«События в Курской области говорят о том, что вооруженные силы Украины ни перед чем не остановятся, проводя террористические акты», — подчеркивал накануне мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. На сессии городского совета он напомнил депутатам, что на первом месте — вопросы бойцов СВО, а все остальное потом. Одной из главных тем стало содержание общественного транспорта. Сейчас город покрывает убытки автобусов за счет дополнительных доходов, а если их не будет? О том, как Магдеев поражался низким зарплатам бюджетников, — в материале «БИЗНЕС Online».
Родина, набирал обороты Магдеев, — это не танки и самолеты, а люди, которые в том числе служат в рядах ВС РФ, и они нуждаются в поддержке
«За суетой сует нельзя забывать защиту нашего Отечества»
Перед заседанием горсовета Набережных Челнов у Наиля Магдеева была встреча с приехавшими в отпуск мобилизованными. Так что следующий разговор, с депутатами, начался с яркой речи мэра о важности шефской помощи, перед которой меркнут суета и проблемы на гражданке. Родина, набирал обороты Магдеев, — это не танки и самолеты, а люди, которые в том числе служат в рядах ВС РФ, и они нуждаются в поддержке. Веса словам добавляло то, что совсем недавно градоначальник вернулся из командировки в зону СВО: посещал харьковское направление.
«Это люди с конкретными именами и фамилиями, в военном билете которых написано, что они родом из Набережных Челнов, а в графе военно-учетной специальности — место работы: КАМАЗ, „Домкор“ или КБК (Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат — прим. ред.). Это история жизни наших горожан, — подмечал мэр. — Какие бы мне депутатские запросы ни писали, какие бы хозяйственные вопросы ни решали, все это, друзья мои, потом. Жизнь человека, бойцов намного важнее».
И это был не конец. «Все остальное мы решим: и дороги построим, и тротуары, и освещение, и детские площадки, и сети будем менять (тем более что новая программа на подходе — прим. ред.). Это наша повседневная работа. Но вот сидит передо мной [боец], крепкий, здоровый и симпатичный мужчина, кровь с молоком, у него двое детей. Он имеет хорошее инженерное образование, в речи читается интеллект, но он взял оружие в руки и пошел защищать нашу Родину. Поэтому за хозяйственными делами, за суетой сует нельзя забывать защиту нашего Отечества», — разъяснял мэр депутатам простые истины. Неужели кто-то из народных избранников их забыл?
Воодушевляющую речь Магдеев завершил коротким комментарием по поводу атаки ВСУ на Курскую область
Нет, Челны преуспевают в помощи бойцам, ни одна просьба не осталась без ответа, подчеркивал Магдеев. И вспомнил тут о благодарностях бизнесменам и депутатам от командира группировки «Север» Героя России из Казани Александра Лапина.
Воодушевляющую речь Магдеев завершил коротким комментарием по поводу атаки ВСУ на Курскую область. «Вчерашние события в Курской области говорят о том, что вооруженные силы Украины ни перед чем не остановятся, проводя террористические акты по отношению к гражданскому населению и гражданским объектам», — подытожил мэр и извинился перед депутатами за «отнятое время».
Начала Мулюкова с традиционного доклада об очередных изменениях в бюджете города
Магдеев о зарплатах муниципальных работников: «Как жить на 29 тысяч рублей?!»
Официальную часть заседания горсовета открыла замглавы исполкома, начальник управления финансов города Светлана Мулюкова. Чиновница «застолбила» практически все (10 из 14) вопросы в повестке дня, из-за чего ее незадолго до начала подколол один из депутатов, директор театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ. «Ну как вам не стыдно, Светлана Рафаэльевна?» — в шутку сокрушался он.
Начала Мулюкова с традиционного доклада об очередных изменениях в бюджете города. Благодаря остаткам бюджета в 123 млн рублей город сможет покрыть три заметные статьи расходов: 73 млн рублей пойдет на содержание городской инфраструктуры, 43,5 млн — на возмещение недополученных доходов городским пассажирским предприятиям и еще 6,5 млн — на повышение зарплаты муниципальным работникам. Таким образом, бюджет города вновь увеличился и теперь составляет 17,9 млрд рублей.
Дальше городские власти анонсировали подъем начиная с 2025 года налоговых ставок для административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 тыс. кв. м, а также помещений в них. Ранее соответствующие поправки к республиканскому закону «О налоге на имущество организаций» принял Госсовет РТ. Со следующего года ставка налога вырастет с 0,5% до 1,2%, а к 2028-му — до 2%.
Одной из главных тем в повестке стала недавняя индексация зарплат работников сферы образования. Оклад вырос от 6,3% до 24,4% в зависимости от должности и квалификации сотрудника, а в случае с руководителями — еще и от количества воспитанников. Например, оклад директоров общеобразовательных школ теперь составляет от 52 тыс. до 68 тыс. рублей, учителей — от 43 тыс. до 54 тыс. рублей. Изменения коснулись также поваров, сторожей, тренеров, библиотекарей, воспитателей, методистов, работников культуры и т. д.
Озвученные цифры Магдеева, мягко говоря, не обрадовали. Градоначальник признал, что зарплаты у тех, кто лечит, занимается воспитанием и обучением, не должны быть в 2 раза ниже, чем у рабочих на производстве. И потому если учреждения не хотят остаться без специалистов, нужно своевременно поднимать зарплату. Ведь средняя по городу уже более 80 тыс. рублей.
«Поэтому не слишком высокая, мягко говоря, заработная плата у работников культуры и не только. Если бы не повышение, мы бы остались без специалистов в отрасли. Рыба ищет где глубже, человек — где лучше. Где выше платят зарплаты, туда он и идет. Понятно, преданность профессии, любовь к культуре, искусству, призвание. Но как жить на 29 тысяч рублей?!» — возмущался Магдеев, увидев зарплаты работников культуры.
Оказалось, недовольство касается в целом «бюджетной сферы», которая «пока отстает». «Мы не говорим, что она должна быть средней по экономике, но не в 2 раза же меньше должна быть, чем у работников на производстве. Еще надо подумать, подискутировать, где сложнее работать: на заводе или с детьми, или с пациентами в больнице?» — подчеркивал Магдеев. Правда, непонятно, кого конкретно критиковал градоначальник: не сама же школа устанавливает, сколько получает учитель.
Завершалось заседание внесением изменений в организацию городских пассажирских перевозок
Мэр о дотациях на пассажирские перевозки: «Если у нас допдоходов не будет, что мы станем делать?»
Завершалось заседание внесением изменений в организацию городских пассажирских перевозок. Вопрос был скорее формальный: нужно было учесть в местных правилах федеральные изменения. Впрочем, Магдееву, который был в ударе, хватило и такого повода. Градоначальник вспомнил, что город из своих дополнительных доходов ежегодно тратит около 140 млн на дотацию общественного транспорта. По его мнению, строка расходов несправедливо ложится на плечи муниципалитета.
Фактическая стоимость перевозки одного пассажира сегодня 70 рублей, а тариф — 35 рублей. «Еще 35 рублей кто должен компенсировать? — задавался вопросом градоначальник. — У нас ни одной такой строки в городском бюджете нет. Мы за счет дополнительных доходов покрываем убытки городского пассажирского транспорта!»
«Если у нас допдоходов не будет, что мы станем делать? В расчеты министерства финансов правительство РТ это не принимает, но по справедливости должно же принимать. Говорят, что это наши полномочия, но любые полномочия должны финансово подкрепляться», — у Магдеева была своя правда, которую, вероятно, поддерживают и другие муниципалитеты.
За программы по приобретению подвижного состава руководству страны и республики «спасибо», но полностью они не решают проблемы общественного транспорта, продолжил мэр. «Вторая часть вопроса-то не решена. Купить транспорт — это одно. Завтра же нужно его эксплуатировать. По каким тарифам? Из каких источников? Этот вопрос имеет место», — вместе с депутатами рассуждал мэр автограда.
Сейчас Челны, можно сказать, полностью реформируют систему общественного транспорта — закупили часть автобусов большой вместимости, заказали проект новой маршрутной сети, устанавливают информационные табло. Всего в планах заполнить автопарк города 250 автобусами. Впрочем, указал Магдеев, для этого нужны обслуживающая и стояночная база, на которую денег в бюджете не предусмотрено. Кроме того, остро стоит вопрос финансирования строительства новых трамвайных путей в густонаселенные районы.
Не лишним будет вспомнить и то, что с января 2025-го исполком Набережных Челнов намерен полностью взять общественный транспорт под свой контроль и в будущем отказаться от маршруток, а частники уже начали избавляться от автобусов.
Мэр Челнов предложил депутатам досконально обсудить проблемные места общественного транспорта в конце этого года. По его мнению, на заседание стоит пригласить гостей из Казани, в том числе министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова. «Может, нам пригласить министра транспорта РТ и послушать его позицию? Второй по численности город в Татарстане, наверное, тоже имеет право голоса в этой части. <…>. Может, мы неправильно работаем в данном направлении? Они нам подскажут. Я за диалог», — заключил градоначальник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.