«Тарифы с большим ростом объясняются в первую очередь повышением заработной платы. Средняя зарплата в сферах водоснабжения и канализации составляет примерно 34 тысячи — это очень низкий уровень. Конечно, в ближайшее время надо довести хотя бы до среднего по району значения», — говорил накануне председатель комитета по тарифам Александр Груничев. В Татарстане с 1 июля тарифы за ЖКХ вырастут на 10,8%, но местами повышение достигнет 15,7%. Первые платежки с новыми цифрами уже начали поступать населению. А следующее повышение тарифов обещают через год. Тем временем долг жителей республики по коммунальным счетам достиг 9,5 млрд рублей: основными должниками являются якобы состоятельные граждане. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Тарифы с большим ростом объясняются в первую очередь повышением заработной платы», — говорил накануне глава комитета по тарифам Александр Груничев
«Решения должны быть адекватными»: в Татарстане с июля тарифы на ЖКХ вырастут на 10,8%
С июля этого года в Татарстане произошла плановая индексация тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Предельный рост установили на уровне 10,8%, хотя предприятия отрасли просили поднять платежи на 37,1%. Напомним, что это первое повышение за последние полтора года. Об этом в кабмине РТ заявил глава госкомитета Татарстана по тарифам Александр Груничев.
«Организации [коммунального хозяйства] подавали заявку на 37,1 процента. Как мы видим, почти в 3,5 раза нам удалось снизить эти заявки организаций», — отметил глава госкомитета.
Самый большой вопрос, который нас волнует, — это баланс социальной нагрузки на уровне регионов. Все понимают, что необходимо оказывать социальную поддержку населению и величина тарифных решений должна быть адекватная.
Баланс в этом вопросе действительно искать приходится. В постоянном росте находится стоимость замены коммунальных сетей, износ которых, по одной из оценок, составляет 79%. На восстановление разрухи необходимо 142 млрд рублей. Все предприятия Татарстана, включая и «Татэнерго», и «Водоканал», и «Казэнерго», не поспевают за уровнем износа коммунальных сетей. По-другому говоря, дыры расползаются быстрее, чем их успевают латать.
Недавнее повышение тарифов для общего объема проблем — это капля в море, считают руководители коммунальных предприятий. «Тарифное регулирование не сможет обуздать проблему коммунальной инфраструктуры», — ранее обозначил заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «Татэнерго» Рим Галиахметов.
«Не все предприятия имеют тарифные источники по ремонту сетей. В этом направлении несколько лет подряд реализуются проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры», — обратил внимание замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов.
Цены за последние два года росли на все, продолжил Груничев. Например, продуктовая корзина теперь стоит на 13,2% дороже, а недвижимость — на 36,2%. «Мы в принципе находимся в аналогичной динамике, а где-то даже ниже. Это надо тоже учитывать», — заметил глава госкомитета.
Рост тарифов может разниться в зависимости от муниципального образования. Повышение установили на минимально допустимом уровне. Так, по отдельным видам коммунальных услуг новые тарифы составляют:
- газ: до 7,47 рубля с 1 куб. м (10,2%);
- электроэнергия: в домах с газовыми плитами — до 5,09 рубля/кВт⋅ч (8,8%), в домах с электроплитами — до 4,10 рубля/кВт⋅ч (14,5%);
- тепловая энергия: до 2,4 тыс. рублей (10,8%);
- горячее водоснабжение: до 226,77 рубля (18,2%);
- водоотведение: до 33,8 рубля за 1 куб. м (15,7%);
- питьевая вода: до 35 рублей за 1 куб. м (11,2%);
- обращение с твердыми коммунальными отходами: в многоквартирных домах — до 108,08 рубля с человека, в индивидуальных домах — до 117,24 рубля (4%).
В 16 районах рост тарифов может оказаться выше. «Это связано со сложной ситуацией, касающейся ввода новых инфраструктурных объектов», — заметил глава соответствующего госкомитета. Он привел в пример Кукмор, где предельное повышение установили на уровне в 15,7%. Фактический же рост платы жителей в районе, по словам Груничева, составит около 12%. «Вроде кажется, что рост большой. Но на самом деле это коснулось не такого большого количества жителей, — объяснял он. — В Кукморе эта ситуация затронула всего 3,6 процента населения».
Среди других районов, где ожидается рост тарифов с 14,1 до 15,7%, отметились Тетюши, Мамадыш, Мензелинск и Иннополис. С полным списком можно ознакомиться в публикации «БИЗНЕС Online».
Средняя зарплата в сфере ЖКХ в Казани в 2023 году составляла от 30 тыс. до 56 тыс. рублей
Другие причины повышения тарифов ЖКХ
Повышение тарифов — это требование федерального закона, подчеркнул Груничев. Кроме того, среди причин называли рост заработной платы основного производственного персонала, ввод новых объектов инфраструктуры и повышение понижающих коэффициентов в тарифах на электроэнергию с 0,7649 до 0,806.
«Тарифы с большим ростом объясняются в первую очередь ростом заработной платы. Средняя зарплата в сферах водоснабжения и канализации составляет примерно 34 тысячи — это очень низкий уровень. Конечно, в ближайшее время надо довести хотя бы до среднего по району значения», — говорил глава комитета по тарифам.
Напомним, что средняя зарплата в сфере ЖКХ в Казани в 2023 году составляла от 30 тыс. до 56 тыс. рублей, рассказывали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе мэрии. Там подчеркивали, что чувствуется дефицит дворников, слесарей-сантехников, водителей спецтехники, уборщиков, электриков. «Дефицит работников связан с тяжелым физическим трудом, невысокой заработной платой в связи с низкими тарифами на содержание двора, мест общего пользования, электрических сетей, которые не покрывают минимальных расходов», — говорилось в сообщении.
Рост итоговой суммы в платежке по коммунальным услугам связан не только с тарифами, но и с увеличением общего объема использования этих услуг, подчеркнули в кабмине РТ
«Конечная плата — это не столько тариф, сколько квитанция»
Рост итоговой суммы в платежке по коммунальным услугам связан не только с тарифами, но и с увеличением общего объема использования этих услуг, подчеркнули в кабмине РТ. Кроме того, не стоит забывать о жилищных услугах, которые жители имеют право регулировать самостоятельно.
«Конечная плата — это не столько тариф, сколько квитанция, — заметил глава Госжилинспекции РТ Александр Тыгин. — Она в свою очередь отражает либо норматив, либо фактическое потребление». Присутствующие обозначили важность правильности работы приборов учета, потому что нормативные значения имеют стимулирующий характер и всегда немного выше «факта». Логика тут понятна: больше льешь, жжешь и топишь — больше платишь.
Глава ведомства, кроме того, обратил внимание на еще один существенный пункт платежей по ЖКХ — жилищные услуги, которые составляют треть от общего объема. «Первое, что жилец должен определить, — это перечень работ и услуг. Второе — сколько это будет стоить», — обозначил Тыгин. По его словам, домов, которые самостоятельно определили эти значения, в Татарстане очень мало, что можно назвать негативной тенденцией.
Собственники редко пользуются своим правом самостоятельно регулировать вопрос жилищных услуг, поэтому в платежку идет цифра, установленная исполкомом района. «Одни и те же виды работ в районах иногда расходятся в разы. Например, цены на обслуживание лифтов устанавливаются с таким разбегом, что, конечно, напрягают жилинспекцию», — продолжил Тыгин. По его словам, сейчас ведомство совместно с минстроем занимается упорядочиванием этого вопроса в районах республики.
Основная масса должников — состоятельные граждане, которые просто не оплачивают «коммуналку» вовремя
«Основные должники — состоятельные граждане»: долг жителей Татарстана по «коммуналке» составил 9,5 миллиарда
С начала 2000-х годов за татарстанцами числится долг по оплате коммунальных услуг в размере 9,5 млрд рублей. Причем основная масса должников якобы состоятельные граждане, которые просто не оплачивают «коммуналку» вовремя. Об этом сказал Фролов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
«Исходя из анализа крупных должников, как правило, это состоятельные граждане, у которых несколько квартир. Они не оплачивают своевременно [коммунальные счета], исходя из того, что либо сдают квартиры в аренду и несвоевременно передают показания приборов учета, либо живут в других городах», — подчеркнул замминистра строительства. Правда, конкретные цифры таких должников не были названы (каков их процент в структуре долга).
На собираемость платежей традиционно влияет сезонность. Так, задолженность увеличивается в начале отопительного сезона, когда общая сумма в коммунальных счетах возрастает за счет начислений за отопление. Также собираемость платежей падает в январе, после новогодних праздников.
С учетом внушительной суммы задолженности населения назревает вопрос о реструктуризации — другими словами, рассрочках и отсрочках платежей. «Здесь только два пути — продавать долги организациям, которые могут цивилизованно работать с этими долгами, или осуществлять реструктуризацию через тарифно-цифровую составляющую ресурсных организаций. Списание долгов будет влиять на итоговую платежную дисциплину», — подытожил Фролов.
Напомним, что последний раз индексацию тарифов производили в 2022-м. Тогда их размер зафиксировали сразу на 1,5 года. Это «было некоторое отклонение от обычной практики установления тарифов», заметил Груничев. С июля текущего года вернулись к старой схеме индексации — ежегодное повышение, как это и прописано в законе.
«Следующая индексация будет с 1 июля 2025 года, если, конечно, формально ничего не поменяется», — подвел черту Груничев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.