Легенда казанского клуба Гёкдениз Карадениз вот уже второй сезон тренирует «Рубин-2» и готовит подрастающее поколение для основной команды. Перед «двойкой» не ставятся турнирные задачи, так что успехи тренера оценивают количеством воспитанников в главной команде. Сегодня их два — Никита Васильев и Анри Мукба. В интервью «БИЗНЕС Online» Карадениз рассказал об уровне игроков академии, о том, есть ли к нему интерес в Турции и как отнесся к словам раиса РТ Рустама Минниханова, что Гёкдениз — посол между Татарстаном и Турцией.
Большое интервью Гёкдениза Карадениза для «БИЗНЕС Online»
«В академии говорили, что рано Васильева подтягивать, но мы посчитали, что он готов»
— Гёкдениз, сегодня «Рубин-2» на 4-м месте в таблице, шансов выйти в следующую зону практически нет. Какие цели и задачи у вас были на сезон?
— Мы должны готовить игроков для основной команды. Да, важно закончить сезон на достойном месте, чтобы не было стыдно за проделанную работу. Но самое главное играть в хороший футбол и развивать игроков, показать прогресс. У нас и в начале пути, когда только появился «Рубин-2», не было конкретной задачи под турнирную таблицу.
— Второй год существует «Рубин-2». В составе команды появляются новые игроки из академии?
— Пополняемся игроками, работа ведется. Не нужно торопить события, сейчас только-только обновляется работа академии, мы только в начале пути. Академия будет лучше. Пока только первые шаги. Нужно время. Ребенок растет постепенно: начала ложится, потом ползает, ходит и бегает. Система даст свои плоды. Пока же мы считаем нашим успехом, что два игрока тренируются с основной команды. Это Никита Васильев и Анри Мукба. Еще один игрок, Сергей Грибов, оказался в составе «Акрона». Он сыграл в четырех матчах в РПЛ за них. То есть имеется спрос на наших игроков из второй и первой лиг.
— Да, Васильев стал глотком свежего воздуха: 17-летний воспитанник — и сразу же попал в заявку на сезон в РПЛ. Это вы его нашли или тренерский штаб главной команды?
— Вася не играл даже в молодежке, и мы его сразу взяли в нашу команду, в «Рубин-2». Если мы видим, что есть хороший игрок — мы берем в наш состав. В академии говорили, что мы сделали это рано, но мы посчитали, что он готов. Мы же видим, что на чемпионате Европы играют такие же молодые игроки. Никита все доказал и показал. Потом его пригласили в основу.
17-летний Никита Васильев дебютировал за главную команду в этом сезоне
— А как находите таких игроков? Рекомендации тренеров академии?
— Да, нам говорят, на кого обратить внимание — мы всех смотрим. Приглашаем на тренировки.
— Что можете рассказать о Васильеве и Мукбе? Для нас они все же неизвестные игроки.
— Вася — талантливый. Он хорошо видит поле, и у него отличная техника. Поставленный удар — он это показал в первом же матче за главную команду. За нас он забил три мяча и два из них — дальними ударами. Важно, что он смелый и ответственный человек — не боится брать на себя инициативу. Анри тоже талантливый. Чувствует момент, быстрый, дает большой объем. Но им важно продолжать работать, не останавливаться на достигнутом.
— Они уже готовы играть на взрослом уровне в РПЛ?
— А почему нет? В Испании, Англии играют молодые игроки такого же возраста. Если не давать шанса, как они должны показать себя? Нужно верить.
— Вы их рекомендовали главному тренеру Рашиду Рахимову?
— Да, нас спрашивали, и мы назвали несколько имен, кого можно привлечь к главной команде. Не только Васильева и Мукбу. В главной команде знают, что есть еще игроки, которые могли бы помочь «Рубину».
— Рахимов говорил, что игроки из «Рубина-2» не готовы и во многих моментах их нужно учить заново. Вас не расстроили такие слова тренера?
— Не думаю, что он говорил с посылом кого-то задеть. Рахимов — опытный человек и тренер. Он ведь прав. Они молодые игроки, и их нужно учить, они сыроваты. Но они будут развиваться. Будут играть — будут развиваться. Сегодня даже 30-летние бывают сырые игроки и приходится учить.
Я вырос в «Трабзонспоре» — лучшей академии Турции. Я видел, как готовят молодых игроков. Могу сказать, что, если не ценить игроков, они не будут оставаться в клубе. Российские клубы не участвуют в еврокубках, сборная не играет — когда, как не сейчас, верить в молодых игроков?
«Рахимов прав. Они молодые игроки, и их нужно учить»
«Будем откровенны: сегодня многие ребята считают, что в «Рубине» неперспективно»
— В целом как можно оценить уровень выпускников академии?
— Не могу сказать, что все идеально и игроки высокого класса. Но я вижу, что ведется работа, есть план действий, который утвердили президент клуба Марат Адипович Сафиуллин и раис республики Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан — очень спортивная республика, и мы хотим, чтобы футбол здесь стал спортом номер один. В любой стране футбол — главный вид спорта. Поэтому мы должны ценить свою молодежь и академию, а игроки — верить, что здесь есть стратегия и можно вырасти.
— Получается, нужна система для перехода игроков в главную команду? Например, минимум три воспитанника должны вызывать в главную команду каждый новый сезон.
— Это не совсем футбольные вещи, такое должно обсуждаться руководством. Вызывать в главную команду только ради галочки тоже не выход.
— Ваш сын тоже играет в академии. Вы знаете, как все устроено внутри.
— Меняются поля, строится манеж — это, безусловно, правильный подход. Но это только начало пути, нельзя останавливаться.
— До создания «Рубина-2» выпускники академии разъезжались кто куда. Сегодня в «Рубин-2» берут всех талантливых выпускников?
— Сейчас очень трудно найти хороших, талантливых игроков. Будем откровенны: сегодня многие ребята считают, что в «Рубине» неперспективно. Уходят в другие академии. Если бы Вася не играл, его бы тоже могли переманить. «Рубин-2» — это шанс для академии. Если мы видим, что есть игрок, мы будем его развивать. Проект «Рубина-2» очень важен.
— При этом клуб делает приобретения. Зачем, например, нужен был вратарь Илья Кайков? Почему не взять вратаря из академии?
— У нас не хватает вратаря, который бы участвовал в тренировочном процессе. С одним вратарем невозможно даже провести двухсторонку. Наш вратарь Сергей Рыжиков – младший травмирован и остается всего один Егор Тушев. Из основного состава нам иногда отправляют Никиту Кореца — мы им довольны, он развивается. Но на игру с «Волной» мы его не могли взять. И так получалось, что на игру у нас был всего один вратарь. У молодежки тоже не хватает игроков. В молодежке мы спрашивали вратаря, но и у них всего по два вратаря на команду
И в таких случаях мы обращаемся к селекционному отделу, чтобы они нашли нам футболиста. Только после их рекомендаций приглашаем игрока. При этом мы берем только свободных игроков, которые не пригодились другим клубам. Мы довольны работой селекционного отдела, они нам и академии находят молодых, бесплатных игроков.
— А зачем «Рубину-2» возрастные игроки? Это же не вписывается в концепцию
— Команде так или иначе нужны опытные игроки, которые знают, где подсказать, помочь. Это необходимо коллективу. Два-три старичка должны быть, которые будут передавать опыт и культуру клуба. В «Рубине-2» мы должны передавать дух клуба.
«Говорю Васильеву, что каждая тренировка должна быть как последняя»
— Чтобы система работала постоянно, сколько лет нужно подождать?
— Минимум пять лет.
— А как воспитываются игроки в системе «Трабзонспора»?
— Там система, которая работает десятилетиями. Люди работают годами, несут культуру клуба. Но, даже когда есть отлаженная система, никто не останавливается на достигнутом. Всегда улучшают детали. Создавать заново всегда сложно, разрушить просто. В «Рубине» тоже была система, но в какой-то момент ее разрушили.
— С чего начинать строить эту систему?
— Нет определенного рецепта, что сделай так и так — и будет успех. Нет. Огромное количество функций. Одним интервью не ограничиться (смеется). Если нас спросят, как это делать, мы готовы разговаривать.
«Мне приносит удовольствие работать с молодыми ребятами. Когда видишь их прогресс — это воодушевляет»
— А ваш контракт? Он на сколько рассчитан?
— До конца сезона. В новые переговоры клуб пока не вступал.
— За 1,5 года что новое для себя открыли в тренерской работе?
— Игрок и тренер — абсолютно разное видение футбола. Когда ты футболист — отвечаешь за себя и свою игру. Когда тренер — отвечаешь за все и всех. У нас молодые футболисты — их многому нужно научить, разговаривать с ними. Но мне приносит удовольствие работать с молодыми ребятами. Когда видишь их прогресс — это воодушевляет.
— Что вас до сих пор поражает в низшем дивизионе России?
— Россия — очень большая страна! Очень трудно много ездить на автобусе. Некоторые поездки — по 18 часов. Да, поля не очень хорошие, условия… Как воспитать игроков на таких полях? Мы боимся за их здоровье. Иногда хочется, чтобы игра поскорее закончилась и чтобы никто не получил травму.
— Молодых игроков приходится не только футболу учить?
— Да. Мы говорим о жизни, воспитании. Принятии правильных решений. Мы хотим воспитать футболистов, хороших людей и мужчин. Мы хотим семейную атмосферу в коллективе.
— Васильеву какие советы даете? Не терять голову?
— Нужно постоянно работать над собой. Если будет считать, что таланта достаточно, это путь в никуда. Каждая тренировка, каждая игра должна быть как последняя. Играть и тренироваться лучше, чем вчера. Он знает, в чем ему прибавить.
— А что делать с игроком, который не прогрессирует? Да, воспитанник, но надо ли расставаться в таком случае?
— Мы не будем до последнего держать игрока только из-за того, что он воспитанник. Если нет прогресса, мы возьмем другого футболиста из академии.
Рустам Минниханов назвал Карадениза послом между Татарстаном и Турцией
«Я всегда готов улучшить отношения «Рубина» или Татарстана с Турцией»
— Раис республики в недавнем интервью в Турции упомянул вас, назвав послом между двумя странами. Как вы отреагировали на эти слова?
— Это меня очень радует, но и даёт дополнительную ответственность. Я всегда готов, если нужно как-то помочь или что-то сделать, улучшить отношения «Рубина» или Татарстана с Турцией.
— Еще к вам приезжал консул Турции. Ему понравились условия в клубе?
— Ему все понравилось. Показали базу, трофеи «Рубина». Ждем, что скоро приедет посол из Москвы. Не только я жду, но и раис.
— Покажете мечеть?
— Обязательно. Когда мечеть строили, использовали как татарскую, так и турецкую архитектуру. Раис сделал подарок — парк около мечети.
«Уровень РПЛ упал. Это нужно пережить»
— Что касается чемпионата России — насколько упал уровень?
— Огромная разница между нашим временем и сегодняшним. Футбол был быстрее, сегодня стали играть медленнее в России. Это время нужно пережить. Когда не играешь в еврокубках, это сказывается на общем уровне футбола. Соответственно, и уровень легионеров сегодня другой. Сейчас нет такого ажиотажа, что, если выиграю, буду играть в Лиге чемпионов или еврокубках. Нет разницы, какое место займешь в таблице.
— Как вам игра Мирлинда Даку в «Рубине»?
— Хороший футболист. Много талантов: скорость, техника, мощь. Пользуется своими сильными сторонами и для нынешнего уровня — это классный игрок.
«Иногда вспоминаем с Бухаровым былое»
— Бухаров был сильнее?
— Спорный момент. Они похожи по стилю. У Бухарова другой плюс… Какие партнеры по команде у него были! (Смеется.)
— Александр работает в академии. Часто с ним общаетесь?
— Да. Иногда вспоминаем былое или обсуждаем каких-то игроков академии. Последний раз я у него спросил, есть ли в его команде хорошие игроки, чтобы я мог в конце года взять их к себе в команду.
— За Турцией вам удается следить?
— Турецкий футбол развивается. Чемпионат Европы это показал. Сегодня новый президент федерации Турции Ибрагим Этем Хаджиосманоглу — мой хороший друг, он мне как старший брат. Он был президентом «Трабзонспора», когда я там играл. А потом, когда я выступал за «Рубин», он приезжал в Казань, чтобы поддержать меня и мою команду. Я вижу, что в Турции много изменений во всем. Жозе Моуриньо возглавил «Фенербахче». В этом сезоне будет упорная борьба за чемпионство.
«Приобретать новых футболистов нужно для конкуренции, а не чтобы залатать дыры…»
— Много кто из игроков «Рубина» стали тренерами: Семак, Бухаров, Шаронов. Рыжиков тренирует «Сокол», с которым вы недавно играли. Было интересно противостоять своему другу?
— Получил огромное удовольствие. Хорошая игра. У нас было много зрителей и для ФНЛ-2 такая игра с такой посещаемостью — топ-встреча.
— После «Сокола» вы отметили, что вы в разных ситуациях. Они могут приобретать игроков, а «Рубин-2» — нет. «Рубину-2» нужно приобретать игроков?
— Брать хороших перспективных игроков непросто. Им нужно показать, куда они идут, для чего, какие будут перспективы. У нас нет денег на покупку, нам приходится брать тех, кто остался без клуба. Приобретать новых футболистов нужно для конкуренции, а не чтобы залатать дыры…
— А разве клуб не может тогда зарабатывать на продаже? Грибов же ушел бесплатно.
— Я сообщал об этом, что есть риск его ухода, его нужно оставить. Но в итоге Грибов ушел. «Акрон» гарантировал Грибову шанс в основе — он согласился. Может, он бы и не подошел нашему основному клубу, но игроки бы видели, что у них есть перспектива.
— Есть ли диалог с главной командой вообще?
— Конечно, но это не на ежедневной основе. Нужно понимать, что у нас и у них игры, тренировки. Не так много возможностей.
— А в виде стажировки приходили к Рахимову на занятия?
— Был пару раз. От каждого тренера для себя выделяю интересные моменты.
— За кем еще наблюдаете?
— Следил за Алонсо и его «Байером», «Интером» Индзаги. В России многие команды играют в три центральных защитника. У каждого тренера свой взгляд.
«Не могу работать вечно во второй лиге»
«Когда я только пришел в «Рубин», я первый, кто сказал, что мы будем чемпионами. И в тренерской карьере так же»
— Вы отмечаете, что игроки должны видеть перспективу в клубе. А как насчет вас? Какую перспективу для себя вы видите? Все-таки вы легендарная личность для российского футбола, и работать в ФНЛ-2, наверное, не под стать имени.
— Конечно, у меня есть цели, и я не могу работать вечно во второй лиге. Но я люблю этот клуб, здесь прошла половина моей карьеры.
— А какие у вас цели?
— Развивать себя, свой взгляд футбола. Я анализирую свои ошибки — они случаются. Футбольные болельщики нашей команды знают — у нас есть характер. Я не такой человек, чтобы довольствоваться своим текущим положением, и я не хочу стоять на месте. Когда я только пришел в «Рубин» в качестве игрока, я первый, кто сказал, что мы будем чемпионами. И в тренерской карьере так же. Я всегда ставлю максимальные задачи.
— А есть ли к вам интерес из Турции? Продолжить карьеру там.
— Да, со мной связываются, мы общаемся. Но неправильно бросать все не закончив. У меня есть ответственность перед людьми здесь, и я не могу все бросить.
— Какой ориентир вы ставите себе для выполнения цели?
— Не хочу быть голословным. Всему свое время. Тем более сегодня дела идут так, а завтра могут со мной попрощаться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.