«Сибирская» биография Виталия Бортникова

Фото: veterans.tatneft.ru

Бортников Виталий Романович стал начальником УПТЖ для ППД в самые сложные перестроечные времена, в 1988 году, когда нефтяникам приходилось выживать чуть ли не в буквальном смысле этого слова. Помогли закаленный характер и главный принцип жизни — всегда работать на совесть. В этой должности Бортников проработал целых 20 лет. Был и большой сибирский эпизод в жизни нашего героя. Когда «Татнефть» бросила часть своих сил на освоение таежной нефти, Бортников был направлен в поселок Лангепас, где ему и команде специалистов предстояло создать новый трест. В короткие сроки удалось объединить три подразделения будущего треста, нарастить мощности и ремонтную базу, создав новую структуру — «Таттюменнефтеспецстрой», начальником которого и был назначен Бортников.

Уважаемые коллеги, друзья!

От себя лично и всего коллектива ООО «Татнефтехим» поздравляю вас с наступающим Днем работника нефтяной и газовой промышленности!


Нефтяники и нефтехимики идут рука об руку в создании высокотехнологичных продуктов для нашей страны и ее экономической безопасности в целом. Позвольте выразить вам огромную благодарность, коллеги, за профессионализм, ответственность и самоотдачу в таком непростом и важном труде. Каждый из вас — от рабочего на промысле до руководителей всех уровней — достойны самой высокой оценки вашей деятельности.


Особые слова признательности и благодарности ветеранам отрасли. Тем, кто стоял у истоков большой нефти Татарстана, кто в тяжелых условиях добывал черное золото, создавал и внедрял первые технологии, впоследствии став наставниками для молодых кадров. Именно вы заложили основу одной из важнейших отраслей экономики и благополучия нашей республики и страны. И сегодня нефтяная отрасль не только занимает лидирующие позиции в российской промышленности, но и является источником самых инновационных и смелых технологических решений по освоению нефтяных недр и переработке нефти.


Уважаемые коллеги!

Позвольте пожелать вам новых свершений, удачи, здоровья и благополучия вам и вашим семьям!


С уважением,

Председатель правления

Исламов М.М.


Уникальные формы расчета Ришада Булгакова

Фото: veterans.tatneft.ru

Аналитик, математик, инженер, ученый и талантливый руководитель — все эти определения относятся к одному человеку: Ришаду Булгакову — главному инженеру, а затем и генеральному директору объединения «Татнефть», удостоенному самой высокой награды СССР — звания Героя Соцтруда.

По воспоминаниям его коллег и родных, в январе 1980 года на собрании объединения «Татнефть» присутствовавший на собрании замминистра нефтяной промышленности Кремнев объявил, что Булгаков направляется в Западную Сибирь начальником «Главтюменнефтегаза», и в этот момент «все присутствующие в зале встали и аплодисментами выразили свое уважение». Так Булгаков стал четвертым начальником тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности. Проработал он на этом посту три года, но запомнился тюменцам навсегда. Нефтедобывающие предприятия Западной Сибири до настоящего времени при анализе и планировании объемов добычи нефти пользуются формой расчета, которая называется «Булгаковская форма». А в 2011 году в Тюмени на доме №71 на улице Хохрякова, где жил Ришад Тимергалиевич во время своей длительной тюменской командировки, установлена мемориальная доска в его честь.


«Снабженец от Бога» Акрам Гарифуллин

Фото: veterans.tatneft.ru

«Великий снабженец», «снабженец от Бога» — так называли Акрама Гарифуллина в то время, когда он почти 20 лет (1966–1985) работал в качестве заместителя генерального директора «Татнефти» по общим вопросам.

Сейчас его бы назвали суперэффективным менеджером, способным выполнять самые сложные задачи. Особенно если вспомнить те времена тотального дефицита и плановой экономики, когда даже несколько ящиков гвоздей нельзя было купить без согласования с центром. Приведем один яркий факт: именно Акрам Гарифович сумел «достать» природный камень для будущего памятника Неизвестному Солдату, который был установлен в альметьевском мемориальном комплексе, построенном в честь 30-летия со Дня Победы в 1975 году. В поисках камня ему пришлось лично объездить половину Союза.

Среди нефтяников и строителей, которые работали в Сибири, имя Гарифуллина всегда произносилось с большим уважением, т. к. именно он и его служба полностью обеспечивали сибирские промыслы оборудованием, строительными материалами, продуктами питания и предметами быта. Безусловно, успех дела в Западной Сибири во многом зависел от оперативной, но в то же время продуманной организации снабжения: необходимо было в короткие сроки организовать отправку спецтехники, бурового оборудования, агрегатов для подземного и капитального ремонта скважин, зданий и сооружений… Перечислять можно бесконечно. По воспоминанию свидетелей событий тех лет, в Западную Сибирь еженедельно шли вагоны из Татарии: «Татнефть» отправляла в таежные дали все то, в чем остро нуждалась и сама. Для многих до сих пор остается загадкой, как Гарифуллину удавалось справляться с таким объемом работ.

Сегодня одна из улиц Альметьевска носит имя Акрама Гарифуллина.


Кадры для Сибири от Аняса Гиматдинова

Фото: veterans.tatneft.ru

Не было бы великих рекордов в нефтедобыче Сибири и триумфального развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, если бы не кадры, в том числе и «Татнефти». Тысячи татарстанских нефтяников — от рабочих до специалистов и руководителей нефтепромыслов — были направлены в Сибирь. А их нужно было еще отобрать, подготовить — далеко не каждому современному специалисту эйчар-службы с их новомодными методиками было бы это по плечу. А вот Анясу Гиматдинову — в те годы заместителю генерального директора по кадрам и социальным вопросам «Татнефти» — это удалось. Причем надо учитывать, в каких тяжелейших, совершенно отличных от татарстанских условиях осваивали нефтяники месторождения Западной Сибири. И готовить кадры для такого региона было непросто. А Сибирь ждала профессионалов, которых обучать на месте было некогда да и некому. Там работать надо было сразу. К слову, «Татнефть» в то время прочно держала пальму первенства в отрасли по подготовке кадров, в чем большая заслуга и Гиматдинова. Как отмечали его коллеги, у него было чутье на потенциал талантливых и неординарных людей. И он никогда не ошибался: многие из тех, кого готовила служба Гиматдинова и кого он рекомендовал, вошли в состав руководителей «Татнефти» и в целом нефтяной отрасли страны.


Великий Валерий Грайфер

Фото: автор неизвестен, wikimedia.org, добросовестное использование

Его называли патриархом нефтяной индустрии, специалистом экстра-класса — Валерий Грайфер проработал в «Татнефти» 20 лет.

Начинал помбуром, дорос до заместителя гендиректора «Татнефти». Вот как вспоминал сам Грайфер «татнефтевскую» часть своей биографии, признаваясь, что именно в Татарии он состоялся как профессионал: «Я там вырос не только в профессиональном плане, но и в личностном — очень большое влияние на меня оказали окружающие меня люди. Начинал с обслуживания двух скважин, лебедку крутил, в 22 года руководил бригадой из 150 человек, которая почти на 95 процентов состояла из деревенских ребят. Через 10 лет стал главным инженером объединения, пройдя все ступени карьерного роста. Здесь же, в Татарии, я женился».

После «Татнефти» Грайфер занимал высокие посты в министерстве нефтяной промышленности СССР. А в 1985 году по решению ЦК партии был направлен работать в Западную Сибирь, в Тюмень, в «Главтюменнефтегаз», которым руководил вплоть до начала эпохи новой России — до 1992 года. Одновременно с марта 1992-го был генеральным директором нефтесервисной Российской инновационной топливно-энергетической компании. После того как она была выкуплена «Лукойлом», стал председателем совета директоров РИТЭК. В 1992-м Грайфер перешел на работу в «Лукойл», став исполнительным директором по научно-техническому прогрессу и экологии, впоследствии вошел в состав совета директоров компании, а в 2000-м возглавил совет. Не стало великого нефтяника в апреле 2020 года…


Школа татарстанских нефтяников от Владимира Леванова

Фото: автор неизвестен, wikimedia.org, добросовестное использование

Имя Владимира Леванова в 70-е гремело по всей стране — он один из первых нефтяников Татарии, которые задолго до середины 80-х, когда «Татнефти» были поручены тюменские месторождения, отправились в Западную Сибирь. После бугульминской школы буровых кадров в 1952 году Леванов поступил помощником бурильщика Мактаминской конторы бурения. Будущий Герой Соцтруда, о котором в современной России появится отдельная страничка в «Википедии», стал настоящим профессионалом на альметьевской земле — в альметьевском управлении буровых работ. В 1968-м опыт и умения Владимира Алексеевича стали востребованы в Западной Сибири — его перевели в трест «Тюменьнефтегазразведка», где он был принят буровым мастером в Мамонтовскую контору бурения. Леванов и его бригада, что прибыла вместе с ним, приступили к работе практически с борта самолета — в первый же день после прилета. Там, на сибирских землях, он и его бригада показали настоящий класс школы татарстанских нефтяников. В тяжелых сибирских условиях Владимир Алексеевич проработал почти 10 лет — до 1977 года. Именно за освоение таежной нефти он получил золотую звезду Героя.


Почетный гражданин Лениногорска Борис Лобанов

Фото: veterans.tatneft.ru

Немало талантов из наших краев переманила к себе земля сибирская, но все они навсегда остаются связаны с землей татарстанской. Имя Бориса Лобанова неразрывно с Лениногорском, почетным гражданином которого он является, где Борис Степанович находился у руля НГДУ «Лениногорскнефть» 10 лет. Именно при нем здесь были построены многие социальные объекты, велось и промышленное строительство, вводились в строй новые скважины, нефтепроводы, а коллектив управления неоднократно находился в передовиках производства по компании.

В 1983–1986 годы Лобанов решал сложнейшие производственные вопросы на посту главного инженера «Татнефти». Борис Степанович — один из плеяды создателей известной инженерной школы «Татнефти». После профессиональная карьера Лобанова продолжилась в министерстве нефтяной промышленности СССР, а затем — в качестве первого заместителя директора «ВНИИнефть». В 1994-м его знания, профессиональный опыт потребовались и в Сибири — в новой, молодой компании «Лукойл». Здесь он проработал вплоть до 2001 года в должности замначальника главного управления добычи нефти и газа ОАО «Лукойл».


Покоритель Сибири и один из создателей «Лукойла» Равиль Маганов

Фото: «БИЗНЕС Online»

Равиль Маганов — достойный сын и продолжатель профессии своего отца — легенды татарстанской промысловой геофизики Ульфата Маганова и старший брат генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова.

За плечами Равиля Ульфатовича уже была профессиональная карьера — от простого оператора до главного инженера «Ямашнефти», когда в 80-х он отправился покорять месторождения Сибири. Работал на предприятии «Лангепаснефтегаз», где дошел до должности генерального директора. После того как произошло объединение трех предприятий — «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» и «Лангепаснефтегаз» — в государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть», ставший затем частной компанией «Лукойл», Маганов занял пост вице-президента по нефтедобыче компании. Кстати, говорят, что название «Лукойл», сегодня известное всему миру, придумал именно Равиль Ульфатович: из первых букв названий трех предприятий сложилась аббревиатура ЛУК, а к ней уже было присоединено слово «ойл» — нефть по-английски (oil) в русской транскрипции.

С 2006-го Маганов был назначен первым исполнительным вице-президентом и курировал блок разведки и добычи, а в июне 2020 года возглавил совет директоров компании. В ноябре 2019-го президент России Владимир Путин наградил Маганова орденом Александра Невского. «Таких нефтяников и организаторов, как Маганов, в стране единицы», — такую оценку давали ему эксперты отрасли.


Сибирский фронт Аклима Мухаметзянова

Фото: jubilee.tatneft.ru

Аклим Мухаметзянов — 6-й генеральный директор «Татнефти», возглавивший компанию в 1980 году. Именно под его руководством началась разработка нефтяниками Татарстана месторождений Западной Сибири.

У 6-го генерала «Татнефти» жизнь не могла сложиться по-иному, как стать нефтяником. Но пришел он в профессию не сразу — сначала, совсем молодым парнем, учительствовал в сельской школе. Но все перевернулось, когда буквально в двух шагах от родного дома в селе Тимяш разбурили знаменитую скважину №3, открывшую гигантское нефтяное Ромашкинское месторождение. Это и предопределило следующий этап его жизни, теперь уже связанный с нефтью. На годы руководства Мухаметзянова «Татнефтью» пришлись и одни из главных свершений компании: добыча 2-миллиардной тонны нефти, активная деятельность компании в Западной Сибири, что было делом государственной важности и личной заслугой самого Мухаметзянова. Во времена освоения таежной нефти Мухаметзянову пришлось работать сразу на двух фронтах, причем сибирский фронт был самым тяжелым, что заключалось не только в трудностях по освоению недр, но и в категорическом неприятии, а порой и откровенном саботаже со стороны местных властей и «аборигенов». Перекрывались задвижки, исчезали целые составы, сбрасывалась в реки техника… И это на фоне нереальных для выполнения планов, поставленных руководством страны. О чем принципиальный Мухаметзянов и сообщил открыто в то время генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву. Он спорил, доказывал и мужественно отстаивал свои позиции, позиции профессионалов-нефтяников. А ведь татарским нефтяникам досталось удручающее наследство: на промыслах простаивало до 40% скважин, уровень добычи нефти падал, из-за неправильной технологии по выработке запасов началось тотальное необратимое обводнение скважин…

За самоотверженный труд и успехи в освоении недр Западной Сибири 49 работников «Татнефти» были награждены орденами и медалями СССР.


Самый весомый начальник среди НГДУ Рафаиль Нурмухаметов

Фото: Сергей Трусов, из архива «Татнефти»

Рафаиль Нурмухаметов более 30 лет — с 1989-го по 2020-й — возглавлял одно из старейших НГДУ «Татнефти» — «Лениногорскнефть». Это один из самых весомых и авторитетных руководителей нефтегазодобывающих предприятий республики. Как и многие специалисты и руководители нефтяной отрасли Татарии 80-х, он попал и в когорту покорителей Сибири. Рафаиль Саитович возглавлял НГДУ «Ласьеганнефть» ПО «Татнефть» в городе Лангепасе Тюменской области. Партия, правительство требовали планы по добыче, а ее не было в силу независящих от нефтяников обстоятельств. Вот как вспоминал он работу на сибирских землях: «Вспоминается сибирский этап. Добычи нет. „Тюменская правда“ каждый месяц публикует выполнение плана. И мое НГДУ „Ласьеганнефть“ — последнее в списке, как отстающее. Работать начинал в 6 утра, к 12 ночи заканчивал…»

Сегодня почетный гражданин Лениногорска Нурмухаметов входит в совет директоров «Татнефти».


Сибириада Рашада Фаткуллина

Фото: veterans.tatneft.ru

Рашад Фаткуллин — человек-легенда, более 60 лет своей жизни отдавший нефтяной отрасли. Начинал с низов, пройдя абсолютно все ступени профессии: помощник бурильщика, потом стал буровым мастером, главным инженером и директором конторы бурения, начальником ЦИТС, главным инженером, начальником альметьевского управления буровых работ. А с 1979 по 1995 год Рашад Хасанович был заместителем генерального директора «Татнефти» по бурению: одно из самых «горячих» направлений «Татнефти». Поэтому и неудивительно, что на новых месторождениях Сибири ему было поручено именно бурение. «В то время все силы „Татнефти“ были брошены на создание буровых мощностей. Максимальная проходка, которую достигли буровики тогда, — тысяча скважин в год. Мы создавали фонд для добычи нефти. Кроме того, татарские нефтяники привезли с собой и передовые технологии. Мы считались полигоном для новых идей», — вспоминал Фаткуллин. Под руководством Фаткуллина находилось более 10 тыс. буровиков Сибири и почти столько же — в «Татнефти». За долгие годы служения профессии Рашад Хасанович удостоен множества правительственных наград, среди которых и медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Любопытные факты из жизни ветерана нефтяной отрасли — помимо профессиональной, научной и изобретательской деятельности (у Фаткуллина порядка 90 патентов, среди которых есть и международные!), Рашад Хасанович консультировал известную эпопею «Сибириада» Андрея Кончаловского, удостоенную Гран-при Каннского кинофестиваля в 1979 году и специального приза международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1982-м. А также был консультантом американского фильма «Вне времени».


Нефтяник и строитель с Большой земли Семен Фельдман

Фото: veterans.tatneft.ru

Вся трудовая жизнь Семена Фельдмана была связана с нефтяной отраслью. Еще в 1958 году он в составе бригады выпускников Ленинградского горного института приехал в Татарстан, где поступил работать оператором по добыче нефти на нефтепромысел №4 НПУ «Бугульманефть». С этого момента началась его славная трудовая стезя длиною в 54 года. Работал в НГДУ «Прикамнефть», где за 24 года показал себя не только как нефтяник, но и как строитель-заказчик в должности заместителя начальника по капстроительству. А затем был сибирский период жизни. В 1984-м на уровне правительства страны было принято решение, что нефтяники Татарии и Башкирии помогут сибирцам в освоении нефтяных залежей.

Был образован филиал объединения «Татнефть» в Западной Сибири с аппаратом управления в Лангепасе. А НГДУ «Урьевнефть» приказом министерства нефтяной промышленности было передано на баланс производственного объединения «Татнефть». Именно НГДУ «Урьевнефть» и возглавил в свое время Семен Афроимович как нефтяник и строитель с Большой земли.

В 1985 году он вернулся в «Татнефть» уже заместителем генерального директора компании по капитальному строительству. И в этой должности в его сферу деятельности входили в том числе и подразделения компании, работающие в Западной Сибири.


«Расстрельная» должность Федора Щелокова

Фото из архива «Татнефти»

От помощника бурильщика до заместителя генерального директора по общим вопросам ПАО «Татнефть» — такая, в общем-то, во многом типичная карьера профессионала прошлых лет сложилась у Федора Щелокова.

Однако не только с «Татнефтью» связана его жизнь. В 1985 году Федора Лазаревича назначили заместителем генерального директора ПО «Татнефть» по Западной Сибири. Сегодня мало кто уже помнит, но освоение нефтяных запасов Сибири в то время шло со скрипом — местные партийные чиновники ставили палки в колеса прибывающим из Татарии нефтяникам, считая их выскочками и нежеланными гостями на сибирской земле. Доходило до саботажа и прямого вредительства. Именно Щелоков стал тем человеком и руководителем, который вдохнул жизнь в нефтедобычу, одновременно умудряясь «разруливать» все недопонимания с местными. Сильный, уверенный в себе, спокойный как глыба Федор Лазаревич как никто больше подходил для сурового сибирского менталитета. Многие считали, что эта должность «расстрельная», хотя за глаза называли его «генералом» всего сибирского нефтепромысла, поскольку объемы бурения в данном регионе были просто огромны. Щелоков быстро навел порядок в этом разбросанном по всей Сибири хозяйстве, в результате добившись выполнения плана по бурению и добыче нефти. Всего за три года было создано объединение «Лангепаснефтегаз» в составе трех НГДУ и с полным комплектом всех вспомогательных подразделений с 30-миллионной годовой добычей нефти. Ему предлагали высокий пост в Сибири, но он отказался, поскольку роднее «Татнефти» ничего не видел.