеры большую роль сыграла работа со знаменитым режиссером Дмитрием Черняковым. Вы вместе делали «Снегурочку» в Париже, «Обручение в монастыре» в Берлине, «Садко» в Москве. «Евгений Онегин» в том же Большом театре — это спектакль, который сделал Чернякова международной звездой. Знаем, что вас связывают дружеские отношения, не спрашивали ли вы у него советов относительно будущей роли в Ла Скала?
— Работа с Димой многому меня научила в актерском плане. Я ему очень благодарна. Мы часто переписываемся как друзья, но работу не обсуждаем. Сейчас у меня достаточно театрального опыта и своего видения для работы над любой новой партией. Да и над уже спетыми партиями я так же продолжаю работать и переосмысливать их перед каждым новым выступлением. Ведь ежегодно в каждом из нас что-то меняется, появляется другая глубина мыслей. Я читаю много литературы, и это тоже очень помогает в работе над ролью.
«Концерт в королевском «Альберт-холле», несомненно, одно из величайших достижений для любого музыканта»
«Может повториться чудо, которое случилось, когда Аида пела Снегурочку в спектакле Дмитрия Чернякова»
Появление в новом сезоне одного из ведущих оперных домов Европы «Евгения Онегина» с обилием певцов из России — это лишнее свидетельство того, что как минимум мир классического музыкального искусства пресловутая «отмена русской культуры» мало коснулась.
«Выступления наших певцов на мировых сценах все это сложное время практически не прерывались, за редким исключением, когда нужно было устроить „показательные акции“ на примере таких громких имен, как Анна Нетребко, — констатирует в разговоре с „БИЗНЕС Online“ оперный критик Сергей Буланов. — Также и постановки русских опер регулярно осуществляются во всем мире, поэтому комментировать якобы отмену русской культуры, когда еще в 2022 году миланский Ла Скала открывал сезон „Борисом Годуновым“, а сейчас анонсировал „Евгения Онегина“ опять же с русским составом, просто смешно и бессмысленно».
Чего можно ждать от спектакля Зангиева и Мартоне? «Тимур Зангиев — талантливый и грамотный дирижер, понимающий специфику оперного жанра, — уверен Буланов. — Опять же два года назад ему объективно посчастливилось заменить в Ла Скала Валерия Гергиева и выпустить „Пиковую даму“. Кстати, по иронии судьбы „Онегиным“ задолго до всех событий по намеченному плану тоже должен был дирижировать Гергиев. Интересно, что режиссер Марио Мартоне имеет опыт работы с Валерием Абисаловичем, вместе они делали „Хованщину“: вероятно, планировалось продолжение сотрудничества. Конечно, сопоставить кого-то, особенно молодого, с мощной гергиевской энергетикой сложно, однако эта замена кажется вполне удачной».
Что касается дебюта Гарифуллиной в партии Татьяны, то собеседник газеты называет его «более чем ожидаемым», особенно в эпоху, когда легкие сопрано часто исполняют более драматические партии. «Однако стоит учесть, что Татьяна не самая драматическая партия из существующих, это не Лиза (в „Пиковой даме“ того же Чайковского — прим. ред.), например, — напоминает Буланов. — Так что при должной работе над собой и, если режиссер с дирижером грамотно приложат усилия, может повториться чудо, которое случилось, например, когда Аида пела Снегурочку в спектакле Дмитрия Чернякова».
Рассчитывает на успех Гарифуллиной в Ла Скала руководитель Государственного камерного хора РТ Миляуша Таминдарова, некогда готовившая певицу к конкурсу «Опералиа» Пласидо Доминго, который она выиграла в 2013 году. Я считаю, что это замечательная новость, логический путь ее артистической карьеры. Разве в этом могли быть какие-нибудь сомнения? — сказала нашему корреспонденту Таминдарова. — Роль Татьяны просит большей звуковой крепости, зрелости, драматического проживания. Прекрасно, что российская певица поет русскую оперу, хотя Аида сильна и в западном формате. До этого она исполнила роль Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова. Эти роли требуют большой подготовки, выносливости. Аида уже созрела для подобных ролей. Ее артистические способности не вызывают никаких сомнений: она девушка с нутром».
По словам Таминдаровой, она слушает Гарифуллину. «У меня есть в плейлисте (а в него мало кто входит в силу моего критического характера) „Вокализ“ Рахманинова в исполнении Аиды Гарифуллиной, — продолжает собеседница „БИЗНЕС Online“. — И она его исполнила просто шедеврально. Там есть чисто русское отсутствие внешних страстей, но при этом глубокие внутренние переживания. „Вокализ“ Рахманинова — сложнейшее произведение в вокальной практике, потому что там долго надо выдержать в одном нюансе, без скачков и высоких нот. Это эталонное произведение в ее исполнении. Она там почувствовала созерцательность, углубление в свое нутро. Это свойственно в том числе и Татьяне, потому Аида справится с этой ролью».
Ну а пока Гарифуллину ждут и в родном Татарстане. 4 июля она выступит на фестивале «Летние вечера в Елабуге», художественным руководителем которого является знаменитый пианист Борис Березовский. В прошлом году хедлайнером здесь стал Эмир Кустурица, видимо, организаторы решили не снижать степень звездности форума и в этом году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.