Мусорные горы — следствие низких штрафов, несоответствия тарифов реальным затратам и недостаточного взаимодействия между регоператорами, властями и управляющими компаниями. К такому выводу можно было прийти, наблюдая накануне за дискуссией на площадке учебно-методического центра ФАС России. Как оказалось, в Нижнем Новгороде уже применили кнут в отношении регоператоров, а в Татарстане никак не могут привести тариф в соответствие с объемами вывоза. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Известно, что в республике особенно остро стоит проблема вывоза мусора в ИЖС
«Контейнерная площадка должна быть чистой, красивой и прекрасной»
«Мусорный» вопрос накануне масштабно обсуждали в Казани на площадке учебно-методического центра ФАС России.
«Тема сложная, но она касается настоящих и будущих поколений. И цель у нас одна — жить в красивой, чистой республике и нашей России», — на возвышенно-философской ноте открыл встречу руководитель ФАС по РТ Айрат Шафигуллин. Сюда съехались или наблюдали за происходящим по ВКС участники со всей России, среди которых были представители регоператоров, исполнительной власти, антимонопольной службы и т. д.
Известно, что в республике особенно остро стоит проблема вывоза мусора в ИЖС. На сегодня через все ресурсы инцидент-менеджмента и исследование социальных сетей еженедельно появляется около 500 негативных упоминаний в соцсетях Татарстана в отношении ТБО. «И это серьезно», — отметил главный госжилинспектор РТ Александр Тыгин, открывавший региональную повестку встречи. В многоквартирных домах (МКД) проблема мусора стоит гораздо меньше: жалобы на него составляют всего одну треть от всех, напомнил он.
«Сегмент проблемы очень четко определен: это ИЖС. Начиная с мая проблема преследует пригороды крупных городов, локация которых на 90 процентов расположена в зоне действия одного регионального оператора», — заявил главный госжилинспектор. Тут он, по всей видимости, кинул камешек в огород УК «ПЖКХ», занимающейся отходами западной зоны Татарстана. Поскольку тут же довольно-таки галантно обратился к гендиректору ООО «Гринта» Евгении Фагимовой: «Поэтому другой региональный оператор, „Гринта“, сидит сейчас и улыбается — ее статистика касается всего на 10 процентов с учетом того, что они [с УК „ПЖКХ“] делят республику пополам».
Александр Тыгин: «Все, что находится в фонде МКД (если это следствие эксплуатации жилого фонда), должно убираться регоператором»
Также он озвучил еще одно свое внутреннее убеждение, правда, касающееся больше МКД (но почему бы не распространить это и на ИЖС?): «Все, что находится в фонде МКД (если это следствие эксплуатации жилого фонда), должно убираться регоператором. Накануне я был в Заинске (сфера ответственности „Гринты“ — прим. ред.). Ребята из управляющей компании кронировали деревья. Сложили все на контейнерную площадку. Надо отдать должное, управляющая компания говорит: „Два раза в неделю у нас происходит вывоз. Вчера было чисто, будет чисто и завтра“». Так что очень важно, чтобы между региональным оператором и управляющими компаниями был налажен прямой диалог.
Но не все регоператоры так сговорчивы: контейнерная площадка является местом «перехода зоны ответственности», пояснил Тыгин. А зеленые отходы и прочая непонятная морфология не укладываются в логику коммунального законодательства — такова позиция регоператоров.
Несговорчивости способствуют явно низкие штрафы за некачественное предоставление коммунальной услуги для регоператоров в ИЖС. Так, наказание начинается от предупреждения и заканчивается максимальным штрафом для должностных и юридических лиц в 10 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно. «Безусловно, мы все жалобы оформили. Но при этом никаких иллюзий не строим, что это достаточный режим давления», — говорит он.
А закончил он простой формулой чистоты, которой, наверное, поаплодировали бы все жители: «Контейнерная площадка должна быть чистой, красивой и прекрасной. Если этим требованиям она не соответствует, то коммунальная услуга не оказана».
Всего 4 млн человек в республике выбрасывают 13 млн кубометров отходов ежегодно, которые вывозятся на территорию 34 операторов ТКО
Тарифы перекошены из-за особенностей транспортировки, а за свалками наблюдают с дронов
Но не все так однозначно! К примеру, как оказалось, есть явное несоответствие между объемами вывоза отходов и их оплатой по тарифу. Об этом заявила зампред госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина.
Как оказалось, после «мусорной» реформы 2019 года проявилась проблема несоответствия прогнозов вывоза отходов по территориальной схеме и фактической выгрузкой мусора на полигоны. Проще говоря, привозится на полигон больше, чем прогнозировалось, а тариф-то рассчитан исходя из прогноза. И это несоответствие до сих пор колеблется в пределах от 40 до 50%. Потому, как говорит Хабибуллина, госкомитет по тарифам постоянно думает, где же в тарифе учесть эту немалую разницу.
Кроме того, доля транспортной составляющей в тарифе по Татарстану в среднем 60%, и это многовато: есть в России примеры, где затраты на доставку отходов от бака до свалки примерно 40%. Но все же с начала реформы ее удалось снизить на 12%. На транспортную долю влияет и закрытие свалок в 45 районах РТ. Взамен строятся мусороперегрузочные станции, но их мало — и это увеличивает зависимость «мусорщиков» от транспортного плеча. Поэтому в дальнейшем вряд ли удастся снизить затраты на перевозку отходов, считают в госкомитете по тарифам.
Далее были приведены некоторые цифры по работе с мусором на территории РТ. Всего 4 млн человек в республике выбрасывают 13 млн кубометров отходов ежегодно, которые вывозятся на территорию 34 операторов ТКО. При этом есть еще 6 мусоросортировочных станций, а также 3 мусороперегрузочные. В республике, как уже известно, два регоператора, которые ежегодно получают от жителей на свою деятельность около 6 млрд рублей, вписанных в общий тариф.
За всеми полигонами в РТ, как и по всей стране, следит РЭО «Экологический оператор» через электронную систему учета ФГИС УТКО (которая появилась после прошлогоднего указа президента РФ Владимира Путина). Так, например, повсеместно вводятся весы для мусоровозов на въездах на полигон, наличие которых станет обязательным после 1 января 2025 года во всех регионах нашей страны, подчеркивает представитель «Российского экологического оператора» Маргарита Поспелова. А нарушения на полигонах фиксируют и с помощью беспилотников.
Чтобы не формировались навалы мусора, надо строить больше контейнерных площадок и ставить больше контейнеров, что остается в сфере ответственности муниципалитетов
Опыт «мусорного» кнута от Нижнего Новгорода: «Один из региональных операторов утратил свой статус…»
В русле федеральной повестки по видео перед казанцами и приезжими предстала руководитель службы по тарифам Нижегородской области Юлия Алешина. Нижегородская область демонстрирует высокие показатели развития в обращении с коммунальными отходами — так презентовали зрителям регион. Как оказалось, он входит в тройку «зеленого» рейтинга «Российского экологического оператора».
«Как же обстоят в области дела с вывозом отходов из поселков, есть ли жалобы?» — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online». Ответ был таким: «Если коротко, то с вывозом дела обстоят хорошо. У нас создана и формальная, и неформальная системы реагирования на жалобы. Эти системы объединяют все муниципалитеты, органы власти и всех региональных операторов. У меня сейчас в телефоне есть соответствующая группа, в которую любой участник может написать о наличии какого-то непорядка на контейнерной площадке. И соответствующая реакция регоператора происходит очень оперативно».
Единственная проблема, которую тяжело решить, — это заснеженные дороги, отметила она. Мусоровозам трудно добраться до площадок. Летом же таких проблем в Нижегородской области не возникает.
«В прошлом году за ненадлежащее оказание услуг один из региональных операторов утратил свой статус. На текущий момент эта проблема закрыта. Ее нет», — жестко подчеркивает Алешина.
Вообще же вывоз мусора из поселков, похоже, по большей части везде представляет собой проблему. В частности, представитель ассоциации регоператоров «Чистая страна» (ее члены возят половину мусора в России) Борис Прокопьев пожаловался на существующие санитарные нормы. Дескать, они обязывают вывозить мусор из поселков при определенных температурах слишком часто (зимой нужно вывозить раз в три дня, а при температуре выше плюс 5 градусов — ежедневно). Но в результате мусоровозы часто ездят вхолостую, а ведь это просто деньги на ветер!
Прокопьев считает, что в случае с поселками допустимо вывозить отходы раз в неделю — просто потому, что, помимо санитарных норм, есть еще и реальные расходы. «Если же вывозить ежедневно, нужно считать, на сколько вырастут расходы. Если тарифный орган это все учтет, то пусть они катаются раз в день», — заявил он.
А чтобы не формировались навалы мусора, надо строить больше контейнерных площадок и ставить больше контейнеров, что остается в сфере ответственности муниципалитетов.
Сегодня участники научно-практической конференции соберутся в Иннополисе, где продолжится обмен мнениями по вывозу и утилизации мусора. Увы, он не исчезает сам по себе где-то на просторах Вселенной — и требует триединства подходов во взаимодействии государства, бизнеса и общества: именно так заявлена научная часть конференции в Татарстане.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.