«Основная доля средств, стимулирующих ипотечное кредитование жилищного строительства, ушла туда, где в этом не было никакой нужды. Это наше упущение», — сетовал сенатор и бывший губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. На первом форуме «Строим Россию!» он заявил, что льготную ипотеку нужно было вводить не везде, глава РСПП Александр Шохин увидел риски в законе о ГЧП в промышленности и призывал нормативные зарплаты в стройке приблизить к рыночным. О том, чего еще не хватает строительной сфере, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Более 500 миллионов квадратных метров жилья построено», — заявил сегодня в Москве на первом форуме «Строим Россию!» министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, подводя итоги действующих нацпроектов
«Когда у нас не было бюджетных ограничений? Они всегда были»
«Более 500 миллионов квадратных метров жилья построено», — заявил сегодня в Москве на первом форуме «Строим Россию!» министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, подводя итоги действующих нацпроектов. По его словам, огромное подспорье отрасли дала льготная ипотека, которая завершилась как раз 1 июля. Однако продолжают действие семейная и дальневосточная ипотеки, 2-процентная ипотека в новых регионах, до конца года также работает IT-ипотека.
«Та инерция, которая существует в строительном бизнесе, позволяет сказать, что мы некоторый период будем формировать те подходы, которые необходимы, чтобы реализовать уже новый указ президента, который формирует новый нацпроект „Инфраструктура для жизни“», — пояснил министр. По его словам, в него входят порядка 12–13 федеральных проектов по разным направлениям. Файзуллин напомнил, что в указах президента обозначена задача — обеспечить развитие более 2 тыс. опорных населенных пунктов и разработать мастер-планы не менее 200 территорий.
«Конечно, всегда денег не хватает. Но мы ищем компромиссы для того, чтобы задачи, стоящие перед нами, были выполнены», — отметил глава минстроя. Например, одна из задач — новый ритм строительства. Для этого потребуется сокращение инвестиционного строительного цикла. По словам Файзуллина, уже проведена большая работа в этом направлении: внесены правки в более 40 федеральных законов, приняты новые законы, постановления правительства, приказы минстроя.
Также Файзуллин рассказал, что надо повышать качество работы проектных организаций, государственных и негосударственных экспертных органов. «Вроде несерьезная задача, но на самом деле многое меняет. Мы начали обучение региональных властей. 2024-й объявили приказом минстроя Годом развития заказчиков строительства в стране», — добавил министр.
«Мы с вами платим огромное количество налогов. Задача — перевести отрасль в белую», — подчеркнул Файзуллин. По его словам, с ФНС уже отработана система скоринга, когда по каждой организации видны «все направления ее жизнедеятельности».
«Давайте вместе сформируем такие нацпроекты, которые позволят обеспечить качество жизни наших людей», — призвал он.
Тогда модератор, вице-президент РСПП Игорь Вдовин спросил, как же достичь всех этих целей нацпроектов в условиях бюджетных ограничений. «Когда у нас не было бюджетных ограничений? — пожал плечами Файзуллин. — Они всегда были. Но всегда мы задачи выполняли и понимали, как привлечь ресурсы. Понимаем и сейчас. Мы не останемся без результатов».
Александр Шохин: «По оценкам наших коллег, есть занижение стоимости госконтрактов, когда нормативно-уставные зарплаты ниже рыночных более чем на 40 процентов. В целом это ведет к занижению стоимости госконтрактов»
«Нужны совместные проекты, привлечение частного финансирования для развития инфраструктуры»
Президент РСПП Александр Шохин решил сразу обозначить больные места. Например, по его словам, необходимо загрузить мощности дорожно-строительных компаний, а для этого надо сохранить объемы строительства дорог, профессиональные коллективы, технологии и компетенции. «Это одна из задач, которая должна решаться, несмотря на те самые бюджетные ограничения», — уверен Шохин. Для этого нужно создавать новые инструменты привлечения средств. Но каких? Это президент РСПП не уточнил, а перешел к теме ценообразования. По мнению Шохина, помимо удорожания стройматериалов и металлов, надо привести нормативные зарплаты в соответствие с реальными рыночными условиями. «По оценкам наших коллег, есть занижение стоимости госконтрактов, когда нормативно-уставные зарплаты ниже рыночных более чем на 40 процентов. В целом это ведет к занижению стоимости госконтрактов», — указал Шохин.
Также он считает, что нужен «оптимальный баланс» между объемами бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, на содержание и текущий ремонт. «Сокращение финансирования приведет к тому, что будем заняты поддержанием сетей и дорог с минимальными возможностями строительства новых», — добавил глава РСПП. Также он призвал повышать производительность труда и обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами.
Поскольку проекты развития инфраструктуры обладают мультипликативным эффектом, то Шохин считает важным сохранить динамику инвестиций. Однако он указал, что за последние годы доля частных инвестиций упала в 2,7 раза. «Государство в состоянии решать все проблемы, но тут нужны совместные проекты, привлечение частного финансирования для развития инфраструктуры», — отметил Шохин, добавляя, что механизмы ГЧП, концессии должны сыграть ключевую роль. В ГЧП объем законтрактованных инвестиций составляет 4,8 трлн рублей, только за прошлый год заключено новых соглашений на рекордный почти 1 триллион. «Успешный запуск и последующая реализация масштабных, капиталоемких инфраструктурных проектов с привлечением частных и бюджетных средств позволят, по нашим оценкам, создать до 400 тысяч рабочих мест и улучшить качество жизни половины населения страны», — считает Шохин.
Также глава РСПП напомнил о законопроекте о ГЧП в промышленности, который Госдума на прошлой неделе приняла в первом чтении. По мнению Шохина, над документом еще надо поработать, т. к. возникают риски у многих инфраструктурных проектов, есть опасность приостановки проектов в сфере ЖКХ. «Хотелось бы, чтобы те риски, которые мы видим, не реализовались. Это и возможное банкротство концессионеров, и дополнительные бюджетные расходы, и увеличение недостроев. Может возникнуть ситуация дефолтов по обязательствам субъектов», — указал он, добавляя, что законопроект не должен привести к отказу частных инвесторов от инфраструктурных ГЧП.
В связи с повышением налога на прибыль организаций, по словам Шохина, РСПП предложил правительству («пока идея не прошла»), чтобы в стандартном инвестиционном налоговом вычете доля федерации была увеличена с 10 до 25%.
«Правительство пока еще не готово принять наши поправки в полном объеме, которые направлены на стимулирование инвестиций. Мы не трогаем ставки, шкалу, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, но стимулирование инвестиций — это очень важно. В том числе инвестиции граждан, компаний так, чтобы не надо было бегать 1–1,5 года по инстанциям, доказывая, что ты должен быть включен в приоритеты правительства, которые дают право на инвестиционный вычет», — заключил Шохин.
Анатолий Артамонов: «У нас износ объектов ЖКХ достигает в некоторых регионах около 80 процентов»
«Основная доля средств, стимулирующих ипотечное кредитование жилищного строительства, ушла туда, где в этом не было никакой нужды»
«Всегда считал, считаю и буду считать строительную сферу системообразующей отраслью экономики. Если нет развитых строительных мощностей по проектированию объекта в любой сложности, то ни о каких успехах, ни о какой сфере деятельности мы говорить не можем. Это мое глубокое убеждение», — заявил председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам, бывший губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
Первое, на что он обратил внимание, — это распределение бюджета. По его мнению, в сфере строительства надо уходить от участия госбюджета в сторону частных инвестиций. «Те высокие темпы строительства, которые сейчас наблюдаются в строительной отрасли, — это, конечно же, происходит во многом благодаря участию бюджета. И мы видим, что доля строительных объектов, которые вводятся с участием бюджета, возрастает. Хорошо это или плохо? Я считаю, что не очень здорово», — отметил он.
Остановился Артамонов и на программе ипотечного кредитования, которой «неумело распорядились». «Основная доля средств, стимулирующих ипотечное кредитование жилищного строительства, ушла туда, где в этом не было никакой нужды. Это наше упущение», — посетовал он. По его мнению, эффективнее было бы направить эти средства в те регионы, которые в таком нуждаются, например в Смоленск или Иваново. В качестве аргументов Артамонов отметил низкую стоимость квадратного метра и минимальное влияние программы льготной ипотеки на его стоимость в таких регионах. «То есть этих квадратных метров можно было бы стимулировать гораздо больше. И во-вторых, там мы не „разогрели“ бы таким образом стоимость этого квадратного метра», — прокомментировал сенатор.
В этой части он выделил и работу с застройщиками. «Если ты, застройщик, претендуешь на продажу жилья с участием в льготной ипотеке, пожалуйста, будь добр, по той цене [продавай], которую назначило министерство строительства и коммунального хозяйства РФ. Не хочешь участвовать — иди на рынок, продавай за столько, за сколько у тебя купят», — заявил он. При таком подходе, считает Артамонов, ипотека бы «сработала на человека, а не на объемы». «Мы этого не сделали. Почему? Пока не знаем», — резюмировал сенатор.
Досталось от Артамонова и сфере ЖКХ. «Мы хорошо понимаем, что развитие инфраструктуры региональной требует больших государственных затрат, и, в частности, в том числе прежде всего, конечно, это модернизация объектов жилищно-коммунальных хозяйств. У нас износ объектов ЖКХ достигает в некоторых регионах около 80 процентов», — подчеркнул он. Сенатор обратил внимание, что для решения этой проблемы необходимо грамотно работать с бюджетными кредитами. «Там можно было бы говорить, конечно же, о привлечении средств через государственные частные партнерства, и мы могли бы направлять туда средства через списание части бюджетных кредитов», — отметил он. Правда, по его словам, такая возможность есть не у всех регионов. «Но если этих средств нет, тогда нужно думать, каким образом. Скорее всего, будем принимать решение по пролонгации таких кредитов», — сказал Артамонов.
«Злободневной проблемой» политик назвал и состояние лифтового хозяйства в стране. «Сегодня очень серьезная проблема (это тоже инфраструктурная проблема) — содержание лифтового хозяйства. Причем это такая тема, которая напрямую связана с безопасностью населения», — заметил он. По его словам, сегодня решение данного вопроса прорабатывается парламентариями совместно с министерством финансов.
Рустам Нигматуллин: «Понятно, не везде и не всегда застройщик может инфраструктуру в необходимом объеме построить. И на сегодняшний день высокие темпы индивидуального жилищного строительства в этой части также требуют дополнительного регулирования»
«Один человек, занятый в строительстве, генерирует еще как минимум пять, занятых в смежных отраслях»
«Мы крайне нуждаемся в ваших предложениях», — так модератор мероприятия передал слово первому заместителю премьер-министра РТ Рустаму Нигматуллину. Нужду в предложениях представителя Татарстана Вдовин объяснил тем, что РТ не только «кузница кадров» и альма-матер для многих федеральных лидеров, но еще и регион, в котором строительная отрасль растет невероятными темпами.
«Вопросы, которые, я думаю, всем регионам подходят, — это создание структуры финансирования строительства, создание спроса. Есть вопрос о синхронизации жилищного строительства и социальной инфраструктуры. Понятно, не везде и не всегда застройщик может инфраструктуру в необходимом объеме построить. И на сегодняшний день высокие темпы индивидуального жилищного строительства в этой части также требуют дополнительного регулирования», — обозначил ряд важных актуальных задач Нигматуллин.
Еще одним важнейшим вызовом он обозначил пересмотр новых подходов по эксплуатации жилищного фонда. К проблеме замены лифтов, о которой говорил Артамонов, он добавил формирование структуры возврата инвестиций за работы по обновлению коммунальной инфраструктуры.
В заключение своего выступления Нигматуллин также отметил важную роль строительной отрасли для экономики. «Один человек, занятый в строительстве, генерирует еще как минимум пять, занятых в смежных отраслях, а это общий вклад в экономику нашей страны», — сказал он.
«3 тысячи параметров, по которым должна контролироваться работа управляющих компаний. Никто не знает, что они делают, что не делают»
Поделиться позицией строительного сообщества и ответить на замечания о «провале» льготной ипотеки взялся президент ассоциации «Национальное объединение строителей» Антон Глушков. «Говоря о том, что мы разогреем их (стоимость квадратного метра — прим. ред.) или еще что-то… Есть показатели объективные, и основная задача льготной ипотеки, напомню, не объем строительства и метров квадратных, а количество семей, которые улучшают свои жилищные условия», — напомнил Глушков. Об успехе программы, по его словам, говорит рекордное количество сделок на первичном рынке с использованием механизмов льготной ипотеки, которые отмечаются за последние два года.
Генеральный директор национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Мария Ярмальчук остановилась на проблеме подготовки и привлечения молодых кадров в строительство. «Я бы хотела сказать, наверное, что ядром этих двух проблем является решение об адекватном ценообразовании заработных плат в строительстве. Я говорю в первую очередь о строительстве, которое завязано на госзаказ», — отметила спикер. Как вариант она предложила рассмотреть возможность продления или ввода льготной ипотеки для молодых специалистов в данной отрасли. «Привлечение молодежи в стройки невозможно решить без решения о достойной заработной плате», — напомнила она еще раз в конце своего выступления.
Генеральный директор ГК «КОРТРОС» Станислав Киселев выделил три направления, на которые необходимо обратить внимание. «Первый профиль, который для нас является специальным, — жилищное строительство, но с неким уклоном на региональную специфику. Второе направление — это коммунальное строительство, в том числе и по госконтрактам. Третье — эксплуатация многоквартирных домов». Так, по первому направлению имеется проблема со снижением показателей программы жилищного строительства. В сфере коммунального строительства это качество проектных решений, а в «коммуналке» — работа управляющих компаний. «Говорили о лифтах. Это не одна проблема. На сегодняшний день 3 тысячи параметров, по которым должна контролироваться работа управляющих компаний. Никто не знает на сегодняшний день, что они делают, что не делают», — заключил Кисилев.
Все предложения, заявленные в ходе пленарной сессии, модератор обещал объединить в итоговые документы. А форум продолжил работу. Также сегодня пройдут сессии, посвященные развитию транспортной инфраструктуры и модернизации ЖКХ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.