Не секрет, что сроки выпуска пассажирского самолета Ту-214 уже не раз сдвигались, и сам проект по известным причинам двигается не так оперативно, как планировали изначально. К концу 2026 года планируется выпускать «около 20 самолетов в год», средства выделены, и на фоне западных ограничений импортозамещенный лайнер станет «подушкой безопасности» Не секрет, что сроки выпуска Ту-214 уже не раз переносились и проект по известным причинам двигается не так оперативно, как предполагали изначально. К концу 2026-го планируется выпускать «около 20 самолетов в год», средства выделены, и на фоне западных ограничений импортозамещенный лайнер станет «подушкой безопасности» Фото: rais.tatarstan.ru

Сотня Ту-214 полетит в «Сибирь»?

«За спрос на эти суда я совершенно не переживаю», — бодрился в недавнем интервью «Ведомостям» Денис Мантуров. У вице-премьера РФ спрашивали о перспективах пассажирского самолета Ту-214, который выпускается на Казанском авиазаводе им. Горбунова. Не секрет, что сроки выпуска лайнеров уже не раз переносились и проект по известным причинам двигается не так оперативно, как предполагали изначально. К концу 2026-го планируется выпускать «около 20 самолетов в год», средства выделены, и на фоне западных ограничений импортозамещенный лайнер станет «подушкой безопасности», подчеркнул Мантуров.

Теперь становится ясно, что слово вице-премьера было то ли пророческим, то ли волшебным. Интервью было опубликовано 10 сентября, а накануне, спустя неделю, стало известно, что авиакомпания «Сибирь» (бренд S7) планирует закупить у КАЗа сразу 100 «усовершенствованных» пассажирских лайнеров Ту-214. Цифра красивая, внушительная. Это даже больше, чем изначально планировал купить «Аэрофлот» (заказывал 40 лайнеров), который в итоге от самолетов отказался. Но это уже в прошлом, а сейчас — новые и далеко идущие планы.

На кадрах с обхода стройки можно разобрать только один эпизод, на котором Минниханов говорит: «По финансированию вопросов нет, ага». Как уточнили в пресс-службе ОАК, совет директоров обсудил программу серийного производства Ту-214, привлечение новых кадров и внешней кооперации На кадрах с обхода стройки можно разобрать только один эпизод, на котором Минниханов говорит: «По финансированию вопросов нет, ага». Как уточнили в пресс-службе ОАК, совет директоров обсудил программу серийного производства Ту-214, привлечение новых кадров и внешней кооперации Фото: rais.tatarstan.ru

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК», входит в госкорпорацию «Ростех») и S7 договорились о сотрудничестве накануне в рамках прошедшего на КАЗе заседания совета директоров АО «Туполев». Председателем совета директоров «Туполева», напомним, является раис Татарстана Рустам Минниханов. Перед заседанием его участники проверили ход модернизации предприятия. «Одна из самых грандиозных строек в авиаотрасли в новейшей истории нашей страны», — воодушевился работами первый заместитель гендиректора ОАК, управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев. С вводом всех объектов (сейчас из 24 готовы 9) предприятие выйдет на новый производственный уровень и существенно нарастит темпы по выпуску продукции, как гражданской, так и военной, заверил он. Когда будут введены все объекты, не уточнил.

На официальных кадрах казанского Кремля с обхода стройки можно разобрать только один эпизод, на котором Минниханов говорит: «По финансированию вопросов нет, ага». Как уточнили в пресс-службе ОАК, совет директоров обсудил программу серийного производства Ту-214, привлечение новых кадров и внешней кооперации. Еще накануне выяснилось, что «Туполев» создает инновационный конструкторский центр для решения «уникальных» задач по модернизации Ту-214. Сейчас предприятие набирает для него «талантливых и креативных специалистов», которым предстоит решить конструкторские задачи: обеспечить «весовое совершенство» воздушного судна, увеличение дальности полета, снижение трудоемкости при сборке.

Соглашение с S7 стало вишенкой на торте. Казанский Кремль накануне вечером объявил о нем отдельным релизом, а вот на сайтах ОАК и авиакомпании о нем почему-то не упомянуто. Подписали документ в присутствии Минниханова гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и акционер группы компаний S7 Владислав Филев.

Соглашение с S7 стало «вишенкой на торте». Подписали документ в присутствии Минниханова гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и акционер группы компаний S7 Владислав Филев. Меморандум подразумевает совместную работу по поставке 100 усовершенствованных пассажирских самолетов ТУ-214 для нужд сибирской авиакомпании Соглашение с S7 стало вишенкой на торте. Подписали документ в присутствии Минниханова гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и акционер группы компаний S7 Владислав Филев. Меморандум подразумевает совместную работу по поставке 100 усовершенствованных пассажирских самолетов Ту-214 для нужд сибирской авиакомпании Фото: rais.tatarstan.ru

А что конкретно подписали?

На формулировки в релизе стоит обратить внимание. Согласно тексту, речь идет о неком «меморандуме». Таким образом, пока не говорится о каком-то контракте. Стоит вспомнить, что недавно ОАК договорилась с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) о поставке 41 самолета, и там была формулировка «соглашение об условиях поставки».

Читаем дальше. Упомянутый «меморандум» предусматривает «совместную работу по поставке 100 усовершенствованных пассажирских самолетов Ту-214 для нужд сибирской авиакомпании». О какой именно совместной работе идет речь, не совсем понятно. Если авиакомпания собирается участвовать в проекте, то каким образом? Других деталей соглашения не приводится.

По словам собеседника «БИЗНЕС Online», видевшего документ, он занимает четыре страницы. В частности, в меморандуме прописано, что он не является соглашением в порядке ведения переговоров в соответствии со ст. 434.1 Гражданского кодекса РФ, предварительным договором в соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса РФ или рамочным договором в соответствии со ст. 429.1 Гражданского кодекса РФ.

Также в тексте сказано, что, несмотря на заявленную заинтересованность в сотрудничестве, каждая из сторон «понимает и признает», что вторая сторона вправе прекратить меморандум в одностороннем порядке. И если одна из сторон выходит из сотрудничества, она должна уведомить вторую в «разумные сроки». Санкции за такой выход, видимо, не предусмотрены. По словам собеседника, сообщение о меморандуме решили опубликовать, потому что «надо же хоть что-то позитивное выдать».

«Это не контракт. Просто слова»: КАЗ нашел, кому пристроить Ту-214 вместо «Аэрофлота»?

Любопытно, что прежде S7 (во всяком случае публично) не высказывала интереса к «усовершенствованным» Ту-214. Почему заинтересовалась сейчас? Тут могут быть две версии, рассуждает источник нашего издания. Первая — «очень хорошо» попросили, а вторая — компания пытается использовать лайнер в качестве той самой «подушки безопасности» на случай, если санкции станут еще жестче и обслуживать иностранные самолеты окажется еще труднее. В октябре 2023-го «Коммерсантъ» рассказывал, что «Сибири» пришлось сократить осенне-зимнее расписание на 10–15% относительно прошлого года из-за сложностей с обслуживанием Airbus A320/А321neo. Проблема в ремонте американских двигателей P&W, которым не занимаются ни в РФ, ни в Иране, объясняли источники газеты. Источники «Ъ» в правительстве и минтрансе говорили, что S7 собирается расстаться с лайнерами.

Альтернативой для авиакомпании, на первый взгляд, мог бы стать новый самолет МС-21, который должен быть конкурентом среднемагистральных Boeing и Airbus. Но есть загвоздка. Во-первых, сложности проекта из-за санкций. Во-вторых, в ноябре 2023 года руководство S7 жаловалось, что новые авиадвигатели ПД-14 для МС-21 незрелые, к тому же заказать MC-21 не удается, т. к. почти все слоты были заняты «Аэрофлотом». «То есть пойти на предприятие заказать самолет невозможно», — подчеркивал председатель совета директоров S7 Group Евгений Елин.

В пресс-службе S7 сегодня заявили «БИЗНЕС Online», что в рамках меморандума стороны «договорились о намерении подписать соглашения, в которых будут определены сроки поставок, их объемы и другие существенные условия». Также компания раскрыла, что до конца 2024 года планируется подписать соглашение о поставке 10 самолетов в «стандартной спецификации» (вероятно, речь об исполнении с тремя членами экипажа), а до конца 2025-го — по еще 90 самолетам. И эти 90 самолетов, рассчитывает компания, будут в «измененной спецификации согласно требованиям S7 Airlines».

О каких конкретно требованиях идет речь, не уточняется. У авиакомпаний бывают свои пожелания, например по конфигурации багажных полок, числу кресел бизнес-класса, отмечает собеседник газеты.

«Участие авиакомпании в процессе модернизации самолета — это вещь безусловно важная. Понятно, что не все пожелания можно реализовать, но, тем не менее, такое участие вполне позитивно» «Участие авиакомпании в процессе модернизации самолета — это вещь безусловно важная. Понятно, что не все пожелания можно реализовать, но тем не менее такое участие вполне позитивно» Фото: rais.tatarstan.ru

«Филев не просто так заявляет о самолете Ту-214. Он очень прагматичный человек. Значит, у него уже давно в голове сидело»

«Если честно, я эту новость расцениваю с позиций восточной мудрости: „Или падишах сдохнет, или ишак заговорит“. Тут вопрос: почему 100 должны поставить, а не 200? Почему не тысячу? Давайте посмотрим, сколько самолетов Ту-214 Казанский авиазавод произвел за 30 лет. 30, 40? Сколько их вообще всего произведено? И вдруг — 100. Когда они будут произведены? В XXI веке?» — прокомментировал новость в разговоре с «БИЗНЕС Online» главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

«Я как бы намекаю на реальность. А она такова, что еще в 2023-м завод обещал поставить по контракту три самолета. Ни одного не было поставлено. Этот год уже практически заканчивается — тоже ни одного судна, — подчеркнул Гусаров. — Так вот, можно сколько угодно подписывать меморандумов, но, до тех пор пока завод не начнет производить самолеты, пока мы не поймем, в каком количестве он в состоянии их выпускать, все эти меморандумы — разговор ни о чем».

Покупка самолетов — это многоступенчатый процесс и такой меморандум можно считать «первым шагом в хорошем направлении», считает источник «БИЗНЕС Online». Он заметил, что ранее S7 использовала два Ту-204. «И поскольку руководитель этой компании прекрасно понимает все достоинства и недостатки самолетов семейства „Ту“, то можно сказать, что, если бы это было совсем плохо и безнадежно, он бы вряд ли подписал подобный меморандум. Поэтому я думаю, что эта задача [для завода] хорошая, и понятно, что под такой меморандум Казанский авиазавод тоже может как-то планировать свои ресурсы. Чтобы выделялось какое-то количество ресурсов в том числе и для решения данной задачи. Потому что 100 самолетов — это все-таки реальное количество», — указал спикер.

Как S7 может поучаствовать в проекте? «S7 сейчас — это не чисто авиакомпания. В том смысле что это группа компаний. У них есть и свое производственное направление, которое они развивают, есть большое направление по техническому обслуживанию, большое IT-направление. То есть я думаю, что какая-то кооперация именно в плане доработки какого-то возможного обновления этого самолета вполне возможна, — рассуждает спикер. — Они могут внести свой вклад. Трудно сказать конкретно, какой именно, но я думаю, что потенциал у них достаточно высокий».

Собеседник газеты также обратил внимание на то, что в советское время промышленность выпускала самолеты без оглядки на эксплуатантов: «Как говорится, что дали, на том и летайте». «Традиционные советские приоритеты были именно так расставлены. Тогда как во всем мире, когда еще даже задумывается создание нового самолета, идут длительные консультации с авиакомпаниями, чтобы понять, как сделать, чтобы это реально было нужно. Поэтому участие авиакомпании в процессе модернизации самолета — это вещь безусловно важная. Понятно, что не все пожелания можно реализовать, но тем не менее такое участие вполне позитивно», — добавил спикер.

Интерес авиакомпаний к продукции казанской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) продолжает возрастать. S7 уже четвертая авиакомпания за прошедшие два года, которая выражает заинтересованность в пассажирских самолетах Казанского авиазавода. Так, в прошлом году на полях ПМЭФ-2023 якутское правительство заинтересовалось приобретением «тушек» в парк региональной авиакомпании «Якутия». Было подписано соглашение с участием главы РТ Рустама Минниханова о соответствующих намерениях. Тогда отмечалось, что детали и условия контракта будут обсуждаться дополнительно. Однако, по оценке «Якутии», до 2030-го им может потребоваться до 12 самолетов Ту-214.

В этом году самолетами заинтересовались «ИрАэро» и АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Представители ОАК подписали с иркутской компанией соглашение о намерении передать ей 21 ближнемагистральный самолет SJ-100, 7 среднемагистральных МС-21 и 9 Ту-214. Самолеты должны передать в срок до 2035 года.

Как отмечал заместитель генерального директора ОАК по гражданской авиации – генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский, такое объемное соглашение способствует созданию стабильного портфеля заказов на горизонте 2030−2035 годов и позволяет заранее планировать инвестиции.

ГТЛК пошла еще дальше. В рамках Восточного экономического форума ГТЛК и ОАК договорились о поставке 238 российских самолетов, в том числе 41 среднемагистрального самолета Ту-214 казанского производства. Сроки поставки — 2027–2032 годы. Документ подписали генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь и генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих. Однако, согласно формулировкам официальных релизов, речи о твердом контракте не шло и стороны только договорились об условиях, на которых ОАК производит и продает самолеты, а ГТЛК покупает их. Стоимость контракта также не была обозначена. При этом уточняется, что, помимо 41 Ту-214, ОАК поставит 132 ближнемагистральных самолета Superjet и 65 региональных турбовинтовых самолетов Ил-114-300. Когда планируется заключить твердые контракты, в релизах не отмечалось.

Заключение таких соглашений о намерениях не всегда ведет к дальнейшему сотрудничеству. Например, в сентябре 2022 года на все том же Восточном экономическом форуме ОАК и группа «Аэрофлот» подписали аналогичный документ на поставку 339 самолетов до 2030-го. Он предусматривал поставку крупнейшей российской авиакомпании 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ New и 40 казанских Ту-214. Причем планировалось, что поставки начнутся в 2023 году, а в 2024-м компания получит первые 7 самолетов Ту-214. Как стало известно позже, планы несколько разошлись с реальностью. В конце 2022 года выясняется, что «Аэрофлот» отказывается заключать твердые контракты, пока ОАК не сократит летный экипаж самолета до двух человек.

Не был подписан контракт и в 2023-м. В мае этого года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявлял, что «Аэрофлот» и ОАК подписали контракт на поставку самолетов, заказчик получит 11 бортов, но в перспективе хочет еще. Казалось бы, история благополучно завершена, но не тут-то было. Меньше чем через месяц после выступления Чемезова «Аэрофлот» объявил о том, что хочет отказаться от закупки 40 казанских Ту-214 в пользу МС-21 и «трансформировать» свое соглашение с ОАК. Причем причиной компания назвала даже не сложности с кабиной (чтобы была компоновка на двух членов экипажа), а сдвиг сроков выпуска лайнеров. В конце июля источники «БИЗНЕС Online» подтвердили, что КАЗ больше не рассчитывает на «Аэрофлот» как на главного получателя первых Ту-214 и переориентировался на других заказчиков.

«Я очень близко связан с Казанским авиазаводом. Как член комиссии при президенте Российской Федерации [по вопросам развития авиации общего назначения] несколько раз был в гостях у главы вашей республики Рустама Минниханова в Татарстане. Потом я начинал эксплуатацию Ту-204 во „Внуково“, проводил эксплуатационные испытания. И после продажи „Внуково“ компании „Сибирь“ проработал с S7 полтора года еще и директором по производству. Я хорошо знаю Владислава Филева, хозяина компании, и хорошо знал Наташу, его жену, которая разбилась в Германии. И они знают, что такое самолет Ту-204. Это была курица, которая несла им золотые яйца», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» заслуженный пилот России летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.

По его словам, прежде «обстановка в России была такова», что получить Boeing и Airbus, эксплуатируя российскую авиационную технику, было нельзя. «Запад поставил условия, что мы должны были полностью отказаться от советских самолетов. Так и было сделано, потому что советские самолеты Ту-154 уже устаревали, у них расход топлива был почти в 2 раза больше. Само обслуживание самолетов было под большим вопросом, потому что заводы по выпуску запасных частей для них были уничтожены. И у Филева встал вопрос: а на чем же летать? И тогда он был вынужден отказаться от самолета Ту-204, который был в компании с „Внуковских линий“, и полностью перешел на Boeing и Airbus. Но он знает, что этот самолет приносил ему очень хорошую прибыль. Потому что когда его ставили под разборку, техники и инженеры, эксплуатационщики [говорили о высоких эксплуатационных качествах самолета]», — указал собеседник.

«Меморандум может помочь как компании S7, так и заводу, потому что кредиты и оплата за поставку металла, двигателей, комплектующих может осуществляться компанией S7. Или банками, но под гарантии S7. Это очень хорошее положение» «Меморандум может помочь как компании S7, так и заводу, потому что кредиты и оплата за поставку металла, двигателей, комплектующих может осуществляться компанией S7. Или банками, но под гарантии S7. Это очень хорошее положение» Фото: rais.tatarstan.ru

«Филев не просто так заявляет о самолете Ту-214. Он очень прагматичный человек. Значит, у него уже давно в голове сидело — если не Boeing и Airbus, то единственное, что есть в России на сегодняшний день, — это самолет Ту-214, который обладает примерно теми же характеристиками, что и Boeing и Airbus. Может быть, не в полной мере обладает, но это все исправимо. Потому что новая серия двигателей уже соответствует международным нормам», — подчеркнул Сытник.

Как пояснил спикер, если речь идет об «усовершенствованных» машинах, это означает, что на них будут стоять новые двигатели. «Будет усовершенствована авионика, которая сегодня стоит на Ту-214, на Superjet. Она очень удобная, очень энергоемкая и комфортная для эксплуатации экипажем. И весьма надежная. Это не „Аэрофлот“, где люди спят и видят, как бы им слинять за рубеж, как бы получить импортные самолеты и получить откаты. Филев — офицер, он в звании полковника, и он никогда не был замечен в воровстве или получении каких-то денег незаработанных. Поэтому я считаю, что меморандум может помочь как компании S7, так и заводу, потому что кредиты и оплата за, допустим, поставку металла, поставку двигателей, комплектующих может осуществляться компанией S7. Или банками, но через компанию, под гарантии S7. По-моему, это очень хорошее положение», — добавил спикер.