«Рыночными механизмами нужно исключить развитие майнеров в энергодефицитных регионах страны. Хотите работать — работайте, но по 7–10-кратным тарифам. Дорого — идите в энергопрофицитный регион», — считают энергетики, подчеркивая, что резервы не бесконечны, а с новой генерацией под санкциями тяжко. Власти идут еще дальше и предлагают запретить добычу «крипты» в отдельных субъектах. Промышленные майнеры недовольны и винят минэнерго в том, что оно не борется с черными и серыми майнерами. Спор должна разрешить Госдума уже 23 июля, когда пройдет первое чтение законопроекта. О том, с чем стороны готовятся к отстаиванию своих интересов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Власти предлагают запретить добычу «крипты» в отдельных регионах
«Что настораживает? Неконтролируемый рост потребления»
Вопрос регулирования цифровых активов в стране вышел на самый высокий уровень. Буквально за несколько дней до долгожданного рассмотрения в Госдуме законопроекта по регулированию майнинга президент страны Владимир Путин на совещании с правительством по экономическим вопросам сделал ряд заявлений. И если платформа цифрового рубля в рамках «пилота» показала свою работоспособность и функциональность, что дает возможность перейти к его полномасштабному внедрению в экономику, то с криптовалютами, которые, на секундочку, все чаще используются для международных расчетов, все куда сложнее.
По оценкам минэнерго, ежегодно на добычу криптовалют в России тратится 16 млрд кВт.ч, т. е. почти 1,5% общего потребления электроэнергии в стране, и цифра продолжает расти. «Факторы такого роста в целом понятны. Это сравнительно низкие цены на электроэнергию у нас, мобильность оборудования для майнинга криптовалют и так далее, — продолжил Путин. — Но что здесь должно привлекать наше внимание и что настораживает? Неконтролируемый рост потребления электроэнергии для добычи криптовалют может привести к дефициту мощности в отдельных регионах. И это уже отмечается в Иркутской области, Бурятии, Забайкальском крае».
Рост потребления электроэнергии майнерами может привести к проблемам для системы ЖКХ. Коллеги из регионов прямо говорят о своих опасениях на этот счет, сообщил Путин. «Согласен с ними. Очевидно: если не будет свободной мощности, если она будет выбрана так называемыми майнинговыми фермами, то новые предприятия, жилые кварталы, социальные объекты столкнутся с перебоями поставок, нехваткой электроэнергии, а перспективные инвестиционные и инфраструктурные проекты будут поставлены на паузу. Здесь нужно принять правильные своевременные решения, в том числе системные, на уровне федерального закона», — заявил президент. Он добавил, что уже давал поручения урегулировать майнинг цифровых валют в России, включая вопросы налогообложения и тарифные решения, и попросил собравшихся членов правительства отчитаться, что уже удалось сделать. Но на этом открытая часть заседания завершилась.
По оценкам минэнерго, ежегодно на добычу криптовалют в России тратится 16 млрд кВт.ч, т. е. почти 1,5% общего потребления электроэнергии в стране, и цифра продолжает расти
В некоторых регионах могут запретить добывать «крипту»
Законопроект о регулировании майнинга был внесен в Госдуму в ноябре 2022-го. В апреле этого года была внесена новая версия документа. Комитет ГД по финансовому рынку одобрил его и рекомендовал к первому чтению, которое пройдет 23 июля. Что же предполагает законопроект?
- Требования к работе майнеров будут устанавливаться правительством по согласованию с Банком России, а контролировать выполнение правил станет Роскомнадзор.
- Майнить в РФ будут вправе только российские юрлица и ИП, которые включены в специальный реестр. При этом физлица, не превышающие установленных правительством лимитов энергопотребления, могут майнить и без включения в реестр. Добывать криптовалюту запрещено людям с непогашенной судимостью за экономические преступления.
- Чтобы исключить возможность отмывания доходов, полученных преступным путем, майнеры должны будут предоставлять в уполномоченный орган информацию о добытой валюте и адресах ее хранения. Росфинмониторинг станет вести список адресов, где предположительно происходят операции для отмывания доходов или финансирования терроризма.
- Запрещено обращение цифровой валюты на территории России, нельзя рекламировать продажу «крипты» и товары и услуги для ее выпуска и обращения. Запретят также совмещение добычи с работой, связанной с электроэнергетикой.
- Новый интересный момент — правительство может запретить майнинг криптовалюты в некоторых регионах и на отдельных территориях. Для нарушителей по решению суда могут уменьшить максимальную мощность подаваемой электроэнергии или вовсе ее отключить. «Плата за технологическое присоединение указанных энергопринимающих устройств в указанных случаях возврату не подлежит», — отмечается в документе. Для тех, кто майнил до введения запрета, также допускается изменение условий энергоснабжения.
- В регионах, где майнинг, как предполагается, запретят, в отношении устройств для добычи введут полное или частичное ограничение режима потребления энергии.
В минэнерго считают допустимым частично или полностью ограничить майнинг в энергодефицитных регионах, однако последнее слово за правительством и Госдумой, уточнил «Известиям» замглавы ведомства Павел Сниккарс. Ранее такую идею также высказывал глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Так, Аксаков отнес к энергодефицитным регионам… Чувашию. Он отметил, что время от времени поступают обращения граждан, например об отключении света в домах. Это, уверен он, связано с тем, что чувашские майнеры перегружают энергетическую систему.
Как подчеркнул в разговоре с «БИЗНЕС Online» Сергей Безделов, проблема энергодефицита в регионах должна решаться борьбой с теневым майнингом
«Минэнерго отказывается прислушиваться»
Против новых поправок резко выступила ассоциация промышленного майнинга (АПМ). 16 июня в своем телеграм-канале она сообщила, что считает отдельные положения законопроекта «губительными для отрасли», и обратилась с официальным письмом к председателю Госдумы Вячеславу Володину с предложением исключить некоторые нормы.
Как подчеркнул в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор ассоциации промышленного майнинга, первый зампредседателя совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Сергей Безделов, проблема энергодефицита в регионах должна решаться борьбой с теневым майнингом. Именно черные и серые майнеры являются причиной пожаров, износов электрических сетей, используют тарифы для населения, майнят на объектах электрогенерации и т. д.
«Ассоциация не раз предлагала сбалансированные способы решения проблемы, основанные на отчете НИУ ВШЭ, такие как установка дифференцированных по объемам тарифов для населения, контроль со стороны сбытовых и сетевых компаний за потребляемой мощностью, стимулирование оптимального потребления электроэнергии. Мы направляли свои предложения президенту РФ, правительству РФ, в ФОИВ, в том числе в минэнерго России, которое отказывается прислушиваться к нам. Министерство энергетики не борется с черными и серыми майнерами, которые стихийно, с нарушениями всех норм и зачастую попросту воруя электроэнергию подключаются к электрическим сетям, создавая колоссальную нагрузку на них», — добавил Безделов.
Дата-центры промышленного майнинга работают с полным соблюдением законодательства РФ, прежде всего в сфере электроэнергетики, подтвердил директор по взаимодействию с госорганами компании BitRiver Олег Огиенко.
«Деятельность подобных ЦОДов практически не отличается от иных законопослушных субъектов экономики. Да, майнинговые ЦОДы являются энергоемкими потребителями электроэнергии, но большинство операторов промышленного майнинга в России не нарушают норм в электроэнергетике, работая в правовом поле. В этой связи безусловный запрет майнинга в отдельно взятых регионах РФ стал бы дискриминацией хозяйствующих субъектов», — рассказал Огиенко «БИЗНЕС Online», уточнив, что у промышленных майнеров есть обширный опыт, в том числе зарубежный, которым они готовы делиться с регуляторами. А вот черный и серый майнинг опасны тем, что они непрогнозируемы. «Энергосистема к подобному „вмешательству“ попросту не готова», — заключил эксперт.
Безделов также напомнил, что предприятия промышленного майнинга решают целый ряд важных для государства задач, в том числе в вопросах криптовалютной ликвидности, предоставления мощностей для решения задач в области искусственного интеллекта, а также новых рабочих мест. «Запрещение майнинга на определенных территориях уменьшит пользу от этой деятельности для граждан, бизнеса и государства, стимулирует уход майнеров в теневую зону», — заключили в ассоциации.
Реальные проблемы начинаются только тогда, когда сам майнинг происходит незаконно
«В чем энергетикам жаловаться? У вас потребитель есть, деньги вам дает»
Органы исполнительной власти обоснованно относятся к майнерам с подозрением, если не негативно, считает директор РДУ Татарстана Андрей Большаков. Причин тому несколько: ЦОДы для майнинга создают большую нагрузку, активно выбирают все резервы, которые бы могли быть использованы под реальное производство, а от проявления намерений по техприсоединению до их реализации проходит куда меньше времени, чем требуется для запуска промышленных предприятий. «В результате отсутствие свободных мощностей ударяет по крупным важным для страны инфраструктурным проектам, которым не хватает мощности, ведь планирование и строительство генерации, сетевое строительство — это совсем не быстрый процесс. И в лучшем случае такая ситуация приводит к смещению сроков начала функционирования промпредприятий, в худшем — к невозможности его ввода. Что еще усугубляется сегодня санкционным давлением и повышенной сложностью быстро построить новую генерацию», — констатирует Большаков, подчеркивая, что «благодаря» майнерам сейчас есть проблемы на юге, юго-востоке Сибири, Дальнем Востоке, требующие строительства генерации.
По мнению эксперта, планируемое законодательное регулирование — абсолютно правильная инициатива, как минимум в зонах прогнозного энергодефицита. «Рыночными механизмами нужно исключить развитие майнеров в энергодефицитных регионах страны. Хотите работать — работайте, но по 7–10-кратным тарифам. Дорого — идите в энергопрофицитный регион», — убежден он.
При этом Большаков пока не видит предпосылок к тому, чтобы энергосистема из-за работающих у нас майнеров приобрела признак энергодефицитности. «Однако планы и цифры электропотребления по планируемым инфраструктурным проектам значительные и увеличиваются, они сами по себе требуют большого количества мощности. И нет никаких сомнений, что именно под них должна развиваться энергосистема. Выбирая, что построить, металлургический завод, машиностроительное, химическое предприятие или же майнинг-ферму, государство будет отдавать предпочтение развитию промышленного производства», — говорит он.
При этом в стране есть и компромиссная модель майнинг-проектов, при которых энергопринимающие установки, ЦОДы обеспечиваются своей собственной малой генерацией и функционируют в «островном» режиме, не имея электрической связи с энергосистемой и, соответственно, не оказывая никакого влияния на нее. «В то же время есть проекты ЦОДов, пример Иннополиса, где также планируются собственная генерация для покрытия потребления собственных вычислительных потребностей и наличие электрической связи с энергосистемой с ограниченной незначительной величиной пропускной способности, но она нужна не для покрытия своего потребления, а в основном для более устойчивой работы генерирующего оборудования. И такие проекты требуют повышенного нашего внимания для исключения негативного влияния такого техприсоединения на существующих потребителей и энергосистему», — заключил Большаков.
Иного мнения придерживается эксперт Финансового университета при правительстве России и ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он напомнил: майнинг явно не главный фактор роста объемов потребления, например, на том же юге РФ, где недавно фиксировали отключения. «Люди активно перемещаются по стране, внутренний туризм развивается колоссальными темпами. В том же Дагестане да и просто на юге. Анапу какую-нибудь возьмите — огромные толпы людей. Соответственно, летом объем электроэнергии, ее потребление существенно возрастает… Очень много на себя оттягивают кондиционеры. Поэтому летний пик потребления электроэнергии крайне высокий в Южном федеральном округе. Крым, Кубань, Ростов, Краснодар — там регулярные отключения. Это просто особо не афишируется… Все наслаивается на то, что непонятно, как все подключено, недостаточно ни генерации, ни сетевых мощностей. И еще добавляется майнинг как дополнительный потребитель», — заметил он.
Реальные проблемы начинаются только тогда, когда сам майнинг происходит незаконно. Например, по тарифам для населения, к чему действительно зачастую прибегают черные майнеры. И именно данный аспект требует регуляторики.
«Сейчас правительство к этому идет. Ввели почти в половине регионов России некие лимиты: по сути, сколько ты можешь потратить электроэнергии как бытовой потребитель. Если выше этого лимита потребляешь, то у тебя должен быть повышенный тариф… А в остальном в чем энергетикам жаловаться? У вас потребитель есть, деньги вам дает. Так, пожалуйста, обеспечьте его электроэнергией, сетями, подключением, создавайте мощности. Когда энергетики жалуются на легальных майнеров, это довольно странно. Они же и созданы для того, чтобы вырабатывать электроэнергию, ее продавать. Если у тебя по-честному ее покупают, то в чем проблема-то?» — возмутился Юшков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.