460-6.jpg
Чиновники поспешили успокоить общественность – дом Святителя Иосафа не уничтожают, а переносят на 15 метров по диагонали в сторону от будущей дороги. После реставрации его передадут Казанской епархии

«ПОСЛЕДНИЙ ПАМЯТНИК В СУКОННОЙ СЛОБОДЕ СОБИРАЮТСЯ УНИЧТОЖИТЬ?!»

Вчера в Казани представители аппарата президента РТ, республиканских минкульта и минлесхоза обсуждали судьбу дома Святителя Иосафа (Удалова) по улице Тихомирнова, 31. О том, что в столице РТ в связи с расширением проезжей части при строительстве развязки Эсперанто – Тихомирнова могут снести здание, имеющую культурную ценность, стало известно в марте этого года. Когда стало понятно, что объект под угрозой сноса, группа защитников здания с вопросом о его судьбе обратилась к президенту РТ Рустаму Минниханову, написав ему в Twitter: «На днях будет снесен дом казанского святого, может, сохраним?»

Ответом стало включение дома в список зданий, которые президент осмотрел во время очередного объезда исторического центра Казани. В результате было решено разобрать дом и перенести чуть подальше. Однако в сети споры о его судьбе продолжились с новой силой на прошлой неделе, после того как дом разобрали по бревнышку. Казанцы заговорили о том, что единственное сохранившееся здание деревянного зодчества в Суконной слободе все-таки собираются уничтожить.

«…Дом разобран и мокнет сейчас под дождем. Вокруг разбросаны кирпичи и тысячи кованых гвоздей 140-летней давности, разбитые элементы интерьеров и фасада, дранка, штукатурка, - написал в жж «Казанский Арбат» Александр Рачук. - Только на этом этапе выяснилось, что не определен участок под новый фундамент. Наблюдая, что происходит с домом по улице Тихомирнова 31, язык не поворачивается назвать это реставрацией. Музейные экспонаты валяются под ногами, и никто не собирается их классифицировать. Лесники делают, что могут, но координировать их действия некому!»

460.jpg
«…Дом разобран и мокнет сейчас под дождем. Вокруг разбросаны кирпичи и тысячи кованых гвоздей 140-летней давности, разбитые элементы интерьеров и фасада...», - написал в жж «Казанский Арбат» Александр Рачук

ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ДОМ, ЕГО… ПЕРЕНЕСУТ ПОДАЛЬШЕ

Но вчера чиновники поспешили успокоить общественность – дом не уничтожают, а будут… переносить! На 15 метров по диагонали в сторону от будущей дороги. После реставрации и благоустройства прилегающей территории здание передадут Казанской епархии. План работ обсуждали в понедельник, 30 июля, прямо возле разобранного дома помощник президента РТ Олеся Балтусова, помощник президента РТ Айрат Нурутдинов, заместитель министра лесного хозяйства РТ Харис Мусин, представители епархии.

Пока пронумерованные деревянные элементы разобранного дома действительно лежат на площадке, а специалисты проводят замеры территории, на которую объект будет перенесен. На месте прежнего дома среди груды мусора сейчас стоят лишь остатки печи. Сохранившиеся ценные детали интерьера - изразцы, наборный паркет - на площадке находятся под охраной. На днях мародеры уже пытались их украсть. Теперь площадку собираются огородить от посягательств воров и взглядов посторонних.

Дом был построен в 1871 году одним из приближенных людей купца Журавлева. В этом доме жил владыка Иосаф - епископ Казанской епархии с 1920 года. В 1937 году он был арестован за христианское служение и расстрелян. Удалов был причислен к лику святых архиерейским Синодом РПЦЗ в 1981 году.

Владельцем дома в 1936 году стала семья Печеных - в 2005 году последних жильцов расселили. Евгений Печеных - потомок семьи Печеных, в течение нескольких лет пытался сохранить обветшавшее здание и привлечь внимание общественности к памятнику, который хоть и не является объектом культурного наследия, но имеет культурно-историческую ценность.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕНОСА ПАМЯТНИКА УНИКАЛЬНА ДЛЯ КАЗАНИ

«Духосошественская церковь и этот дом – единственное, что осталось от комплекса Суконной слободы, - рассказала газете «БИЗНЕС Online» Балтусова. – После того как в 2005 году были отселены жильцы, дома могло не стать в любой момент. Но в том, что он сохранился, немалая заслуга Евгения Печеных. Он на свой страх и риск берег дом, выгонял бездомных, приходил сюда сторожить дом все эти годы».

Случай разбора памятника и переноса его на другое место уникален для Казани.

«Единственный случай, когда памятник в Казани разбирали и собирали заново, это дом в Катановском переулке рядом с музеем Арбузова, но там была другая ситуация», - говорит Балтусова.

Авторский надзор будет осуществлять ГУП «Татинвестгражданпроект», который также займется разработкой проектной документации. Минлесхоз РТ обеспечит перенос здания. Дом будут собирать на новом фундаменте. К работам приступят 1 августа и планируют завершить их в течение 20 дней. Элементы дома будут частично заменены, однако это касается только, к примеру, полностью сгнивших деревянных конструкций, деталей, не подлежащих реконструкции.

460-5.jpg
Случай разбора памятника и переноса его на другое место уникален для Казани

Олеся Балтусова отметила, что дом будет восстановлен из сохранившихся деталей, хотя часть оригинальных элементов здания при переносе здания, конечно, теряется, не будет воссоздан и пристрой к дому двадцатого века со двора.

«В Европе и во многих городах России шедевры зодчества переносят в специально отведенное место. У нас, к сожалению, такой практики не было, - объясняет помощник президента РТ. – Хотя рассматривались варианты переноса деревянных домов, например, на улицу Ульяновых…»

ДОМА КАК ТАКОВОГО УЖЕ НЕТ

По словам последнего из оставшегося в живых жителя этого дома, судьбой памятника долгое время никто не интересовался. Евгений Печеных – пенсионер, преподаватель КХТИ и ТИСБИ, рассказал газете «БИЗНЕС Online», что дом был расселен еще в 2005 году одновременно с другими домами улицы Тихомирнова. И ему, как последнему жителю этого дома, жаль было бросить памятник купеческой архитектуры, построенный 140 лет назад. «Просто так бросить его я не мог», - признался Печеных. В течение 7 лет, хотя ему и предоставили благоустроенную квартиру, он ухаживал за домом, где прожил всю жизнь, – ночевал там, гоняя хулиганов и мародеров, топил печи, по возможности чинил. И эксперты – искусствоведы, реставраторы, посетившие дом в этом году, признали, что дом сохранился в приемлемом состоянии. По словам Печеных, интерес к объекту возник только после того, как сюда пришли специалисты реставраторы – в частности, директор музея Аксенова. Это было уже в конце апреля 2012 года. И было установлено, что здесь жил архиепископ Иоасаф.

«Сейчас дома как такового уже нет, он разобран, - рассказал Печеных. – По поручению президента республики - он посетил дом 9 мая - было решено перенести его на 15 метров. В связи с тем, что здесь пройдет дорога, которая свяжет деревню Универсиады с центром города. Балтусова пыталась сохранить дом там, где он стоял, но городские власти, архитекторы сказали, что это невозможно. Изменять трассировку дороги - вещь нереальная… Поэтому сейчас дом разобран, бревна пронумерованы, восстановлением занимается министерство лесного хозяйства. Определено место, где будет стоять дом, где будет заложен фундамент. С точки зрения восстановления самого дома здесь нет никаких препятствий – такие технологии широко известны. И, скажем, весь музей-заповедник в Кижах собран из таких вот привезенных со всей страны памятников деревянного зодчества».

Несмотря на это, Евгений Абрамович все-таки опасается, что реставраторам не удастся восстановить дом в полной мере. «Этот дом – образец купеческой архитектуры, - сказал он. – И в нем был создан соответствующий интерьер – изразцовые печи, паркет из нескольких сортов дерева, лепнина на потолке, красивые лестницы и так далее… Вот этот момент, конечно, является сложным, потому что полностью, на мой взгляд, восстановить это не удастся. Безусловно, привлечены ребята, которые увлечены этим делом, но, к сожалению, определенные потери будут».

460-7.jpg
«Сейчас дом разобран, бревна пронумерованы, восстановлением занимается министерство лесного хозяйства»

КОГДА ПЕРЕДВИГАЮТ ЕДИНИЧНЫЙ ОБЪЕКТ - ЭТО НОРМАЛЬНО

Ситуацию прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» эксперты.

Искэндэр Ясавеев – замдекана факультета журналистики КФУ:

- На моей памяти в Казани подобного опыта по переносу деревянного объекта на новое место не было, а вот в России таких примеров – сколько угодно. Но ключевой вопрос здесь именно в том, будет ли это реставрация или реконструкция. При реставрации как раз и будут сохраняться подлинные стены, и это будет аутентичный объект. А при реконструкции могут сделать новодел. А вообще, перенос дома сам по себе не вызывает больших тревог, если он не будет вырван из окружавшей его городской среды.

Александр Дембич - заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ:

- Не скажу, что этот прием часто применяют в Казани, все же у нас стараются сохранить культурный памятник на том месте, где он всегда располагался. Но если у города есть необходимость здание передвинуть, то это вполне реализуемо. Технологически не должно возникать никаких трудностей. В свое время в Москве на улице Горького на десятки метров передвигались пятиэтажные здания, и все складывалось удачно. Сложности могут возникнуть, если полностью переносить градостроительный кластер, дома передвигать вместе с улицами. А когда передвигают единичный объект, это нормальная практика.

Конечно, чтобы дать полную оценку, здание нужно досконально изучить. Необходимо точно знать характеристики, имеет ли оно какую-то особую ценность в плане технологии строительства, может быть, были использованы особые материалы или методы возведения. Тогда его разборка - дело чреватое: будут утрачены особенности технологического возведения. Если здание было типовое для своего времени, то никаких особых утрат не произойдет.

Это деревянное здание, а у дерева, в принципе, есть свой цикл жизни. В Японии, например, все деревянные объекты каждые 40 лет заново воссоздают.

Я бы сказал, что это здание на улице Тихомирнова имеет скорее культурную ценность, нежели архитектурную. Оно наделено определенными событиями, именами… С точки зрения архитектуры в нем нет ничего особенного, там нет уникального архитектурного облика.