Все результаты ЕГЭ известны, начался прием документов в вузы, а значит, самое время поговорить о стратегии поступления в высшие учебные заведения «Все результаты ЕГЭ известны, начался прием документов в вузы, а значит, самое время поговорить о стратегии поступления в высшие учебные заведения» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ранняя подача заявления льгот не дает, низкие баллы ЕГЭ не повод отчаиваться

На дворе июль — традиционно горячая пора для выпускников школ нашей страны. Все результаты ЕГЭ известны, начался прием документов в вузы, а значит, самое время поговорить о стратегии поступления в высшие учебные заведения. Сегодняшняя статья будет посвящена проблеме выбора будущей профессии. Как всегда, основная часть статьи будет посвящена инженерному образованию.

Для начала проговорю многолетнюю аксиому — сроки подачи заявления в вуз и оригинала документа об образовании (аттестат или диплом колледжа) никоим образом не влияют на зачисление. Никаких льгот при зачислении в ряды студентов ранняя подача заявления или аттестата не дает. И если вам в приемной комиссии любого университета сказали иное, скорее всего, коллеги немного лукавят и хотят попросту как можно раньше обеспечить свой вуз контингентом.

Для абитуриентов, поступающих на общих основаниях, прием документов производится в соответствии с приказом минобрнауки России №1076 (в ред. приказа минобрнауки РФ от 26.08.2022 №814). Основные даты таковы:

  • с 20 июня по 25 июля — для ребят, поступающих по результатам ЕГЭ;
  • с 20 июня и окончание приема не ранее 7 июля и не позднее 20 июля — для выпускников колледжа, поступающих по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, либо для абитуриентов, поступающих на направления подготовки или специальности, по которым предусмотрены дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Для тех ребят, которым не очень повезло и они сдали ЕГЭ ниже границы минимальных баллов, устанавливаемых министерством науки и высшего образования РФ для подведомственных вузов, хочу сказать: не нужно сильно расстраиваться, жизнь на этом не заканчивается. У вас еще есть возможность поступить в вузы в текущем году. Дело в том, что далеко не все университеты относятся по подведомственной линии к минобрнауки РФ. Например, сельскохозяйственные, медицинские, ряд педагогических имеют иную принадлежность и не обязаны придерживаться при приеме абитуриентов минобровской шкалы.

Приемная кампания – 2024 в Татарстане: падение баллов ЕГЭ и засилье целевиков

К этой же категории можно отнести и негосударственные вузы, в которых с некоторого времени стали встречаться направления подготовки, обеспеченные бюджетным приемом. Вместе с тем не стоит и сильно радоваться, т. к. эта категория университетов все равно обязана придерживаться минимальных показателей ЕГЭ, установленных в текущем году Рособрнадзором.

Сложилась такая конкурсная ситуация, в которой вузы, подведомственные минобрнауки РФ, поднимают нижнюю границу баллов, с которыми абитуриенты могут подавать документы и участвовать в конкурсе на зачисления, — на уровень даже выше, чем этого требует учредитель «Сложилась такая конкурсная ситуация, в которой вузы, подведомственные минобрнауки РФ, поднимают нижнюю границу баллов, с которыми абитуриенты могут подавать документы и участвовать в конкурсе на зачисления, на уровень даже выше, чем этого требует учредитель» Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Есть вариант пойти обучаться в колледж, но нужно помнить, что отсрочка от армии дается один раз в жизни

За последние годы в отечественной системе высшего образования (особенно это касается так называемой категории «ведущие университеты») сложилась такая конкурсная ситуация, в которой вузы, подведомственные минобрнауки РФ, поднимают нижнюю границу баллов, с которыми абитуриенты могут подавать документы и участвовать в конкурсе на зачисления, на уровень даже выше, чем этого требует учредитель.

Считается, что это позволяет отсеять ребят с низкими баллами и тем самым «снять сливки». На самом деле это ложное ощущение. Последние пару лет редкие региональные университеты решатся на такой смелый и даже отчаянный шаг, т. к. одно дело — назвать себя элитными или передовыми и совершенно другое — выполнить набор, закрыв бюджетный прием, и хоть немного набрать «платников» в ситуации сложной демографии.

Еще есть вариант пойти обучаться в колледж или отделение СПО при крупных отечественных университетах, а потом уже планировать поступление в вуз. Такой «финт» сейчас очень популярен среди выпускников 9-х классов, не желающих рисковать и проходить через процедуру сдачи ЕГЭ. Тем более пока выпускники колледжей могут поступать в университеты по внутренним вступительным испытаниям. Это во многом объясняет повсеместную востребованность СПО в нашей стране в последние годы.

Тем не менее в этом варианте есть свои недостатки. Не стоит забывать, что с 2008 года отсрочка от призыва в армию дается абитуриенту только один раз и действует она до окончания обучения. Таким образом, после завершения обучения в колледже даже при успешной сдаче вступительных испытаний и зачислении в состав студентов вуза его все равно призовут в Вооруженные силы в осенний призыв. При этом, отслужив положенный по закону срок, в случае его желания университет будет обязан восстановить студента на ту же программу и на тех же условиях, что и ранее. Что это означает на практике? Все очень просто — если ранее учился на бюджете, то и восстановление после службы в армии будет происходить на бюджетное отделение.

Большинство региональных университетов готово принимать «платников» в неограниченном количестве с любыми положительными результатами ЕГЭ

Теперь перейдем к тем выпускникам, которые успешно сдали ЕГЭ и получили итоговые баллы выше тех, что установлены минобрнауки РФ для своих подведомственных вузов. И тут прежде всего хотел бы отметить, что количественные показатели бюджетного приема в текущем году в отечественные университеты таковы, что позволяют особо не беспокоиться о возможности поступления на бюджет (мест выделено достаточно).

Сразу хотел бы оговориться — речь прежде всего идет о техническом и технологическом образовании. А тут как раз могут быть проблемы. Дело в том, что для поступления на эти программы необходимо сдавать профильную математику в сочетании с физикой, химией или информатикой. Но эти экзамены сейчас сдают не так уж много выпускников.

«КФУ сдерживал цены четыре года»: сколько стоит учеба в вузах Казани?

Итак, если у вас на руках есть положительные результаты ЕГЭ в сочетании с профильной математикой, можно спокойно начинать выбирать будущее место обучения. Наличие средств на платное обучение будет значительно упрощать вопрос выбора специальности и технологию поступления. Так называемых платников в нынешнее непростое для вузов время (хотя когда оно для высшего образования было простым?) готово принять в неограниченном количестве и с практически любыми положительными результатами ЕГЭ большинство региональных университетов. И это очень плохая новость для негосударственной высшей школы, т. к. теперь конкуренция за внебюджетных студентов носит особо острый характер. Частным вузам в нашей стране придется очень сильно постараться, чтобы принять хоть каких-нибудь студентов.

На данный момент этому сегменту высшего образования (частным вузам) для выживания может помочь только тотальный демпинг по стоимости обучения (разумеется, при соответствующем качестве) или же масштабное применение элементов сетевого маркетинга, что в принципе многие вузы уже и так делают. По сути, ограничение приема внебюджетных студентов вводят только некоторые университеты Москвы и Санкт-Петербурга, а также очень незначительное количество именитых региональных. Эти ограничения носят скорее формально-имиджевый характер и направлены на регулирование потока относительно низкобалльных региональных абитуриентов. В любом случае, если задаться целью, даже при наличии достаточно скромных баллов ЕГЭ, а также небольших связей, можно решить и эту проблему, став студентом платного отделения столичного университета.

Если вы выпускник казанской школы с относительно средними баллами, но большим желанием стать IТ-шником, советую рассмотреть возможность поступления в филиалы крупных республиканских вузов или же задуматься о кардинальной смене локации «Если вы выпускник казанской школы с относительно средними баллами, но большим желанием стать айтишником, советую рассмотреть возможность поступления в филиалы крупных республиканских вузов или же задуматься о кардинальной смене локации» Фото: «БИЗНЕС Online»

Присмотритесь к филиалам крупных вузов, а также к университетам соседних республик

Если же речь идет о бюджете, то тут будет необходимо немного попотеть с выбором региона и образовательного учреждения. Например, если вы выпускник казанской школы с относительно средними баллами, но большим желанием стать айтишником, советую рассмотреть возможность поступления в филиалы крупных республиканских вузов или же задуматься о кардинальной смене локации. Практически всегда проходные баллы в филиалах будут меньше или даже значительно меньше, чем в головных вузах. При этом кадровый состав, а также качество подготовки будет сильно отличаться. Зачастую региональная подготовка за счет высокой конкуренции и максимально персонифицированного подхода может быть даже лучше, чем в головном вузе, а в самом дипломе не будет отличий.

Если все же вы хотите обучаться в большом городе, но баллов не так много, то стоит рассмотреть университеты, расположенные в соседних с Татарстаном регионах. Речь идет о Кировской и Ульяновской областях, а также республиках Чувашия, Марий Эл, Мордовия и Удмуртия. В этих регионах уровень жизни ниже, чем у нас, и многие ребята с хорошими результатами ЕГЭ стремятся уехать оттуда в столичные регионы или в Казань. В связи с этим у наших абитуриентов возникают новые возможности поступления на бюджетные отделения в эти университеты. Конечно, это связано с переездом и потенциально малокомфортными условиями общежитской жизни, но, когда речь идет о бюджетном обучении (тем более если иного семья себе позволить просто не может), вопросы бытовых удобств должны отойти на второй план.

Таким образом, если речь идет о бюджетном обучении на технических или технологических образовательных программах, то возможностей на сегодняшний день для ребят с совершенно разными баллами ЕГЭ достаточно много. Фактически найти свое бюджетное место может любой абитуриент.

Чтобы из вчерашнего выпускника воспитать инженера, как минимум он должен хорошо знать физику и химию

Теперь рассмотрим выбор направлений подготовки или специальностей в зависимости от набора вступительных испытаний. Министерство образования и науки РФ позаботилось о комфортной среде для современных абитуриентов — теперь для поступления они имеют возможность выбирать, на какую из нескольких дисциплин поступать. Например, в большинстве технических вузов на одну и ту же специальность можно по желанию абитуриента предъявить ЕГЭ по физике, информатике или химии. Конечно, такой подход кратно расширяет возможности абитуриентов. Но в этом кроется и существенная проблема, напрямую не связанная с процедурой поступления, но оказывающая существенное влияние на будущую успешность обучения.

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Ни у кого не возникнет сомнений — чтобы из вчерашнего выпускника воспитать инженера, как минимум он должен хорошо знать физику и химию (когда речь идет о технологических специальностях, химию на уровне школьной программы нужно знать обязательно). При этом, как ни странно, для поступления на эти самые инженерно-технические специальности теперь достаточно сдать ЕГЭ по информатике. И это не является существенной проблемой, если абитуриент в школе изучал физику и достаточно неплохо в ней разбирается, а как итоговый экзамен решил сдавать информатику, т. к. считает, что именно этот предмет даст наибольшие баллы. Опять же, не секрет, что информатику часто выбирают не потому, что хотят стать именно программистами или специалистами в IТ-сфере, причина очень часто кроется в том, что подготовиться к этому ЕГЭ проще, чем к физике или химии.

Что касается падения интереса к физике и химии. В современном общем образовании наблюдается хроническая нехватка педагогов по этим важнейшим дисциплинам. К сожалению, преподавать в школу идут не самые лучшие выпускники педагогических специальностей, а иногда и те, кто просто не смог устроиться на другую работу. Еще более пессимистичная картина складывается в ситуации, когда физику и химию преподают наспех переподготовленные педагоги других дисциплин. В этой ситуации совершенно неудивительно, что физика у современных выпускников школ является далеко не приоритетным экзаменом. И это несмотря на то, что бюджетных мест по инженерным направлениям подготовки и специальностям становится год от года все больше.

Сейчас правила приема в вузы стали максимально гибкими и позволяют с информатикой в качестве третьего ЕГЭ делать максимально широкий выбор «Сейчас правила приема в вузы стали максимально гибкими и позволяют с информатикой в качестве третьего ЕГЭ делать максимально широкий выбор» Фото: ru.freepik.com

Если в голове есть хотя бы некоторое понимание химии и физики, смело можно двигаться к инженерной мечте

Возвращаясь к теме выбора будущей специальности, могу отметить, как человек, много лет занимающийся подготовкой инженеров, что абитуриенту, не знающему физику, успешно учиться на таких направлениях будет просто невозможно. Получается некая парадоксальная ситуация: абитуриент с высокими баллами ЕГЭ (русский, профильная математика и информатика) поступает на не самую трендовую специальность и потом, по результатам двух сессий, вынужден отчисляться.

Причина такого явления вполне очевидна — я бы назвал это неким самообманом. Ну невозможно стать конструкторам или технологом, не понимая основных физико-химических процессов, проходящих в сложных технических системах (а иных сейчас просто нет)! Поэтому при выборе будущей специальности я настойчиво предлагаю абитуриентам здраво оценить собственные знания в области физики и химии. Если в голове есть хотя бы некоторое понимание этих дисциплин, то смело можно двигаться к инженерной мечте. Если же такого понимания нет, то стоит рассмотреть иные специальности. Тем более что сейчас правила приема в вузы стали максимально гибкими и позволяют с информатикой в качестве третьего ЕГЭ делать максимально широкий выбор.

***

В завершение статьи хотел обратиться к смежной теме и высказать свое мнение по поводу учета в эффективных показателях университета такого параметра, как средний балл ЕГЭ у зачисленных студентов. Думаю, что многие коллеги из технических и технологических университетов согласятся с тезисом о том, что сам по себе средний балл без более подробного и детального анализа уже никак не может свидетельствовать о качестве зачисленного контингента студентов. Особенно это заметно в этом году, когда была изменена система пересчета баллов по математике и внесены некоторые изменения в ЕГЭ по физике. Такие действия позволили облегчить сдачу единого экзамена.

Что в итоге? Значительное количество молодежи, которая сдавала ЕГЭ по информатике и не прошла на IТ-специальности, поступает в результате на инженерные направления подготовки. Таким образом, многие академические группы в технических вузах 1 сентября могут быть укомплектованы ребятами с достаточно высокими средними баллами, но после двух сессий аудитории могут остаться полупустыми. Ребята попросту не смогут справиться с дисциплинами, опирающимися в своей основе на элементы физики и химии.

Поэтому на данном этапе развития нашей академической системы качество набора на инженерные и технологические направления подготовки и специальностей будет более целесообразно оценивать таким параметром, как доля абитуриентов, поступивших на обучение с физикой или химией в качестве третьего ЕГЭ. Данный показатель будет более скромным с точки зрения количественного значения, но при этом будет более точно отражать качественную картину контингента студентов любого технического или технологического университета.