Как и годом ранее, сегодняшнее свое выступление на пленарке ПМГФ Миллер начал с разноса западных потребителей Как и годом ранее, сегодняшнее свое выступление на пленарке ПМГФ Миллер начал с разноса западных потребителей Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

«Это можно назвать энергетическим самоубийством Европы»

«А вы знаете, ничего не произошло! Вот мы как работали ритмично, так и работаем», — бодрился Алексей Миллер на прошлогоднем Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ), комментируя уход западных партнеров. Председатель правления «Газпрома» всячески стремился показать, что компания чувствует себя уверенно. Но при всем уважении к господину Миллеру и «Газпрому» нельзя сказать, что разрыв с прежними потребителями российского газа, прежде всего западными, произошел бесследно.

По итогам 2023 года компания впервые с 1998-го закончила год с убытком в размере 629 млрд рублей. После публикации отчетности акции за неделю подешевели на 6% до 154 рублей. Если нефтяные поставки можно оперативно перенаправить, то с газовыми все не так просто. Неделю назад журнал Forbes представил список самых убыточных компаний, и возглавил его «Газпром». Однако и такой убыток можно оценивать по-разному. Сказались обесценение нефинансовых активов и потери от курсовых разниц, но денежный поток от операционной деятельности по итогам года вырос на 5% до 2,3 трлн рублей. Чистая прибыль «Газпрома» за первое полугодие 2024-го — 1,1 трлн рублей. Не сказать, что все плохо.

Если в прошлом году президент России Владимир Путин еще возмущался поведением европейцев, обменявших дешевый российский газ на дорогой от альтернативных поставщиков, то на недавней Российской энергетической неделе выступал спокойнее. «Это их выбор. Пусть живут на этом дорогом ресурсе», — отмечал недавно глава государства и поручил кабмину РФ и «Газпрому» подготовить 10-летний план развития газового холдинга, в котором нужно учесть перестройку поставок, газификацию российских регионов и увеличение переработки внутри страны. Чтобы помочь инвестпрограмме «Газпрома», правительство освобождает компанию от «нашлепки» к НДПИ. А это 550 млрд рублей в 2025 году.

Алексей Миллер об отвернувшихся партнерах: «А вы знаете, ничего не произошло!»

И если президент почти «смирился», то Миллер, казалось, все еще нет. Как и годом ранее, сегодняшнее свое выступление на пленарке ПМГФ он начал с разноса западных потребителей. «Плохо», — одним словом описал глава «Газпрома» состояние европейской промышленности после «радикального» отказа от российского газа и выдержал паузу. Даже этого одного слова от руководителя компании хватило, чтобы в его адрес прозвучали аплодисменты.

Алексей Миллер: «Всеми признано, что процесс деиндустриализации европейской экономики идет, что называется, полным ходом» Алексей Миллер: «Всеми признано, что процесс деиндустриализации европейской экономики идет, что называется, полным ходом» Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

Как отметил глава «Газпрома», у происходящего на европейском рынке уже есть устоявшееся определение — «искусственное разрушение спроса на газ». Но есть и «более жесткие» оценки. «Некоторые говорят, что это можно назвать энергетическим самоубийством Европы, а другие — что на наших глазах экономический локомотив превратился в больного человека Европы. И с этими словами можно согласиться», — полагает Миллер.

Снижение потребления в ЕС и Великобритании за 9 месяцев 2024 года — минус 11 млрд кубометров к аналогичному периоду 2023-го, и это требует «колоссальных финансовых трат». Так или иначе, европейцам надо сводить газовый баланс, и, если идет снижение поставок, кто-то должен быть крайним. Евросоюз не смог придумать ничего лучше, чем сделать крайней свою промышленность, рассуждал спикер. В «некоторых отраслях» производство за 1,5 года упало более чем на 10%. Эти отрасли вышли на десятилетние минимумы, а где-то себестоимость производства выросла на 25%, «переживал» Миллер за экономику ЕС и указал: «Всеми признано, что процесс деиндустриализации европейской экономики идет, что называется, полным ходом».

Параллельно растут энерготарифы, цены на газ волатильны. В итоге невозможно контролировать издержки, планировать на перспективу. В США тариф на энергию в 2–3 раза ниже, чем в Европе. «Промышленные предприятия Европейского союза оказались в ситуации, когда некоторые уже просто закрылись. А половина предприятий Германии (вы только вдумайтесь) рассматривает возможность переноса в третьи страны или сокращения производства. А 20 процентов полностью прекратили финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работыприм. ред.)!» — «тревожился» глава «Газпрома».

Наконец, Миллер сам, без помощи модератора, задал себе вопрос, может ли европейская экономика быть конкурентоспособной. И сам же ответил: «Нет, не может быть!» В конечном счете нынешнее положение дел может привести к «новому ценовому шоку на газ и перебоям поставок», как будто угрожал Миллер.

Петер Сийярто: «Если есть трубопровод от поставщика до заказчика, то вы покупаете газ! Если отсутствует инфраструктура, то можно, конечно, мечтать, но невозможно получить газ!» Петер Сийярто: «Если есть трубопровод от поставщика до заказчика, то вы покупаете газ! Если отсутствует инфраструктура, то можно, конечно, мечтать, но невозможно получить газ!» Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

«Как я могу объяснить народу Венгрии, что, дескать, вам придется платить больше из-за идеологических соображений?»

За Европу на форуме «отдувался» министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. Тот признал «сложной» текущую ситуацию в Европе. Прежде европейская экономика была сильной, поскольку опиралась на мощные технологии и дешевые природные ресурсы. Но теперь эта основа разрушена, а нового «фундамента» нет, критиковал министр своих европейских коллег и призывал их не искать «идеологическую основу» в поставках топлива.

«Если есть трубопровод от поставщика до заказчика, то вы покупаете газ! Если отсутствует инфраструктура, то можно, конечно, мечтать, но невозможно получить газ!» — подчеркивал Сийярто и вторил словам Миллера о том, что европейским компаниям энергия обходится дороже, чем американским. Венгрия «абсолютно удовлетворена» сотрудничеством с Россией и «Газпромом», можно договориться о дополнительных поставках, и более выгодных предложений в Будапешт пока не поступало.

«Тогда зачем что-то менять? Как я могу объяснить народу Венгрии, что, дескать, вам придется платить больше из-за идеологических соображений?» — заочно спрашивал гость и партнеров в ЕС. Правда, в зале они вряд ли были.

От еще одного традиционного гостя — министра энергетики Турции Алпарслана Байрактара — рынок ждал конкретики по новому газовому хабу, который Путин анонсировал два года назад, в октябре 2022-го. На предыдущем форуме Байрактар делился планами запустить хаб до конца 2024 года. Дескать, инфраструктура готова, но все упирается в электронную торговую площадку. Сегодня сроков не прозвучало, и вместо этого турецкий гость сосредоточился на… экологии и вопросе глобального потепления. Пожалуй, это был единственный участник сессии, который хвалил Запад и даже привел в пример США, что по нынешним временам прозвучало неожиданно. Если в 2000-х больше половины энергии Штаты вырабатывали из угля, то теперь — всего 16%. В то же время Китай или Индия больше половины энергии все еще получают из «тяжелого» топлива, продолжал удивлять Байрактар.

Суть была в том, чтобы уходить от угля к газу, у которого «есть будущее». Что переходить нужно к российскому газу, турок прямо не сказал и поспорил с коллегой из Венгрии, что к газу надо относиться прагматично: «Газ всегда был политическим фактором, а сейчас он достиг критического фактора». Сийярто признал политический фактор. «Вы не можете себе представить, какому политическому давлению мы подверглись [из-за сохранения контрактов с „Газпромом"]!» — отметил глава МИД Венгрии. Впрочем, о политическом давлении вряд ли кто сможет рассказать больше, чем Россия.

Сейчас газ дорожает, волатильность растет, хотя спрос сокращается, а Европа запаслась топливом, недоумевал Миллер Сейчас газ дорожает, волатильность растет, хотя спрос сокращается, а Европа запаслась топливом, недоумевал Миллер Фото: © Lars Penning / dpa / www.globallookpress.com

Как Миллер пугал Европу «новым ценовым шоком»

У министра энергетики РФ Сергея Цивилева модератор спросила о «платформе развития БРИКС». «Для государств, которые уже являются или станут перспективными центрами роста, мы намерены формировать эффективную и свободную от негативного вмешательства извне платформу развития, включая ресурсную, технологическую, кадровую, финансовую, торговую и инвестиционную», — описал Путин и отмечал, что речь в том числе об энергетике.

Цивилев подтвердил «жесточайшую политизацию» в энергетике. «Мы работаем на любых площадках, на которых можно объединяться со странами. Одна из важнейших площадок — это БРИКС. Без БРИКС решать вопросы развития энергетики вообще невозможно, потому что БРИКС производит порядка 50 процентов всей электроэнергии в мире и примерно столько же потребляет», — подчеркнул глава минэнерго. Правда, никакой конкретики о платформе не прозвучало.

После всех выступлений перешли к вопросам, и Миллер, как оказалось, еще не закончил с Европой. Европейские инвестфонды сегодня «держат» 35 млрд кубометров газа — четверть от всего газа, закаченного в хранилища ЕС. Но фонды не конечный потребитель, а спекулятивный игрок. «И мы видим уже яркие ситуации, которые показывают, что этот игрок оказывает уже очень-очень сильное влияние на формирование цен», — отметил глава «Газпрома». Совсем недавно на новостях об одной сделке цены на газ за 21 минуту взлетели на 12%, с драматизмом в голосе подчеркивал выступавший.

На следующий день вышло опровержение сделки, и цена газа откатилась, а спекулянты заработали. Сейчас газ дорожает, волатильность растет, хотя спрос сокращается, а Европа запаслась топливом, недоумевал Миллер и отмечал, что среднегодовая цена газа к концу 2024-го вдвое выше, чем за период 2016–2020 годов. Что дальше? «Волатильность будет возрастать, а вот что касается абсолютных цен на газ… По-видимому, вероятность нового ценового шока для Европы очень-очень сильно [далека] от нуля», — снова предупреждал Миллер. Вспоминалась и другая «страшилка» из 2022 года о том, что в Европе зимой могут замерзнуть целые города. Кажется, пока прогноз не сбылся.

В роли тех, кто разряжает обстановку в зале, выступали премьер-министр Казахстана Роман Скляр и вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации Хуан Юнджан. Первый дважды повторил, что Казахстан — это надежный транзитер газа, а второй — что спрос на газ обязательно будет расти. В 2024 году китайская экономика продолжает расти и КНР наращивает поставки. Рассуждать о политике гости из Астаны и Пекина не стали.

Турецкий министр в итоге не избежал неприятного вопроса о перспективах газового хаба. Когда увидим его в действии? «Мы сотрудничаем с другими игроками по этому проекту. И в течение ближайших месяцев можно будет объявить о прогрессе, достигнутом в этом деле, реализации данного проекта», — расплывчато пообещал Байрактар. Выходит, объявим о «прогрессе», а не о запуске хаба?

Выставка на 119 «квадратов», новый «Аммоний» и трубопровод Можга – «Алабуга»: чем занимался Татарстан на ПМГФ

На Петербургском газовом форуме минпромторг Татарстана представил стенд площадью 119 кв. метров. В экспозиции поучаствовали более 10 компаний, которые так или иначе относятся к газовой области — Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), АО «Казанькомпрессормаш», АО «Аммоний», ОЭЗ «Алабуга», Университет Иннополис и др. Например, судостроительная корпорация «Ак барс» показала (но не впервые) модель «Чайка-СПГ», чьи двигатели работают на сжиженном природном газе, и экспериментальное пассажирское прогулочно-экскурсионное судно с энергетической установкой на водородных топливных элементах.

По словам членов татарстанской делегации, которую возглавил вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, главным гостем на стенде стали Миллер и председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. И это достижение, ведь заходят они далеко не на каждый стенд на питерском «Экспофоруме».

ПАО «КАМАЗ» на форуме похвасталось новинкой — передвижной сварочной мастерской «КАМАЗ-62501», изготовленной на базе вахтового газомоторного автобуса «КАМАЗ-6250». Она рассчитана на троих пассажиров и водителя. Мастерская разделена на четыре зоны, где есть спальные места и необходимое оборудование для работы специалистов. Автомобиль оснащен двигателем мощностью 279 л. с., масса — 16 тонн.

Также на полях подписали соглашение по поставке газа для нового комплекса по производству аммиака и карбамида «Аммоний-2» и этиленового комплекса ЭП-600. Первый объект должен появиться к 2028 году в Менделеевском районе, по соседству с заводом АО «Аммоний». Проект был одобрен еще в 2021-м, а его строительство начнется в I квартале 2025 года, завершается проектирование. Топливом объекты обеспечит новый трубопровод Можга – «Алабуга» мощностью 10 млрд кубов газа в год. Справедливости ради история этой «трубы» тянется еще с 2022 года. А в начале 2024-го Коробченко благодарил «Газпром» за включение проекта в инвестпрограмму. Нынешнее рамочное соглашение предусматривает поставки по газопроводу, который пока еще не достроен. Ранее гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев говорил, что республика хотела бы получить газопровод «к 2024 году». Удастся ли уложиться в эти сроки, вопрос открытый, но строительство идет.

Спасибо, что взорвали «Северный поток»? В Елабугу тянут газопровод на 10 миллиардов кубов

Председатель правления промышленного кластера РТ Сергей Майоров, участвующий в форуме, в беседе с «БИЗНЕС Online» рассказал, что за два дня форума 6 крупных инвесторов заявили о желании открыть производство в Татарстане. Названия предприятий и суммы пока не разглашаются. Тем не менее предприниматели рассчитывают на сотрудничество, уверяет собеседник.

«Все в голос заявляют, что сейчас банковское кредитование невозможно для развития промышленности — [председатель Центрального банка РФ Эльвира] Набиуллина такую ставку сделала. Я говорю: „А почему к нам-то тогда? Почему у себя в регионах не развиваетесь?“ Они ответили, мол, вы лучше всех работаете с федеральными мерами поддержки. Сейчас денег тоже не хватает, и они рассчитывают на проекты только с федеральными мерами поддержки», — рассказал собеседник.