460.jpg
В компании "Лукойл" поясняют, при уровне рентабельности до 5 - 6 процентов цены не могут долго держаться на одном уровне

ЦЕНА НА БЕНЗИН В ТАТАРСТАНЕ СТРЕМИТСЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ РУБЕЖУ В 30 РУБЛЕЙ

Со вчерашнего дня «Лукойл» в ряде регионов своего присутствия поднял розничные цены на бензин и дизель. Он стал первой из нефтяных компаний, решившихся поднять отпускную стоимость на топливо. Наиболее заметным стало повышение в Москве, где 95-й преодолел психологическую планку в 30 рублей за литр. По данным компании, стоимость Аи-92 в столице РФ с 21 августа повышена на 25 копеек за литр - до 27,97 рубля, Аи-95 — на 50 копеек, до 30,47 рубля. Дизтопливо подросло на 35 копеек за литр - до 30,47 рубля.

На заправках «Лукойла» во многих регионах цены выросли на 25 - 50 копеек за литр – в самой компании корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что это повышение стало первым с апреля. В Казани на заправках компании литр 92-го стоит 26,9 рубля (вырос на 30 копеек). А литр 95-го подорожал на 50 копеек и достиг 29,65 рубля – цена устремилась в сторону психологического барьера в 30 рублей.

Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» представитель НК «Лукойл» Владимир Семаков, на незначительное (менее 1%) повышение цен компания пошла в связи с рядом факторов.

«Во-первых, это существенный рост оптовых цен на светлые нефтепродукты, - сказал Семаков. - На всех заводах цены разные, но тонна подорожала приблизительно на 1000 рублей. Хочу отметить, что цены на заправках «Лукойла» были неизменными с середины апреля, а за это время поднялись тарифы, с 1 июля были увеличены акцизы на бензин, никуда не делась и инфляция. При уровне инфляции в 6 - 7 процентов цены не могут оставаться неизменными».

В то же время «Лукойл» не стремится к резкому – сразу на 1 - 2 рубля – повышению цен. Семаков считает, что повышение должно быть ступенчатым, не более чем на 1%. Рост цен на топливо ближе к осени, по его словам, - обычное явление. С прогнозами представитель «Лукойла» затруднился. «Будут ли еще расти цены, трудно прогнозировать, - отметил он. - Но можно сказать, что если не возникнет каких-либо критических ситуаций, я имею в виду резкий рост или падение мировых цен на нефть, аварий, то колебания стоимости бензина, скорее всего, останутся в пределах инфляции. Это подтверждается нашими многолетними наблюдениями».

Из крупных операторов «Лукойл» первым решился на новое повышение, хотя некоторые более мелкие игроки начали переписывать ценники еще две недели назад.

РОЗНИЦА РАБОТАЕТ В УБЫТОК – ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ В ОПТОВОМ СЕКТОРЕ

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности представитель одной из крупнейших сетей АЗС Татарстана, косвенным драйвером роста топлива в Москве вполне могла стать также остановка на ремонт Московского НПЗ, которая запланирована на сентябрь. Выросли и пошлины, вновь отмечается рост цен по нефти. «Если в июле нефть стоила 102,58 доллара – сегодня средняя цена барреля уже 112,8 доллара, что дает нам в пересчете на тонну более 70 долларов роста на сырье, - пояснил источник. – В пересчете на рубли сырье подорожало уже на две тысячи рублей. Это тоже один из факторов роста, еще один фактор – это акцизы». Снизив акцизы, правительство одним росчерком пера может уронить стоимость топлива примерно на треть. Однако пока этого не происходит.

Вместе с тем, как отметил эксперт, тенденции роста цен в связи с дефицитом бензина не наблюдается – бензин на торговых площадках есть. «Оптовый сектор значительно подрос – по состоянию на 4 марта, когда были выборы, цифры были значительно ниже, - продолжает источник. – До выборов ситуацию контролировали жестко – на уровне председателя правительства. После выборов контроль ослаб. Сейчас опт вырос примерно на 6 - 7 тысяч рублей за тонну бензина, это четверть стоимости». Основные игроки на рынке – это те, кто производит бензин: "Роснефть", "Башнефть", "Лукойл", "Газпромнефть", BP. Эти пять компаний аккумулируют 80% нефтепереработки в стране – и эти компании заказывают музыку на рынке.

«Но, насколько я понимаю, играть больно-то не дадут, хотя уже сейчас есть оптовые цены на 92-й бензин по 32 рубля за литр. О каких розничных ценах можно говорить в такой ситуации? АЗС уже просто работают либо в минус по определенным видам топлива, либо на грани рентабельности, и не удивительно, что на рынке существует хорошее предложение по продаже заправок», - считает участник рынка. По его мнению, на розничном рынке контроль идет очень жесткий, а на оптовом рынке контроль осуществляет антимонопольная служба. В последние три года заниматься торговлей бензином в розницу просто невыгодно», - рассказал эксперт.

460-3.jpg
 Тенденция к росту цен у оптовых поставщиков привела к реакции и в розничном сегменте

ТЕНДЕНЦИЯ РОСТА ЕСТЕСТВЕННА, НО ВЫШЕ ИНФЛЯЦИИ РОСТА НЕ БУДЕТ

Как считает другой участник рынка, рост цен на 30 - 50 копеек – это немного, лишь 1% от стоимости, который розничная сеть перекладывает на потребителя. «Учитывая, что минэкономразвития анонсировал 6,8 процента годовой инфляции, то цены на топливо выше инфляции не уйдут, - полагает источник. - Цены фактически будут на уровне прошлых лет, не превышая уровня инфляции».

Рост розничных цен – тенденция совершенно ожидаемая, поскольку АЗС работают на пределе рентабельности. «По некоторым позициям бензина заправки работают практически в ноль, - утверждает эксперт. - Подъем уровня рентабельности до 5 - 6 процентов - это было бы просто супер!» Но стоимость бензина сдерживается в том числе и при помощи антимонопольщиков. «Для крупных вертикально интегрированных компаний, стремящихся к тотальному контролю над рынком, штраф в 200 миллионов рублей – комариный укус, а на мелкую сеть из десятка заправок 4 миллиона рублей – если не разорение, то толчок к продаже сети. А покупателей, кроме ВИНК, на рынке нет».

«Лукойл» тем не менее задал общий тренд на рынке – бензиновые игроки получили новый ценовой ориентир и начнут к нему подтягиваться. «Пока АЗС работали в ноль, отпускные цены на заводы дорожали. Они дорожали понемногу, потихонечку. Но подорожание на тысячу рублей за тонну сказывается очень болезненно. С кризиса 2008 года, когда все операторы поприжали все издержки, экономить уже не на чем. Да, можно снизить зарплаты операторам, уволить дворников, можно поставить энергосберегающие технологии. Но это же не беспредельно».

Кризис-2008 сказался и в том, что НПЗ перестали предоставлять отсрочку платежа малым и средним автозаправочным сетям – это заметно усложнило работу, и бензиновая розница дружно потянулась в очередь за кредитами.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор по стратегическому развитию ООО ИАЦ «Кортес» (Москва) Павел Строков, причины переписывания ценников на заправках «Лукойла» кроются в изменении конъюнктуры на мировом рынке. «На рынке идет рост цен на нефть и нефтепродукты, - сказал эксперт. – «Лукойл» отреагировал первым. Остальные, пусть и не сразу, но также отреагируют на эти изменения. Думаю, что увеличение стоимости на АЗС других компаний будет соизмеримо с 30 и 50 копейками за литр, на которые изменил цену «Лукойл».

С этим мнением согласился Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. «То, что идет рост розницы, – это естественно, поскольку рост начинается в оптовом секторе, - сказал он. - Если не будет дорожать топливо у производителя, не будет и роста на АЗС. Тенденция к росту у оптовых поставщиков есть – значит, следует ожидать реакции в розничном сегменте».

По мнению коммерческого директора сети АЗС «Автодорстрой» Алексея Пятницына, причина роста цен на топливо кроется в росте цен на нефть и повышении ее экспортной привлекательности. «Если смотреть на цену нефти с мая, например, и сегодняшнюю, то она существенно выросла, - говорит он. - Весной цена падала до 88 долларов за баррель, а сейчас стоит около 116. Кроме этого, есть и ожидание сезонного всплеска спроса на топливо. Но главную причину роста цены я связываю с ценой на нефть и ростом экспортной привлекательности с 1 июля по 1 августа».
 
А вот рост акцизов на росте стоимости бензина в Татарстане вряд ли сказывается. "Основные заводы, с которых поступает топливо в наш регион, - это ТАИФ-НК, уфимская группа заводов "Башнефти" и пермский "Лукойл", - говорит Пятницын. Эти производители уже перешли на выпуск топлива "Евро-5", и для них акциз даже уменьшился. К примеру, ТАИФ-НК дизтопливо "Евро-5" начал выпускать с 1 июня. С 1 июля и бензины, и дизель "Евро-5" начала делать и "Башнефть".

Цены на заправках «Автодорстроя» пока не поднимали. «Пока даже не могу точно вам сказать - будем мы поднимать цены или нет, - отметил Пятницын. - Пока у нас есть старые запасы, закупленные в предыдущий период. Если говорить о тенденциях на рынке, то какой-то небольшой коррекции вверх, наверное, все-таки следует ожидать. Потому что оптовые цены выросли. Причем на дизель цена в июле выросла очень резко именно из-за экспортной привлекательности».

Напомним, что ранее франчайзи «Лукойла» в Татарстане была сеть АЗС «Автодострой». Однако руководство последней недавно приняло решение работать под вывеской «Башнефти». Татарстанским оператором лукойловских станций выступает ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт». В Казани действуют заправки этой компании. В планах «Лукойла», заявленных в 2011 году, было открытие в Татарстане 50 новых АЗС.